ТОП 10:

Естественно-научные методы в археологии



Дендрохронологический метод – определение даты по древесным кольцам. Охватывает период до 10 тыс. лет. Условия:
- сохранность дерева
- регион с сезонностью климата

Метод ленточных глин. В основе метода лежит почвоведение. Датировка по отложениям глины на дне водоемов.

Радиоуглеродный метод. Основан на пропорции между углеродом С-12 и изотопом С-14. С момента гибели организма содержание изотопа С-14 начинает уменьшаться и за счет пропорции между С-12 и С-14 устанавливается датировка. Охватывает до 60 тыс. лет.

Калий-аргоновый метод. Применяется для неорганики. Основан на определении соотношения радиоактивного изотопа калия-40 и изотопа аргона-40 в вулканических минералах. Охватывает 1.3 млн. лет.

Термолюминесцентный анализ. Основан на том, что решетки кристаллов минералов улавливают альфа-частицы, испускаемые радиоактивными торием и ураном, а при нагревании эти частицы высвобождаются в виде света. Используется для анализа глины и керамики.

Вопрос №5

Археологический памятник — объект материальной культуры, несущий в себе определённый объём информации о прошлом. Синонимом этого понятия может считаться термин «артефакт» (от лат. artefactum — искусственно сделанное, — продукт человеческой деятельности).

Археологическим источником памятник становится после проведения должным образом раскопок со строгим соблюдением методики. У каждого вида памятников есть своя специфика, обусловленная видом и особенностями памятника.

Археологическим памятником могут служить всевозможные захоронения и поселения, города и заграждения, пещеры и всевозможные комплексы. Археологический памятник можно окрестить еще таким понятием, как артефакт, обозначающим то, что было сделано руками человека то, что имеет искусственное происхождение.

Однако не каждый такой объект может сделаться археологическим памятником. Изначально, если в ходе раскопок был обнаружен такой потенциальный памятник, то проводятся всевозможные исследования, делается разносторонний анализ, дающий полное представление о находке. Кроме того, все археологические памятники классифицируются между собой. А при этом учитывается их вид, особенности и характер применения. Однако строгое деление археологических памятников на типы практически не возможно, поскольку в себе они могут сочетать различные функции.

Археологические памятники бывают погребального типа. Это такие памятники, которые служили для захоронений людей. Среди них выделяются курганы, где могли хорониться отдельные люди, а также курганы, считавшиеся общей могилой. Встречаются еще подкурганное и грунтовое захоронение. Нередки и мемориальные комплексы, а также кенотафы, служащиеся для памяти погибших людей, у которых нет могилы, и некрополи, являющиеся массовым кладбищем.

Часто археологам встречаются так называемые бытовые памятники. К этой категории относятся всевозможные поселения и стоянки, городища и отдельные дома, помещения, где велись ремесленные и производственные работы. Поселенческие археологические памятники составляют и пещеры, где жили люди, сооружения, служащие для защиты от врага, а также комплексы, где занимались земледелием.

Следующую группу составляют ритуальные или культовые памятники. Здесь выделяются храмы, святилища, места, которые почитались народом. Культовое значение имели лабиринты, менгиры, кромлехи и дольмены.

Существуют и специфические памятники в археологии. Здесь можно выделить скрытые от посторонних глаз клады и затопленные города или корабли.

 

 

Вопрос №6

Палеолит (древний каменный век) — первый период каменного века: от возникновения человека (около 2 млн. лет назад) примерно до 10-го тыс. до н.э. Делится на древний (нижний) палеолит — время существования древнейших людей, и поздний (верхний) палеолит — время возникновения человека современного типа, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством.

Период в истории человечества, начавшийся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis. Это были сравнительно простые инструменты, известные как колуны,сфероиды

(грубо обитые камни) и отщепы. Homo habilis освоили каменные орудия в эпоху Олдувайской культуры, которые использовались в качестве рубил и каменных сердечников. Эта культура получила свое название в честь места, где были найдены первые каменные инструменты — Олдувайского ущелья в Танзании. Живущие в эту эпоху люди существовали преимущественно за счет мяса павших животных и собирательства дикорастущих растений, так как охота в это время не была еще распространена. Около 1,5 млн лет назад появился более развитый человеческий род Homo erectus. Представители данного вида (синантропы) научились использовать огонь и создавали более сложные рубящие инструменты из камня, а также расширили ареал своего обитания за счет освоения Азии, что подтверждается находками на плато Чжоукоудянь в Китае. Около 1 млн лет назад человек заселил Европу и начал использовать каменные топоры.

Социальная организация людей находилась на стадии первобытного стада (неустойчивое, формировалось с целью охоты, для защиты от врагов, животных, стихии). Орудия работы — в целом наиболее примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты. Хозяйство состояло из собирательства и охоты, люди вели кочевой образ жизни.

Поздний палеолит.

Период делится на два этапа: первый 45–25 тыс. лет до н.э. и второй 24 – 12 тыс. до н.э. На время 45–30 тыс. лет назад приходится фаза относительного потепления. Именно в этот краткий период смягчения климата позднепалеолитический человек – кроманьонец – проникает на север Русской равнины к Полярному кругу. В период 32 – 24 тыс. лет назад климатические условия стали ухудшаться. Климат стал холодным и континентальным. В целом, первая эпоха – время, хотя и неравномерного, но очень активного освоения всего пространства Евразии вне тропической зоны, в том числе и равнин Восточной Европы. Неандертальцы, как уже говорилось, были основными обитателями Европы. Около 37 – 36 тыс. лет назад сюда пришли гомо сапиенсы. Они сосуществовали ок. 7 тыс. лет , а ок. 29 тыс. лет назад к началу очередного похолодания неандертальцы вымерли. Стоянки: часто в местах скопления животных.

Жилище: Постоянные. Более совершенные, чем в мустье. В первую эпоху жилища напоминали чум – легкие наземные жилища, округлые или овальные в плане, конической формы. Сооружался каркас из жердей, который покрывался шкурами. Посередине был очаг – чашеобразное углубление, заполненное золой и углем. Во вторую эпоху, когда началось похолодание, появились жилища из костей мамонта. Бедренные кости мамонта использовались в качестве опорных столбов. Концы костей часто из-за промерзлого грунта втыкались в основания черепов. Появляются очаги сложной формы. Очаг изнутри либо обкладывался камнем, либо обмазывался глиной. Иногда от них отходят канавки-воздуховоды. В конце периода: дома строят уже без использования костей из дерева. Орудия: Появляется техника изготовления ноже видных пластин. От нуклеуса призматической формы откалывали верхушку, а затем от образовавшейся ударной площадки скалывали ровные ноже видные пластины с острыми прямыми краями. Они тоньше и острее толстых пластинок времен мустье. В целом, растет число специализированных орудий. Всего орудий более 90 видов. Много орудий из кости – это мотыги, гарпуны, наконечники дротиков, иглы с ушками, что говорит, кстати, и о наличии одежды. На стоянке Сунгирь (под Владимиром) есть копья из распрямленного бивня.

Особенно часто встречаются остатки головных уборов (или сложных причесок) как в погребениях, так и на женских скульптурах. Реконструируют два вида одежды. Один (на основании статуэтки из Бурети) позволяет реконструировать меховую одежду, в виде комбинезона шерстью наружу, плотно облегающего тело с головы до ног. Другая, более сложная одежда реконструируется О. Н. Бадером по погребению в Сунгире, по расположению низок бус и других украшений, нашитых на одежду. Так, сунгирьцы были одеты в плащи, заколотые крупными булавками. На них были штаны, обувь и т. д. (рис. 43).

Духовная культура. О ней мы судим по произведениям искусства и погребениям. Вероятно, только в верхнем палеолите возникает искусство. Почти одновременно появляются живопись. скульптура, гравюра, орнамент. Есть свидетельства о существовании музыкальных инструментов и танцев. Палеолитическое искусство поражает нас своим мастерством, выразительностью, своей эмоциональной окрашенностью, экспрессией. Особенно выразительны пещерная живопись, скульптура и гравюра. Пещерная многоцветная живопись с ее динамизмом, реализмом и декоративными композициями особенно потрясает зрителя. Основными сюжетами были образ зверя, в меньшей степени человека (чаще женщины). Сложные групповые композиции, объединенные сюжетом, встречаются редко. Появилась возможность предварительного районирования типов памятников искусства. Так, пещерная живопись встречается главным образом в Западной Европе - во Франции, Испании и Италии. На территории СССР пока известен лишь один памятник пещерного искусства - Каповая пещера на Урале. В Средней и Восточной Европе более характерна мелкая пластика (фигурки животных и птиц, женские статуэтки) и геометрический орнамент. То же типично и для памятников Сибири. На юге (Ближний Восток, Крым, Кавказ) памятники искусства в палеолите редки.

Содержание палеолитического искусства достаточно сложно и не ограничивается только кругом охотничьей магии. Многие исследователи видят в нем даже запись космологических представлений палеолитического человека. Большое место в творчестве палеолитического человека играет образ женщины. Ее скульптурные изображения известны в Европе и в Сибири. Обычно в изображении женщины видят сложный образ прародительницы - хозяйки зверей, охранительницы очага, повелительницы стихий (рис. 42). В последнее время предпринимаются попытки извлечь из палеолитического искусства зафиксированные в нем рациональные знания: знакомство со счетом, наличие календаря и т. п.

Погребения: усложняются. Складывается погребальный обряд. Сопровождающий материал. Украшения, ожерелья. Нанесение орнамента. Забота о захоронении стариков и детей.

Погребения. Они говорят о разнообразном и сложном погребальном обряде. Об этом свидетельствуют характер могильных сооружений, поза покойников, присыпка их красной охрой, а также специально положенные в погребение предметы: костяные и каменные орудия, украшения. Встречаются иногда и парные погребения. Как правило, погребения располагались на стоянках. Групповые могильники неизвестны. Погребения верхнего палеолита свидетельствуют о проявлении заботы об умершем сородиче и об усложнении мировоззрения, возникновении религиозных представлений

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.008 с.)