Анализ современного состояния доходов населения в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ современного состояния доходов населения в Республике Беларусь



Из основных направлений социальной политики, по-видимому, главное - занятость и регулирование доходов населения. Причем эти понятия необходимо рассматривать неразрывно. Регулирование доходов влияет на рынок труда, так как существует связь между уровнем зарплаты и безработицей.

Для измерения неравенства в распределении доходов используется кривая Лоренца, которая показывает, какая доля полученных за год доходов достается каждой процентной доле населения, начиная с беднейших семей и кончая самыми богатыми. Индекс Джини равен доле, которую составляет площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства от площади треугольника под той же прямой. Оптимальное для экономического роста страны значение индекса Джини на уровне современных знаний определить нельзя. Тем не менее, считается, что более равномерное распределение национального дохода между членами общества способствует росту общего благосостояния. Индекс Джини (по данным ООН, год обследования – 2000) у Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии - около 25 %, Германии - 28 %, CШA - 41 % и России - 40-41 %, Китая - 45 %, Бразилии - 58 % и других латиноамериканских стран - более 50 %. У Республики Беларусь ИНДСКС Джини равен 29,7 %, что свидетельствует о социальной направленности экономической политики. Следует отметить, что происходит его умеренное повышение с 23 % в 2001 г. Государственное перераспределение доходов не должно подрывать эффективность. Сближение ножниц в неравенстве с помощью перераспределения ослабляет материальную заинтересованность людей в труде, снижает мотивацию к новаторству и инициативе, и, в итоге, ведет к падению производительности. Говорят, что прямой перенос денег от богатых к бедным осуществляется в дырявом ведре. Поиск компромисса между стремлением к социальной справедливости (выравнивание доходов) и эффективностью производства - трудноразрешимая задача[5,с.5].

Государственными механизмами перераспределения доходов являются налоговая система и бюджетная политика (различного рода льготы, дотации, субсидии, пособия, бесплатные социальные услуги), применяются также методы регулирования заработной платы. Система поддержания бедных (сглаживания абсолютного неравенства) состоит из двух частей: социального страхования (по нетрудоспособности, инвалидности), финансируемого за счет налогов на заработную плату и взносов в различные фонды; и социальных программ, финансируемых как из налоговых поступлений в бюджет, так и за счет налоговых льгот. Степень их воздействия на экономику, конечная эффективность - различны. Выбор зависит от модели социального развития, экономических условий.

Динамику изменения структуры личных доходов белорусов можно увидеть на рисунке 2.1 [5]. Заработная плата - важнейший из личных доходов населения. Из рисунка видно, что доля расходов на оплату труда в ВВП в Республике Беларусь остается невысокой. Негативное следствие дешевого труда - замещение капитала трудом - ведет к снижению технического уровня производства.

Рисунок 2.1 - Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)

В 2009 году объем денежных доходов населения составил 87,6 трлн. рублей и по сравнению с 2008 годом увеличился на 16,3% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 13%. В результате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен) увеличились на 2,9%.

Денежные доходы в расчете на душу населения в 2009 году составили 755,3 тыс. рублей в месяц и увеличились по сравнению с 2008 годом в реальном выражении на 3,1 %[7].

В целом по республике за 2009 год номинальная среднемесячная заработная плата составила 998,3 тыс. рублей (356,1 долл. CIJJA) и увеличилась по сравнению с 2008 годом на 12,6%, в том числе за декабрь 2009 г. - 1093,0 тыс. рублей (384,3 долл. США), по сравнению с декабрем 2008 г. увеличилась на 9%. Прогнозными показателями на 2009 гол предусмотрен рост номинальной заработной платы на 31 %.

В бюджетной сфере номинальная среднемесячная заработная плата за 2009 год составила 773,0 тыс. рублей (275.8 долл. США) и увеличилась по сравнению с 2008 годом на 8,3%, в том числе за декабрь 2009 г. - 840,6 тыс. рублей (295,6 долл. СШA), по сравнению с декабрем 2008 г. увеличилась на 1,7%[16].

Данные о среднемесячной заработной плате работников бюджетной сферы и в целом по Республике Беларусь за период 2006 - 2009 годы представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Динамика среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы и в целом по Республике Беларусь за период 2006 - 2009 годы

На промышленных предприятиях средняя заработная плата в декабре 2009 г. составила 1188,3 тыс. рублей (417,8 долл. США), что на 8,7% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. В строительных организациях в декабре 2009 г. средняя заработная плата составила 1480,3 тыс. рублей (520,5 долл. США), или на 35,4% выше, чем в среднем по республике. В организациях транспорта средняя заработная плата в декабре 2009 г. составила 1238,2 тыс. рублей (435,4 долл. США), что на 13,3% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. В организациях сельского хозяйства средняя заработная плата работников в декабре 2009 г. составила 681,3 тыс. рублей (239,6 долл. США) и была на 37,7% ниже, чем в среднем по республике. В организациях здравоохранения заработная плата в декабре 2009 г. была в размере 840,8 тыс. рублей (295,6 долл. США). В организациях образования заработная плата работников в декабре 2009 г. была в размере 750,7 тыс. рублей (264,0 долл. США)[7].

Реальная начисленная заработная плата в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 0,4%, в том числе в декабре 2009 по сравнению с ноябрем 2009 г. увеличилась на 6,5%, с декабрем 2008 г. уменьшилась на 1 %.

Реальная заработная плата работников бюджетной сферы в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 4,2%, в том числе декабре 2009 г. по сравнению с ноябрем 2009 г. увеличилась на 8,7%, с декабрем 2008 г. уменьшилась на 7,6%.

За период 2006 - 2009 годы темп роста реальной заработной платы составил 140,1%[7].

Динамика роста реальной заработной платы за период 2006 - 2009 годы представлена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.5 - Уровень малообеспеченности за период 2006-2009 годы

В декабре 2009 г. средний размер пенсии, назначенной органами по труду, занятости и социальной защите, составил 429,5 тыс. рублей. Средний размер пенсии по возрасту составил 449,4 тыс. рублей, по инвалидности 394,9 тыс. рублей, по случаю потери кормильца - 266,9 тыс. рублей, социальной пенсии - 187,2 тыс. рублей.

Данные о среднем размере пенсии по возрасту за период 2006 - 2009 годы приведены на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 - Средний размер пенсии по возрасту за период 2006 - 2009 голы

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-марте 2010 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 11,7 процента, и составила - 1038,3 тыс. руб., в том числе в марте - 1095,3 тыс. руб.

В 13 марте 2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1239.7 тыс. руб., строительства - 1470,9, транспорта - 1274,5, связи – 1295,1, сельского хозяйства - 693,8 тыс. руб.

В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 10,5 процента и составила 811,4 тыс. руб., в том числе в марте - 830,3 тыс. руб.

В марте 2010 г. заработная плата врачей составила 1404,8 тыс. руб., учителей - 863,7 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава­1665,6 тыс. руб.

Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-марте 2010 г. на 5,1 процента.

Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 3 месяца 2010 года составила 3,4 раза и снизилась по сравнению c 2000 годом в 2,0 раза (рисунок 2.7)[8].

С 1 января 2010 г. тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 81 тыс. руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г..N2 1695 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями»).

Проводится работа по совершенствованию оплаты труда работников реального сектора экономики в части усиления её зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности и расширения прав нанимателей в стимулировании труда работников.

Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и ее применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.

Размер минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников[8].

Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

С 1 января 2010 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2009 г. № 1700 месячная минимальная заработная плата установлена в размере 258600 руб., часовая - 1530 руб.[8].

Подводя итог к вышеизложенному, необходимо отметить, что проводимая в Республике Беларусь государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

 


 

Экономический кризис стал проблемой номер один для большинства белорусов.

Недоверие к власти растет. Люди считают, что режим Лукашенко не способен справиться с тяжелой ситуацией и защищает лишь интересы чиновников.

Таковы данные опроса, проведенного Независимым институтом социально­-экономических и политических исследований в декабре 2009 года (опрошено 1514 человек, ошибка репрезентативности не превышает 3 процентов).

Так, 81.3% опрошенных считают, что белорусская экономика находится в кризисе, для 52.4% 2009 год оказался труднее 2008 года (легче лишь для 7.6%), причем для 41.8% кризис «сказывается самым серьезным образом на повседневной жизни семьи» (практически не сказывается только для 10.8%).

Например, 28.7% в течение последних 12 месяцев сталкивались с задержкой выплаты зарплаты или пенсии (причем 19% - несколько раз или ежемесячно), от 54% до 61 % респондентов за этот же период приходилось откладывать покупку или сокращать расходы на покупку одежды, телевизора или компьютера, поездку на отдых во время отпуска.

Среди проблем, наиболее остро стоящих сейчас перед нашей страной и ее гражданами, почти 80% назвали рост цен, 42.6% - обнищание населения, 39.5% - ­безработицу, 34.4% - спад производства, 25.5% - коррупцию, взяточничество. Кризис выявил и фундаментальные изменения, произошедшие в структуре белорусского общества за последнее десятилетие: по мнению почти 40% опрошенных от кризиса в Беларуси сильнее других - пострадали бедные и малоимущие, т.е. те самые «простые люди», которые когда-то были надеждой и опорой Александра Лукашенко (только 3.3% сказали, что сильнее других пострадали работники властных институтов, чиновники).

Неудивительно, что гораздо больше белорусов считают, что успешнее ведут борьбу с экономическим кризисом в других странах, чем в Беларуси (42.1 % vs. 30.4%), а то, что белорусская экономика находится в кризисе, в значительной или полной мере считают следствием экономической политики руководства страны последних лет свыше половины населения (51.6%). Поэтому, несмотря на бодрые заверения властей, свыше половины населения (51.5 %)ожидают окончания ­кризиса не раньше, чем через год (а почти четверть - после 2011 года).

Все более обостряющееся чувство нарушенной социальной справедливости («нынешняя власть выражает интересы чиновников и бюрократов»), приобретает все более заметный политический аспект - все большее число граждан чувствуют себя «не у дел». Так, в представлении почти половины населения (47.9 %) понятие демократии, как и в большинстве стран мира, связывается, прежде всего, со справедливой системой управления государством с равным участием всех граждан (только 17.2% согласны с тем, что это «пустая болтовня, демагогия»). Однако на вопрос: «Какое влияние Вы можете оказывать на то, что происходит в микрорайоне, на своей улице?» 51.8% честно ответили «никакого», 62.7% не оказывают никакого влияния в своем городе (районе, селе), а 72.7% - в стране в целом.

Сравнительный анализ показывает, что чувство «лишних людей» неуклонно распространяется по всему обществу: если в мае 2005 г. 54.5% респондентов считали, что «люди, как я, не могут влиять на то, какие решения принимают в нашей стране органы власти», то теперь таких уже 71.9%, если тогда 32.4% считали, что «люди, как я, не могут свободно выражать свои политические взгляды», то теперь таких 45.4%, если тогда 33.1 % считали, что «люди, как я, совсем не могут влиять на то, как складывается их жизнь», то теперь таких 44.1 %.

Немудрено, что большинство опрошенных (43.6%) не считают, что недавние изменения в избирательном законодательстве повысят уровень демократичности выборов в Беларуси (согласны с этим только 29.8%). Увеличивающийся разрыв между властью и народом, вероятно, объясняет критические настроения людей и по вопросам, далеким от «высокой политики». Так, почти три четверти опрошенных (74 %) считают, что власти действовали совершенно неэффективно или недостаточно эффективно во время осенней эпидемии свиного гриппа (не смогли организовать эффективное лечение, обеспечение лекарствами и защитными средствами, скрывали информацию о реальных масштабах эпидемии и тем самым породили панику среди населения).


 

Минимальная зарплата в Беларуси в 5 раз меньше, чем у соседей

Белорусам осталось всего ничего, чтобы догнать Анголу и гарантировать себе минимум в 8 609 кванза.

Минимальная зарплата в Беларуси составляет 258600 рублей. Минимальный уровень оплаты труда установлен во многих государствах мира. С одной стороны, наличие данного показателя может свидетельствовать о том, что государство заботится о своих гражданах и не позволяет работодателям оплачивать труд наемных работников ниже определенной ставки, пишет сайт Mojazarplata.by.

Но, с другой стороны, зафиксированный минимальный уровень оплаты труда дает возможность предприятиям и организациям право платить работникам зарплату, едва превышающую эту самую «минималку». Тем не менее, во многих развивающихся странах трудящиеся добиваются доведения минимальной заработной платы до уровня не ниже прожиточного минимума с последующим увеличением ее до минимального потребительского бюджета.

Так какую минимальную зарплату получают граждане в близких и далеких от нас государствах? По данным фонда WageIndicator, в некоторых странах принято рассчитывать «минималку» по неделям, а в других, как и в Беларуси, помесячно. Для удобства сравнения суммы представлены в национальной валюте и евро.

Таблица 1. Минимальная недельная зарплата в 2010 году

Страна Наименование национальной валюты Сумма в национальной валюте Сумма в евро
Бельгия 320,32
Великобритания фунтов стерлингов 232,00 265,45
Германия 320,00
Дания 540,00
Испания 146,26
Италия 238,00
Люксембург 378,98
Нидерланды 324,80
Португалия 109,70
Республика Корея вон 160 000 99,67
США доллар 289,61 202,82
Финляндия 410,00
Франция 310,34
Швеция крона 3737,00 370,00

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.239.9 (0.042 с.)