Порождение мысли о необходимости заботы о других 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порождение мысли о необходимости заботы о других



 

Здесь два:

1) отождествление себя с другими;

2) замена себя на других.

 

Отождествление себя с другими

 

Здесь также есть два пункта:

а) создание основы отождествления себя с другими;

б) осуществление.

Создание основы отождествления себя с другими

Создавая основу отождествления себя с другими, нужно зародить равное отношение ко всем живым существам. Для этого нужно: (1) признание живых существ матерями; (2) памятование об их доброте; (3) желание отблагодарить за их доброту. (Все как в первом методе).

Следующий шаг — развитие любви. Здесь процесс размышлений отличается от предыдущего. Размышления нужно начинать с того, что все живые существа равны в желании счастья и нежелании страданий, также они одинаково добры к нам, поэтому нужно к ним проникнуться чувством сострадания, не разделяющим на друзей, врагов и нейтральных.

Применяя первый метод зарождения бодхичитты, мы порождаем равное отношение любви ко всем без исключения существам: все равны, невозможно сказать, что один для тебя ценнее, чем другой, всегда, во все времена. В методе замены себя на других вначале размышляем так же, а затем сравниваем других с собой. Задаем себе вопрос: кто важнее — Они или Я? О ком нужно заботиться больше? Здесь нужен правильный ответ. В этот ответственный момент задавания себе этого вопроса необходимо создать основу для уравнивания себя с другими. Тут надо осознать, что любовь к другим гораздо важнее любви к себе. Если перед нами стоит выбор жертвовать собой или другими, то из-за большой привязанности к себе, имеющейся с безначальных времен, отдать себя за другого гораздо сложнее, чем отдать других за себя.

Есть одна легенда. Когда-то в Тибете жили муж с женой. Они были очень привязаны друг к другу. Как-то муж сильно заболел и был при смерти. Рыдая, жена много раз повторяла: «Пусть лучше я умру за тебя!».

У них был осел. Он пил воду из деревянного бочонка и засунул голову в него так, что не смог ее вытащить. Осел стал скакать, прыгать, вертеть головой, пытаясь скинуть с головы бочонок, но никак не мог. Так он нечаянно заскочил в дом. Тут увидела его хозяйка и решила, что сам хозяин смерти Яма пришел за ее мужем. Сильно испугавшись, что Яма по ошибке может унести ее вместо супруга, женщина крикнула, что муж лежит в соседней комнате.

Эта история говорит о том, что в самый опасный момент привязанность к себе все-таки сильнее, она проявляется как чувство самосохранения. Чтобы установить основу отождествления себя с другими, нужно много думать о себе и других: «Другие так же желают счастья — как и я, не желают страданий — как и я, и в этом мы равны, поэтому нельзя заботиться только о себе». Конечно, если подумать так лишь один раз, то пользы от этого не будет. Размышляйте об этом многократно и испрашивайте благословение Учителя на зарождение равности. Только так, постепенно придет понимание равности и создастся основа отождествления себя с другими. Последовательно, этап за этапом нужно устанавливать равное отношение, признание за матерей, памятование о доброте, необходимость благодарного воздаяния за доброту. Только после этого приходит окончательное понимание пользы заботы о других и вреда заботы о себе.

Осуществление

Когда есть основа отождествления себя с другими, то не представляет большой трудности мысленно уравнять понятия «я» и «другой». В действительности, это уже счастье, когда любите других больше себя. Ведь от этого будут только положительные последствия: другие будут любить вас, вашим добродеяниям будут радоваться Будды, что способствует быстрому накоплению заслуг, доставление радости живым существам-матерям приносит большую радость вам самим.

У нас есть привязанность к своему телу. Верно ли это? Некоторые считают: «Поскольку тело другого — чужая плоть, то она мне не может не быть безразличной, ибо я не чувствую ее боль. Поскольку это так, то нет нужды заботиться о чужом». Однако и свое тело мы получаем из семени отца и крови матери — на самом деле оно не наше, оно — продолжение чужих тел, а потому чужое. Где находится граница своего и чужого? Трудно или, вернее, невозможно ее определить. Только в силу врожденной привычки человек думает, что тело, которым он обладает, принадлежит ему. Если так, то можно создать привычку думать о чужих телах как о своих, чувствовать их боль как свою, порождать такую же искреннюю любовь и сострадание к ним, как к себе. Так, если с одного берега реки смотреть на другой, то этот берег ваш, а тот — другой. Если же смотреть с другого берега — ситуация противоположная: тот берег ваш, а этот чужой. Так же и наш омраченный ум: он создает понятия своего и чужого, хотя в этом нет ничего самосущего, поэтому не следует привязываться к себе и своему.

Из врожденной привычки считать «я» своим, остальное чужим, люди думают, что чужое счастье и чужое горе не оказывают на них влияния. Это неверно. Это ложное понимание искореняется с помощью такого рода рассуждений. Страдания старости никак не влияют на молодость, но следует ли из этого, что ничего не надо предпринимать в молодости для уменьшения страданий старости? Когда болит нога, а рука не болит, разве руке безразлична боль ноги? Ведь если, например, в ногу вонзилась заноза, а рука здорова, то рука вынимает из ноги занозу. Помощь подобна этой руке и ноге, т.е. помощь другим, в действительности является помощью себе.

При правильной практике заботы о других возникает нетерпимость к страданиям других — такая же, какая сейчас у нас есть к своим страданиям.

 

Замена себя на других

 

Здесь два пункта.

а) обоснование необходимости замены себя на других;

б) осуществление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.007 с.)