Принцип гуманизации в построении модели школьного ученического самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип гуманизации в построении модели школьного ученического самоуправления.



УТВЕРЖДЕН

Педагогическим советом

МАОУ гимназии № 29 г.Томска

(протокол №__ от «___»____201_ г.)

СОГЛАСОВАН

Нормативно - правовой комиссией

Совета гимназии

(протокол №__ от «___»____201_ г.)

 

УТВЕРЖДЕН

И введен в действие

приказом директора

МАОУ гимназии № 29 г.Томска

№ _____ от «___»____201_ г.

 

 

Научное сопровождение инновационного проекта:

 

Научный руководитель инновационного проекта:

Шаболина Светлана Владимировна, директор МАОУ гимназии № 29 г.Томска; сот. 8 – 923-431-88-06

Внутренние научные консультанты:

1. Домбровская Татьяна Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе; МАОУ гимназия № 29 г.Томска; сот. 8–952-883-63-23.

2. Подушкина Елена Викторовна, заместитель директора по научно – методической работе; МАОУ гимназия № 29 г.Томска; сот. 8 – 913-109-62-95.

3. Егорова Алла Владимировна, заместитель директора по учебно – воспитательной работе в начальной школе; МАОУ гимназия № 29 г.Томска; сот. 8–906–948–82-48.

4. Вандышева Ирина Валентиновна, учитель начальных классов; МАОУ гимназия № 29 г.Томска; сот.8-961-892-04-14.

5. Аристархова Валерия Борисовна; педагог - организатор МАОУ гимназия № 29 г.Томска; сот. 8–913-861-34-19.

 

Паспорт инновационного проекта
  1. Полное название инновационного проекта «Планета «Пульс» Проект ученического самоуправления «Планета «Пульс» (модель организации ученического самоуправления как залога формирования личности, способной к самореализации и адаптации в обществе)  
  2. Место апробирования инновационного проекта г.Томск, ул. Новосибирская, д.39, МАОУ гимназия №29 г. Томска  
  3. Руководитель инновационного проекта Домбровская Татьяна Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ гимназия № 29 г.Томска  
  4. Исполнители инновационного проекта - администрация гимназии; - классные руководители; - педагоги – организаторы; - учителя - предметники; - органы педагогического и ученического самоуправления; - методическое объединение классных руководителей; - педагог-психолог.    
  5. Цели инновационного проекта Создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование обучающихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.  
  6. Задачи инновационного проекта -создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого ученика; -развитие у школьников навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми; -вовлечение каждого школьника в разнообразную деятельность, что является основным механизмом формирования личности; -обучение школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность; -повышение интеллектуального уровня школьников, воспитание в детях и подростках добра и милосердия; -развитие творческой индивидуальности ребенка; -повышение педагогической культуры учителей, творческого и профессионального роста педагогического коллектива.­    
  7. Участники инновационного проекта - обучающиеся 1-11 классов; - учителя - предметники; - классные руководители; - педагоги дополнительного образования; - родители (законные представители); - сетевые партнёры.    
  8. Целевые группы, задействованные в инновационного проекте - администрация гимназии; - органы педагогического и ученического самоуправления; - классные руководители; - родители (законные представители).  
  9. Направления деятельности в инновационном проекте 1. Организационное. 2. Учебно-методическое. 3. Информационное. 4. Агитационно-пропагандистское. 5. Материально-техническое. Данные направления позволят: -формирование демократической культуры отношений педагогов и учеников. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений; -подготовка педагогов и членов ученического актива к управленческой и организаторской деятельности; -предоставление обучающимся (в соответствии со ст.34 п. 273 Федерального закона РФ «Об образовании», от 29.12.2012), права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития гимназии, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса; -формирование единого коллектива учителей, родителей и учеников; -участие органов ученического самоуправления в реализации социально-значимых проектов – художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-патриотических, благотворительных мероприятиях.  
  10. Нормативно - правовая база инновационного проекта -Федеральный закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г.; - Конституция Российской Федерации; - Гражданский кодекс Российской Федерации; -Программа развития воспитательной системы МАОУ гимназии№29 г. Томска; - Конвенция о правах ребёнка; - Устав МАОУ гимназии № 29 г. Томска; -Правила внутреннего распорядка и поведения для обучающихся МАОУ гимназии №29 г. Томска.    
  11. Сроки и этапы реализации инновационного проекта Сроки реализации: 01 сентября 2013 года – 31 августа 2018 г. Этапы реализации: I этап. Подготовительный (аналитический) - 2013-2014 год: -анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах; -совершенствование нормативно – правовой базы; -определение стратегии и тактики деятельности; -разработка инновационного проекта по ученическому самоуправлению; -обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на формирование лидерских качеств обучающихся; - создание системы мониторинга. II этап. Организационный - 2014 – 2015 учебные годы: -формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления; -использование в учебно-воспитательном процессе гимназии личностно-ориентированных приемов и методов для формирования у учеников лидерских качеств; -вовлечение школьников в КТД гимназии; -создание проблемно-творческой группы школьников из ученического актива гимназии; -проведение социологического опроса с целью определения ключевых проблем в жизни гимназии; -проведение микроисследований с целью определения групп учеников, имеющих способностей в лидерской сфере; -освещение в школьных средствах массовой информации (стенд, газета «Небо») деятельности органов самоуправления. III этап. Реализация и развитие - 2015-2016, 2016-2017 учебные годы: -отработка механизмов сотрудничества и совершенствование отношений «ученического самоуправления – педагогический коллектив»; -участие органов ученического самоуправления в художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-патриотических, благотворительных и других мероприятиях. IV этап. Анализ результатов, итоги работы - 2016-2017, 2017-2018 учебный год: -мониторинг качества реализации проекта; -обработка и анализ полученных в ходе реализации проекта результатов; -оценка личностного роста учеников – членов ученических активов; -уровень сформированности ученического коллектива в каждом классе; -соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами; -представление опыта работы по инновационному проекту на разных уровнях.    
  12. Ресурсы инновационного проекта - кадровые; -материально – технические; - контроль как ресурс; - локально – правовые; - финансовые.    
  13. Ожидаемый конечный результат -создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого обучающегося; -развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми; -вовлечение каждого школьника в разнообразную позитивную деятельность, что является основным механизмом формирования личности ребёнка; - обучение школьников формам и методики управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся; -развитие творческой индивидуальности ребенка; -повышение педагогической культуры учителей, творческого и профессионального роста педагогического коллектива.  
Содержание проекта  
         

 

«Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему, нравственному - и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда человеческое достоинство. В этом и должна состоять цель воспитания и учения»

К.Д.Ушинский

I. Пояснительная записка

 

В концепции модернизации российского образования на период до 2015 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащихся. Современное общество ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решение которых позволит молодому поколению наиболее полно реализовать себя в общественной жизни. Перемены в общественной жизни страны подтолкнули педагогические коллективы школ, лицеев, гимназий обратиться к демократической форме организации жизнедеятельности ученических коллективов, обеспечивающие развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижений общественно-значимых целей.

В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Понятие «самоуправление» появилось ещё с времён педагогической деятельности А.С. Макаренко и Н.К.Крупской. Современная педагогика дает определение понятию «самоуправление» как принципу автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объедине­ниями в гражданском обществе.

Самоуправление общеобразовательного учреждения наравне с единоначалием - это принцип управления общеобразовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательно­го процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального законодательства право на участие в управлении образовательным учреждением.

Ученическое самоуправление - это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо разработать модель деятельности школы по формированию социально-значимых качеств личности учащихся в условиях вовлечения их в работу детской школьной организации. Современная модернизация Российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим в МАОУ гимназии № 29 г. Томска и возникла необходимость разработки инновационного проекта «Планета «Пульс» по организации ученического самоуправления.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью в разработке и реализации модели самоуправления школьников, выявлении и обосновании педагогических условий формирования социально-значимых качеств личности ученика общеобразовательного учреждения в условиях детской школьной организации. Анализ научных исследований в области формирования социально-значимых качеств личности ученика, а также педагогического опыта позволяет сделать вывод о недостаточном использовании потенциала ученического самоуправления в этой деятельности. Это позволило выявить ряд объективных противоречий между:

- потребностью общества в социально и профессионально компетентных и готовых к саморазвитию и самореализации выпускниках школ и отсутствием научно обоснованного процесса формирования социально-значимых качеств учащихся в условиях ученического самоуправления;

- потребностью личности в саморазвитии, самоутверждении, самовыражении и реальными условиями организации самоуправленческой деятельности в общеобразовательном учреждении;

- возрастающим воспитательным потенциалом социально-значимой деятельности и недостаточной практической готовностью выпускника образовательного учреждения к овладению этим потенциалом.

Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем учебного заведения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в современных социальных проблемных ситуациях.

II. Концепция инновационного проекта «Планета «Пульс»

Развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Государство заинтересовано в том, чтобы граждане понимали, что конституционная основа Российской Федерации – местное самоуправление. Стране нужны люди – профессионалы, которые могут, благодаря своему опыту, решать конкретные вопросы, т.к. образовался дефицит лидеров деятельных, инициативных, способных делать и нести ответственность за свои действия. Справиться с этой проблемой как раз и поможет ученическое самоуправление. Лидеров нужно растить со школьной скамьи. Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических исследованиях, можно выделить основные принципы построения модели школьного ученического самоуправления.

1. Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данный принцип используется при позиционной, организационной, управленческой модели.

2. Модульный принцип построения модели самоуправления. Наличие у школьного самоуправления значительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет нас провести анализ возможных степеней взаимодействия между ними. Модульный принцип построения модели позволяет расширить границы и возможности анализа проблемы школьного ученического самоуправления.

3. Принцип структурности в построении модели школьного самоуправления. Позиционная, организационная, нормативно-правовая, управленческая модели. Структура должна выражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних изменениях условий протекания деятельности.

IV. Цель и задачи

 

Главной целью школьного самоуправления является создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

Цель ученического самоуправления определяется моделью выпускника гимназии. Выпускник гимназии – это не только высокообразованная, всесторонне развитая творческая личность, но и личность, которой свойственны следующие качества:

o высокая нравственность, гуманность, толерантность отношений;

o патриотизм, политическая грамотность;

o активная жизненная позиция;

o способность к самоопределению в социуме и культуре.

Стратегическая цель инновационного проекта: разработка модели организации работы с обучающимися по формированию лидерских качеств с целью самореализации и совместной деятельности подростков, развития у них творческого потенциала, организаторских способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры.

Тактическая цель инновационного проекта: создание системы мотиваций по выполнению обучающимися гимназии плана мероприятий ученического самоуправления «Планета «Пульс» и Правил внутреннего распорядка и поведения для обучающихся МАОУ гимназии №29 г. Томска.

Педагогическая цель инновационного проекта: формирование у педагогов нового отношения к ребенку не как к объекту обучающих воздействий, а как к самоизменяющемуся субъекту учения со своей индивидуальной траекторией развития и саморазвития.

 

Исходя из всего вышеперечисленного, вытекают следующие задачи инновационного проекта:

1.Создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социа­лизацию каждого учащегося.

2.Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого уча­щегося с учетом его возможностей и природных задатков.

3.Предоставление учащимся возможности моделирования вместе с педагогами системы управления гимназии (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс).

4.Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, уме­ний, начальных навыков коллективной и руководящей деятельности.

5.Развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстника­ми и

взрослыми.

6.Использование адекватных форм в реализации своих замыслов.

7.Диагностирование и анализ результатов деятельности обучающегося и его окружения.

8.Развитие инициативы, творческой индивидуальности обучающегося.

УТВЕРЖДЕН

Педагогическим советом

МАОУ гимназии № 29 г.Томска

(протокол №__ от «___»____201_ г.)

СОГЛАСОВАН

Нормативно - правовой комиссией

Совета гимназии

(протокол №__ от «___»____201_ г.)

 

УТВЕРЖДЕН

И введен в действие

приказом директора

МАОУ гимназии № 29 г.Томска

№ _____ от «___»____201_ г.

 

 

Научное сопровождение инновационного проекта:

 

Научный руководитель инновационного проекта:

Шаболина Светлана Владимировна, директор МАОУ гимназии № 29 г.Томска; сот. 8 – 923-431-88-06

Внутренние научные консультанты:

1. Домбровская Татьяна Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе; МАОУ гимназия № 29 г.Томска; сот. 8–952-883-63-23.

2. Подушкина Елена Викторовна, заместитель директора по научно – методической работе; МАОУ гимназия № 29 г.Томска; сот. 8 – 913-109-62-95.

3. Егорова Алла Владимировна, заместитель директора по учебно – воспитательной работе в начальной школе; МАОУ гимназия № 29 г.Томска; сот. 8–906–948–82-48.

4. Вандышева Ирина Валентиновна, учитель начальных классов; МАОУ гимназия № 29 г.Томска; сот.8-961-892-04-14.

5. Аристархова Валерия Борисовна; педагог - организатор МАОУ гимназия № 29 г.Томска; сот. 8–913-861-34-19.

 

Паспорт инновационного проекта
  1. Полное название инновационного проекта «Планета «Пульс» Проект ученического самоуправления «Планета «Пульс» (модель организации ученического самоуправления как залога формирования личности, способной к самореализации и адаптации в обществе)  
  2. Место апробирования инновационного проекта г.Томск, ул. Новосибирская, д.39, МАОУ гимназия №29 г. Томска  
  3. Руководитель инновационного проекта Домбровская Татьяна Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ гимназия № 29 г.Томска  
  4. Исполнители инновационного проекта - администрация гимназии; - классные руководители; - педагоги – организаторы; - учителя - предметники; - органы педагогического и ученического самоуправления; - методическое объединение классных руководителей; - педагог-психолог.    
  5. Цели инновационного проекта Создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование обучающихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.  
  6. Задачи инновационного проекта -создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого ученика; -развитие у школьников навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми; -вовлечение каждого школьника в разнообразную деятельность, что является основным механизмом формирования личности; -обучение школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность; -повышение интеллектуального уровня школьников, воспитание в детях и подростках добра и милосердия; -развитие творческой индивидуальности ребенка; -повышение педагогической культуры учителей, творческого и профессионального роста педагогического коллектива.­    
  7. Участники инновационного проекта - обучающиеся 1-11 классов; - учителя - предметники; - классные руководители; - педагоги дополнительного образования; - родители (законные представители); - сетевые партнёры.    
  8. Целевые группы, задействованные в инновационного проекте - администрация гимназии; - органы педагогического и ученического самоуправления; - классные руководители; - родители (законные представители).  
  9. Направления деятельности в инновационном проекте 1. Организационное. 2. Учебно-методическое. 3. Информационное. 4. Агитационно-пропагандистское. 5. Материально-техническое. Данные направления позволят: -формирование демократической культуры отношений педагогов и учеников. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений; -подготовка педагогов и членов ученического актива к управленческой и организаторской деятельности; -предоставление обучающимся (в соответствии со ст.34 п. 273 Федерального закона РФ «Об образовании», от 29.12.2012), права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития гимназии, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса; -формирование единого коллектива учителей, родителей и учеников; -участие органов ученического самоуправления в реализации социально-значимых проектов – художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-патриотических, благотворительных мероприятиях.  
  10. Нормативно - правовая база инновационного проекта -Федеральный закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г.; - Конституция Российской Федерации; - Гражданский кодекс Российской Федерации; -Программа развития воспитательной системы МАОУ гимназии№29 г. Томска; - Конвенция о правах ребёнка; - Устав МАОУ гимназии № 29 г. Томска; -Правила внутреннего распорядка и поведения для обучающихся МАОУ гимназии №29 г. Томска.    
  11. Сроки и этапы реализации инновационного проекта Сроки реализации: 01 сентября 2013 года – 31 августа 2018 г. Этапы реализации: I этап. Подготовительный (аналитический) - 2013-2014 год: -анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах; -совершенствование нормативно – правовой базы; -определение стратегии и тактики деятельности; -разработка инновационного проекта по ученическому самоуправлению; -обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на формирование лидерских качеств обучающихся; - создание системы мониторинга. II этап. Организационный - 2014 – 2015 учебные годы: -формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления; -использование в учебно-воспитательном процессе гимназии личностно-ориентированных приемов и методов для формирования у учеников лидерских качеств; -вовлечение школьников в КТД гимназии; -создание проблемно-творческой группы школьников из ученического актива гимназии; -проведение социологического опроса с целью определения ключевых проблем в жизни гимназии; -проведение микроисследований с целью определения групп учеников, имеющих способностей в лидерской сфере; -освещение в школьных средствах массовой информации (стенд, газета «Небо») деятельности органов самоуправления. III этап. Реализация и развитие - 2015-2016, 2016-2017 учебные годы: -отработка механизмов сотрудничества и совершенствование отношений «ученического самоуправления – педагогический коллектив»; -участие органов ученического самоуправления в художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-патриотических, благотворительных и других мероприятиях. IV этап. Анализ результатов, итоги работы - 2016-2017, 2017-2018 учебный год: -мониторинг качества реализации проекта; -обработка и анализ полученных в ходе реализации проекта результатов; -оценка личностного роста учеников – членов ученических активов; -уровень сформированности ученического коллектива в каждом классе; -соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами; -представление опыта работы по инновационному проекту на разных уровнях.    
  12. Ресурсы инновационного проекта - кадровые; -материально – технические; - контроль как ресурс; - локально – правовые; - финансовые.    
  13. Ожидаемый конечный результат -создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого обучающегося; -развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми; -вовлечение каждого школьника в разнообразную позитивную деятельность, что является основным механизмом формирования личности ребёнка; - обучение школьников формам и методики управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся; -развитие творческой индивидуальности ребенка; -повышение педагогической культуры учителей, творческого и профессионального роста педагогического коллектива.  
Содержание проекта  
         

 

«Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему, нравственному - и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда человеческое достоинство. В этом и должна состоять цель воспитания и учения»

К.Д.Ушинский

I. Пояснительная записка

 

В концепции модернизации российского образования на период до 2015 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащихся. Современное общество ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решение которых позволит молодому поколению наиболее полно реализовать себя в общественной жизни. Перемены в общественной жизни страны подтолкнули педагогические коллективы школ, лицеев, гимназий обратиться к демократической форме организации жизнедеятельности ученических коллективов, обеспечивающие развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижений общественно-значимых целей.

В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Понятие «самоуправление» появилось ещё с времён педагогической деятельности А.С. Макаренко и Н.К.Крупской. Современная педагогика дает определение понятию «самоуправление» как принципу автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объедине­ниями в гражданском обществе.

Самоуправление общеобразовательного учреждения наравне с единоначалием - это принцип управления общеобразовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательно­го процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального законодательства право на участие в управлении образовательным учреждением.

Ученическое самоуправление - это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо разработать модель деятельности школы по формированию социально-значимых качеств личности учащихся в условиях вовлечения их в работу детской школьной организации. Современная модернизация Российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим в МАОУ гимназии № 29 г. Томска и возникла необходимость разработки инновационного проекта «Планета «Пульс» по организации ученического самоуправления.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью в разработке и реализации модели самоуправления школьников, выявлении и обосновании педагогических условий формирования социально-значимых качеств личности ученика общеобразовательного учреждения в условиях детской школьной организации. Анализ научных исследований в области формирования социально-значимых качеств личности ученика, а также педагогического опыта позволяет сделать вывод о недостаточном использовании потенциала ученического самоуправления в этой деятельности. Это позволило выявить ряд объективных противоречий между:

- потребностью общества в социально и профессионально компетентных и готовых к саморазвитию и самореализации выпускниках школ и отсутствием научно обоснованного процесса формирования социально-значимых качеств учащихся в условиях ученического самоуправления;

- потребностью личности в саморазвитии, самоутверждении, самовыражении и реальными условиями организации самоуправленческой деятельности в общеобразовательном учреждении;

- возрастающим воспитательным потенциалом социально-значимой деятельности и недостаточной практической готовностью выпускника образовательного учреждения к овладению этим потенциалом.

Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем учебного заведения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в современных социальных проблемных ситуациях.

II. Концепция инновационного проекта «Планета «Пульс»

Развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Государство заинтересовано в том, чтобы граждане понимали, что конституционная основа Российской Федерации – местное самоуправление. Стране нужны люди – профессионалы, которые могут, благодаря своему опыту, решать конкретные вопросы, т.к. образовался дефицит лидеров деятельных, инициативных, способных делать и нести ответственность за свои действия. Справиться с этой проблемой как раз и поможет ученическое самоуправление. Лидеров нужно растить со школьной скамьи. Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических исследованиях, можно выделить основные принципы построения модели школьного ученического самоуправления.

1. Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данный принцип используется при позиционной, организационной, управленческой модели.

2. Модульный принцип построения модели самоуправления. Наличие у школьного самоуправления значительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет нас провести анализ возможных степеней взаимодействия между ними. Модульный принцип построения модели позволяет расширить границы и возможности анализа проблемы школьного ученического самоуправления.

3. Принцип структурности в построении модели школьного самоуправления. Позиционная, организационная, нормативно-правовая, управленческая модели. Структура должна выражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних изменениях условий протекания деятельности.

Принцип гуманизации в построении модели школьного ученического самоуправления.

5. Принцип междисциплинарности в построении модели ученического самоуправления. Указанный принцип предполагает использование содержания и методов различных научных и учебных дисциплин.

6. Принцип самоуправления в построении модели ученического самоуправления. Реализация данного принципа создает возможности конструирования своего собственного образа, проектирования жизненной траектории.

Выделенные принципы построения модели ученического самоуправления определяют общий путь ее создания. Все составляющие элементы, знако



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.144.71 (0.09 с.)