Размышления об общих страданиях Сансары 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размышления об общих страданиях Сансары



 

Здесь будем говорить об Истине страданий: о том, что каждое существо, имеющее омраченные скандхи, страдает. Это даст понимание того, что представляют собой страдания, и осознание порочности круговорота.

Страдания рассматриваются с разных точек зрения. С одной стороны, их делят на восемь видов, с другой — на шесть и с третьей — на три. Восемь видов страданий рассматриваются в разделе «Страдания людей», так как они наиболее характерны для людей. Рассмотрим остальные виды сансарных страданий.

 

Шесть видов горестей

 

1. Горесть неопределенности.

2. Горесть ненасытности.

3. Горесть необходимости оставлять.

4. Горесть необходимости искать новые рождения.

5. Горесть испытания взлетов и падений.

6. Горесть отсутствия друзей.

1. Горесть неопределенности состоит в том, что каждое рожденное в Сансаре живое существо пребывает исключительно в страдании, потому что благополучие сансарического существования весьма ненадежно: нет определенности в том, где ты получишь будущее рождение (в аду или среди богов), где получал прошлые рождения; нет определенности в друзьях и врагах, в родителях.

Невежество заставляет нас делить людей на врагов, которых мы ненавидим, друзей, к которым сильно привязываемся, и через это разделение мы накапливаем много неблагого. Но на самом деле нет определенности в друзьях и врагах. Даже в этой жизни в разное время друг становится врагом, а враг другом; нет определенности в богатстве: иногда человек богат, а иногда — очень беден. И это может меняться каждый день. Было бы хорошо, если бы богатство не терялось, но нажитое годами можно растерять за короткое время. Даже в родителях нет определенности, так как мать в этой жизни вполне могла быть самым ненавистным врагом в прошлой жизни и, наоборот, нынешний враг мог быть самым близким вам человеком.

Такие размышления помогают предотвратить сильные проявления страсти и гнева.

Шарипутра рассказывал одну легенду в стихах:

 

Сансара достойна того, чтобы над ней смеяться:

Сын съедает своего отца и избивает мать,

Своего же врага он нянчит на руках,

А жена съедает кости своего мужа.

 

Некогда жила семья рыбака. Старик-рыбак каждый день ловил в пруду рыбу. Однажды он, подавившись косточкой рыбы, умер и переродился рыбой в том же пруде. Его старуха тоже умерла. Из-за привязанности к своему дому она родилась собакой в своем же дворе. У сына стариков была жена, а у нее -любовник. Муж узнал о любовнике, произошел скандал, и, в конце концов, он убил любовника. Из-за привязанности к его жене любовник переродился мальчиком в их семье. Однажды хозяин семьи поймал рыбу в пруде — ту самую, в которую переродился его отец. Жена сварила ее, а когда рыбу вытащили из котла, дворовая собака украла и съела ее, за что получила побои от хозяина. Все это время хозяин бережно придерживал на руках ребенка — своего злейшего врага в прошлом.

Шарипутра увидел все это глазом мудрости и в стихах выразил свое отношение к Сансаре.

2. Горесть ненасытности. Ненасытность к удовольствиям Сансары можно сравнить с тягой мотылька к огню или ненасытным поиском пчелы, привлекаемой к цветам их ароматом. Мотыльки имеют большую привязанность к ярким формам, а пчелы — к запахам. Такая же ненасытность к изобилиям внешнего мира в конечном итоге приводит человека к страданиям и ни к чему больше. Ненасытность не исчезает, если у человека нет чувства удовлетворенности имеющимся. Только чувство достаточности делает человека по-настоящему богатым, иначе, например, с приобретением 100 рублей человек будет стремиться получить 1000 и так далее — нет конца этому стремлению.

Однажды в Индии один нищий нашел драгоценный камень. Он не знал, что с ним делать и решил отдать его самому бедному человеку в стране. Он огласил весть по округе о том, что у него имеется драгоценный камень и получит его тот, кто окажется самым нищим. Вместе со всеми, кто считал себя бедным, прибыл и царь. Нищий решил отдать камень ему. Вручая его, он сказал: «Нет разницы между тобой и нищим, потому что тебе многого не хватает. Имея царство, власть, богатство, деньги, ты стремишься к еще большему. В тебе нет удовлетворения, поэтому ты самый бедный, и я отдаю этот драгоценный камень тебе».

Все сказанное не означает, что человек должен пренебрегать материальным благосостоянием. В общем, надо быть обеспеченным человеком в интересах многих людей и государства, но на пути к благосостоянию нужно применять правильные методы, осознавать пороки стремления к богатству. Нельзя быть корыстолюбивым и жадным, а следует больше думать о помощи другим и именно ради этого надо стремиться к благополучию.

3. Горесть необходимости оставления. Живое существо в ходе перерождений может быть даже небожителем со всеми достоинствами и преимуществами, характерными для этого рождения. Но вся горесть заключается в том, что приходит время, когда надо его оставлять. Благое рождение в этой жизни не влечет за собой только благое рождение: родившись небожителем, в следующем рождении живое существо может попасть в ад или в иной низший мир из-за излишней привязанности к своему телу и богатству. Сколько бы живое существо ни рождалось в хороших сферах, рано или поздно оно оставит его. Иногда существо получает хорошее, иногда — плохое рождение, и в этом нет никакого смысла.

4. Горесть бесконечных перерождений. Мы столько раз рождались в адах, что количество выпитого нами расплавленного железа равняется океану, столько же выпито божественного нектара — и все это не принесло никакой пользы. В дальнейшем нас ждет бесконечное число ненужных рождений. Поэтому, используя благоприятный момент нынешнего человеческого рождения, нужно положить этому конец.

5. Горесть испытания взлетов и падений. Даже пребывание на троне царя может в любое время закончиться, и человек может превратиться в нищего. Люди, добиваясь какого-то высокого положения, ищут лучшее место до тех пор, пока не остаются безо всего. Это подобно тому, как жадный человек забирается на яблоню: лезет все выше и выше, пока ветка не сломается, и он не упадет — только после этого он понимает, насколько он был жаден.

6. Горесть одиночества. При рождении человек приходит в этот мир одиноким, в течение жизни теряет много друзей, в конце жизни он, покинутый всеми, уходит из жизни опять одиноким. Под горестью одиночества понимается отсутствие друзей, помощников в моменты рождения и смерти. В самые тяжелые моменты друзья и близкие не возьмут вашу боль и страдание. Человека могут спасти только его добродеяния.

Из рассмотрения всех шести видов горестей следует, что любой вид удовольствия сансарного существования: красивое тело, богатство, высокое положение в обществе и прочее — все преходяще.

 

Три вида страданий

 

1. Страдание страдания.

2. Страдание изменчивости.

3. Всеохватывающее страдание обусловленности.

 

Страдание страдания

 

Этот вид страданий легко узнается. В мирах адов, голодных духов, животных, людей страдания страданий — это болезни, жара, холод, голод, жажда, расставание с приятным и прочее. Таким образом, это страдания, которые существо испытывает и осознает это. Например, испытывая боль, голод или холод, человек или другое существо очень ясно осознает, что страдает. Переживание этого и есть страдание страдания.

 

Страдание изменчивости

 

Нам кажется, что в Сансаре есть много привлекательного, но при более близком рассмотрении все это оказывается страданием. Рассмотрим человеческое тело. Целью выполнения практик этапа совершенствования низшей личности является обретение рождения в благих мирах, в том числе и в мире людей. Это рождение является очень трудно и редко достижимым. Казалось бы, получение человеческого тела есть счастье. Но, как мы знаем, оно является источником всевозможных страданий: человеческое тело подвержено болезням, его надо кормить, оно стареет и умирает. То, что казалось вначале счастьем, оказывается страданием. Также наши друзья и близкие — это источник счастья. Зачастую случается, что они становятся врагами. Очень быстро разбогатев, также быстро становятся нищими.

Достигая в жизни некоторого счастья, мы полагаем, что это прочное счастье, но когда на нас смотрят святые (обретшие свободу) архаты, то видят, что и счастье, и несчастье в Сансаре — все страдание.

Человек, накопивший большие богатства, должен бы быть счастлив, но он неспокоен, поскольку богатство надо охранять и приумножать. Постоянное беспокойство оборачивается для него большим страданием.

Достижения науки значительно облегчили человеческую жизнь. Благодаря им можно без больших усилий получать желаемое, избегая возможных страданий, но полностью от страданий избавиться невозможно. Научные достижения не могут создать для человека вечного счастья, совершенно избавив его от страданий.

 

Этот вид страдания говорит о том, что, в сущности, и счастье и страдание в Сансаре — одно и то же. Все дело в том, что сансарные существа принимают за счастье изменение состояния: например, переход от холода в жару. Но, по сути, нахождение в жаре не есть счастье, и мы это знаем из нашего жизненного опыта: пребывание в течение длительного времени в жаре вызывает страдания от жары, и появляется необходимость изменить это состояние. Это же можно сказать о любом состоянии, в котором мы можем находиться. Таким образом, нахождение в любом состоянии есть страдание, и поэтому мы вынуждены постоянно менять свое состояние — переходить из одного состояния в другое и, таким образом, создавать иллюзию счастья. Иначе, должно было бы найтись такое состояние, в котором можно было бы пребывать в блаженстве сколь угодно долго, но этого нет в Сансаре. Эта иллюзия и есть то, что называют сансарным счастьем (омраченным счастьем) (прим. редактора).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.01 с.)