Сенсорная база для усвоения глухими устной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сенсорная база для усвоения глухими устной речи



 

Восприятие фонетических элементов речи — фонем, словесного ударения, интонации — составляет сенсорную базу (чувственную основу), обеспечивающую возможность понимать обращенное устное слово, усвоить произносительные навыки и контролировать правильность собственного произношения.

Оценивая сенсорную базу, которой располагает глухой для усвоения устной речи, необходимо выяснить, какие возможности в отношении восприятия фонетических элементов речи дают глухому различные анализаторы. При этом в связи с возможностями каждого анализатора важно иметь в виду и рассчитанные на него вспомогательные средства.

Роль, которую способен выполнить тот или иной анализатор непосредственно или при использовании определенного вспомогательного средства, может быть очень различной.

Анализатор может играть роль основного канала для восприятия глухим связной устной речи и служить в той или иной мере психофизиологической основой формирования произношения. Но анализатор может играть и более скромную роль — служить только целям формирования произношения или выполнять, помимо этого, функцию дополнительного канала, лишь облегчающего восприятие устной речи.

Рассмотрим, какие возможности для восприятия фонетических элементов речи дают глухому различные анализаторы.

Большинство глухих детей имеют те или иные остатки слуха. От их величины и характера, естественно, зависят особенности восприятия фонетических элементов речи с помощью слуха.

Лишь немногие из условно входящих в I группу глухих детей способны слышать звучащий у самого уха громкий голос. Это в лучшем случае (при достаточной громкости) позволяет уловить в слове ударную гласную фонему, чего недостаточно даже для подлинного восприятия словесного ударения, ибо безударные гласные, составляющие необходимый фон для ударного и определяющие вместе с ним слоговую структуру, а также общий ритмический контур слова оказываются за пределами слышания.

Дети, относящиеся ко II группе, слышат громкий голос около уха, а некоторые из них оказываются в состоянии различать отдельные гласные, чаще всего а и у. При достаточной громкости голоса такие дети после необходимой тренировки начинают более или менее уверенно различать на слух слоговой ритм слов и словесное ударение. Они уверенно улавливают членение фразы на синтагмы с помощью пауз, а также логическое ударение. Таким образом, для глухих II группы оказываются доступными паузальный и динамический компоненты интонации. За пределами их слухового восприятия остается лишь ее мелодический компонент.

Глухие дети, входящие в III группу, слышат у ушной раковины голос разговорной силы и различают 2—3 гласных. Все это в сочетании с доступной их слуху ритмической структурой слов позволяет различать отдельные знакомые слова и фразы. Эти дети довольно уверенно различают мелодический компонент повествовательной и вопросительной интонации.

Фонетические элементы речи лучше всего воспринимаются глухими IV группы. Они слышат голос разговорной громкости в непосоедственной близости от уха, а также и на расстоянии двух метров. Эти дети с гораздо большим успехом могут различать на слух фонемы: однако в общем эта способность остается довольно ограниченной. Распознавание гласных фонем оказывается сравнительно более доступным. Глухие IV группы располагают наиболее широкими возможностями для восприятия слоговой и ритмической структуры слов, а также всех фонетических элементов фразовой интонации.

Глухие могут достичь значительно лучшего распознавания на слух фонетических элементов речи в результате начатых в раннем возрасте концентрированных слуховых упражнений и постоянного практического использования остаточной слуховой функции.

Однако получаемая глухим ребенком с помощью сохранившегося слуха информация о фонетических элементах речи оказывается неполноценной даже и в этом случае.

Границы слухового восприятия в значительной мере расширяются при использовании звукоусиливающей аппаратуры. При этом следует отметить, что, чем большими остатками слуха располагает глухой ребенок, тем большую «прибавку» он получает, пользуясь соответственными звукоусиливающими приборами.

С помощью зрительного анализатора глухой может воспринимать некоторые движения речевых органов говорящего.

Лучше всего видны, конечно, движения губ и нижней челюсти. Например, при произнесении звука п губы сомкнуты, а при артикуляции у губы округлены, выдвинуты вперед.

Таким образом, различное положение губ содержит в себе определенную информацию для глухого о произносимых говорящим звуках и их сочетаниях. Однако одно и то же положение губ может быть характерно для нескольких звуков. Например, при сомкнутых губах артикулируется не только звук п, но и звуки б и м, позиция губ при произнесении звуков ф и в одна и та же.

Движения других речевых органов доступны зрительному восприятию в гораздо меньшей степени, нежели движения губ, или вообще недоступны. Так, например, совершенно не видна работа мягкого нёба и голосовых складок.

Установить наличие или отсутствие голоса на основании зрительного восприятия речи говорящего невозможно.

В приведенном нами примере звуки ф и в отличаются друг от друга именно наличием голоса. Поскольку путем зрения в данном случае можно уловить лишь положение губ, полученная с помощью зрительного анализатора информация об этих звуках оказывается явно неполной.

Произносимые при сомкнутых губах звуки б и м отличаются друг от друга. Главное отличие состоит в следующем. При артикуляции б мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; выходящий через ротовую полость воздух взрывает смычку губ; при произнесении же звука м нёбная занавеска опускается, открывая проход воздуха через носовую полость. Однако работа мягкого нёба остается скрытой от глаз глухого. И снова, как в примере со звуками ф и в, информация, об артикуляции м и б оказывается обедненной, так как зрением воспринимается лишь часть характерных для данных звуков движений речевых органов.

Положение языка можно увидеть лишь частично. Правда, в случае необходимости в дидактических целях при широко открытом рте можно показать положение языка. Например, в нормальных условиях положение языка при артикуляции звука ш увидеть нельзя — сжатые или очень сближенные зубы и выдвинутые вперед губы совершенно скрывают его работу. Однако учитель может показать глухому занимаемую языком позицию, если произнесет ш протяжно при широко раскрытом рте.

В обычных же условиях движения языка остаются в значительной мере недоступными или малодоступными для зрительного восприятия.

Такие фонетические элементы, как ударение и интонация, с помощью зрения воспринимаются плохо, а мелодический компонент интонации не воспринимается совсем. Таким образом, мы видим, что возможности зрительного анализатора при восприятии звучащей речи в условиях непосредственного общения весьма ограниченны.

Кроме того, следует отметить, что воспринимаемые с помощью зрения характеристики того или иного фонетического элемента далеко не всегда составляют его наиболее существенные признаки. Так, например, самой важной предпосылкой для адекватного звучания звука ш является правильная позиция языка. Но движения языка оказываются скрытыми, а на первый план выдвигаются менее существенные признаки произнесения звука ш — выдвинутые вперед губы (это обстоятельство, кстати, приводит к значительным ошибкам при воспроизведении глухими звука ш).

Глухой может воспринимать не только движения речевых органов, но и сопутствующие произношению побочные явления. К их числу можно отнести, например, отклонение находящейся у рта говорящего полоски бумаги в момент произнесения им некоторых звуков и т. п. Содержание такой информации небогато, однако и оно используется при обучении глухих устной речи.

С помощью кожного анализатора обеспечивается восприятие ряда явлений, сопровождающих воспроизведение тех или иных фонетических элементов речи. Приложенной к собственной гортани рукой глухой может ощутить вибрацию гортани при колебании голосовых складок. Таким способом глухой в состоянии установить различие между вокализованными и невокализованными звуками.

Приложенной к поверхности грудной клетки рукой можно определить наличие или отсутствие голоса, а также факт произнесения речевого материала голосом нормальной высоты или фальцетом. С помощью кожного анализатора можно уловить признаки, свойственные некоторым из произносимых звуков. Так, например, при произнесении и можно ощутить не только характерную для всех гласных вибрацию гортани, но и вибрацию темени. При воспроизведении носовых мин глухой может, помимо вибрации гортани, воспринять вибрацию щек и крыльев носа.

С помощью кожной чувствительности воспринимается также и струя выдыхаемого при произнесении воздуха,

Иногда различие между звуками устанавливается глухими с глубоким нарушением слуха исключительно на основании тактильно-вибрационных ощущений. Так, например, разница между звуками к и х определяется лишь по характеру струи выдыхаемого воздуха. Эти звуки сходны оптически (глухой видит открытый рот и отодвинутый в глубь рта язык), при их воспроизведении отсутствует вибрация гортани (оба эти звука относятся к невокализованным).

Таким образом, благодаря кожному анализатору глухой получает такую информацию о работе речевых органов, которая недоступна зрительному анализатору. Но сама по себе эта информация явно неполна, нечетка, недостаточна для характеристики того или иного фонетического элемента и не может служить достаточно надежной базой для усвоения произношения.

Возможности двигательного анализатора для восприятия речи, другого человека очень ограниченны.

Для глухих подобное использование двигательного анализатора в связи с осязательным восприятием речевых движений рукой играет лишь подсобную роль при обучении произношению.

В то же время исключительно важная роль принадлежит двигательному анализатору благодаря тем проприоцептивным импульсам, которые поступают в мозг от самих движущихся речевых органов. Вместе с нервными импульсами от слизистых оболочек, выстилающих речевые органы и приходящих в соприкосновение или деформирующихся при артикуляционных движениях, они составляют основу речевых кинестезии. Использование кинестетических импульсов от речевых органов может в некоторых случаях служить отправным моментом в работе над артикуляцией. Это имеет место в тех случаях, когда речевые органы глухого пассивно приводятся в то или иное положение или движение посредством механического на них воздействия. Примером могут служить общеизвестные приемы нажима шпателем на язык при постановке фонемы к или колебание шпателем переднего края языка при постановке фонемы р. В подобных случаях у глухого возникает первичный кинестетический образ артикулируемой фонемы, который в дальнейшем служит опорой для активного, произвольного воспроизведения артикуляции.

Однако главное значение речевых кинестезии состоит в том, что они обеспечивают глухому, как, впрочем, и слепоглухому, возможность естественно текущего самоконтроля над произношением. Это распространяется на все фонетические элементы речи, которые тем или иным путем глухой усвоил в своем произношении.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ

 

Содержание обучения глухих детей произношению включает в себя формирование у учащихся умений, навыков и некоторых знаний, необходимых для того, чтобы фонетическое оформление их устной речи отвечало предъявляемым к нему требованиям.

Общие и частные требования находят свое отражение в содержании обучения глухих детей произношению, конкретизированном в специальной программе.

Программа обучения произношению складывается из следующих разделов:

1. Речевое дыхание.

Содержание работы — формирование у учащихся умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.

2. Голос.

Содержание работы — формирование у учащихся навыка пользования голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра.

3. Звуки и их сочетания.

Содержание работы — формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом, как уже было указано, соблюдается определенная последовательность в усвоении звукового состава речи глухими учащимися.

4. Работа над словом.

Эта работа предполагает формирование у учащихся умения правильно воспроизводить слова — слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.

5. Работа над фразой.

Содержание работы составляет формирование у учащихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы) и с правильным логическим ударением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.254.50 (0.074 с.)