Те, кто развивают сообщества как участвующие фасилитаторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Те, кто развивают сообщества как участвующие фасилитаторы



Работа с сообществами на многих различных уровнях требует разнообразных навыков и умений. Фасилитатор должен знать нечто о работе с индивидами, взаимоотношениями, семьями и подгруппами, также как о работе с большими группами. Как мы демонстрируем ниже, подход, который использует фасилитатор в работе с проблемами сообществ, должен отражать тот уровень, на котором работает группа. Итак, вначале нам нужно рассмотреть концепцию фасилитатора.

Традиционно консультант по созданию сообществ приходит как независимый консультант, нанятый кем-то внутри сообщества, чтобы помочь организации в ее развитии. Тем не менее, наш опыт показывает, что лучшая помощь приходит изнутри группы. Кто-то, кто находится внутри, может понимать сердце и душу своего собственного сообщества. В идеале, каждому в сообществе следует воспринимать себя как фасилитатора, ответственного за долгосрочное развитие, за создание здоровой и целительной атмосферы и содействовать как росту членов группы, так и группы в целом. Фасилитация означает не просто ведение или вмешательство в групповой процесс, но активную работу над взаимоотношениями, над собой, в подгруппе и над политическими темами в широком социуме.

Описанная идеальная ситуация бросает вызов фасилитаторам внутри группы, потому что внутри группы существуют свои склонности, предпочтения своих собственных подгрупп, а также межличностные обоюдные конфликты. В некоторых случаях сообществу может не хватать опыта или инструментов, и поэтому оно может просить помощи извне.

Нам повезло принимать участие в качестве приглашенных фасилитаторов в различных регионах – в США, Европе, Австралии и Новой Зеландии – в обучающихся сообществах, включающих от трех до 100 человек. Мы оставались посторонними в том смысле, что мы не были жителями этих мест, но были внутри происходящего, поскольку мы поддерживаем продолжительные отношения с этими людьми и принадлежим к глобальному процессуальному сообществу.

Традиционная концепция фасилитатора, начиная от психотерапевта и до организационного консультанта, базируется на разделении ролей терапевта и клиента. Для того чтобы избежать болезненного и трудного конфликта интересов, фасилитатор и клиент традиционно сохраняют обособленность. Тем не менее, мы обнаружили, что фасилитация изнутри – это важная форма работы с группами. Когда фасилитатор работает с сообществом, он становится его частью. Он чувствует напряжения в сообществе, живет в этом конкретном месте, на этой земле, ест ее пищу, подхватывает стили коммуникаций данного сообщества и находится в его политической системе. Как фасилитатору, ему необходимо быть и участником. Как группа может доверять ему, пока он не станет тем, кто внутри, тем, кто страдает, чувствует, соболезнует и понимает?

Просто получить ответ по поводу проблем сообщества – это не решение, это раздражение. Сообществам не нужны ответы, они хотят расти, развиваться. Они хотят продолжать быть группой, и если фасилитатор предлагает ответы на все вопросы, не испытывая страданий в связи со сложностями, на него будут смотреть как на постороннего. Рост это то, что поднимается изнутри, а не то, что приходит извне.

Минделл достаточно много написал о различных ролях, ответственности и умениях, необходимых фасилитатору для того, чтобы работать с группами (см. Минделл, 1992, Саммерс, 1994). Различные функции фасилитатора вращаются вокруг процессуально-ориентированной концепции «нейтральности». Это означает, что фасилитатор сохраняет открытость ко многим вещам одновременно. Он может работать с разными ролями и переживаниями группы и с ее членами, в то же время сохраняя отстраненность от успеха одной какой-то роли или позиции. Это ощущение нейтральности не означает – оставаться нейтральным и не вставать ни на одну из сторон или не иметь эмоциональной позиции. Процессуально-ориентированная нейтральность требует подвижности или гибкости, способности следовать многим различным опытам, не идентифицируясь с какой-то конкретной ролью.

Минделл утверждает, что «лидер» группы не только тот, кто избран или назначен официально, но и те люди, которые выносят на поверхность вторичный процесс, те, что представляют сновидческий процесс, пытающийся проявиться (Минделл, 1992). Таким образом, лидерство и направление идут от любого члена группы, и потенциально любой может принять участие в этой фасилитационной задаче – замечать то, что происходит в группе в целом. В идеале, роль фасилитатора временная, разделенная между всеми членами группы и плавающая. Это зависит от заинтересованности людей и их способности замечать и представлять целое, а не только какую-то часть группы.

После того, как мы проанализировали проделанную в различных сообществах работу, у нас получилось пять накладывающихся друг на друга ролей для фасилитатора сообщества. Мы выделили эти искусственные категории для изучения разных уровней работы с сообществом и тех умений, которые необходимы для работы на каждом из уровней. Мы признаем, что на практике фасилитаторы выполняют все эти задачи одновременно, с различной степенью эффективности.

Терапевт

Терапевт фасилитирует, уделяя внимание и работая над сиюминутной атмосферой, напряжениями, конфликтами, эмоциями, настроениями, взаимоотношениями или индивидуальными сложностями в сообществе. Терапевт идет в напряженные, трудные области и помогает сообществу с эмоциональными состояниями. Особенно терапевты натренированы работать с коммуникацией, межличностной динамикой, краями, насилием, симптомами, измененными и экстремальными состояниями сознания. Терапевтическая часть фасилитатора определяет дух времени в поляризации или напряженности сообщества и помогает привнести этот дух в отношения с сообществом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.004 с.)