Взрывные звонкие согласные б, д, г 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взрывные звонкие согласные б, д, г



 

Звук б. Положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука п (см. с. 58). В отличие от звука п при артикуляции б голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Работая над звуком б, допустим, в слове банка, следует прежде всего попытаться использовать имеющиеся у ученика остатки слуха. Применяя звукоусиление, учитель произносит слово банка, слог ба, несколько задерживая губную смычку так, чтобы голос звучал до взрыва, и побуждает ученика повторить то же самое, контролируя себя с помощью наушников.

В случае неудачи, при которой ученик заменяет звук б в слове и слоге звуком п, учитель выписывает слоги ба и па, а затем, закрыв нижнюю половину лица экраном (чтобы избежать возможности зрительного различения звуков по напряженности артикуляции), произносит вразбивку перед микрофоном эти слоги. Ученик указывает на произносимые учителем слоги. После того как выяснится, что ученик различает слоги на слух, учитель убирает экран и вновь побуждает ученика к правильному произнесению слога ба на основе слухо-зрительного подражания.

При этом поочередное произнесение слогов ба и па подкрепляется указанием на их соответственные начертания. Если ученик не различает или плохо различает слоги на слух, следует перейти к другим приемам.

Часто дети, будучи не в состоянии произнести по подражанию отдельный слог ба, довольно легко и быстро воспроизводят вслед за учителем ряд таких слогов. Приложив руки ученика к своим щекам, учитель произносит: бабабабаба... или даже ббббб.... Вслед за этим ученик проделывает то же самое, контролируя себя приложенными к щекам руками. На последующих занятиях можно добиться произнесения слога ба в изолированном виде и словах.

Если же указанный прием так же не приводит к цели, надо прибегнуть к другому. Учитель предлагает ученику дуть через пассивно сближенные губы. Щеки и губы при этом раздуваются. Для осуществления контроля ко рту должна быть поднесена рука или полоска бумаги.

В следующий момент к дутью прибавляется голос, в результате чего должен получиться гудящий звук, нечто вроде в, которое, однако, артикулируется не как обычно, а двумя губами. Теперь учитель, вытянув указательный палец, прикладывает его горизонтально под нижней губой и быстрым движением вверх и вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ (рис. 40).

Рис. 40. Постановка звука б

При этом получается быстрое многократное произнесение звука б (ббб). Постепенно движение пальца должно замедляться, в результате чего должен слышаться ряд слогов, составленных из звука б и неопределенного гласного, среднего между э и ы (бэбэбэ... или бы-быбы...). После того как получено правильное звучание б при замедленном темпе, можно попробовать предложить ученику произнести подобный же ряд слогов уже самостоятельно, без механической помощи со стороны учителя. Если это ему удастся, можно перейти уже и к произнесению отдельного слога ба. При этом необходимо следить за тем, чтобы звук б произносился вполне отчетливо (даже с некоторой выдержкой) и с легким раздуванием щек. В ходе упражнений надо предоставлять ученику возможность опираться на имеющиеся у него остатки слуха как для восприятия звучания согласного в речи учителя, так и для самоконтроля. Если при замедлении темпа произнесения слогов или выделении слога б исчезнет, следует вернуться к быстрому темпу или даже к исходному упражнению и переходить к каждому последующему этапу работы над звуком лишь после того, как успешно закончен предыдущий. Весь путь от подготовительных упражнений до произнесения отдельного слога ба, слов с этим слогом, других слогов и слов может быть проделан на протяжении одного или нескольких занятий.

Звук д. Положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука т (см. с. 59). В отличие от звука т при артикуляции д голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Работая над звуком д, следует прежде всего попытаться использовать имеющиеся у ученика остатки слуха, применив для этой цели приемы, аналогичные тем, которые приведены выше при описании работы над звуком б (с. 109).

Разумеется, слог да, включающий звонкий согласный, должен сопоставляться со слогом та, включающим первый глухой согласный. Иногда к цели ведет и повторение за учителем ряда произносимых в быстром темпе слогов дадада...

Поскольку предполагается, что к моменту постановки звука д ученик уже усвоил звук б, надо попробовать получить требуемый звук «по инерции», произнося слог да вслед за рядом слогов со звуком б: бабабада. Ученик прослушивает этот ряд слогов, произносимых учителем в микрофон, а затем старается воспроизвести их.

Если добиться воспроизведения учеником звука д на основе слухо-зрительного восприятия не удается, то необходимо перейти к другим приемам.

Приложив руку ученика к своей гортани, учитель произносит слово вода, слог да и обращает его внимание на вибрацию гортани при звуке д. Этот звук воспроизводится учителем намеренно с некоторой задержкой на том моменте, когда при наличии язычно-зубной смычки уже звучит голос.

Сопоставляя слоги та и да, учитель указывает на соответственные буквенные обозначения, после чего побуждает ученика самого произнести по подражанию сначала слог та, затем да. Если ученику удается правильно воспроизвести звук д в слоге да, слове вода, то можно перейти к другим слогам и словам, включающим этот звук. Иногда учащиеся оказываются не в состоянии воспроизвести по подражанию звук д ни в слове, ни в отдельном слоге. В этом случае опять-таки нередко приводит к цели быстрое произнесение вслед за учителем ряда слогов: дададада....

К положительному результату может привести также упоминавшийся выше прием, связанный с предпосыланием слогу да ряда слогов с уже освоенным ранее звуком б: бабабада.

Далее ученику уже можно предложить произнести по подражанию отдельный ряд слогов со звуком д, как было указано вначале. Следующий этап работы — постепенное замедление темпа произнесения слогов, выделение изолированного слога, отработка слов со слогом да (вода, дай и т. п.), отработка звука в слогах с другими гласными и в словах, которые включают в себя эти слоги.

 

В крайних случаях, если указанные приемы не приведут к цели, надо воспользоваться следующим подходом. Ученику предлагается произнести слоги с усвоенным им звуком б: ба ба ба... Затем то же упражнение проделывается при просунутом между губами (плоско) языке. Должно получиться межгубное д, по звучанию нечто среднее между д и б. Такое д следует отработать в слогах с различными глас-ными. Оно может служить временным заменителем нормального звука в словах. Через некоторое время, различное для разных учащихся, от межгубного д можно перейти к межзубному и затем к нормальному. Для этого достаточно в момент произнесения межгубного д пальцами приподнять у ученика верхнюю губу. Язык автоматически прижимается к верхним зубам, и получается межзубное д, которое в дальнейшем, при сжатых зубах, легко превратить в нормальное, зазубное.

Звук г. Положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука к (см. с. 59). В отличие от звука к при артикуляции г голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Работая над звуком г, следует попытаться опереться на имеющиеся у ученика остатки слуха, использовав для этого приемы, аналогичные приведенным выше при описании работы над звуком б (с. 109). Слог га, включающий звонкий согласный, должен сопоставляться со слогом ка, включающим парный глухой согласный.

Иногда к цели приводит повторение за учителем ряда слогов гагага..., произносимых в быстром темпе.

Поскольку предполагается, что к моменту постановки звука г ученик уже усвоил звук д, надо попробовать получить требуемый звук «по инерции», произнося слог га вслед за рядом слогов со звуком д: дададага. Как и в аналогичном примере при постановке звука д (с. ПО), ученик прослушивает этот ряд слогов, произносимых учителем в микрофон, а затем старается воспроизвести их сам.

Если, основываясь на слухо-зрительном подражании, ученик не может воспроизвести звук г ни в слове, ни в слоге, ни в ряде слогов, то следует перейти к другим приемам постановки звука г.

Приложив руку ученика к своей гортани, учитель произносит слово нога, слог га и обращает его внимание на вибрацию гортани при звуке г. Этот звук произносится учителем намеренно с некоторой задержкой на том моменте, когда при наличии язычно-нёбной смычки уже звучит голос. Сопоставляя слоги ка и га, учитель указывает на соответственные буквенные обозначения, после чего побуждает ученика произнести по подражанию слоги ка и га. Если ученику удается правильно воспроизвести звук г в слоге га и слове нога, то можно перейти к другим слогам и словам, включающим этот звук.

Иногда учащиеся оказываются не в состоянии воспроизвести по подражанию звук г ни в слове, ни в отдельном слоге. В этом случае к положительному результату может привести быстрое произнесение учеником вслед за учителем ряда слогов: гагага... Успех может быть достигнут также с помощью указанного выше приема, состоящего в предпосылании слогу со звуком г ряда слогов с усвоенным уже звуком д: дададага.

Далее уже можно предложить ученику произнести по подражанию отдельный ряд слогов со звуком г, как было указано в самом начале. Следующий этап работы — постепенное замедление темпа произнесения слогов, выделение изолированного слога га, включение его в слово нога, отработка звука в слогах с другими гласными и в словах, включающих эти слоги.

Если указанные приемы не приведут к цели, то звук г надо ставить следующим образом: ученику предлагается произнести слоги с усвоенным им звуком д: дадада.... В следующий момент во время произнесения тех же слогов учитель шпателем прижимает книзу переднюю часть спинки языка. Тогда получается дя. Продолжая упражнение, учитель нажимает на язык несколько глубже, в результате чего слышится уже гя. Наконец, шпатель продвигается еще глубже и получается чистое га. Указанные этапы в одних случаях могут быть пройдены на протяжении одного занятия, тогда как в других приходится задерживаться на первом (дя) и на втором (гя) этапах в течение нескольких занятий. Если делается попытка сразу получить твердое г путем глубокого нажима на язык, то это нередко приводит к тому, что ученик не может сомкнуть язык с нёбом, в результате чего вместо га слышится нечто вроде ыа.

Получив требуемый звук, следует научить самого ученика прижимать язык пальцем во время упражнения. При этом необходимо следить, чтобы палец вводился в рот достаточно, но не слишком глубоко (так же, как при постановке к). Перед упражнением ученик должен чисто вымыть руки или протереть палец смоченной спиртом ваткой.

Когда ученик сможет произносить звук г без помощи пальца в слоге га и во включающих этот слог словах, необходимо отработать звук в слогах с другими гласными и в словах.

Нужно заметить, что самый неустойчивый из этих трех звуков — звук д. Наименее выгодная позиция для всех этих согласных — положение перед гласными у и и. Это надо учитывать при подборе упражнений.

Таким образом, звуки б, д, г сходны между собой:

1. по участию голоса в артикуляции — все они произносятся при сомкнутых и вибрирующих голосовых складках, все они звонкие;

2. по способу артикуляции — все они взрывные;

3. по отсутствию палатализации — артикулируются без дополнительного подъема языка, все они твердые.

Эти звуки отличаются друг от друга местом артикуляции — смычка образуется двумя губами (б), языком и верхними резцами (д), языком и нёбом (г).

Сходство звуков б, д, г обусловливает и однотипность дефектов (табл. 12).

6. Оглушение. В этом случае звуки б, д, г заменяются соответствующими им глухими п, т, к. Слова барабан, девять, головазвучат соответственно как парапан, тевять, колова.

Если до постановки звонких согласных их замена глухими в словах считается в соответствии с концентрическим методом допустимой, то позднее она рассматривается уже как дефект, требующий коррекции.

Дефект очень распространенный, по сравнению с другими недостатками, присущими звонким взрывным, менее грубый.

Коррекция достигается теми же приемами, которые указаны выше для постановки звонких взрывных согласных. В ходе коррекции большую роль играет сопоставление глухих и звонких согласных в слогах, словах и фразах.

6. Полузвонкость. В этом случае звуки б, д и г произносятся полузвонко, так что вместо ба, банка получается бпа, бпанка, вместо да, вода — дта, водта, а вместо га, нога — гка, ногка. Перед взрывом губной смычки прекращается вибрация голосовых складок.

Начинать коррекцию дефекта надо со звука б, правильное воспроизведение которого служит основой для исправления д и г. Привлекая слуховой и тактильно-вибрационный контроль, следует обратить внимание ученика на то, что при произнесении слогов ба, аба переход от б к а происходит без прерывания голоса. Показывая разницу между правильным и дефектным произношением, учитель сам воспроизводит то и другое, слегка раздувая щеки и обращая внимание ученика на то, что губы сомкнуты без напряжения и что при этом голос непрерывно звучит вплоть до момента взрыва и перехода к гласному. Непосредственную демонстрацию артикуляции полезно подкрепить буквенным обозначением правильного и дефектного произнесения звука: ба — бпа, аба — абпа. Различие между правильным и дефектным произношением можно показать ученику и на экране ВИРа.

Обычно исправление звука б оказывается достаточным, чтобы учащиеся по аналогии преодолели рассматриваемый дефект в произношении звуков д и г (опираясь на слуховой и вибро-тактильный контроль). Исправляя звук д, учитель сопоставляет его со звуком б (ба — да, ада— ада). Точно так же, исправляя звук г, следует сопоставлять его с усвоенным уже правильным произношением звуков б и д (ба —га, аба — ага, да — га, ада — ага).

Вместо звуков б, д и г слышатся сочетания мб или мп, нд или нт, нг или нк (при заднеязычном н), так что слово рыба звучит как рымба или рымпа, слово вода — как вонда шпвонта, слово нога— как нонга или нонка. Дефект грубый, стойкий, дающий рецидивы.

В первом случае (мб, нд, нг) нарушается синхронность образования губной, или язычно-губной, или язычно-нёбной смычки и смычки мягкого нёба с задней стенкой глотки. Запоздание смычки приводит к появлению носового звука. Во втором случае (мп, нт, нк) тот же недостаток осложняется размыканием голосовых складок в момент-смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки. Исправление указанных дефектов следует начинать также со звука б. В первом варианте дефекта задача сводится к тому, чтобы избавиться от носового согласного, предпосылаемого взрывному. Ученику надо указать на легкое раздувание щек, которое начинается одновременно с вибрацией гортани. Чтобы облегчить ученику достижение цели, иногда оказывается полезным первоначально слегка зажимать нос пальцами.

Иногда недостаток устраняется, если показать ученику, прикладывая его палец к носу, что при нормальном произнесении звука б крылья носа не дрожат.

Существенную помощь может оказать виброскоп, датчик которого должен быть приложен к носу. Включение носового звука фиксируется зажиганием лампочки.

Различение правильного и неправильного произношения полезно подкреплять их буквенным обозначением (ба — мба, аба — амба, рыба — рымба). Второй вариант дефекта указывает на отсутствие звонкого звука, замену его глухим, которому предпосылается носовой. В этом случае необходимо заново ставить звук б, используя все приведенные выше приемы.

Как и при исправлении предыдущего дефекта (полузвонкость), твердое усвоение звука б служит основой для коррекции других звонких взрывных, которая достигается путем указанных выше сопоставлений с опорой на слуховой и вибро-тактильный контроль.

5. Призвук перед согласным. В этом случае звукам б, д и г в начале слова, отдельного слога предпосылается краткий гласный, средний между э и ы; звуки берутся как бы с разбегу, так что вместо ба, банка слышится нечто вроде эба, эбанка, вместо да, дай — эда, эдай, вместо га, голова — эга, эголова. Голосовые складки приходят в колебание еще до того, как образуется губная, или языч-но-зубная, или язычно-нёбная смычка.

И в данном случае сначала надо исправить звук б, правильное воспроизведение которого послужит эталоном для произнесения звуков д и г, основой их коррекции. Учитель прежде всего сопоставляет правильное и неправильное произнесение звука б (ба — эба, банка — эбанка), побуждая ученика к использованию слухового и вибротактильного контроля и опираясь на буквенное отображение дефекта. Надо показать ученику, что начинать произнесение звука б он должен, исходя из сомкнутого положения губ: лишь при сомкнутых губах начинает вибрировать гортань. Если при этом у ученика появится тенденция предпосылать звуку б звук м (см. второй из указанных выше недостатков), то следует обратить его внимание на то, что одновременно с включением голоса начинается легкое раздувание щек (приложить руки к щекам).

Исправив звук б, можно перейти к коррекции звука д, а затем и звука г, используя слуховой и вибро-тактильный контроль и некоторые из описанных выше приемов устранения начального призвука.

Из специфических дефектов, не распространяющихся на всю группу звонких взрывных, надо отметить следующие недостатки произношения звука г.

6. Взрывной г звучит как звонкий фрикативный согласный (южнорусское г), так что га, нога произносятся как уа, яоуа — вместо смычки между спинкой языка и нёбом образуется щель. Дефект связан с нарушением способа артикуляции.

При устранении этого дефекта необходимо сопоставить правильное и дефектное произношение, дав ученику возможность прослушать различие между ними и осязать рукой разницу между толчком выдыхаемого воздуха при га и его струей при уа. Если таким путем не удастся достичь цели, то следует заново ставить звук г от д.

7. Звонкий взрывной г звучит как х, так что вместо га, нога слышится ха, ноха. Дефект обусловлен двумя причинами — нарушением способа артикуляции (смычка заменяется щелью) и отсутствием голоса (голосовые складки разомкнуты).

При устранении дефекта следует сопоставить правильное и неправильное произнесение согласного в слоге и в слове (га — ха, нога — ноха), дать ученику возможность уловить различие с помощью остатков слуха, а также на основе вибро-тактильного контроля, приложив одну руку к гортани (вибрация при г, отсутствие ее при х), а другую — ко рту (толчок воздуха при г и струя при х).

Полезно указать и на различие в буквенном обозначении произносимого. Если при этом не удастся вызвать у ученика правильную артикуляцию на основе подражания, то надо ставить звук заново, опираясь на согласный д.

8. Вместо г слышится простой выдох, так что га, нога звучат как ha, noha — язык в артикуляции не участвует, голосовые складки раскрыты, воздух беспрепятственно проходит из глотки в рот и выходит наружу.

В этом случае работу по постановке звука следует начинать с самого начала, прибегая к описанным выше приемам.

9. Сонантность. В этом случае вместо г произносится средний между ы и э гласный звук. Слова голова, нога звучат примерно как йолова, нойа.

Дефект очень грубый. В этом случае работу по постановке звука следует начинать с самого начала, используя вышеописанные приемы.

В числе недостатков воспроизведения б, д, г следует указать и на их многократное произнесение в словах: бббанка, рыб — б — ба, д — д — дом, вод — д — да. (Нередко ученик произносит их как глухие: п — п — панка (банка), дактилируя при этом б — б — банка. Подобная ошибка является следствием того, что ученик распространяет прием воспроизведения звука б (г, д) при первичном вызывании на его произнесение в слове.

Исправление такого недостатка осуществляется на основе подражания. Если успеха достичь не удается и ученик сбивается на соответствующий глухой согласный, работу следует вести так, как это описано выше.

Последовательность упражнений с целью закрепления правильной артикуляции мы проиллюстрируем на примере звука б:

Многократное быстрое произнесение изолированного звука: ббб...

Многократное быстрое (с постепенным урежением) произнесение слогов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.129.195 (0.054 с.)