Образец предъявляемого стимульного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образец предъявляемого стимульного материала



Обработка и интерпретация данных:

Критерии оценки выполненной работы в баллах.

1. Графические ряды.

За каждый верно выполненный ряд – 1 балл.

При этом уплотнения или расширения элементов в узоре, выход узора за пределы строки, «сползание» узора вверх или вниз ошибкой не считаются. Главное – чёткость в воспроизведении заданного чередования, т.е. умение выполнить заданную программу действия.

За один сбой в ряду, за потерю вступительного элемента (в третьем и четвёртом рядах) – 0,5 балла.

За изолированное, правильное, фрагментарно повторяющееся воспроизведение только заданных элементов образца, без связи их в единую кинетическую (двигательную) мелодию – 0 баллов.

При двух и более сбоях, при одном сбое и одном нарушении вступительного элемента, при неверной последовательности – 0 баллов.

Таким образом, максимальная суммарная оценка за правильно выполненные графические ряды – 4 балла, а минимальная – 0 баллов.

 

2. Узор из точек.

За верное воспроизведение узора один раз, без повторений и грубого искажения пропорций – 1 балл.

За верное воспроизведение с персеверациями (повторениями) и незначительным уплотнением или растяжением – 0,5 балла.

За значительное искажение всего узора, добавление точек и линий в образец или утрату точек в собственном рисунке – 0 баллов.

За заполнение всего пространства точками и добавление точек к образцу, за соединение точек образца линиями – 0 баллов.

Таким образом, максимальная оценка за правильно выполненное задание – 1 балл, минимальная – 0 баллов.

 

3. Рисунок.

За хорошо выполненное изображение каждого из трёх рисунков в плоскостном и/или контурном виде с отражением основных и второстепенных деталей – 1 балл (за каждый рисунок).

Хорошо выполненным изображением считается довольно крупное по размеру изображение, выполненное с хорошим мышечным контролем при рисовании линий. Высоко оценивается попытка нарисовать дом с угла, передать перспективу, загораживание одного предмета другим.

В рисунке должны быть отражены основные признаки предметов: у дерева – чёткий ствол, а не просто палочка, сучья с ветками или крона; у дома – стены, крыша, окна, дверь (замечательно, если дом многоэтажный); у человека – довольно крупная фигура, наличие одежды; хорошо, если передаётся движение, на лице отражается эмоция. Все изображения или их отдельные детали раскрашены. Особенно позитивным моментом изображения считается попытка ребёнка логически связать все три изображения, отобразить их пропорциональные соотношения, соединить единым сюжетом.

Однако возможен и другой тип изображения, который тоже оценивается 1 баллом. Очень лаконичное по стилю изображение, без излишней детализации, каждый рисунок выполнен изолированно, размер у всех рисунков одинаково средний. Чётко прорисованы основные детали. При выполнении таких изображений ребёнок часто ориентируется на клеточки листа.

За контурное выполнение рисунка при отсутствии некоторых второстепенных деталей (шея, пальцы – у человека; листья, ветки второго порядка – у дерева; крыша с дополнительными деталями, занавески на окнах, ступеньки – у дома) – 0,5 балла.

За мелкое (но правильное) изображение – 0,5 балла.

За попытку изобразить человека в профиль, дом – с угла, отобразить вид дерева, даже если в рисунке не учитываются пропорциональные соотношения всех трёх предметов между собой и слаба техника изображения – 0,5 балла.

За очень мелкое изображение – 0 баллов.

За схематичное изображение с нечёткостью в передаче формы предметов – 0 баллов.

За грубое схематичное изображение, в котором отсутствуют основные детали – 0 баллов.

К грубым схемам должны быть отнесены изображения деревьев в виде столбов с симметрично отходящими от них ветками, геометризованные изображения деревьев, выполненные слабой, дрожащей линией; «летающие» в пространстве схематичные изображения домиков с незамкнутыми контурами и искажениями форм и пропорций; грубые фронтальные изображения человека с руками и ногами из линий разной длины, с головой, примыкающей к туловищу, с лицом, в котором отсутствуют важнейшие детали – нос, рот, уши, волосы.

За фрагментарное, плохо узнаваемое изображение – 0 баллов.

Таким образом, максимальная суммарная оценка за выполнение рисунка – 3 балла, а минимальная – 0 баллов.

 

4. Звуковой анализ.

За безошибочное выделение всех звуков в слове, без единого пропуска и наводящих вопросов со стороны педагога – 1 балл.

За самостоятельное выделение последовательности звуков в слове с небольшой организующей помощью со стороны педагога – 1 балл.

Главное – чтобы педагог был уверен, что сама операция звукового анализа у ребёнка сформирована. В этих случаях ребёнка можно проверить на сложных по составу словах. И если они выполняются безошибочно, то, значит, ребёнок подготовлен к обучению грамоте.

За одну ошибку (но не за пропуск гласной в слове) – 0,5 балла.

За две и более ошибки, пропуск гласных в слове – 0 баллов.

Таким образом, максимальный балл за выполнение задания на звуковой анализ – 1 балл, а минимальный – 0 баллов.

 

5. Моторика.

Отдельным баллом оценивается состояние мелких ручных навыков у детей, которое выявляется при выполнении графических рядов и рисунков.

За чёткость движений, необходимых для выполнения прямых линий с чёткими углами, замкнутыми контурами и надлежащей координацией при раскрашивании без тремора (дрожания) и грязи при хорошем среднем и сильном нажиме – 1 балл.

В остальных случаях балл не даётся.

Максимальная оценка за моторику – 1 балл, минимальная – 0 баллов. Промежуточная оценка отсутствует.

 

Распределение детей по итоговым показателям.

По итогам выполнения заданий испытуемый может получить от 10 до 0 баллов. Все возможные варианты выполнения заданий можно разделить на 4 группы.

1 группа: 10 – 8,5 баллов – высокая возрастная норма.

2 группа: 8 -6,5 баллов – стабильная середина (возрастная норма для шестилеток, недостаточно хорошо – для семилеток и ниже среднего – для второклассников)

3 группа: 6 – 3,5 балла – «группа риска»

4 группа: 3 – 0 баллов – «беда».

 

Психолого-педагогические характеристики детей, отнесённых по итогам тестирования к различным группам.

Выделенные с помощью предложенной методики четыре группы детей различаются между собой, в первую очередь, уровнем своей психофизиологической зрелости.

 

Первая группа условно называется «высокая возрастная норма». К ней относятся дети с высокой для их возраста психофизиологической зрелостью. Для них характерны сформированные навыки самоконтроля и планирования, а также самоорганизации в произвольных видах деятельности, развитые фонематический слух и зрительно-двигательная координация. Эти дети имеют хорошо поставленную руку, гибко владеют образами-представлениями и представлениями об окружающем их мире. Для них является доступным как уровень работы по образцу, так и по речевой инструкции. Большинство из них обладает достаточно высоким темпом психической деятельности. Дети активны, любознательны, уверены в себе и в доброжелательности окружающих людей.

Мотивационно-потребностная сфера таких детей направлена на успешное решение познавательных задач. Они интересуются содержательной стороной обучения и нацелены на достижение успеха в учебной деятельности.

 

Вторая группа – «стабильная середина». К ней относятся дети в основном с соответствующей их возрасту психофизиологической зрелостью. Для них характерны формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, а также достаточно стабильная работоспособность. Эти дети хорошо сотрудничают со взрослыми и сверстниками. Произвольная организация деятельности проявляется в более полной мере при выполнении детьми заданий, которые вызывают у них интерес или внушают уверенность, что они могут выполнить их достаточно успешно.

Дети, отнесённые к этой группе, слышат первый, последний звук в слове, могут без ошибок провести звуковой анализ односложных слов без стечений согласных, но иногда пропускают гласный звук в слове. Часто они допускают ошибки, вызванные недостатками их произвольного внимания и отвлекаемостью. Но мягкое подбадривание и привлечение их внимания к изучаемому предмету или явлению способствует тому, что ребёнок успешно справляется с заданием. Обычно дети, отнесённые к этой группе, любят рисовать, лепить и заниматься конструированием. Их рисунки – крупные, достаточно подробные, но по невнимательности дети могут опустить существенные или второстепенные детали. Однако в речи такой ребёнок восполняет с лихвой то, что он забыл нарисовать или оказался не способен выразить графически.

Третья группа детей – «группа риска». В работах этих детей мы наблюдаем явления частичного соскальзывания с предложенной инструкции. У них отсутствуют навыки произвольного контроля за собственной деятельностью. То, что ребёнок выполнил, он сделал некачественно. Иногда можно видеть, как дети, выполнившие задание на данном уровне, поглядывают на листочек соседа, копируя его работу. Но это хороший показатель, поскольку он позволяет исключить у ребёнка подозрение на более глубокое отставание в умственном развитии, т.к. умственно отсталый ребёнок этого возраста даже не догадывается посмотреть, что делает сосед, и выполнить задание по аналогии. Однако многие дети затрудняются проанализировать заданный образец, и все графические пробы выполняют идентично. Но следующее задание они могут выполнить правильно, точно передавая образец из точек.

И в этом мы видим своеобразие детей группы риска. Для таких детей характерно неравномерное развитие их функций. В их рисунках мы можем увидеть мышечный контроль среднего уровня, довольно ровные линии и углы, но сами изображения будут примитивными по содержанию и/или плохо ориентированными на плоскости. А в другом случае частично выполненные графические пробы, пусть и с плохим мышечным контролем, будут сочетаться с полным отсутствием фонематического слуха.

У большинства из этих детей при последующем более углублённом обследовании выявляются явления так называемой «минимальной мозговой дисфункции». Это не означает, что все такие дети подлежат переводу из общеобразовательных классов в коррекционно-развивающие классы. Но этим ребятам требуется несколько иная стратегия обучения. Для таких детей необходим более длительный пропедевтический период обучения в общеобразовательной школе. В это время особое внимание нужно уделить не усвоению учащимися программного материала, а становлению предпосылок учебной деятельности: формированию мотивации к учению, развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и со своими сверстниками, подготовке базовых, познавательных навыков. К таким навыкам можно отнести развитие сенсорного восприятия, крупной и мелкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия и фонематического слуха. Формы обучения в такой пропедевтический период должны существенно отличаться от традиционных учебных форм, быть ближе к игровым, занимательным занятиям.

 

Четвёртая группа – «беда». В самых тяжёлых случаях мы видим в детских работах полное отсутствие понимания того, что от них требуется. Ребёнок увидел зигзаги и заполнил ими всё имеющееся пространство. Образец из точек ребёнок также не может проанализировать: он не понимает внутренней структуры образца, а иногда и смысл самого задания. В предметных рисунках отмечается наличие грубой схемы и грубых искажений. Так, у человека вместо рук могут быть нарисованы подобия плавников, дерево имеет «ёлочную», «телеграфную» конструкцию или напоминает какое-то сооружение из палочек, завиточков и штрихов. Операция звукового анализа не сформирована.

Ребёнок в лучшем случае слышит первый звук в слове, да и то в утрированном произнесении на фоне обучающих видов помощи. Но возможен и другой вариант. Графические пробы не выполнены, последовательность звуков в слове ребёнок не слышит, но создаёт узнаваемые предметные изображения: достаточно крупные, отражающие основные детали объектов, с отнесением изображений к краю листа или к какому-либо обозначению земли на нём. При индивидуальной работе такой ребёнок оказывается смышленым, показывает умение общаться со взрослым, понимает его инструкции. Это показатель хорошего прогноза в работе с этим ребёнком, но педагогу придётся учитывать, что такой ребёнок на начальных этапах обучения будет нуждаться в большом количестве индивидуальной помощи. В противном случае он рискует выпасть из темпа деятельности класса или группы, и в действие включится механизм запуска дезадаптационных процессов.

Индивидуальный подход к оценке детских работ.

При оценке детских работ необходимо особое внимание обратить на два значимых фактора: общий вид детской работы и специфику выполнения рисовальных тестов «дом – дерево – человек». При рассмотрении общего внешнего вида работы педагог может увидеть, насколько хорошо ребёнок владеет пространством листа бумаги, заполняется ли оно полностью, или продукты детской деятельности ютятся по углам, резко смещаются в какую-то одну сторону, опрятна ли работа, выдержано ли направление движения строк, насколько совершенен мышечный акт, необходимый при выполнении того или иного движения, компактен ли рисунок штриха или он слишком размашист, неровен.

 

Анализ детских ошибок при воспроизведении графических рядов:

Так, если ребёнок допускает сбои на старте работы с рядом, то мы можем допустить, что и в повседневной учебной деятельности такой ребёнок будет испытывать трудности на этапе вхождения в деятельность, особенно при знакомстве с новым материалом. В коррекционной работе с ним необходимо давать чёткие установки разного уровня сложности до начала работы, включать полимодальные модели объяснения задания (сочетание показа – визуальная модальность, с последующим объяснением – слуховая модальность), удлинять временной интервал ориентировки ребёнка в задании.

Незавершённые, т.е. не доведённые до границы листочка ряды укажут на боязливого, робкого ребёнка со сниженной самооценкой. Об этом же скажут и детские отказы от деятельности.

Неуверенного, тревожного ребёнка можно увидеть и по качеству штрихов. Линии в графическом ряду будут дисгармонично неровными, короткими, со слабым нажимом. Подобные работы следует отличать от работ детей с гипотонусом, у них тоже будет слабый нажим, истончающаяся линия, но эта линия истончена во всех рядах гармонично. Линии с очень сильным нажимом характерны для достаточно агрессивных детей с неустойчивыми эмоциональными реакциями. Этот признак может быть усилен акцентуацией линий на резкие угловатые завершения на концах стыков. Ещё более будет подчёркнут этот признак при наличии и в изображениях дома и человека жёстких штриховок, с резкими выходами за пределы контура, что указывает также и на импульсивность детских эмоциональных реакций.

Поскольку графические ряды напоминают строчки в тетради, по ним можно увидеть складывающиеся графологические особенности почерка у ребёнка, а они напрямую связаны с его личностно-психологическими особенностями. Так, ровный, умеренный по силе нажим отражает уравновешенность, уверенность в себе, способность к волевым усилиям, умение проконтролировать свои действия. Неровный, импульсивный нажим свидетельствует о порывистости, импульсивности волевых актов, излишней впечатлительности ребёнка, иногда его трактуют как неспособность к систематическому труду. Жирный нажим указывает на преобладание чувственных, зачастую эмоционально вычурных переживаний. Для детей с очень слабым нажимом характерна тенденция к постоянным колебаниям при принятии решений, неуверенность, приступы страха и опасений, иногда могут отмечаться неврастенические уклоны психики.

Наличие в детских работах графических рядов с ошибками и сбоями на концах нескольких строк достаточно часто указывает на астеничного ребёнка, у которого высока истощаемость нервной системы, слабо сформированы произвольные процессы, в частности, внимание, память, целенаправленная регуляция речевой деятельности. В коррекционной работе с такими детьми особое внимание целесообразно уделить педагогическому охранительному режиму, при котором чётко соблюдается последовательность труда и отдыха, учебной и игровой деятельности, материал предъявляется дробно и с большим количеством заданий игрового характера.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.018 с.)