Упражнение «Рассказ про школу» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Рассказ про школу»



Содержание программы

Программа включает в себя 4 тематических блока (на каждый блок — 2 занятия). Каждое занятие состоит из пяти упражнений.

Продолжительность занятий: одно занятие — 80 минут; 1—2 занятия в неделю.

Количествоучастников: 8—10 человек.

 

Блок I. «Я в школе»

Занятие 1
Упражнение «Приветствие — улыбка»

Цель: снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.

Ведущий. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Мы с вами еще не знакомы, а поэтому я предлагаю вам встать в круг и по очереди назвать свое имя. Только соблюдайте одно условие — если назвать свое имя мрачно и тихо, то можно представить, как неприятно будет вашему собеседнику. Поэтому важно украсить свое приветствие улыбкой или каким-нибудь жестом, фразой, которые непременно порадуют другого человека. Итак, начинаем!

(Участники по кругу представляют себя.)

Спасибо, игра окончена!

Упражнение «Рассказ про школу»

Цель: изучение школьной мотивации, повторение школьных правил.

Ведущий. Давайте теперь поразмышляем. Вы ходите в школу не первый год, вы уже окончили начальную школу и многому научились. Что для вас изменилось в этом году? А зачем ходит в школу первоклассник? А пятиклассник? А одиннадцатиклассник? Как изменились школьные правила? Что бы вы рассказали о вашей школе новому знакомому?

Упражнение «Волшебная планета»

Цель: развитие творческого воображения, снижение эмоционального напряжения.

Ведущий. А теперь возвращаемся на рабочее место, садимся за стол. Перед вами — лист бумаги и цветные карандаши. На листе изображен круг, но это на самом деле потерянная в космосе планета. На ней есть жизнь, и любой корабль, затерявшись в космосе, мог найти здесь приют и доброту. Но злой колдун, увидев ее, решил спрятать от посторонних глаз и окружил густым туманом, оставив только контур планеты. Помогите жителям планеты, нарисуйте то, что, на ваш взгляд, мог стереть колдун. Придумайте планете название.

Время работы — 10 минут.

Во время работы можно включить тихую, спокойную музыку.

Упражнение «Невесомость»

Цель: тренинг мышечного расслабления.

Выполняется под музыку.

Ведущий. А теперь сядьте поудобней, закройте глаза и попробуйте представить себя на этой планете. Что на вас надето, как вы себя там чувствуете, какой там воздух, что вас окружает. Представьте, что на вас дует легкий ветерок и вы становитесь практически невесомыми. Постарайтесь расслабить руки, ноги, плечи.

Можно прочитать детям отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне».

Упражнение «Доброе пожелание»

Цель: подведение итогов работы, рефлексия участников группы.

Участники группы вместе с ведущим становятся в круг и берутся за руки.

Ведущий. Наше первое занятие подходит к концу, и мне очень хочется, чтобы каждый пожелал своему соседу слева что-то хорошее и доброе. Например: я желаю Маше большой удачи. А теперь дальше, пока не замкнется круг. Спасибо, до свидания!

Занятие 2

Ведущий. Дорогие друзья! Я рада снова встретиться с вами в нашей комнате друзей. Вам понравилась наша прошлая встреча? Сегодня я предлагаю провести время так же интересно. Итак, начинаем!

Упражнение «Нарисуй свою визитку»

Цель: раскрыть представление ребенка о самом себе.

Участникам группы раздаются карточки из плотной бумаги, цветные карандаши.

Ведущий. Вы, наверное, знаете, что на важных встречах все люди носят на груди визитки (бейджики), которые специально готовят дизайнеры. Сейчас вам представится возможность изготовить себе такую визитку. Время работы будет ограничено пятью минутами. Вы должны использовать свое имя, цвет, маленький рисунок. Начинаем работу.

Упражнение «Чемодан»

Цель: подведение итогов работы.

Ведущий. А теперь я приглашаю вас вернуться в круг. Представьте, что в центре нашего кргуа стоит чемодан, который нужно собрать в дорогу. Только вместо вещей в этом чемодане будут находиться те качества, которыми вы готовы поделиться с другими людьми. Необходимо соблюдать условие — каждый по очереди называет какое-либо качество для того человека, которого я назову.

Блок II. «Я и Я — другие»

Занятие 1
Упражнение «Я вас приветствую!»

Цель: создание благоприятной атмосферы для работы группы.

Ведущий. Здравствуйте, друзья! Предлагаю начать сегодняшний день таким образом. Каждый из вас должен подойти к участникам группы по очереди и поздороваться, обратившись по имени. Например: «Здравствуй, Коля! Я рад тебя видеть!» Главное условие — никого не пропускать и обратиться к каждому с добрыми пожеланиями. Кто хотел бы начать игру?

А теперь внимательно посмотрите — со всеми ли вы поздоровались?

(Затем участники возвращаются в круг.)

Как вам кажется, какое настроение сегодня у участников группы?

Упражнение «Да и нет»

Цель: обучение навыкам общения.

Дети встают в круг. Ведущий кидает мяч по своему выбору и задает вопросы, отвечать на которые можно лишь «да» и «нет». Другие ответы давать нельзя. Кроме этого, работать надо в темпе, быстро отвечать и кидать мячик обратно.

Вопросы:

— Ты уже ходишь в школу?

— Тебе 155 миллионов лет?

— Ты вчера был на рыбалке?

— Ты любишь мороженое?

— Ты любишь гулять в парке?

— Ты сегодня завтракал?

— Ты любишь слушать музыку?

— Ты умеешь летать?

— Ты читаешь книги?

— У тебя желтая шапка с розовым помпоном?

— Ты знаешь, как тебя зовут?

Упражнение «Мозаика»

Цель: развитие творческого воображения.

Участникам группы предлагается собрать картинку из частей.

Можно использовать два варианта:

групповая работа — все собирают картинку вместе;

индивидуальная работа — каждый участник собирает свою картинку.

Упражнение «Цветок»

Цель: расслабление, эмоциональная поддержка.

Ведущий. А теперь мы возвращаемся в круг. Пожалуйста, слушайте внимательно мою инструкцию. Садимся на корточки, сжимаемся в комочек, закрываем глаза, опускаем голову, руки. Представьте себе, что вы — маленькое зернышко, которое спряталось в земле. Но вот наступила весна, вылезло солнышко, прогрело своими лучами землю, и зернышко стало прорастать. И вот получился прекрасный цветок. Потихоньку поднимаем голову, поднимаем руки, поднимаемся на ноги, потягиваемся. А теперь поворачиваемся к солнышку влево-вправо, чтобы наш воображаемый цветок подставил теплым лучам каждый лепесток.

Скажите, что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Спасибо, игра окончена, и наше занятие завершилось. До встречи!

Занятие 2
Упражнение «Молчаливый круг»

Цель: формирование благоприятной атмосферы в группе, стимулирование работоспособности.

Участники группы сидят в кругу. Ведущий молча передает мячик какому-нибудь участнику. Получивший мяч становится ведущим, он принимает позу, которую должны повторить все, а затем передает мяч другому. Главное условие — молчание.

Упражнение «Лица»

Цель: тренировка умения распознавать эмоциональные состояния.

Ведущий поочередно предъявляет группе карточки с изображением лиц. Задача участников группы — угадать, какое эмоциональное состояние у изображенного на картинке. Ведущий задает уточняющие вопросы: «Почему вы считаете, что ему… грустно, весело, он расстроен?» И пр.

Для этого упражнения необходимо заранее заготовить карточки, изображающие разные эмоциональные состояния.

Упражнение «Правила дружбы»

Цель: обучение коммуникативным навыкам.

Ведущий. Я думаю, вы согласитесь с тем, что, когда мы общаемся с другими людьми и хотим, чтобы это общение было дружеским, нам необходимо соблюдать некоторые правила. Сейчас мы по очереди будем предлагать свои правила общения. Один участник начинает, следующий повторяет предыдущее и называет свое. Таким образом, вы показываете собеседнику, что слышите его и готовы с ним общаться. Если нет вопросов, начинаем!

Примеры правил: «Нужно помогать другим людям», «Нельзя причинять физическую боль человеку».

Упражнение «Угадай друга!»

Цель: формирование навыков социальной перцепции.

Один человек выходит из комнаты, а оставшиеся загадывают кого-либо из присутствующих в группе. Вошедший должен угадать, кого загадала группа. Для этого он может задавать лишь вопросы:

• Что нравится этому человеку?

• Если бы это человек был фруктом, то каким?

• Если бы этот человек был птицей, то какой?

• На какую книгу этот человек похож?

Минута внимания

гриб снежинка !
Г   футбол
солнышко красный треугольник мяч

БЛОК III. «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ»

Занятие 1
Упражнение «Цветочное имя»

Цель: установление благоприятного эмоционального климата в группе.

Ведущий. Добрый день, уважаемые участники группы! Сегодня мы попробуем представиться друг другу новым способом при помощи названия цветов. Например: Татьяна — тюльпан. Все участники должны запомнить цветочные имена друг друга, а затем попробовать их воспроизвести. Итак, кто хочет начать игру?

Упражнение «Времена года»

Цель: развитие внимания, координации слуховых и двигательных анализаторов.

Ведущий. А теперь я приглашаю вас встать в круг. Попробуйте запомнить следующие обозначения. Если я говорю «зима», вы должны скрестить руки на груди, «весна» — вытянуть руки вперед, «лето» — поднять руки вверх, «осень» — развести руки в стороны. Будьте очень внимательны! Начинаем!

Упражнение «Я скажу вам «До свидания!»

Цель: создание атмосферы доверия, возможности высказаться.

Ведущий. Постарайтесь запомнить своих соседей слева и справа. Подумайте, какое пожелание вы могли бы им высказать, чтобы у них весь день было хорошее настроение. Лучше начать с фразы: «Я говорю тебе «До свидания, Саша» и желаю тебе счастья и радости!» Обращаться друг к другу надо обязательно по имени.

Заключительное слово участников группы и ведущего.

Занятие 2
Упражнение «Характеры»

Цель: знакомство детей с качествами людей, изучение самооценочных представлений.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем наш день со следующего упражнения. Вы, наверное, знаете, что каждый человек имеет свой характер, свои вкусы и привычки, внешность, манеру поведения, особенности характера отличающие его от других людей. Каждый из нас имеет качества, которые могут не встречаться у другого человека. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и ручка. Предлагаю вам следующее задание: я буду называть какую-либо черту человека, ваша задача — назвать противоположную черту, но записать в свой листок надо ту черту, которая, как вы считаете, вам подходит.

Итак, начинаем:

• трудолюбивый — ленивый

• щедрый — жадный

• отзывчивый — безучастный

• добрый — честный

• внимательный — рассеянный

• дисциплинированный — шаловливый

• вежливый — грубый

• общительный — замкнутый

• простодушный — хитрый

• целеустремленный — легкомысленный

Полученные результаты можно обсудить.

Упражнение «Ситуация»

Цель: ориентировка детей в ситуациях, где требуется принятие решений.

Ведущий. Нам необходимо разделиться на 4 команды. А теперь слушаем внимательно задание. В течение жизни мы все сталкиваемся с какими-либо ситуациями. Одни из них нам приятны и радостны, другие заставляют задуматься, третьи же кажутся просто неразрешимыми. Но тем не менее любая требует принятия решения и ответа на вопрос: «Как лучше поступить?» Сейчас я предложу вам различные ситуации, с которыми вы можете встретиться в жизни. Ваша задача — найти выход из ситуации и объяснить, почему именно этот вариант вам кажется наиболее удачным.

На каждую группу дается одна ситуация, которую дети обсуждают в течение 5–10 минут. Затем каждая группа представляет свою ситуацию и способ ее решения для других участников занятия, которые могут задавать вопросы. Ведущий стимулирует работу групп, руководит процессом обсуждения.

1. ЧТО ПРОИЗОШЛО: ты нечаянно разбил мамину красивую чашку.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

• убрать осколки и ждать пока мама сама обнаружит пропажу, а затем все объяснять;

• срочно бежать в магазин и искать такую же чашку;

• рассказать маме о том, что произошло, как только она придет домой;

• звонить маме на работу и, громко плача в трубку, рассказать о случившемся;

• сказать, что чашку разбил мамин любимый кот.

2. ЧТО ПРОИЗОШЛО: проспал в школу и жутко опаздываешь на контрольную работу к строгому учителю.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

• прогулять урок и прийти на следующий;

• ворваться в класс, поздороваться, сказать, что застрял в лифте;

• постучаться в класс, извиниться и попросить разрешения войти;

• не пойти в школу вообще, повеселиться дома, пока никто не знает;

• срочно искать у себя признаки заболевания, звонить маме на работу, хрипеть и кашлять в трубку.

3. ЧТО ПРОИЗОШЛО: родители попросили тебя посидеть дома с младшей сестрой (братом), а ты собирался пойти погулять.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

• запереть младшего в комнате и побежать на прогулку;

• попробовать занять малыша; почитать ему книжку, поиграть с ним и пр.;

• лечь спать от обиды, а он пусть сам себя веселит;

• устроить родителям истерику — ведь у тебя были свои планы;

• попробовать придумать какие-нибудь отговорки: «мне уроки надо делать!», «мне на секцию!» и др.

4. ЧТО ПРОИЗОШЛО: классный руководитель предлагает организовать концерт для детей-инвалидов.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

• сославшись на занятость, не принимать участия в подготовке;

• включиться в работу, постараться придумать что-то новое и необычное;

• спросить, чем можно помочь, но, взяв какое-либо поручение, ничего не делать;

• подойти с предложением помочь в подготовке концерта, но на выступление не ехать;

• просто сидеть и молчать: обратят внимание — помогу, не заметят — высовываться не стану.

После каждого выбора задается вопрос «почему?». Итоги работы обсуждаются.

Упражнение «Ловушки»

Цель: развитие внимания.

Ведущий. Следующее упражнение потребует от вас внимания. Вначале я прочитаю текст, который вы должны внимательно выслушать. Если даже что-то вам покажется странным, не надо об этом говорить, а просто запомните. До окончания чтения говорить нельзя. Слушайте внимательно!

Текст

В один из солнечных летних морозных дней я сидел на берегу замерзшего озера. Небо над головой было высоким и безоблачным, только изредка с него срывались огромные снежинки. Вокруг меня кружились пушинки от отцветших одуванчиков. Над полем летали стрижи, ласточки, дикие утки и куры. «Может, к дождю?» — подумал я и порадовался, что взял с собой солнечные очки. Далеко, на том берегу реки, где я сидел, раскинулся высокий и мохнатый еловый лес. Ах, каких только берез там не было! «Какая красота!» — подумал я и повернул к дому.

Дети называют те неточности, которые им удалось подметить в тексте. Результаты обсуждаются.

Упражнение «Две бабочки»

Цель: тренировка эмоционального состояния ребенка, переключения и устойчивости этого состояния.

Ведущий. Перед вами на листе изображены две бабочки — одна веселая, а другая грустная. Раскрасьте их так, чтобы было понятно, у какой из них веселое, а у какой грустное настроение. Попробуйте объяснить, почему вы выбрали именно эти цвета.

Упражнение «Тень»

Цель: развитие наблюдательности и внимания, снижение мышечного напряжения.

Ведущий предлагает участникам группы разбиться по парам. Один будет путником, а другой — его тенью. Путник должен выполнять те действия, которые называет ведущий, а тень их точно копирует.

Ведущий. Путник идет по пустыне, скачет на одной ноге по полю, видит цветок, останавливается, наклоняется, нюхает его, срывает и дарит его своей тени.

Упражнение «Что я узнал»

Цель: подведение итогов работы.

Ведущий. Подводя итог нашей сегодняшней встречи, я хочу, чтобы каждый участник нашей группы высказал свое мнение, что лично он узнал из наших встреч. Я буду передавать мяч участнику группы, а он — высказывать свое мнение.

Спасибо, наше занятие подошло к концу. Всего доброго!

Занятие 2
Упражнение «Приветствие жестами»

Цель: повышение работоспособности группы, создание благоприятного эмоционального фона.

Ведущий. Сегодня наша заключительная встреча в комнате друзей. Первое упражнение называется «Приветствие жестами». Например, я, чтобы поприветствовать вас, могу помахать рукой. Вот так! А все участники группы должны повторить мой жест. Каждый по очереди будет выходить в центр. Он становится ведущим и начинает здороваться с нами с помощью какого-нибудь жеста, а мы все вместе будем повторять предложенное приветствие. Условие — нельзя повторять приветствие предыдущего участника.

После завершения упражнения можно обратиться с вопросом к группе, какое приветствие вам особенно понравилось и почему.

Упражнение «Радуга»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ведущий. А теперь предлагаю вам расположиться на своих местах как можно удобнее. Слушайте меня внимательно. Закройте глаза и представьте, что вы стоите на берегу и перед вами высоко раскинулась радуга. Для каждого цвета есть свое настроение и чувство. Попробуйте увидеть то, что я говорю.

Первый цвет — красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного цвета нас раздражает, а порой он напоминает нам о доброте.

Следующий цвет — оранжевый. Он, как веселый апельсин, играет своими яркими боками и поднимает нам настроение.

Желтый цвет приносит радость, он согревает нас, как солнце, мы улыбаемся. Если нам почему-то грустно, то теплые солнечные лучи трогают нас за щеки, и нам становится чуточку теплее и веселее.

Зеленый цвет — цвет природы. Если нам не по себе или нездоровится, то зеленый цвет помогает почувствовать себя лучше.

Голубой цвет может быть приятным и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаза в жару.

Синий цвет — как глубокое море, раскинувшееся до самого горизонта. Мы слышим его шум, чувствуем соленый запах морских волн. Синий цвет сильный, он помогает нам справиться со всякими неприятностями.

И наконец, фиолетовый цвет — переливающийся, как хвост павлина. Он яркий и непостоянный, часто искрится и считается строгим цветом.

А теперь открываем глаза. Какие цвета улучшили вам настроение?

Каждый участник группы высказывает свое мнение. Ведущий стимулирует дискуссию.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Заверши предложения

1. Обычно мне нравится…

2. Когда я утром просыпаюсь, то чувствую…

3. Больше всего на свете мне хочется…

4. Я очень переживаю, если мне…

5. Думаю, что самое главное в жизни каждого человека…

6. Я очень злюсь, когда…

7. Я волнуюсь, если мои…

8. Когда учитель называет мое имя, я чувствую…

 

Приложение 2

Лесенка настроения

 

Приложение 3

Цвета

Красный
Зеленый
Фиолетовый
Желтый
Оранжевый
Белый

 

Приложение 4

Игра с воображением

 

 

Татьяна АНАНЬЕВА,
педагог-психолог,
аспирант кафедры образования
и развития ВГПУ

 

Содержание программы

Программа включает в себя 4 тематических блока (на каждый блок — 2 занятия). Каждое занятие состоит из пяти упражнений.

Продолжительность занятий: одно занятие — 80 минут; 1—2 занятия в неделю.

Количествоучастников: 8—10 человек.

 

Блок I. «Я в школе»

Занятие 1
Упражнение «Приветствие — улыбка»

Цель: снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.

Ведущий. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Мы с вами еще не знакомы, а поэтому я предлагаю вам встать в круг и по очереди назвать свое имя. Только соблюдайте одно условие — если назвать свое имя мрачно и тихо, то можно представить, как неприятно будет вашему собеседнику. Поэтому важно украсить свое приветствие улыбкой или каким-нибудь жестом, фразой, которые непременно порадуют другого человека. Итак, начинаем!

(Участники по кругу представляют себя.)

Спасибо, игра окончена!

Упражнение «Рассказ про школу»

Цель: изучение школьной мотивации, повторение школьных правил.

Ведущий. Давайте теперь поразмышляем. Вы ходите в школу не первый год, вы уже окончили начальную школу и многому научились. Что для вас изменилось в этом году? А зачем ходит в школу первоклассник? А пятиклассник? А одиннадцатиклассник? Как изменились школьные правила? Что бы вы рассказали о вашей школе новому знакомому?

Упражнение «Волшебная планета»

Цель: развитие творческого воображения, снижение эмоционального напряжения.

Ведущий. А теперь возвращаемся на рабочее место, садимся за стол. Перед вами — лист бумаги и цветные карандаши. На листе изображен круг, но это на самом деле потерянная в космосе планета. На ней есть жизнь, и любой корабль, затерявшись в космосе, мог найти здесь приют и доброту. Но злой колдун, увидев ее, решил спрятать от посторонних глаз и окружил густым туманом, оставив только контур планеты. Помогите жителям планеты, нарисуйте то, что, на ваш взгляд, мог стереть колдун. Придумайте планете название.

Время работы — 10 минут.

Во время работы можно включить тихую, спокойную музыку.

Упражнение «Невесомость»

Цель: тренинг мышечного расслабления.

Выполняется под музыку.

Ведущий. А теперь сядьте поудобней, закройте глаза и попробуйте представить себя на этой планете. Что на вас надето, как вы себя там чувствуете, какой там воздух, что вас окружает. Представьте, что на вас дует легкий ветерок и вы становитесь практически невесомыми. Постарайтесь расслабить руки, ноги, плечи.

Можно прочитать детям отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.124 с.)