Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исп0льзование ногтя большого пальца

Поиск

Обычный метод использования ногтя большого пальца прямо проти­воположен методу других пальцев. Так например, первоначальный кон-такт происходит в точке, расположенной в средней части ногтя, а за­вершение штриха происходит в правой стороне (рисунок - вид сверху, стрелками указано две фазы штриха - подготовка и реализация).

 

 

Но с другой стороны атака такая же. Опираясь пальцами на три верхних струны для устойчивости кисти, будто собираетесь играть аккорд, расположите большой палец на струне так, чтобы ноготь плотно соприкасался со струной, а мякоть кончика пальца одновременно глушила ее, теперь "атакуйте" ноту, применяя штрих вниз и вправо, как в апояндо, так и в тирандо.

Среди исполнителей высшего клас­са существует несколько вариантов способов контакта ногтя большого пальца со струнами. Частично это происходит из-за естественного наклона, частично из-за длины и гибкости большого пальца. Предпочтение оказывается широкой и закруг­ленное форме ногтя. Более того, с эстетической точки зрения для изменения тембрового колорита требуется минимальное изменение

позиции большого пальца. Строго говоря, ни один исполнитель с утонченным вку­сом, не пользуется все время одним и тем же способом. На рисунках, помещенных ниже, мы предлагаем две контрастных позиции у разных ис­полнителей. Они могу быть использованы и одним исполнителем для получения максимального тембрового контраста.

 

Левая позиция связана с ярким, чистым звуком тирандо, правая с за­темненным, теплым апояндо. Это происходит потому, что ось ногтя, отмеченная стрелкой, поворачивается наружу при переходе от первой ко второй позиции и сопротивление ногтя уменьшается, опорный штрих становится удобнее и тембр, независимо от штриха, становится более темным. Наоборот, переход от второй позиции к первой увеличивает соп­ротивление когтя и яркость тембра. Между этими крайностями лежит широкий спектр нюансов.

Однако в зависимости от индивидуальных особенностей ногтей и большого пальца та или иная позиция может быть привычнее и предпоч­тительнее. Обратите внимание на одну особенность первой иллюстрации, где в несколько преувеличеннее виде показана атака, которая начина­ется не от середины, а от края ногтя. Некоторые исполнители применя­ют это туше довольно успешно, но начинающим лучше овладеть такой, которая начинается в середине ногтя, который заточен в форме естест­венной дуги. Поскольку успешное применение техники большого пальца тесно связано с формой ногтя, этой проблеме будет посвящена следующая глава.

А сейчас мы еще раз затронем тему о важности подготовительных элементов, но уже применительно к правой руке.

 

Ц Е Н Н ОСТЬ ПОДГОТОВКИ

 

Если принять за исходную точку, что все инструменты произошли от ЛУКА, то вполне приемлемым выглядит условное разделение штриха на фазы. В этом смысле П0ДГОТ0ВИТЕЛЬНАЯ ФАЗА соответствует установке стрелы и натяжке тетивы, а ЗАВЕРШАЮЩАЯ ФАЗА - пуску стрелы. Звуки, которые рассматриваются как реализация затраченной энергии, всегда звучат свободнее и насыщеннее, чем те, которые рассматриваются как результат затраты энергии.

Третью фазу штриха легко представить себекак обратный ход. Эту фазу следует рассматривать как неотъемлемую часть всего цикла, как связующее звено между завершающей и подготовительной фазами. Правда, эта стадия не является результатом сознательного импульса. Скорее все­го, это рефлекторное движение, и оно должно быть как можно меньшим. Почему мы говорим об этом? Потому что, как только мы достигаем пре­дельной скорости нашей техники, потребуется увеличение усилий для обратного хода. Чем больше обратный ход, тем игра более бесконтроль­ная. При ограниченной технике обратные движения становятся беспомощными и суматошными, что вызывает физиологическое переутомление в слабых мышцах разгибателя и в целом нервной системы.

Достижение верхнего предела беглости зависит от обратного хода. Очень важно научиться перекрывать этот ход импульсом подготовки. Это. позволит довести объем движения пальца до наиболее экономичного. Ак­куратность, скорость, утонченность туше всего через несколько меся­цев становится феноменальной.

 

Происходит это по следующим причинам.

1. МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Подготовительная позиция позволя­ет достичь надежного взаимодействия точки приложения силы с сопротив­лением и непосредственной передачи энергии.

2. УТОНЧЕННОСТЬ ТУШЕ. Сопротивление струны лучше ощущается при непосредственном контакте в начале штриха, от чего во многом зависит сознательный выбор тембра.

3. ТОЧНОСТЬ. Требуются более точные движения, когда цель огра­ничена единственной точкой на кромке ногтя.

4. ЭКОНОМИЧНОСТЬ. Желательны небольшие движения участвующих пальцев, как с механической, так и с физиологической стороны.

Значит ли это, что нужно всегда играть с сознательной подготов­кой звука? Отнюдь. После достижения определенной скорости, у каждого индивидуально, наступает ощущение исчезновения подготовительного контакта. Подготовительная и завершающая фазы ставятся настолько близкими, что их невозможно отличить как отдельные импульсы. При высококлассной игре, подготовительный контакт обязателен, но моменталь­ный и точечный. Поэтому он лежит ниже уровня сознания, за исключе­нием сильной артикуляции или отчетливого стаккато как выразительных средств. Но точнее, потому, что подготовительный контакт становится настолько неотъемлемой частью движения, что его сознательное выделе­ние излишне. На этом уровне туше становится интуитивным. Сложные тактильные и мышечные ощущения становятся настолько привычными, что отожествляются с данном звуком и в дальнейшем дня получения нужного звука отбирают нужное движение автоматически.

Эта интуитивная форма туше, когда УХО КОМАНДУЕТ РУКОЙ, являет­ся желанной целью. Но как и в других областях музыкального обучения, кратчайший путь - в терпеливом, осознанном применении этого принципа. Эта истина лаконично изложена великим скрипачом Иегуди Менухиным, который в свои ранние годы был "интуитивистом":

"Анализируя и отрабатывая отдельные движения до тончайших де­талей, мы, в конечном счете, перевариваем и осваиваем их до тех пор, пока они не становятся мягкими, сложными и почти бессознательными... Постепенно мы теряем и забываем теоретическую платформу. Это идеаль­ный путь, обеспечивающий возможность вернуться к "ремонту" нашей техники, когда это нужно, т. е. каждый день".

 

*****



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.67 (0.006 с.)