Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П р и н ц и п ы д в и ж е н и я

Поиск

Р О Л Ь П Р Е Д П Л Е Ч Ь Я

 

Движения левой руки осуществляются либо в одной позиции, либо включают смену позиции. Движения в одной позиции включают перемещения пальцев поперек грифа, растяжка пальца на один лад или сокращения, при которых большой палец, несмотря на свободный люфт, все же остаётся в определенной точке опоры на шейке. Движение при смене позиции приводит к перемещению большого пальца на расстояние от одного до двенадцати ладов. Во время смены позиции эта временная потеря контакта и необходимость быстрого перехода от одного лада к другому дает определенную неуверенность. Помогает обдуманная аппликатура, в особенности использование ВЕДУЩЕГО ПАЛЬЦА. Этот палец соединяет одну позицию с другой путем скольжения и служит точкой отсчета как для сознания, так и самой кинетики. И всё же смена позиции происходит не автоматически без всяких усилий, а иногда и без ведущего пальца. Секрет кроется в том, как мы перемещаем кисть при смене позиции.

Самое главное - постоянно помнить: при смене позиций рука движет­ся всей своей массой. Это движение происходит с ускорением в начале и замедлением в конце. Поскольку при этом вовлекается довольно значи­тельная масса руки, необходимо учитывать движение по инерции. Если движения при смене позиций ошибочны, исполнитель бессознательно учи­тывает инерцию руки, независимо от статичности или подвижности этой

массы. Важно понять, какой вид движения приводит к наиболее эффективному способу смены позиций.

Все виды смены позиций включают одно из двух или оба типа движения верхней части руки:

 

1) Приближение - удаление плеча. 2) Вращательное движение предплечья

 

 

Хотя каждая из этих форм может служить основой для смены позиций, движения, полностью основанные только на одной из них, неудобны и неуклюжи.

При смене позиции, основанной на движении плеча внутрь-наружу, происходит движение всей руки, в результате чего кисть не может двигаться быстрее плеча. Поэтому происходит резкое ускорение всей массы руки в начале смены позиции и такой же обрыв, как только кисть достигает нужной позиции. Чем больше разница позиций, тем больше нужно резких усилий. Вот почему смена позиции только в этой форме выглядит резкой и неуклюжей.

 

Другая форма смены позиции выполняется вращением плеча, и выг­лядит легче. Это верно, но отчасти. Небольшое вращательное движение согнутой руки вызывает широкий размах всей кисти, подобно маятнику. Ускорение руки и предплечья происходит постепенно, без напряжения мышц. Если ускорение происходит без усилий, то замедление более рез ко, чем при смене с участием всей руки. Это происходит потому, что скользящее движение вызывает больший момент ускорения, чем без проти­водействия.

 

Фактически наиболее эффективна смена позиции при сочетании обеих форм движения плеча, различном при движении верх и вниз. Хорошо разбить весь процесс на фазы, как рекомендует Джеральд Мантел, для разбора смены позиции в технике игры на виолончели. "При смене позиции рука движется параллельно пальцам, как мож­но быстрее... Но движение это распределено по времени так, что пред­плечье начинает движение раньше пальцев, а пальцы выполняют свое быстрое движение в конечной фазе. Тогда масса предплечья получит мед­ленное ускорение, поскольку будет больше времени для переноса кисти с одной позиции в другую".

Секрет легкой смены позиций, как в восходящем, так и в нисходящем направлении, кроется в том, что ЛОКОТЬ ОПЕРЕЖАЕТ КИСТЬ.

 

В нисходящей смене позиций четко различаются два компонента:
I. Подготовка. Плечо отодвигается от корпуса.

2. Выполнение. Из новой позиции плечо, вращаясь, переносит кисть на нужный лад. Практически оба движения сливаются в одно волнообразное, перемещающее кисть без резких движений. Локоть рассматривается как "точка контроля", откуда ясно, что локоть опережает кисть. Чтобы по­нять это двухфазное движение, проиграйте пример:

 

Восходящее движение при смене позиции - не простая зеркальная копия нисходящего. В восходящем, движении плечо приближается к. корпусу и одновременно вращается. Поскольку вес руки помогает в восходящей смене, опасность излишнего ускорения уменьшается, так как нужно преодолеть меньшую инерцию. И все же восходящее движение, станет более совершенным, если локоть при смене позиций: будет двигаться подобно маятнику. Это развивает ограниченное пассивное движение предплечья без нарушения положения кисти. Чтобы получить представление о легком грациозном движении, согните руку в предплечье и поверните ее в локте, подобно маятнику, сохраняя при этом кисть относительно неподвижной.

Подготовкой в этом случае является легкий толчок плеча, опере­жающий изгиб локтя, нужно как бы "качнуть назад". Это сопровождает­ся дополнительным изгибом кисти в запястье перед сменой позиции, хо­тя должно происходить только плавное, непрерывное движение от подготовки до его завершения. Попробуйте проиграть приведенные выше аккорды в обратном порядке, чтобы понять разницу.

Если смена позиции широкая, как вверх, так и вниз, локоть опе­режает движение кисти. Однако, если смена узкая, всего лишь на лад, роль предплечья может быть незначительна. Подобная смена не пред­ставляет затруднений. Она выглядит как естественное перемещение "кисти + запястье". Однако и передвижение всего на лад может стать источником досадных ошибок. Происходит это потому, что вялое пред­плечье мешает перемещению кисти. Поэтому нужно использовать движение предплечья обдуманно и осмотрительно.

Хотя плечо не должно подниматься больше, чем нужно, оно должно двигаться внутрь и наружу. В нижней части грифа локоть находится на расстоянии от 7- до 10 дюймов от корпуса. Тут нет ошибки. Хуже, ког­да локоть выступает наружу наподобие крыла.


В идеальной смене позиций пальцы должны сохранять прямолинейное изогнутое положение во время движения. Нисходящая хроматическая гам­ма на одной струне - отличный пример экономии движения пальцев, использования ведущего пальца и движений предплечья. Помните, что пер­вый палец остается ведущим на протяжении всей гаммы.

 

Не стремитесь "расставить" по ладам три остальных пальца одновремен­но со сменой позиции, пусть каждый из них "атакует" свой лад в естественной последовательности. Если же пальцы расставить одновремен­но каждый звук будет извлекаться после поднятия пальца. Без атаки между последовательными движениями, слабые разгибательные мышцы, поднимающие пальцы, окажутся перегруженными. В медленных темпах здесь нет никакой проблемы, а в быстрых хроматические пассажах любого ви­да перегруженный разгибатель становится главным сдерживающим факто­ром. Но и подъем каждого пальца должен быть минимальным. В момент смены позиции пальцы должны зависать над нужным ладом на 1, 5 см...

 

 

Во время смены позиции пальцы сохраняют прямолинейность.

Избегайте поворота ладошки наружу и выпрямления пальцев.

Особое внимание об­ратите на освоение движения в медленном темпе.

Обычно мы склонны рассматривать действия на грифе как исключительно работу пальцев без участия руки. Между тем, более или менее постоянно происходят изгибы и наклоны в запястье для создания более благоприятных условий действия рычага без нарушения основной формы столба по прямой линии "кисть + предплечье". Предплечье также про­изводит вращение в локте внутрь и наружу для поддержки большего растяжения или собирания пальцев, для лучшей работы рычага.

Более сложное использование всей руки делает движения поперек грифа легкими и естественными. Здесь сочетается вращательное движе­ние предплечья с движением внутрь или наружу плеча. Так же, как и при смене позиций локоть, рассматривается как контрольная точка. Локоть приближается к корпусу для поддержки движений третьего и четвертого пальцев на нижних струнах и отдаляется от корпуса для поддержки их движений на верхних струнах. В следующем примере ощущается тенденция небольшого отклонения указательного пальца вперед или назад. Такая "игра" в позиции баррэ нормальна и допустима.

 

Если третий или четвертый палец нужно растянуть до следующего лада, движение локтя становится шире. Переход на низкие струны тол­кает локоть прямо к корпусу. На высоких струнах происходит отведение плеча от корпуса для того, чтобы рука находилась прямо позади пальца для опоры. В текущем репертуаре гитаристов немало примеров подобного типа. Вот один из них - Этюд № 17 из "Сборника этюдов" Сора под редакцией Сеговии.

 

 

Смена позиций на один-два лада, включающая перестановку пальцев, может быть также улучшена подобным движением локтя, что видно на примере из Этюда № 9 Сора.

 

Это помогает использовать полубаррэ в мажорных и полное баррэ в септаккордах. полубаррэ обеспечивает более четкое прижатие первой струны когда вытянут четвертый палец. Более чистая смена вида баррэ служит надёжной опорой для смены пальцев и релаксации кисти.

Неважно, что при этом допускается наклон руки. Сознание этой воз­можности вносит много полезного в плавность техники левой руки. Прод­вижение в область самых высоких позиций представляет собой особую трудность, так как игра над верхней декой выходит за пределы доступной части грифа. Конечно хорошо, когда пальцы длинные, но общее поло­жение кисти считается лучшим, когда большой палец остается у основания пятки, а ребро кисти опирается для опоры на край верхней деки. Запястье закруглено, но более важная, роль отведена плечу и предплечью. Чтобы предплечье поддерживало кисть без напряжения, правое плечо должно быть опущено для удобства наклона корпуса вперед. Не относитесь критически к наклону при смене позиций. Возможен наклон в левую сторону настолько, что при игре выше 12 лада щека почти касается гитары. Локоть отодвинут в сторону настолько, чтобы рука была отделена от корпуса, как например, в Ля-мажорной гамме на первой струне.







 


 

Чем быстрее играется эта гамма, тем естественнее должен быть подгото­вительный наклон, который происходит постепенно в течение пассажа.

 

БЕГЛОСТЬ ПАЛЬЦЕВ

 

Для развития беглости необходимо соблюдать четыре требования:

1. добиться дугообразного изгиба пальцев,

2. увеличить растяжку пальцев,

3. развить точность попадания пальцев на лады,

4. увеличить силу и выносливость пальцев.

Главная цель развития пальцев - подвижная уравновешенная кисть, у которой каждый палец почти не уступает другому в подвижности. Ясно, что основные требования, изложенные выше, относятся, главным образом, к третьему и четвертому пальцам. Действительно, все упражнения на подвижность предназначены, прежде всего, для развития силы, беглости и растяжки в стороны именно для этих пальцев.

Среди многих таких упражнений лучшее: овладение легато. Кроме чисто музыкальной ценности (см. далее главу 7), легато важно для развития, слабых сторон кисти. Восходящее легато "молоточком" вырабатывает сильную атаку изогнутым пальцем, а нисходящее легато "оттягиванием" развивает растяжку пальцев в стороны и подвижность кончика пальца.

Почти бесконечное сочетание основных видов легато можно получить для упражнений из следующих элементов:

1. Легато между крайними пальцами: 1– 4,

2. Легато через палец: I–3, 2–4,

З. Легато между соседними пальцами: 1–2, 2–3, 3–4.

Наиболее простой формой упражнений может быть использование этих схем для виртуозной игры на одной струне. Подобные упражнения могут быть исполнены следующим образом:

 

I. Исполнение всех видов легато в одной позиции. Затем кисть передвигается в следующую позицию и постепенно доходит до девятой. Затем двигается вниз. В нисходящем движении хорошо изменить вид легато: оттягивание вместо молоточка, молоточек вместо оттягивания.

 

 

2. Позиция кисти должна быть, в общем, такая же, как и в хромати­ческих гаммах: большой палец параллелен грифу, остальные пальцы закруглены и расположены вблизи от ладов.

 

3. Играть медленно, добиваясь точной и решительней атаки, сосре­доточить внимание на ВЕСЕ удара в легато молоточком. Не пытайтесь пробить гриф своим пальцем насквозь. Ощущение больше похоже на паде­ние, чем на толчок. Оно больше похоже на движение топора, чем пилы. В нисходящем легато обратите внимание на гибкость кончика пальца и ограничение действий кисти.

 

4. Формулы упражнений на первой струне могут быть перенесены, по крайней мере, на три верхних струны. Нисходящее легато может испол­няться на всех струнах, но возникает проблема, как избежать случайных, сопутствующих призвуков на соседней, более высокой струне. Решение видится в том, что нисходящее легато можно рассматривать как штрих с опорой в левой руке (апояндо). Отогните кончик прямо назад, чтобы он сразу же опёрся на соседнюю, струну, затем расслабьте кончик и поднимите его от грифа. В медленных темпах такой штрих производит впечатление соскальзывания со струны. Убедитесь, что движение идет от основного, пястно-фалангового сустава, а потому палец не выпрямлен.

 

5. Первый палец постоянно остается на грифе как ведущий.

 

 

Несколько сложнее выглядит легато триолями: "молоточек" следу­ет за "оттягиванием" или наоборот. И хотя акценты не всегда уместны в данной мелодии, они помогают управлять действиями нужных пальцев. Они служат также в качестве украшений - мелизмов, таких, как мор­дент и трель, где данный вид легато просто необходим. Два следую­щих упражнения помогут вам развить, технику триолей. Первое из них для соседних пальцев (по полутонам), второе - через палец (целотонное).

Заметьте: в каждом примере акцент совпадает с четвертым паль­цем. Эти упражнения помогают в выработке атаки слабым мизинцем. Проигрывайте их по несколько раз в разных позициях до девятой и. обратно. В нисходящем движении полезно изменить тип легато.

 

 

Контролируйте, как прижимает и отпускает струну четвертый палец:

не уменьшается ли его закругленность в крайнем и среднем суставах. Точка вращения находится в основном суставе, но и основание кисти участвует в этом движении.

При этом соблюдайте:

первое правило - удерживать мышцу ребра кисти сильно сокращенной для опоры и усиле­ния 4-го пальца,

второе - при подъеме пальца для атаки оттяните основание кисти назад с тем, чтобы весом кисти усилить падение пальца. Наблюдается вращательная "игра" в предплечье, сопровождающая это движение, что соответствует норме.


Другие виды упражнений на легато требуют движения пальцев по­перек грифа. Здесь пальцы опять же распределяются по парам: крайние, соседние, через палец.

 

Первое из этих упражнений сфокусировано на атаке мизинца. Второе требует умственных усилий, чтобы не запутаться в попарно чередуемых атаках. Третье предназначено для развития выносливости слабых пальцев.

Любое из приведенных упражнении может быть использовано примени­тельно к баррэ, что потребует большего внимания. Следующее, несколько усложненное упражнение дает представление о таком типе.

 

 

 

Другой вид упражнения для развития беглости пальцев включает использование парных пальцев в перекрестном движении поперек грифа. Оно увеличивает силу и растяжку пальцев, если исполняется с исклю­чительным вниманием к форме.


Лучшим материалом для такого упражнения служит октавная хроматическая гамма.

 

А вот это же упражнение, усложненное триолями:

 


 

 

Следите, чтобы дуга в суставах была без изломов, пальцы располагались у самих металлических порожков, чтобы палец оставался на месте, пока не займет свое место другой, иначе ценность упражнения на растяжку будет утеряна.

Сочинения с контрапунктом часто служат материалом для собствен­ных упражнений. Следующий пассах - фрагмент Жиги из Первой лютневой сюиты Баха является прекрасным упражнением на растяжку пальцев в стороны, а после овладения им войдет в копилку музыкальных шедевров.

 

 

 

Репертуар каждого гитариста может служить основой для подобных уп­ражнений. Однако не следует упускать из виду, что такие упражнения представляют ценность только в том случае, если на них сосредоточено соответствующее, внимание. Бессмысленное повторение без должного вни­мания приносит больше вреда, чем пользы. Следовательно, здесь, как и в других упражнениях, нужна внутренняя сосредоточенность.

ПРИНЦИПЫ ДВИЖЕНИЯ (2): РОЛЬ ПОДГОТОВКИ

 

Механико-психологический подход к решению гитарных проблем позво­ляет вам разобраться, почему округлые форму движения зачастую оказы­ваются более эффективными, чем угловатые. Удачнее сочетание силы и грации, настолько очевидно в спорте и, особенно, в танце, что истины, высказанные вначале, можно принять без доказательств, они остаются справедливыми и применительно к левой руке хорошего гитариста.

 

Плохая техника отличается резкими, угловатыми, зигзагообразными по очертаниям, неуклюжими и неточными движениями. Неправильная позиция обычно следствие этих причин, но скорее всего ее корни кроются в недостаточной подготовке - ошибка, которая проявляется в резких, не­управляемых движениях. Плавная техника - результат мысленной подготовки каждого движения, когда мышцы и соответствующие пальцы находятся в готовности, "на взводе", а сами движения отличаются экономичностью, закругленностью, грацией.

 

Предлагаемые здесь учебные рекомендации могут быть применены для любой пьесы, для отработки пассажей, которые нужно запомнить. Они помогают выработать грациозную, усовершенствованную технику левой руки, не путайте эти упражнения с исполнением музыки: разучиваются они в черепашьем темпе, чтобы сосредоточить внимание на характере движений.

 

1. НИКОДА НЕ РАССЛАБЛЯЙТЕ ПАЛЬЦЫ МЕЖДУ СМЕНОЙ ФОРМАЦИЙ. При игре в одной позиции сохраняйте пальцы согнутыми, их кончики нап­равлены к грифу. Изменяйте их форму как можно экономнее. ДЕЛАЙТЕ ЭТО МЕДЛЕННО! Добиваетесь такой же плавности в движениях как при показе в кино замедленных движений спортсмена. Под таким же контролем происходит и смена позиции. Нетренированная кисть позволяет пальцам ломаться, выпрямляться, ладони выворачиваться наружу при смене позиции.

 

Чтобы избавиться от этой порочной тенденции, нужно:

1. перед каждой сменой позиции делать паузу,

2. ослабить напряжение, но не менять расположение в пространстве и закругление паль­цев,

3. представить себе зрительно новую формацию пальцев,

4. - под­готовить смену позиции соответствующим движением локтя,

5. за это время перестроить пальцы в новую формацию.

Требуются определенные усилия и терпение для этого целенаправленного действия, но усилия окупятся сторицей.

 

2.ИГРАЕТЕ МЯГКО И НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ ДАВЛЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НУЖНО В ДАННЫЙ МОМЕНТ.

Большинство начинающих применяют излиш­ние давления пальцев, это ненужное напряжение работает против плав­ности в нескольких направлениях. Первое и наиболее очевидное - вызы­вает быстрое переутомление. Второе - лишнее трение при смене пози­ции замедляет передвижение, нарушается принцип непрерывкой опоры, так как ведущий палец отклоняется в сторону. Третье - кисть будет искать момент, когда можно немного расслабиться и в результате по­зиция теряется. Для сохранения правильной позиции нужно сохранить расположение и изгиб пальцев, усилие здесь компенсируется ослаблением давления пальцев до минимума, необходимого для получения чисто­го звука. Легкость туше можно выработать, стремясь к ослаблению дав­ления пальцев во время медленных упражнений. Игра в медленном тем­пе - главный аспект этих упражнений. Вследствие симпатических ней­ронных связей левая рука автоматически начинает работать с усилием, как только правая начинает форсировать звук. И наоборот.

 

3. ПОДГОТАВЛИВАЙТЕ НОВУЮ ФОРМАЦИЮ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКИ, ЕСЛИ ЭТО НЕВОЗМОЖНО, ТО УМСТВЕННО.

Основной вид физиологической подготовки - использование опорного пальца в последовательностях с об­щими нотами, а также и для облегчения перехода из одной формации в другую.

 



 


 

Кроме непосредственной подготовки, есть опосредованная, не ме­нее ценная. С одной вы уже знакомы - подготовительные движения локтя. Другая - сознательное усилие заранее направить свободные пальцы в следующую формацию, прежде, чем она произойдет. Вот пример из лютневой сюиты Баха:

 

Вначале третий палец находится на СОЛЬ, а первый в это время вытя­гивается для баррэ над вторым ладом. Когда он попадает на это мес­то, тянется к третьему ладу на первой струне. После прижатия соль, первый

палец готовится прижать фа-диез и т. д.

В легких пьесах встречается много таких перекрытий, они легко обнаруживаются в результате мысленного анализа. А как быть с более насыщенной аккордовой структурой, где меньше свободных пальцев? Здесь также нужна подготовительная работа сознания. Ее не нужно пе­реоценивать, но и не следует ею пренебрегать. Ясное представление о предстоящей формации пальцев позволяет до начала движения подгото­вить соответствующие мышцы и добиться такой же точности попадания пальцев, как, например, попадание колышка в заранее подготовленные отверстия.

Ведущий палец заслуживает особого внимания. Для большей эффек­тивности его следует использовать как трамплин для новой позиции, как активную, а не пассивную связку. В этом случае его расположение в мысленную подготовку новой позиции. При этом условии готовность мышц будет предшествовать движению, В противном случае, если ведущий палец будет выполнять роль пассивной связки, его расположение будет независимым от импульса смены позиции, что может привести к ошибке.

Старайтесь рассматривать палец ведущим для кисти, а не ковбойской лошадкой. Помогает также дополнительное давление или "замыкание" кончика пальца непосредственно перед сменой позиции. Так происходит динамичес­кая акцентуация ноты под ведущим пальцем, по крайней мере, когда она падает на слабую часть доли перед сменой позиции.

 

Идеальная техника левой руки отличается экономичностью, сдер­жанностью усилий, простотой и грацией движений - что ХОСЕ ТОМАС назвал гениально просто и лаконично - "молчаливой рукой". Важность подготовки для достижения этого идеала трудно переоценить. Чисто умо­зрительно с этим соглашается любой читатель, но все дело в том, что нужно действовать, а это требует терпения, высокой самодисциплины, почти детской веры в свое дело. Если же постоянно посматривать на ча­сы и каждые полчаса заносить в журнал, то разочарование неизбежно. Главное - было бы желание. Интерес вместо тупой зубрежки. Есть мно­го прекрасной музыки, например, у Баха, в которой сочетается содер­жание и мастерство, а также рассыпано много примеров, полезных для преодоления трудностей техники левой руки.

 

 

Г Л А В А 3

· П 0 3 И Ц И Я П Р А В О Й Р У К И

 

К позиции правой руки на гитаре может относиться известное за­мечание Толстого, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастная несчастлива по-своему. Позиция правой руки при извлечении звука определяется акустическими, механическими и пси­хологическими соображениями. Поэтому у исполнителей высокого клас­са позиция в основном схожа. Отклонения определяются, главным об­разом, разницей в длине и гибкости большого пальца, но и в этом слу­чае позиция в основном не отступает от нормы, определяемой функцией руки.

И наоборот, наблюдается множество форм ошибочной позиции. Иног­да причиной являются врожденные пороки, тогда критические замечания и попытки к исправлению бесполезны. Но иногда при ближайшем рассмот­рении оказывается, что ошибки вызваны бесцельными усилиями, неосоз­нанным напряжением, перетруживанием нужных мышц. В последнем случае происходит излишнее сокращение некоторых участков мышц. Врожденные недостатки сказываются на технике, но их не следует преувеличивать. Вместо этого, мы должны понять, как и почему возникают неправильнос­ти, чтобы определить, какую позицию следует считать "правильной".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.3.204 (0.013 с.)