ТОП 10:

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ



(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике.

Инструкция:

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком
№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"
. Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

  • А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
  • С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
  • С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы Мотивы, №
I выбор            
II выбор            
III выбор            
Контрольный выбор            
  • Внешний мотив - 0 баллов;
  • учебный мотив – 5 баллов;
  • позиционный мотив - 3 балла;
  • социальный мотив – 4 балла;
  • отметка - 2 балла;
  • игровой мотив - 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Стимульный материал к методике:

 

 

 

 

ТЕСТ «ВЕСЕЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ»

Оценка эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе.

На рисунках изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.

1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.

2. Ученик у доски отвечает урок, рядом сидит учительница.

3. Дети в классе во время урока.

4. Ученик в школьном коридоре разговаривает с учительницей.

5. Ребенок в доме готовит уроки.

6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки.

На всех картинках нет лиц, вместо них кружочки.

Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица – веселое или грустное – и объяснить, почему.

Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:

  • У мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учится, и его наказали
  • Мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, поэтому у него грустное лицо.
  • Мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный
  • Мальчик боится, что не успеет сделать Д.З., поэтому он грустный.

Ответы, в которых описывается веселый ребенок или серьезный, отражают позитивный настрой.

Если ваш ребенок дает 5-6 «тревожных» ответов, то это говорит о том, что он «болезненно» относится к поступлению в школу, для него этот этап связан с сильными переживаниями и нужно их «сглаживать».

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.240.230 (0.003 с.)