Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа над произношением в слуховом кабинете школы глухих
Слуховой кабинет в школе глухих выполняет учебную и методическую функции. Содержание учебной работы в слуховом кабинете состоит из теснейшим образом связанных друг с другом двух отделов: «Развитие слухового восприятия», «Обучение произношению». К ним примыкает специальный раздел — «Неречевые звуки», который входит в развитие слухового восприятия и в обучение произношению. Активное использование остатков слуха обусловило перестройку обучения произношению в направлении более широкой опоры на целые слова, словосочетания, фразы. При условии постоянного использования звукоусиливающей аппаратуры оказывается возможной слухо-зрительная и даже слуховая коррекция не только по отношению к темпо-ритмической, интонационной, орфоэпической сторонам речи, но и по отношению к фонемам, когда ученик сбивается с усвоенного им правильного произношения на дефектное или когда дефект по своему характеру легко уловим на слух. Содержание работы над произношением в слуховом кабинете в значительной мере определяется широким использованием слуха глухих школьников в ходе формирования произношения. Имеет значение и фронтальный характер занятий в этом кабинете. Работа в слуховом кабинете ведется в двух направлениях: 1. Собственно работа над произношением. Речь идет о работе над темпом речи, слитностью, словесным ударением, орфоэпией, звуковым составом слов, стихотворением. Иными словами, основное содержание работы над произношением в слуховом кабинете составляет ритмико-интонационная структура речи. 2. Реализация произносительных умений в ходе занятий по обучению произношению и развитию слухового восприятия. Сюда относится: контроль учителя за тем, чтобы учащиеся максимально реализовали свои произносительные возможности; воспитание у учащихся навыка улавливать произносительные ошибки в речи товарищей; воспитание навыка обнаруживать и исправлять ошибки в собственном произношении. С работой над произношением связан и раздел «Неречевые звуки». Иногда над материалом из данного раздела работают до обучения собственно произношению. В некоторых случаях дело обстоит наоборот. К проводимым в слуховом кабинете урокам приложимы все те требования, которые предъявляются к урокам обучения произношению. Поскольку в слуховом кабинете уроки посвящаются главным образом работе над ритмико-интонационной стороной речи, особо важное значение имеет подражание речи учителя на слухо-зрительной и слуховой основе. Так, работая над слитностью и темпом речи в I классе, учитель учит детей определять (при слухо-зрительном и только при слуховом восприятии) характер своей речи и обозначать его словами: быстро; медленно (Вы сказали быстро, медленно), слитно, не слитно без паузы, с паузой. Затем учитель учит детей подражать своей речи! Это обучение проходит три этапа. Сначала дети произносят сопряженно с учителем (т. е. вместе с ним) слова, словосочетания, короткие фразы в нормальном и несколько замедленном темпе. Затем они воспроизводят произнесенный учителем материал отраженно (т. е. после учителя — сначала слушают, как говорит учитель, потом говорят сами) тоже в разном темпе. Наконец, дети воспроизводят предлагаемый им речевой материал самостоятельно, опираясь на опыт, приобретенный во время выполнения тренировочных упражнений; и при этом выдерживается темп согласно указанию учителя: Скажи(те) быстро (быстрее), медленно, слитно и т. п.
Слуховой кабинет школы играет существенную роль в закреплении приобретенных учащимися произносительных навыков. В тех видах работы, задачу которых составляет собственно формирование произношения, это само собой разумеется. Но и во время упражнений, направленных на развитие слухового восприятия, внимание учителя к тому, как говорят дети, не ослабляется. Это выражается не только в контроле за произношением и в исправлении ошибок, но и в предупреждении этих ошибок. Например, при проведении такого вида работы, как аппликация, основной задачей которой является развитие слухового восприятия, педагог закрепляет имеющиеся у учащихся произносительные навыки. Приведем несколько примеров (СНОСКА: Примеры тут и далее из опыта работы сурдопедагога слухового кабинета школы глухих Института дефектологии С. А. Рогач). Во втором полугодии в I классе дети выполняют аппликацию по сказке «Репка». Текст сказки не адаптирован. Работе над произношением отводится один урок из трех. Содержанием являются слова посадил, выросла, большая-пребольшая, тащить, тянет-потянет, вытянуть не может, позвал (а), Жучка.
Записанные на табличках слова обработаны фонетически (поставлены надстрочные знаки, ударение), например: большая — пребольшая. Иа (при этом даны еще и слоги: ш…ая, ш…айа ш…ая, к которым учитель прибегает, если для кого-либо из первоклассников слово окажется трудным). Слова предлагаются для узнавания на слух. Затем проводится работа над ритмом слов. Дети изображают ритм (применительно к словам большая-пребольшая: __ _/_ __ __ __ _/_ __), потом отхлопывают ритм и одновременно проговаривают слоги та (татата тататата), наконец, воспроизводят слово с соблюдением ударения. Безударное о произносится ими как а. Темп произнесения постепенно доводится до нормального или близкого к нему. Таким образом, дети оказываются подготовленными к работе над аппликацией. Во-первых, они сравнительно легко воспринимают на слух произносимые ими слова. Во-вторых, они умеют должным образом воспроизводить необходимые слова и словосочетания в процессе выполнения аппликации. Учитель имеет возможность осуществлять попутную коррекцию допущенных детьми ошибок. Эти ошибки исправляются на основе подражания учителю и приобретенного на предыдущем уроке собственного опыта. Приведенные примеры показывают, как сочетается работа по развитию слухового восприятия с формированием произношения. Эта органическая связь хорошо выражена и в работе над песнями. Слушание музыки, песен, разучивание песен составляют одну из сторон содержания работы по развитию слухового восприятия. Все песни имеют текст, с которым, так же как и с текстом к аппликациям, учащихся знакомят заранее. Работа над песней проводится в следующем порядке: Расстановка в тексте словесного ударения (учитель читает по строчкам, учащиеся расставляют ударение в розданном им тексте). Расстановка знаков орфоэпии и пауз при повторном чтении. Работа над выделенными словами и словосочетаниями (выделяются трудные сочетания согласных, проводится работа над ритмом). Молчаливое прослушивание пластинки с записью песенки. Ученики слушают и смотрят в текст. Сопряженное (вместе с учителем) проговаривание текста с постепенным нарастанием темпа. Речитативное пение, сопряженное с пением учителя и исполнителя. Чрезвычайно важной стороной работы над произношением является воспитание у учащихся навыка улавливать произносительные ошибки в речи товарищей. Этому следует учить детей с I класса. Сначала учитель постоянно привлекает их внимание к тому, как говорит отвечающий («Ира говорила хорошо», «Слушайте, как говорит Вова. Правильно? Нет, неправильно. Вова сказал спа — си — бо, а надо сказать спасибо», «Как сказал Витя?», «Какую ошибку сделала Лара?» и т. д.). Любую попытку оценить речь товарища, указать на допущенную им ошибку в произношении следует всячески поддержать. Надо одобрить ученика словами или положить ему фишку и т. п. Постепенно ученики привыкают к тому, что нужно слушать, как говорит отвечающий. Сначала, как правило, они замечают нарушения в слитности, затем ошибки в словесном ударении и темпе. При наличии определенного опыта слушать, как говорят другие, дети оказываются в состоянии находить и ошибки в воспроизведении звукового состава слов (пропуски звуков, замена звонких согласных глухими и наоборот, призвуки). Умение вслушиваться в речь товарищей, замечать ошибки в их произношении имеет большое значение для оценки и собственной речи. Ведь именно способность оценить качество собственной речи, сопоставить ее с образцом, которым служит речь учителя, лежит в основе самоисправления, которое, в свою очередь, является предпосылкой совершенствования произносительных навыков у глухих.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.009 с.) |