Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доходы населения и источники их формирония. Неравенство доходов↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственное Регулирование Доходов и Расходов Населения Введение
Одной из важнейших причин социальной напряжённости в обществе является неравенство в доходах населения. Но чем обуславливается это явление? Величина потока личных доходов зависит в основном от владения факторами производства и от запаса богатства. Существует двухсторонняя положительная связь между доходом и богатством: чем больше поток доходов, тем больше пополняется запас богатства; чем больше запас богатства, тем больше величина потока доходов. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом, является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя. Продвижение Республики Беларусь по пути рыночных реформ невозможно без существенных преобразований в социальной сфере, проведения эффективной социальной политики. Сегодня наиболее важными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранений бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Обоснование принципов, направлений и механизмов совершенствования социальной политики должно опираться как на анализ мировых тенденций, так и на анализ социально-экономического положения социально-демографическую характеристику населения республики и оценку тех мер, которые предпринимаются государством в этой области. Цель работы – охарактеризовать проблему неравенства доходов и государственную политику ее регулирования.
Рисунок 1.1 - Кривая Лоренца Кривая OABCDEF показывает фактическое распределение полученного дохода между отдельными группами семей. Она строится на основе конкретных статистических данных. Исходя из этого распределения можно сказать, что в нашем случае 80% семей получает немногим боль половины всего совокупного дохода (57,1 %), а оставшиеся 20% – немногим меньше половины (42,9%). Это характеризует неравномерность распределения дохода. Если бы доходы распределялись равномерно, то кривая выпрямилась бы и приняла форму FO. При этом каждая точка соответствовала бы равномерному распределению доходов, т.е. 20% семей получали бы 20% доходов, 50 семей – 50% дохода и т.д. По способности людей как собственников рабочей силы различны, и все люди обладают разной собственностью на капитал. Всё это определяет различия в получаемых доходах. Именно такие различия, неравномерность распределения и отражает кривая Лоренца. Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов, и наоборот[2,с.116]. Кривая Лоренца показывает только денежные доходы, получаемые населением от участия в общественном хозяйстве, и не учитывает натуральных доходов и трансфертных платежей. А так как почти во всех странах существует прогрессивная система налогообложения, то с ростом доходов возрастает сумма налогов. В итоге несколько сглаживается неравномерность в распределении. Наряду с налогообложением этому способствуют и трансфертные платежи. Если площадь между кривой абсолютного равенства OF и кривой Лоренца обозначить за Т и соотнести с площадью треугольника OFK, то получится показатель степени неравенства в распределении, так называемый коэффициент Джини: К Дж= Стоит отметить, что чем больше будет площадь Т и чем дальше кривая Лоренца отклонится от кривой абсолютного равенства, тем больше будет коэффициент Джини. Отметим также, что чем ближе коэффициент Джини к «1», тем больше неравенство. Однако этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов. Типичное значение индекса Джини в развитых странах колеблется между 0,2 (в скандинавских странах) и 0,35 (в США). А для развивающихся государств он составляет 0,4–0,5. Важной тенденцией является формирование многообразия функциональных (факториальных) доходов в зависимости от источника, спроса и предложения фактора производства, т. е. в соответствии с многообразием форм собственности: заработная плата наемных работников; жалованье служащих в госсекторе; рента земельных собственников и домовладельцев; доходы мелких собственников (комбинация заработной платы, прибыли, ренты, процента и дивидендов). Новые способы распределения доходов формируются в соответствии с индивидуализацией присвоения через формирование частной индивидуальной собственности, выделение доли работника в имуществе предприятия и формирование корпоративной собственности. Без такой индивидуализации присвоения в рамках крупномасштабных форм собственности, отчуждения работника от собственности на западе и востоке, положительный импульс, заложенный в коллективной собственности, реализоваться не может. Важную роль в трансформации распределительных отношений играет обособление хозяйствования, т.е. отделение дохода работника, группы от общего государственного или сверхконцентрированного коллективного «котла» (пирога). Эта тенденция характерна для всех стран, углубляющих рыночные начала. Она реализуется через приватизацию государственной собственности или выделение отдельных производств, подразделений в рамках единой фирмы с полноценным присвоением дохода в рамках ограниченного коллектива. К числу способов обособления хозяйствования относятся приватизация, полное хозяйственное ведение, аренда, разукрупнение[2,с.117]. Таким образом, государство должно так организовать перераспределение доходов, чтобы сделать его действительно эффективным, не допуская инфляционного обесценения социальных расходов, образования хронического дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции, усиления бюрократизма. Следует учитывать тот подтверждаемое практикой обстоятельство что бюрократические структуры, осуществляющие и контролирующие перераспределение доходов, имеют собственные интересы, тяготеют к расширению экономической власти, устойчивы и склонны к самовоспроизводству. Дискуссионные вопросы: какова оптимальная дифференциация доходов, каковы максимальные границы выравнивания, за которыми сглаживание доходов теряет экономический смысл? Ответ на данные вопросы весьма сложен – хотя бы потому в нем должны быть представлены характерные для той или иной страны политические и идеологические ценности. Консерваторы утверждают, что выравнивание доходов ведет к уравниловке, подрывающей экономический рост. Радикалы, напротив, допускают весьма обширное вмешательство государство в процессы рыночного распределения, считая его вполне совместимым с нормальным экономическим ростом. Количественные параметры дифференциации располагаемых доходов во многом зависят от фазы воспроизводственного цикла, через которую проходит страна. Так, на фазе экономического подъема дифференциация (особенно на начальных этапах) должна быть усилена – с тем, чтобы стимулировать наращивание деловой активности населения. На фазе экономического спада объективно неизбежным становится сглаживание располагаемых доходов - прежде всего для обеспечения поддержки социально уязвимых групп населения. Выравнивание уровней жизни тем более необходимо, что оно создает предпосылки для последующего роста: получение бедными слоями достаточного образования, что способствует развитию совокупной рабочей силы; облегчение структурной перестройки – она становится менее болезненной с социальной точки зрения. Но выравнивание доходов, все же, имеет значительные негативные эффекты. Так, проведенное в Швеции исследование доказало, что уменьшение различий в заработной плате (после уплаты налогов) приводит к уменьшению динамичности рынка труда, сокращению инвестиций в экономику. Поэтому для поддержания экономического роста дифференциация должна быть достаточной для того, чтобы заставить людей выкладываться в производстве. Доходы от производственных инвестиций должны быть выше доходов по альтернативным видам вложений (например, по вложениям в драгоценности). Должны быть выгодными затраты времени и сил на приращение знаний и квалификации. Непременным условием нормального экономического роста является также определенный баланс между прибылью и заработной платой в национальном доходе. Если доля зарплаты слишком велика, то собственники капитала не будут заинтересованы в инвестициях. Если же, наоборот, доля зарплаты чрезмерно низка, то неизбежно нарастание напряженности в политике распределения и усиление требований профсоюзов поднять оплату труда. А это очень быстро сведет прибыль и желание инвестировать на нет.
Таблица 1. – Баланс денежных доходов и расходов
Различают следующие виды доходов населения: реальные общие доходы; реальные располагаемые доходы; совокупные доходы; личные доходы; личные располагаемые доходы; денежные доходы. Номинальные доходы делят на валовые и чистые. Индекс реальных доходов (Iр.д.): Iр.д. = , где – индекс номинальных доходов; – сводный индекс потребительских цен: Iр.д. = Iн.д. × Iп.с. где Iп.с. – индекс покупательской способности денег (характеризует изменение объема товаров и услуг, которые можно приобрести на одинаковую сумму денег в отчетном периоде по сравнению с базисным). Индекс реальных доходов на душу населения: Iр.д. над н. = , где – индекс среднегодовой численности населения. Рассчитывают также средний размер начисленной заработной платы и средний размер месячной пенсии с учетом компенсации. В связи с инфляцией или обесцениванием денег доходы населения подлежат индексации. Индексация – это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Индексации подлежат доходы населения, получаемые из госбюджета. Во внебюджетной сфере повышение денежных доходов населения осуществляется обычно путем компенсации прямого пересмотра ставок и окладов при заключении коллективных договоров. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и не нуждаются в дополнительной защите. Инфляция денежных доходов населения в РБ измеряется с помощью индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен рассчитывается по постоянному набору товаров и услуг (потребительской корзины) исходя из того, что характер потребления населения будет постоянным. , где – индивидуальные индексы цен на товары представителем; – количество товаров потребительской корзины; – базисные цены. Для анализа социально-экономической дифференциации населения осуществляется распределение его по уровню душевого денежного дохода. Для этих целей используют данные, полученные на основе выборочных бюджетных обследований домашних хозяйств. На основании этих данных рассчитывают: модальный доход – уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения; медианный доход – находящийся в середине ряда распределения населения по уровню дохода; децильный (квинтильный и квартальный) коэффициент дифференциации доходов населения – отношение минимальных доходов 10% (20–25%) самого богатого населения к максимальным доходам 10% (20 и 25%) самого бедного населения. , где , – девятый и первичный дециль. Аналогично рассчитываются коэффициенты фондов: децильный коэффициент фондов – отношение между средними доходами населения в 10 и 1 децильной группах: , где – среднедушевой доход для 10% наиболее или менее обеспеченного населения. Чем выше уровень жизни в стране, тем меньше этот показатель. Коэффициент социального неравенства Лоренца (Ке): Ке = . Коэффициент социального неравенства Джини (): , где – кумулятивная (накопленная) доля. При статистическом изучении уровня и границ бедности устанавливается граница дохода, обеспечивающего потребление на минимально допустимом уровне. Минимальный доход (прожиточный минимум) или черта бедности – уровень дохода, обеспечивающий минимальный набор материальных благ и услуг. В него включаются расходы на продукты питания из расчета их минимального потребления, минимальные расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги, обязательные платежи. При этом учитывается структура расходов на них у 10% населения обеспеченных семей. В соответствии с методикой Европейской региональной комиссии ООН к беднейшим слоям населения относятся лица, среднедушевой доход которых не превышает среднего по стране. Существуют два подхода к определению прожиточного минимума (черты бедности): 1) статистический – в качестве прожиточного минимума рассматриваются расходы на фактическое потребление 10–15 или 30% населения с самыми низкими доходами; 2) нормативный – когда по определенным госструктурами минимальным нормативам потребления составляется условная «потребительская корзина» товаров и услуг по действующим ценам (может быть постоянной в течение 10–15 лет). Минимальная продовольственная «корзина» разрабатывается как для всего населения, так и для его отдельных половозрастных групп (потребление хлебопродуктов в год для всего населения – 130,8 кг, для мужчин – 177 кг, женщин – 124,9 кг, пенсионеров – 119 кг, 0–6 лет – 64,4 кг). С учетом того, что существуют территориальные различия в структуре потребления, в России структура минимальной потребительской корзины дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам. Стоимость минимальной, «потребительской корзины» определяется произведением норматива душевого потребления по каждому товару на его среднюю (или самую «ходовую») цену. На ее основании определяют индекс потребительских цен, разрабатываются нормативы оплаты труда и денежных выплат из бюджета, изучается динамика уровня жизни в стране. На основании данных о фактических душевых доходах бедного населения и минимального душевого дохода рассчитываются показатели: v дефицит дохода – сумма доходов населения, недостающих до прожиточного минимума: , где , – среднедушевые доходы минимальный и фактический; – численность населения, имеющая душевые доходы ниже прожиточного минимума. v индекс глубины бедности: I =, где N – общая численность обследуемых домашних хозяйств; n – число домашних хозяйств с душевыми доходами ниже минимального дохода. v индекс остроты бедности: I = 2. v промежуток низкого дохода – доля дефицита дохода к прожиточному уровню (А); v уровень бедности – доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (W); v синтетический индикатор бедности: Кs = W, где – коэффициент Джини, Кs = [0; 1]. Если все члены общества имеют доходы выше прожиточного минимума, Кs = 0; если все имеют минимальные доходы, Кs = 1. Составной частью системы показателей уровня жизни является потребление населением продуктов и услуг. Оно характеризуется показателями объема, состава, динамики потребления в натуральном и стоимостном выражении, по классам, социальным группам, территории, отраслям, типам потребления. Стоимостная оценка потребления населением продуктов и услуг приводится в счете «Использование доходов» СНС. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств – это расходы домашних хозяйств на товары и услуги «недлительного пользования», используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Эти расходы (потребности) изучаются по различным признакам: Ø по характеру расходов выделяют потребительские расходы (за счет денег населения), расходы государственного бюджета, некоммерческих общественных организаций, за счет добровольных взносов и доходов от собственности; Ø по виду потребления – потребительские продукты (продовольственные и непродовольственные) и услуги (платные и бесплатные). Бесплатные – услуги здравоохранения, образования, культуры, потребление продуктов и услуг населением, находящемся на полном государственном обеспечении (военнослужащие срочной службы; лица, проживающие в домах-интернатах, детских домах, тюрьмах и т.д.); Ø по назначению использования – продукты, товары, потребления жилья, коммунальных услуг, услуги здравоохранения, культуры, образования, отдыха; Ø по каналам поступления – розничная торговля, колхозный рынок, бюджетные учреждения, потребление продукции собственного производства. Особое место принадлежит анализу потребления в натуральной форме, где выделяются следующие группы показателей: û имеющие натуральные единицы измерения и относящиеся к каждому человеку; û условно-натуральные показатели содержания питательности веществ в продуктах и показатели оснащенности домашних хозяйств энергией; û наличие товаров длительного пользования, относящихся к домашним хозяйства или к 1000 человек населения. Объем потребления продуктов и услуг определяется по ценам фактического приобретения, т.е. при покупке в розничной сети – розничным, при покупке на колхозном рынке – по ценам рынка, при получении «бесплатных» услуг – по затратам. Кроме общего объема потребления, рассчитывается душевое потребление продуктов и услуг всего и по видам как по отношению ко всей среднегодовой численности населения, так и по отдельным его социальным группам. При стоимостной оценке потребления в динамике используют текущие и сопоставимые цены. Существуют определенные особенности в расчете показателей потребления продовольственных и непродовольственных продуктов, а также услуг. Одной из важнейших характеристик уровня жизни населения является доля расходов на питание в общем объеме расходов населению. По мере повышения уровня жизни она снижается, что позволяет больше средств тратить на досуг, здравоохранение и т.д. (промышленно развитые страны – 20%, РБ – 57,5%). Сумма расходов на продукты питания равна объему потребления населением продовольственных товаров. Показатели потребления продуктов питания рассчитывают на душу населения (за год) в стоимостном, натуральном и условно-натуральном выражении. Пересчет в условно-натуральные измерители осуществляют на основе коэффициента перевода. Например, мясо и мясопродукты пересчитываются на мясо; молоко и молочные продукты – на молоко. Выделяют десять основных групп продуктов питания, потребление которых в расчете на душу населения определяют за год: мясо и мясопродукты; молоко и молочные продукты; яйца; рыба и рыбопродукты; сахар; растительное масло; картофель; овощи и бахчевые; фрукты и ягоды; хлеб и хлебопродукты. Натуральные показатели потребления основных продуктов питания на душу населения трудно поддаются сравнению по отдельным территориям, так как зависят не только от объемов производства, но и от климатических условий, национальности и культурных традиций, доли городского и сельского населения. При их сопоставлении в динамике и в пространстве необходимо учитывать половозрастной состав и род занятий населения (физический, умственный труда и т.д.). Для того, чтобы учесть эти особенности используют расчетные коэффициенты, переводят фактические показатели душевого потребления продуктов питания к условно потребительским единицам. Существует шкала коэффициентов пересчета, которая включает шесть коэффициентов пересчета потребления: для детей (от 0,2 до 0,98); 4 коэффициента пересчета для взрослых в зависимости от пола, возраста и характера занятий (0,9; 1;1,1; 1,2). За единицу принято потребление взрослого мужчины, занятого механизированным трудом. Потребительские коэффициенты пересчета на продукты питания у женщин ниже, чем у мужчин примерно на 15%, а на потребительские товары выше примерно на 30%. Удовлетворение потребностей населения в продуктах питания может измеряться не только в натуральных физических единицах, но и в показателях калорийности суточного рациона питания с выделением белков, жиров и углеводов. Недавно еще считалось, что по общей калорийности населения (более 3000 ккал в сутки в среднем на человека) РБ находится на уровне развитых стран мира. За последние 5 лет резко сократилась общая калорийность питания (2300 ккал). По некоторым продуктам потребления она не отвечает не только рациональным, но даже минимальным нормам (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, фрукты и ягоды, овощи и бахчевые, рыба, масло), т.е. сложилась преимущественно углеводистая модель питания – хлебопродукты, крупа, сахар, картофель. В развитых странах мира перешли на белково-витаминное питание с большим содержанием белков, аминокислот, витаминов. Расчет показателей потребления непродовольственных товаров имеет свои особенности. При характеристике потребления товаров краткосрочного пользования (одежды, обуви, тканей, чулочно-носочных изделий) рассчитываются показатели в натуральном выражении на душу населения. Для характеристики потребления предметов длительного пользования используют показатели обеспеченности ими на 1000 человек или на 100 домашних хозяйств. Расчет показателя общего объема услуг основан на оценке всех видов услуг рыночных и нерыночных. Потребление рыночных услуг изучается по следующим направлениям: квартплата и коммунальные услуги, оплата бытовых услуг, услуг дошкольных и внешкольных учреждений, расходы на приобретение путевок, на лечение и занятие физической культурой и спортом, расходы на кино, театры, зрелища, на пассажирский транспорт, включая городской, услуги связи; бытовые услуги включают ремонт обуви, одежды, мебели, транспорта, жилья, строительства по индивидуальным заказам; услуги парикмахерских и т.д.; транспортные услуги, все виды услуг по перевозке населения, а также грузов для населения; прочие услуги – услуги правового характера (юридических консультаций, нотариальных контор), услуги госстрахования и сберкасс. Изучение динамики потребления продуктов и услуг проводится с помощью индексов. При этом изучается динамика потребления, как в разрезе отдельных видов потребления, так и по всему объему потребления. Индивидуальные индексы потребления продуктов и услуг: m = ims = ims= iy = ; iys = iys= , где M – продукт; – среднегодовая численность населения; Y – услуга. Индекс общего объема потребления продуктов и услуг: Imy = , где qp – стоимости потребленных продуктов в постоянных ценах; yp – стоимость потребления услуг в постоянных ценах. Этот показатель можно рассчитать на душу населения: ; Важнейшей задачей статистики является исследование структуры потребления населения. Закон Энгеля: чем ниже доход, тем больше доля расходов на питание. Закон Джини: если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, другие виды расходов стремятся измениться в обратном направлении в геометрической прогрессии. Для оценки структурных различий в потребительских расходах используют интегральный коэффициент структурных сдвигов: Кs = или Кs = , где d – удельные веса отдельных видов расходов домашних хозяйств, в общем их объеме, в отчетном и базовом периодах или одной социальной группы по отношению к другой. Если Кs = 0, то сравниваемые структуры ничем не отличаются; Кs = 1, то отличаются. К факторам, оказывающим существенное влияние на объем потребления следует отнести: показатели общего объема производства по стране; показатели распределения; показатели использования полученных резервов. Факторы могут изучаться с помощью построения многофакторных индексных моделей: КПд.х. = ВРД × y = a × b × c, КПy = ВРД × × , y = a × b × c × d, где КПд.х. – конечное потребление домашних хозяйств; КПy – конечное потребление нерыночных услуг государственного управления; а – объем (доход), которым располагает страна для конечного потребления и накопления; b – характер распределения, какая часть идет на сбережение и какая на потребление; с – распределение конечного потребления между населением и государством; d – доля нерыночных услуг, предоставляемых государством населению, в конечном потреблении домашних хозяйств. Общее изменение конечного потребления для сектора государственного управления определяется: D y = y1 – y0 D y = Изменение за счет каждого из выделенных факторов определится следующим образом: × DIa = = . Для количественного отражения зависимости между динамикой доходов или цен и уровнем потребления отдельных товаров рассчитывается коэффициент эластичности (Э), который показывает, насколько изменяется уровень потребления при изменении среднедушевого дохода (цены) на 1%: Э = или Э =, где – абсолютное изменение среднедушевого потребления; – абсолютное изменение среднедушевого дохода (цены). Э < 0 – с ростом доходов потребление таких товаров уменьшается; 0 < Э < 1 – малая эластичность; Э» 1 – средняя эластичность; Э > 1 – высокая (промышленные товары ограниченного спроса – бытовая техника, ювелирные изделия, транспортные средства; продовольственные товары – сыр, мясо, фрукты). Объем и структура потребления определяется не только общей суммой доходов населения или их среднедушевой величиной, но и ситуацией на потребительском рынке, степенью насыщенности отдельными товарами, соотношением цен на них. Для этого рассчитывается показатель покупательной способности денежных доходов населения. Он характеризует количество определенных товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход: ПСД =, где – среднедушевой денежный доход; – средняя цена i -го товара.
Дифференциация доходов По данным опроса домашних хозяйств Беларуси по итогам 2009 года, 20% самых обеспеченных белорусов имеют в своем распоряжении в 3,8 раза больше ресурсов, чем 20% самых бедных. Формально эти данные свидетельствуют, что у нас нет большой разницы между богатыми и бедными. В России, США или в Китае этот показатель гораздо выше. Однако говорить о справедливости белорусской социальной системы не приходится: несмотря на кризис, государство продолжает забирать у белорусов почти половину их доходов. Усредненная статистика по доходам – это как средняя температура по палате: общее впечатление есть, но понять разницу между белорусскими богатыми и бедными очень сложно, пишет «Завтра твоей страны». Согласно данным опроса домашних хозяйств, объем располагаемых ресурсов в расчете на одного члена семьи в месяц в 20% самых малообеспеченных белорусов в 2009 году составил 320,3 тыс. рублей, а у 20% самых обеспеченных – 1 млн. 223 тыс. рублей. Руководители малых и средних государственных предприятий получают в год 70–100 млн. рублей. Если же речь идет о больших коммерческих организациях, то там доходы доходят до 400 млн. рублей в год (более чем в 100 раз больше, чем у 20% наименее обеспеченных). Таких белорусов – около 10 тысяч. С точки зрения статистики, это очень мало, но именно эти люди сегодня де-факто контролируют до 80% всех активов и ресурсов страны. Белорусские распределители живут лучше отечественных предпринимателей. Это аномальная ситуация, болезнь системы. Это несправедливо по отношению к тем, кто реально зарабатывает деньги и создает добавленную стоимость. Это дважды несправедливо по отношению к тем, кому государство обещало достойную жизнь на пенсии, к учителям и врачам. Молодой специалист с университетским дипломом начинает свою карьеру с 300–500 тыс. рублей, а руководители государственных вузов получают более чем в 20 раз больше. Давно пора развеять миф о том, что в Беларуси нет большой разницы между богатыми и бедными. Она есть и в ближайшие годы будет еще больше, поскольку распределители госимущества уже начали широкомасштабную «прихватизацию». Новых источников дохода у малообеспеченных белорусов не появится, зато цены на потребляемые ими товары и услуги существенно вырастут. Самые обеспеченные получают на лекарства от государства в 2,7 раза больше, чем самые бедные Ситуацию малоимущих усугубляет тот факт, что государство продолжает оказывать помощь не только им, но и гражданам из группы самых обеспеченных. В целом по домашним хозяйствам стоимость льгот и дотаций в 2009 году оценивается Белстатом в 14,2 тыс. рублей (5 долларов) в месяц. Это всего 1% от дохода, если взять все семьи. Льготы и дотации в стране получают аж 40,1% домашних хозяйств. При этом в расчете на одну семью из группы 20% белорусов с самыми низкими доходами (те, которые льготы получали) приходилось 39 тыс. рублей, а в 20% самых богатых – 37,8 тыс. рублей. Получается, что распределители бюджетных ресурсов не забывают и состоятельных граждан. Граждане из 20% самых состоятельных семей получают больше льгот и дотаций, чем белорусы из 20% самых бедных, по таким статьям расходов, как: жилье и коммунальные услуги – 17 тыс. рублей против 12,1 тыс. рублей в месяц; услуги общественного транспорта – 11,1 тыс. рублей против 5,7 тыс. рублей в месяц; санаторно-курортное лечение – 69,6 тыс. рублей против 50,2 тыс. рублей в месяц; лекарства – 34,5тыс. рублей против 12,7 тыс. рублей в месяц. Вот бы так громко и внятно сказать во весь голос по белорусскому телевидению, что 20% самых состоятельных граждан страны получает на лекарства от государства в 2,7 раза больше, чем 20% самых малообеспеченных. Система распределения льгот и дотаций вызывает много вопросов. Например, семьи, в которых один работающий, получают меньше льгот и дотаций, чем семьи с тремя работающими. Люди в сельской местности получают меньше, чем в малых городах, причем не только на оплату ЖКУ, но и на санаторно-курортное лечение. Кто ест мясо, а кто – хлеб При огромных бюджетных дотациях селу и жестком регулировании цен на так называемые социально значимые товары 10% самых малоимущих в стране потребляют в 2 раза меньше мяса и мясных продуктов и в 1,9 раза меньше рыбы, молока и молочных продуктов в физическом объеме, чем 10% самых богатых. Зато 10% самых бедных съедают больше хлеба и хлебопродуктов (80 кг. против 74 кг. в год), а также картофеля (68 кг против 55 кг). Еще более ощутимая разница в потреблении фруктов и ягод. 10% самых богатых кушают в год 93кг., а 10% самых бедных только 29кг., в 3,2 раза меньше. Единственный способ в этой ситуации улучшить меню малообеспеченным – это либерализовать цены, создать полноценный рынок земли, ликвидировать все административные барьеры для фермеров и снять ограничения на импорт продовольствия. А пока белорусы демонстрируют небывалую тягу к земле. В личном подсобном хозяйстве сельские семьи производят 20,7% всего потребляемого молока и молочных продуктов; 32,5% мяса и мясопродуктов; 64,5% яиц; 95% картофеля; 81,1% овощей и 59,9% фруктов и ягод. Отметим, что даже в Минске более половина картофеля (51,1%), 42,9% овощей и 25% фруктов и ягод поступает от собственных дач и огородов. Так что этот только с фасада Минск – красивая европейская столица, а, по духу и привычкам жителей – это большая, многоэтажная деревня. Впрочем, вся наша страна корнями крепко сидит в деревне. Иначе как можно объяснить тот факт, что 94,3% белоруски семей декларируют доход от личных подсобных хозяйств? Причем этот доход в денежном выражении в 2,3 раза больше, чем объем социальных льгот. Какая разница в доходах сегодня в Беларуси между самыми богатыми и самыми бедными? И есть ли риск противостояния между «классами» в стране при быстром переходе к рынку? Эти вопросы все чаще начинают волновать белорусов. По официальным данным, среднедушевые доходы 10% наиболее обеспеченной группы населения в 2005 году были в 5,4 раза больше, чем 10% наименее обеспеченной группы. Противостояние же (или антагонизация) между «классами», по мировым критериям, грозит, когда соотношение доходов богатых и бедных находится в пропорции 10:1. Так что, казалось бы, мы еще не в критическом положении. Например, в России официальный разрыв 15:1 в пользу богатых. Но если верить, опять же, официальным данным, то социальный мир у нас достигается снижением и бедных и миллионеров разом. За пять лет в Беларуси количество населения с доходами меньше бюджета прожиточного минимума сократилось с 40% до 12,7%. Но за эти же пять лет, по данным налоговой службы, исчезли и долларовые миллионеры. Мнение Леонида Злотникова, кандидата экономи
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.213.213 (0.012 с.) |