ТОП 10:

Билет 22. Афанасьевская культура



Дата:III – начало II тыс. до н.э.

География:Алтайские горы, Минусинская котловина, Восточный Казахстан, Западная Монголия и Синьцзян.

Происхождение:предположительно культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями древнеямной культуры, ассимилировавшими местное население. Сменилась карасукской и окуневской культурами.

Памятники:

- поселенческие:высокогорные поселения на Алтае и в Туве (Кара-Тенеш, Усть-Куюм, Тоора-Даш), пещерные становища (Денисова, Каменная), святилища (Кара-Коба, Кучерла 1) и медные рудники в горном Алтае (Владимировка). Жилища прямоугольной формы (Кара-Тенеш); стены из бревен; керамика, костяные, каменные и медные орудия (втульчатые топоры, плоские тесла, двулезвийные черешковые ножи и шилья), кости животных; Вдоль стен каменные и земляные очаги, как и в пещерах. Пещеры и использовались пастухами как загоны для скота. Входы и проходы перекрывались плетнем или забором.

-погребальные:курганные могильники в предгорьях в предгорьях и в высокогорных долинах алтайской горной страны (Ело 1-2, Бике 1, Пещеркин Лог и др.) и в степях Минусинской котловины (памятник у Афанасьевской горы дал название культуре). Погребальные сооружения: кольца из камня и плит, сверху перекрытые бревнами или плитами; каменно-земляная насыпь или каменная вымостка внутри. Трупоположение: умершие лежат на спине с согнутыми в коленях ногами или на боку в скорченном положении. Инвентарь: глиняная и деревянная посуда, каменные сверленные и клиновидные топоры, песты, терочники, медные ножи и шилья, украшения из камня, кости, железа, меди, серебра и золота), напутственная пища.

Хозяйство:скотоводство (мелкий, крупный рогатый скот, лошади). Подвижно-сезонная система хозяйства с выпасом скота на высокогорных пастбищах – яйлажный тип кочевания. Охота на марала, косулю, горного козла, и пр. Собирание грибов, ягод, кореньев, трав. Рыболовство. В меньшей степени земледелие

Афанасьевцы – первые горняки и металлурги в Центральной Азии. Металлургия имеет ярко выраженный циркумпонтийский облик.

Этническая принадлежность:наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры, дожившей до III в. до н. э., по другой версии, тагарцы были скифами, а потомки афанасьевцев — тохарами, которых именно скифы-тагарцы вытеснили в Синьцзян. Большинство исследователей ассоциируют афанасьевскую культуру с (прото-)тохарами.Древнейшие представители индоевропейцев.

23)а) Существовала с XVII/XVI по X/IX вв. до н. э. В период расцвета охватывала границы от Левобережной Украины до Саяно-Алтая, от степей Северного Кавказа и пустынь Средней Азии до таежных районов Евразии. На ее территории ряд родственных металлургических и металлобрабатывающих очагов. Среди них-петровский, абашевский, сейминско-турбинский, алакульский, федоровский, срубный и др. Под их воздействием возникает ряд вторичных очагов-еловский, черкаскульский, приказанский, поздняковский. Все упомянутые очаги напрямую или косвенно связаны со срубной (от Южного Урала до Днепра) и андроновской (от Урала до Енисея) общностями. Родственный характер хозяйства скотоводческих племен, их многосторонние связи привели к интеграции производства позднего бронзового века во 2-ой пол. II тыс. до н. э. В этот момент для всех очагов характерны:

1) ножи черенковые с расширением-упором или же с перехватом, часто в форме кольцевого наплыва,

2) серпы с крюком для европейской зоны и без крюка для азиатской,

3) втульчатые копья и втульчатые желобчатые долота,

4) различные желобчатые украшения-подвески в полтора оборота, браслеты. Господство оловянных бронз. Тонкостенное литье в двусторонних и многосторонних формах со вставным сердечником, при помощи которого отливались орудия со слепой втулкой (копья, кельты-клиновидные топоры со слепой втулкой). Открытие этого приема связано с сейминско-турбинской культурой. Очаги базировались на многочисленных рудопроявлениях меди Урала, Казахстана, Тянь-Шаня. Важны были разработки касситерита (оловянного камня) в Казахстане и Рудном Алтае.

б) Абашевский очаг (Среднее Поволжье, Подонье, Башкирия, Южный Урал. Датируется 2-3 четв. II тыс. до н. э. Известны поселения, курганные и бескурганные могильники, клады металлических изделий. Поселения довольно велики, укреплены деревянными конструкциями и рвами. Стены построек почти не углублены в материк. Дома однокамерные, имеющие тамбурную часть. Могильники-невысокие насыпи с огромными ямами под ними. Ямы часто укреплялись деревянными перекрытиями. Умершие-на спине в вытянутом положении, иногда с подогнутыми ногами. Инвентарь представлен керамикой, украшениями, орудиями труда. Керамика-по форме перевернутый колокол, круглодонная и плоскодонная. Орнамент-геометрический. Пепкинский курган в Поволжье-27 мужских костяков и 2 черепа. Все они были перебиты в бою, о чем говорят следы смертельных ран. В погребении обнаружены: литейная форма проушного топора, плавильные чаши, наковальни, молоты. Клад на берегу Галичского озера-2 мужские статуэтки (солнечное и лунное божество), кинжал, вислообушный топор, браслеты. Хозяйство скотоводческое с подчиненным значением земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот. Абашевцы осваивали уральские медные месторождения (Таш Казган, Никольское). Специфические орудия: узковислообушный топор, плоские тесла долота, наконечники копий с разомкнутой втулкой, двулезвийные ножи с перехватом и ромбическим черенком, изогнутые серпы. Женщины носили нарядную одежду, украшая ее и головные уборы нашивными полукруглыми бляшкам, пронизками, бляшками-розетками. Носили очковидные подвески в полтора оборота, браслеты. Металл: чистая медь (до 90% изделий), мышь яковая бронза, биллон (сплав серебра с медью).

в) Сейминско-турбинский очаг. Центр расселения-Саяны и Алтай, откуда они двинулись на запад. За XVII-XV вв. прошли 4000 км. Использование коня как верхового животного, совершенное оружие и военная организация. Расходились по 3-м основным направлениям: северному (в бассейн Печоры), центральному (бассейн Средней Камы), южному (в низовьях Камы и Оки). Поселения не открыты. Основная масса находок найдена в пяти некрополях: три-Сейма, Турбино, Решное обнаружены к западу от Урала, два-Ростовка, Сатыга-к востоку. В могилах обычно отсутствуют человеческие останки. Погребальный инвентарь: отсутствие керамики; металлическое, каменное, костяное оружие, костяные защитные доспехи, бронзовое оружие втыкалось в дно, стенки или края могилы. Основные категории орудий и оружия: топоры-кельты шестигранные в сечении, топоры вислообушные, наконечники копий с вильчатым стержнем пера, двулезвийные пластинчатые ножи с черенком прямоугольной формы, ножи с фигурным черенком, оканчивающимся ромбическим навершием, двулезвийные прямые и однолезвийные изогнутые кинжалы с прилитой к клинку рукоятью, навершие которой обычно завершается фигурками животных (чаще всего лошадь или голова лося). На ноже из Ростовки-изображение лыжника, едущего за лошадью. Изделия изготовлены из чистой меди, мышьяковых и оловянных бронз. Редки изделия из серебра и золота (серебряные копья из Турбина и Бородинского клада, найденного в Одесской области). Источники металла: восток-алтайские бронзы, запад-уральские. С Урала также золото и серебро. Каменный инвентарь сейминско-турбинских племен: кремневые стрелы, Вкладыши серпов, скребки, бусы из нефрита и горного хрусталя. Сейминско-турбинские племена быстро исчезли, но их металлургическое влияние оказалось стойким. После их гибели в сер. II тыс. до н. э. в Северной Евразии отливаются копья, кельты, чеканы и др. вещей сейминско-турбинского типа.

24) Андро́новская культу́ра (культу́рно-истори́ческая о́бщность) — общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Западную Сибирь, западную часть Средней Азии,Южный Урал

.

 

Основные культуры АКИО:

-Петровская (XVII-XVIвв. до н. э. );

-Алакульская (XV-XIIIвв. до н. э. );

-Федоровская (XIII-Xвв. до н. э. ).

 

В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их поселки располагались в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой — в специальных загонах. Злаки возделывались на легких для обработки пойменных землях. Почва обрабатывалась вручную каменными и бронзовыми мотыгами. Охота и рыболовство большого значения в хозяйственной жизни не имели.

Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала.

Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поисках новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таёжную зону, где смешивались с аборигенным населением. В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская), сочетавшие местные и пришлые традиции. Под влиянием андроновской культуры у носителей этих культур сложились собственные бронзолитейные центры, сыгравшие большую роль в распространении металла в таежной зоне.

Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проездаколесниц.

Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику.

Основными домашними животными были лошадь и корова, также были приручены овцы, козы. Присутствовало примитивное земледелие.

Люди андроновской культуры освоили металлургию. Разрабатывались месторождения медной руды в Алтайских горах, а также в Казахстане.

26)

 

 

-Территор.: степь и лесостепь донецко-доно-волжского региона (от Вост. Украины на западе до Юж. Урала на востоке). Ядро Поволжье.

-Большую роль в формировании срубной общн-ти сыгр. ямные племена, сохранившиеся в Поволжье.

-Погребения:

1) Курганные насыпи, под кот. прямоуг. могильн. ямы (часто под бревенч. накатом, а внутри опорные столбы или срубы, а иногда этого вообще ничего нет).

2) Трупоположение: на левом боку на подсыпке из охры и мела, на органической подстилке.

-Поселения:

1) Вблизи рек.

2) Сост. из прямоуг. полуземлянок (их S доходит до 150м кв.; их стены укреплены бревнами; внутри неск. очагов (по-вид. , жило неск. парных семей).

-Керамика: плоскодонная, баночной формы, острореберная (сложенные основаниями усеч. конусы).

-Металлургия: (многочисл. находки) вислообушные топоры; черенковые ножи с расширением (упором или перехватом; прямоуг. и ромбовид. пяткой черенка); копья и желобчатые долота с несомкнутой втулкой; крюкастые сильно изогнутые серпы; харны кельты (когда вислообушные топоры выходят из употребления) с втулкой перпендик. лезвию.

-иделия восновном из меди и сурьмяно-мышьяковых бронз (много кладов бронзовых вещей, напр.: в Сос новой Мазе у г. Хвалынска);

-сырье восновном из Казахстана и Сред. Азии (хотяесть и свои рудники в Донецком бассейне и Приуралье) от андроновских племен;

-мастера-металлурги обособляются (находки Мосоловского поселения на Дону (Воронежская обл. ) ) и

соединяются в кланы с произ-вом для внеш. обмена.

-разнообр. литейн. формы (очень многое отливалось)

-есть находки плавильных чаш.

-Основа (!) С/Х:

1) придомное скот-во (в лесостепи);

2) полукочевое скот-во (в степи);

Стадо: круп. и мелк. рог. скот, лошадь. Орудия: серпы, топоры, зернотерки и т. д. (показ. налич. и земледелия).

 

 

Основная территория формирования срубной культуры лежит по Волге от Куйбышева до Волгограда и от Волги до Уральска. Одной из разновидностей погребального обряда было захоронение покойника в скорченном положении в срубе высотой в один-два венца. Эти срубы и послужили поводом для названия культуры. Находят трупоположения и в ямах. Срубные племена жили во второй половине II — начале I тысячелетия до н. э.

Жилищами служили полуземлянки значительной площади иногда до 150 кв. м и более). Их стены были укреплены бревнами. Внутри жилища располагалось несколько очагов. Видимо, здесь жило несколько парных семей.

Керамика срубной культуры приспособлена к плоскому поду печей, она плоско-донная. Преобладают баночные, почти цилиндрические сосуды и острореберные, как бы из сложенных основаниями двух усеченных конусов.

Металлических вещей в срубное время много — и мелких, и крупных. В металлургии происходят значительные изменения. Степные племена получают металл не из кавказских месторождений, а с Урала, из Средней Азии, Казахстана.

Набор бронзовых вещей в срубное время велик и разнообразен.

Основу хозяйства племен срубной культуры составляло скотоводство. Наибольшими были стада коров, обычны лошади. Найдены псалии — части удил, что говорит об использовании лошади для верховой езды. Растет роль земледелия, хорошо известны широкие металлические серпы с крюком для прикрепления к рукояти и бронзовые мотыги.

К концу срубной культуры в погребениях часто встречаются железные ножи.

Изменение климатических условий, истощение природных ресурсов и перенаселение привели к резкому сокращению численности населения и культурной трансформации племён срубной общности

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.1.126 (0.012 с.)