ТОП 10:

География: к востоку от Дьяковской культуры, в бассейне Камы до ее впадения в Волгу (Волго-Камье) и в Северо-Восточной Европе



Этническая принадлежность: финно-угорская. В е составе ананьинская, акозианская и постмаклашевская культуры, принадлежащие далеким предкам современных пермских и некоторых волжских народов финно-угорской ветви уральской языковой семьи – коми-пермяки и удмурты. Происхождение племен, обитающих в это время, большинство исследователей связывает с местным населением эпохи бронзы. Однако до настоящего времени этот вопрос остается предметом дискуссии и требует дальнейшего изучения.

Хозяйство: основа хозяйства – животноводство (Состав: свиньи, крупный рогатый скот, низкорослые лошади и овцы). Земледелие – подсобная роль (Мотыги костяные, бронзовые серпы, зернотерки). Широко распространена охота, в том числе на пушных зверей, а также рыболовство.

Материальная культура: особое мастерство в цветной и черной металлургии. (многочисленные бронзовые кельты и наконечники копий с рифлением по перу и отверстием в нижней части пера, мечи и кинжалы) в VIII-VII вв. до н.э. орудия бронзовые и биметаллические предскифского (киммерийского) типа, в VI-V вв. до н.э. железные акинаки местного производства. Боевые ножи с широким клинком и прямым лезвием, наконечники стрел костяные, черешковые и втульчатые (как у дьяковских), и бронзовые и железные скифо-сарматского типа. Боевые чеканы (клевцы) с трубчатой втулкой – как цельнобронзовые, так и биметаллические (бронза – втулка, железо – боевая часть)

Появляются новые формы сосудов со своеобразной сложно-шнуровой орнаментацией, новые формы кельтов.
Скорее всего, с приходом нового населения следует связать находки ярко выраженных монголоидных черепов в могильниках этого времени (Луговском, Ананьинском, Котловском).

Оружие и некоторые другие изделия украшены в местном зверином стиле

Керамика лепная, кругло- и плоскодонные сосуды с утолщенной шейкой, декорированные различными вдавлениями крученого шнура и гребенчатого штампа. Особенность западного региона ананьинской культуры(зона контактов с дьяковской культурой) - текстильная керамика = присутствие выходцев из Волго-Окского региона.

 

Основные памятники: могильники и поселения

Большинство поселений находятся в естественно укрепленных местах (мысах), городища, селища, временные стоянки.Оборонительная система из рва и вала, на которых могли стоять бревенчатые стены. Иногда вал обкладывался известняковыми плитами. Жилища – наземные дома срубной или каркасно-столбовой конструкции. Известны и длинные дома, разделенные на жилые отсеки с очагами в каждом.

Могильники бескурганные, размещаются по берегам рек. Крупнейшие – Ананьинский (правый берег Камы у с. Ананьино и в пяти верстах от Елабуги. Открыт случайно вследствие весенних разливов. Оригинальны две могилы VI-V вв. до н.э. под "курганами". В насыпи под самым богатым мужским погребением (так наз. "могила вождя") находилась выложенная плитами яма, имевшая вид лодки (около 5,2x2,7x0,9 м). "Ладья" состояла из двойного, а на дне - из тройного ряда плит, нижний из к-рых прилегал к сгнившим доскам. Над одним из "курганов" в древности была установлена каменная плита прямоугольной формы с круглым верхом (1,53x0,3 м). На плите был выгравирован воин в скифском костюме - остроконечном головном уборе, узком кафтане с поясом, штанах и мягких сапогах. ), Старший Ахмыловский и др. Практиковалось трупоположение в ямах (чаще на спине в вытянутом состоянии), значительно реже трупосожжение на стороне ( с последующим перемещением праха в ямы-могилы или в «домики мертвых», аналогичные дьяковским). Известны кенотафы.

Изредка обкладывали стены могильной ямы использовали каменные плиты или сооружали каменные ящики. Над могилами могли насыпаться земляные холмики, устанавливаться столбы или срубы-жилища, служившие домом для покойного ( либо в большинстве случаев закрытого в яме, либо оставленного непосредственно в доме).Иногда в межмогильном пространстве устанавливались каменные стелы – псевдоантропоморфные столбы с изображением орудия (топора и кинжала) и геометрических знаков, позднее – изваяния человеческих фигур с оружием.

Могилы размещались рядами, в них присутствует напутственная пища, оружие, украшения, керамические сосуды.

Известны жертвенные места, как самостоятельные, так и в пределах могильниов и поселений. Участки с массой прожженных костей животных и предметов обихода. Иногда золой жертвенного костра посыпали дно могилы и самого погребенного.

Имеются некоторые данные о древних верованиях местных племен. Есть основания предполагать, что на территории РТ в раннем железном веке сосуществовали две основные культовые традиции, имеющие разные истоки. Одна из них тесно связана с южным (иранским и кавказским) миром, о чем свидетельствуют находки предметов, характерных для этих областей. Другая линия восходит к системе ранних шаманских культов, характерных для обитателей лесотаежной зоны.

Загадочной, в некоторой степени, оказались судьба местных племен. Уже в VII в. до н. э., судя по археологическим материалам, наблюдается отток населения. К V в. до н. э. районы Приказанского Поволжья и приустьевой части р. Кама оказываются запустевшими полностью, а к IV в. до н. э. население покидает и восточные районы региона. Скорее всего это следует связывать со все более учащающимися набегами южных соседей: скифов и савроматов с целью захвата добычи.

Большинством исследователей принято считать, что население ананьинского времени сыграло основную роль в генезисе современных финно-язычных народов Поволжья и Прикамья.

В IV-III вв. до н.э. ананьинская культура эволюционировала в пьяноборскую культурно-историческую область, сущ. В III в. до н.э. – II в. н. э. Развиваются ананьинские традиции фортификации, домостроительства. Ритуалов. Возникают новые укрепленные поселения, старые продолжают жизнь. Могильник Пьяноборский бескурганный, как и ананьинские. Захоронения нового типа – в деревянных гробовищах. Обнаружено множество украшений (стеклянные бусы, подвески в форме вопросительного знака). Типичны массовые жертвоприношения. Самое известное костище – Гладеновское близ Перми, содержало ок. 19 тысяч украшений, монет, статуэток, в том числе вантичного и среднеазиатского производства.

Наибольшие изменения произошли в черной металлургии. Сыродутные горны представляют собой спаренные ямы. Железо вытесняло бронзу из сферы производства оружия. Появилось комбинированное литье в цветной металлургии. Набор оружия соответствует не скифской, а сарматской традиции: стрелы с железными трехлопастными наконечниками и костяными втульчатыми наконечниками.

 

Пометка из википедии по истории культур РТ

Ранние культуры на территории Татарстана
Камская культура (V—IV тыс. до н. э.)
Балановская культура (II тыс. до н. э.)
Срубная культура (XVIII—XII века до н. э.)
Абашевская культура (втор. пол. II тыс. до н. э.)
Приказанская культура (XVI—IX века до н. э.)
Ананьинская культура (VIII—III века до н. э.)
Пьяноборская культура (II век до н. э. — IV век н. э.)
Азелинская культура (III—VII века н. э.)
Именьковская культура (IV—VII века н. э.)
Средневековые государства Волго-Камья
Поволжская гунния (VI—VII века)
Западно-тюркский каганат (VII век)
Хазарский каганат (VII—IX века)
Волжская Булгария (VIII век — 1240)
Золотая Орда (1236—1438)
Казанское ханство (1438—1552)

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.004 с.)