Уровень дифференциации доходов населения в РБ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень дифференциации доходов населения в РБ



Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.

«Мы добились того, что в Беларуси нет жесткого расслоения на богатых и бедных. Сегодня мы подошли к следующему уровню – необходимо развивать так называемый средний класс, чтобы малообеспеченных не было вообще», – отметил Глава государства в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2008 г.

В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Это ниже критически допустимого уровня дифференциации доходов, используемого в мировой практике (10 раз).

Для сравнения: в Германии, Австрии, Франции данный показатель составляет 5–7 раз, Казахстане – 7,4; Украине – 8,7; в России – 16,8 раза.

В 1990-е–начале 2000-х годов первостепенной задачей политики доходов было преодоление малообеспеченности в стране. Для ее решения государство осознанно шло на форсированный рост основных доходов населения по сравнению с ростом производства.

Так, при росте в 2001–2008 гг. валового внутреннего продукта в 1,9 раза реальные денежные доходы населения возросли в 2,7 раза, в том числе реальная заработная плата – в 2,9, реальный размер пенсии – в 2,7 раза. За аналогичный период реальные денежные доходы граждан в России выросли в 2,1 раза, в Казахстане – в 2,3; в Украине – в 3 раза. Высокие темпы роста доходов белорусских граждан в 2000-е годы позволили минимизировать численность малообеспеченного населения в стране: если в 1999 году бедными были почти половина жителей, то в 2008-м – только 6,1%.

В последние годы повышение денежных доходов населения республики осуществляется в более тесной увязке с ростом экономики, повышением ее эффективности. Это вызвано как достижением качественно нового уровня личных доходов граждан, так и необходимостью обеспечения стабильного развития национальной экономики в перспективе. В 2008 году денежные доходы населения республики возросли на 29,4% при росте потребительских цен на товары и услуги на 14,8%. В результате реальные доходы граждан (т.е. скорректированные на инфляцию) увеличились на 12,7%. В расчете на душу населения денежные доходы составили 657 тыс. руб. в месяц. В 2008 году реальные располагаемые денежные доходы населения выросли: в Азербайджане – на 17,5%, России – на 2,7%, в Украине – на 10,3%.

Снижение темпов роста денежных доходов населения, в том числе и заработной платы, является общемировой тенденцией. Так, по данным Международной организации труда, в мире в период с 2001 по 2007 год увеличение реальной средней заработной платы составляло не более 1,9% в год. При этом в развитых странах заработная плата возрастала в среднем на 0,9% в год, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна – на 0,3%, Азии – на 1,7%.

Важными показателями, характеризующими жизненный уровень населения, являются располагаемые совокупные доходы и располагаемые личные доходы. Они рассчитываются соответственно как разность между совокупными или личными доходами и суммой выплаченных населением обязательных и добровольных платежей.

При определении совокупного денежного дохода населения страны в его состав включают все денежные поступления, полученные ее гражданами за год, включая валютные (в пересчете по среднегодовому курсу в рубли), а также натуральные поступления, которые оцениваются в среднегодовых розничных ценах данного региона. Яблочник Л.Л. Общая теория статистики. М.: Экономика, 2001, 488с.,с.410-412

В состав совокупного денежного дохода не включаются лишь случайные, единовременные крупные денежные поступления (наследство, выигрыши в лотерею, поступления от продажи автомобиля, дома, земли и т. п.).

К обязательным платежам относятся налоги (подоходный, на землю, на имущество, на наследство и др.); сборы и пошлины (регистрация транспортных средств, дорожный сбор, плата за регистрацию проживания, за право торговли и т. п.); выплата компенсаций за хищения; штрафы и пени, уплаченные населением, и пр. К добровольным платежам относятся различные членские взносы, платежи в общественные организации (партии, профсоюзы, религиозные и благотворительные организации), подарки, расходы на спонсорство из личных средств населения, и другие подобные расходы.

Совокупные располагаемые доходы населения характеризуют общий объем денежных средств, а также материальных благ и услуг, которые население может использовать либо для конечного потребления, либо для накопления.

Личные располагаемые доходы меньше совокупных располагаемых доходов на стоимость услуг, полученных населением из общественных фондов потребления. Яблочник А.Л. Общая теория статистики. М.: Экономика, 2001, 488с.,с.400

В условиях финансовой нестабильности и значительной инфляции реальные совокупные доходы и реальные располагаемые доходы населения определяют действительный объем потребительских благ и услуг, которые может получить население для удовлетворения своих потребностей. Эти показатели характеризуют реальную покупательную способность различных групп населения. Сопоставление величины реальных доходов в динамике обычно выполняют в расчете на одного работника (индекс реальной зарплаты) или на душу населения (индекс реальных доходов) путем деления соответствующих показателей отчетного и базисного периодов.

 

Текущие задачи в области доходов населения

В настоящее время на социально-экономическое развитие страны влияют последствия мирового финансово-экономического кризиса. Вместе с тем в начале 2009 г. в Беларуси в отличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходов населения, хотя их рост временно замедлился.

В январе 2009 г. в республике номинальная заработная плата работников увеличилась по сравнению с январем 2008 г. на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению с декабрем она уменьшилась на 8%. Реальная начисленная заработная плата в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. возросла на 5,5%. На промышленных предприятиях лидчины средняя заработная плата в январе 2009 г. составила832,1 руб., в строительных организациях – 944,9 руб., на предприятиях транспорта – 1017,6 тыс. руб., в организациях сельского хозяйства – 476,4 тыс. руб., торговли и общественного питания – 701,2 тыс. руб. В области медицины, физкультуры и социальном обеспечении 589,5 тыс. рублей. В учреждениях образования зарплата составила 574,1 тыс. руб.

Финансовые потрясения заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда.

В 2009 году сокращение заработной платы по причине кризиса может коснуться сотен миллионов работников во всем мире. По заявлению гендиректора Международной организации труда X. Сомавиа, «для 1,5 млрд. наемных: работников в мире наступают трудные времена. Замедленные или отрицательные темпы экономического роста в сочетании с крайней нестабильностью цен приведут к снижению реальной заработной платы». Особенно пострадают малооплачиваемые работники и живущие в бедных семьях. Во многих странах серьезно потерпят и представители среднего класса.

По оценке экспертов, реальная заработная плата в мире в 2009 году возрастет в лучшем случае на 1,1%, а во многих государствах, включая промышленно развитые, этот показатель может снизиться. По прогнозам, рост зарплаты в промышленно развитых странах сократится с 0,8% в 2008 году до 0,5% в 2009 году.

В России в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. произошло снижение реальной заработной платы на 3,2%. Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т. Голикова в интервью газете «Труд» от 3 марта 2009 г. сообщила, что численность официально зарегистрированных безработных в стране достигла 1,893 млн. человек, в то время как, по прогнозной оценке, она не должна была превысить 1,6 млн. человек. По информации Росстата, не имеют доходного занятия и активно его ищут 5,8 млн. человек. А к концу года общая безработица может составить около 7 млн. человек. Министр высказалась против массовых увольнений (локаутов) и подчеркнула, что в сложившейся ситуации наиболее целесообразной является тактика неполной занятости при сохранении работникам двух третей заработной платы.

В Украине снижение реального размера зарплаты произошло еще в прошлом году. В декабре 2008 г. при номинальном ее росте на 19,5%, с учетом темпов инфляции на уровне 22,3%, реальная заработная плата снизилась (впервые с 1998 года) на 2,8%.

В сложившихся условиях ощутимое влияние на доходы населения оказывает инфляция. В январе 2009 г. в Беларуси она составила 4,1%. Министерством экономики Республики Беларусь при участии Комитета государственного контроля проведены проверки экономической обоснованности значительного повышения цен у 375 субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей. В 214 случаях установлены факты завышения цен от 5% до 95% – на продовольственные товары (рыбу, подсолнечное масло, цитрусовые, чай, кофе, детское питание и др.) и непродовольственные (обои, паркет, газовые плиты, электротехника).

Принятые меры позволили сбить волну спекулятивного роста цен, пресечь массовые случаи ценового беспредела.

В целях недопущения падения реальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячном мониторинге уровня зарплаты работников всех сфер экономики.

Учитывая замедление темпов роста заработной платы, Совет Министров постановил осуществлять повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2009 году поэтапно: с 1 января и с 1 мая 2009 г. С 1 января нынешнего года тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличены в среднем на 14,8%. По предварительным расчетам, уровень возмещения за 2009 год прогнозируемых затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза составит около 29%) (при задании 32%).

Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. № 100 расширены возможности для строительства жилья гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и ранее не имевшими права на льготное кредитование. Организации застройщиков будут формироваться из числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности, без учета их права на государственную поддержку (льготные кредиты). При этом смягчен критерий для получения льготного жилищного кредита: если раньше среднедушевой доход не должен был превышать двух минимальных потребительских бюджетов, то сейчас – трех (не более 1 089 тыс. руб.).

В настоящее время в республике принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Утверждена Система мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси в условиях мирового финансового кризиса. Глава государства поставил задачу перед Правительством и местными органами власти проводить более активную работу с подотраслями, детально изучать состояние каждого предприятия.

Созданы рабочие группы в Совмине, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующие отраслевые и региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия в банковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики. Особое внимание уделено обеспечению стабильной работы валообразующих предприятий.

Начата работа по реализации плана совместных действий с Россией по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.

Аналогичный план совместных действий планируется подписать и с Украиной. Это будет способствовать активизации товарооборота между странами.

Стабилизации экономической ситуации в республике как основы поддержания доходов населения будет способствовать либерализация условий хозяйственной деятельности, включая либерализацию политики оплаты труда. Целью данной меры является, прежде всего, снятие ограничений для поощрения работников и специалистов за эффективную работу.

Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. №2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» устанавливается единый норматив отнесения на себестоимость стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формы собственности в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом. Организации, которые по итогам предыдущего года выполнили установленные задания по уровню рентабельности реализованной продукции, смогут включать в себестоимость все 100% стимулирующих выплат. При этом наниматель может самостоятельно определять приоритетность видов стимулирующих выплат высококвалифицированным специалистам, внесшим наибольший вклад в выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

Указом Президента Республик Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году» закреплено право руководителей коммерческих организаций независимо от формы собственности ежемесячно выплачивать вознаграждение работникам, обеспечивающим реализацию продукции и снижение запасов готовой продукции. Руководителям и специалистам структурных подразделений, обеспечивающим поступление валютной выручки, могут устанавливаться персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии).

Постановлением Совета Министров от 28 января 2009 г. № 103 сняты ограничения по включению тарифной части заработной платы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Вся тарифная часть зарплаты включается в затраты, исходя из тарифной ставки.

 

 

Дифференциация доходов

По данным опроса домашних хозяйств Беларуси по итогам 2009 года, 20% самых обеспеченных белорусов имеют в своем распоряжении в 3,8 раза больше ресурсов, чем 20% самых бедных. Формально эти данные свидетельствуют, что у нас нет большой разницы между богатыми и бедными. В России, США или в Китае этот показатель гораздо выше. Однако говорить о справедливости белорусской социальной системы не приходится: несмотря на кризис, государство продолжает забирать у белорусов почти половину их доходов.

Усредненная статистика по доходам – это как средняя температура по палате: общее впечатление есть, но понять разницу между белорусскими богатыми и бедными очень сложно, пишет «Завтра твоей страны». Согласно данным опроса домашних хозяйств, объем располагаемых ресурсов в расчете на одного члена семьи в месяц в 20% самых малообеспеченных белорусов в 2009 году составил 320,3 тыс. рублей, а у 20% самых обеспеченных – 1 млн. 223 тыс. рублей.

Руководители малых и средних государственных предприятий получают в год 70–100 млн. рублей. Если же речь идет о больших коммерческих организациях, то там доходы доходят до 400 млн. рублей в год (более чем в 100 раз больше, чем у 20% наименее обеспеченных). Таких белорусов – около 10 тысяч. С точки зрения статистики, это очень мало, но именно эти люди сегодня де-факто контролируют до 80% всех активов и ресурсов страны.

Белорусские распределители живут лучше отечественных предпринимателей. Это аномальная ситуация, болезнь системы. Это несправедливо по отношению к тем, кто реально зарабатывает деньги и создает добавленную стоимость. Это дважды несправедливо по отношению к тем, кому государство обещало достойную жизнь на пенсии, к учителям и врачам. Молодой специалист с университетским дипломом начинает свою карьеру с 300–500 тыс. рублей, а руководители государственных вузов получают более чем в 20 раз больше.

Давно пора развеять миф о том, что в Беларуси нет большой разницы между богатыми и бедными. Она есть и в ближайшие годы будет еще больше, поскольку распределители госимущества уже начали широкомасштабную «прихватизацию». Новых источников дохода у малообеспеченных белорусов не появится, зато цены на потребляемые ими товары и услуги существенно вырастут.

Самые обеспеченные получают на лекарства от государства в 2,7 раза больше, чем самые бедные

Ситуацию малоимущих усугубляет тот факт, что государство продолжает оказывать помощь не только им, но и гражданам из группы самых обеспеченных.

В целом по домашним хозяйствам стоимость льгот и дотаций в 2009 году оценивается Белстатом в 14,2 тыс. рублей (5 долларов) в месяц. Это всего 1% от дохода, если взять все семьи. Льготы и дотации в стране получают аж 40,1% домашних хозяйств. При этом в расчете на одну семью из группы 20% белорусов с самыми низкими доходами (те, которые льготы получали) приходилось 39 тыс. рублей, а в 20% самых богатых – 37,8 тыс. рублей. Получается, что распределители бюджетных ресурсов не забывают и состоятельных граждан.

Граждане из 20% самых состоятельных семей получают больше льгот и дотаций, чем белорусы из 20% самых бедных, по таким статьям расходов, как:

жилье и коммунальные услуги – 17 тыс. рублей против 12,1 тыс. рублей в месяц;

услуги общественного транспорта – 11,1 тыс. рублей против 5,7 тыс. рублей в месяц;

санаторно-курортное лечение – 69,6 тыс. рублей против 50,2 тыс. рублей в месяц;

лекарства – 34,5тыс. рублей против 12,7 тыс. рублей в месяц.

Вот бы так громко и внятно сказать во весь голос по белорусскому телевидению, что 20% самых состоятельных граждан страны получает на лекарства от государства в 2,7 раза больше, чем 20% самых малообеспеченных.

Система распределения льгот и дотаций вызывает много вопросов. Например, семьи, в которых один работающий, получают меньше льгот и дотаций, чем семьи с тремя работающими. Люди в сельской местности получают меньше, чем в малых городах, причем не только на оплату ЖКУ, но и на санаторно-курортное лечение.

Кто ест мясо, а кто – хлеб

При огромных бюджетных дотациях селу и жестком регулировании цен на так называемые социально значимые товары 10% самых малоимущих в стране потребляют в 2 раза меньше мяса и мясных продуктов и в 1,9 раза меньше рыбы, молока и молочных продуктов в физическом объеме, чем 10% самых богатых. Зато 10% самых бедных съедают больше хлеба и хлебопродуктов (80 кг. против 74 кг. в год), а также картофеля (68 кг против 55 кг). Еще более ощутимая разница в потреблении фруктов и ягод. 10% самых богатых кушают в год 93кг., а 10% самых бедных только 29кг., в 3,2 раза меньше. Единственный способ в этой ситуации улучшить меню малообеспеченным – это либерализовать цены, создать полноценный рынок земли, ликвидировать все административные барьеры для фермеров и снять ограничения на импорт продовольствия.

А пока белорусы демонстрируют небывалую тягу к земле. В личном подсобном хозяйстве сельские семьи производят 20,7% всего потребляемого молока и молочных продуктов; 32,5% мяса и мясопродуктов; 64,5% яиц; 95% картофеля; 81,1% овощей и 59,9% фруктов и ягод. Отметим, что даже в Минске более половина картофеля (51,1%), 42,9% овощей и 25% фруктов и ягод поступает от собственных дач и огородов.

Так что этот только с фасада Минск – красивая европейская столица, а, по духу и привычкам жителей – это большая, многоэтажная деревня. Впрочем, вся наша страна корнями крепко сидит в деревне. Иначе как можно объяснить тот факт, что 94,3% белоруски семей декларируют доход от личных подсобных хозяйств? Причем этот доход в денежном выражении в 2,3 раза больше, чем объем социальных льгот.

Какая разница в доходах сегодня в Беларуси между самыми богатыми и самыми бедными? И есть ли риск противостояния между «классами» в стране при быстром переходе к рынку? Эти вопросы все чаще начинают волновать белорусов.

По официальным данным, среднедушевые доходы 10% наиболее обеспеченной группы населения в 2005 году были в 5,4 раза больше, чем 10% наименее обеспеченной группы. Противостояние же (или антагонизация) между «классами», по мировым критериям, грозит, когда соотношение доходов богатых и бедных находится в пропорции 10:1. Так что, казалось бы, мы еще не в критическом положении. Например, в России официальный разрыв 15:1 в пользу богатых. Но если верить, опять же, официальным данным, то социальный мир у нас достигается снижением и бедных и миллионеров разом. За пять лет в Беларуси количество населения с доходами меньше бюджета прожиточного минимума сократилось с 40% до 12,7%. Но за эти же пять лет, по данным налоговой службы, исчезли и долларовые миллионеры.

Мнение Леонида Злотникова, кандидата экономических наук: «В экономике есть коэффициент Джини. Чем выше значение этого коэффициента, тем значительнее неравенство доходов. К примеру, по данным ООН, для Швеции он равен 0,25; Германии – 0,28; Литвы – 0,32. В странах Центральной Европы и Балтии, где рыночные реформы проводили радикально и быстро, коэффициент достиг 0,3. В странах, где реформы практически не проводились, достигнуто такое же или более высокое значение коэффициента: Туркменистан – 0,408; Азербайджан – 0,36. А в странах СНГ, где были проведены лишь частичные реформы, зарегистрирован рост коэффициента до 0,40 и более. В Беларуси за последние два года коэффициент Джини уменьшился с 3,0 до 0,27 (5,7 %)».

Из опыта других стран следует, что либерализации экономики не способствует большему противостоянию «классов». Наоборот, значительное неравенство наблюдается там, где рыночная экономика не вполне либеральна, т. е. там, где у государства остаются значительные права по регулированию бизнеса. В этом случае у чиновников и приближенных к ним предпринимателей есть много способов оторваться по доходам от других групп населения. Наглядный пример – Россия, страны Латинской Америки. Исследования показывают, что наибольший вклад в рост социального неравенства в странах с переходной экономикой вносит дифференциация заработной платы. В Беларуси в последние годы дифференциация зарплат была уменьшена за счет опережающего подтягивания зарплат низкооплачиваемых работников. Поэтому, надо полагать, и уменьшился коэффициент Джини. Но далее этот процесс может прекратиться, потому что перепады тарифов между позициями разрядной сетки теряют свою стимулирующую роль. С другой стороны, отмечается тенденция опережающего роста зарплат чиновников, банковских работников... Если, к примеру, прирост средней номинальной зарплаты по стране в апреле 2006 составил 27% по сравнению с апрелем 2005 года, то у работников межотраслевых органов хозяйственного управления этот прирост составил 43,7%. К тому же более многочисленная группа предприятий снижает конкурентоспособность и не сможет повышать доходы своих работников. Так что без рыночных реформ дифференциация доходов в ближайшие годы, вероятнее всего, будет нарастать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.026 с.)