Определение агрессивности детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение агрессивности детей дошкольного возраста



 

Проявления первых признаков агрессивности у малышей наблюдаются после 2,5 лет.

Агрессивным называют ребенка, который стремится нарочно причинить вред другому человеку, обидеть, ударить, сделать больно. Агрессивный ребенок дразнит ровесников, выкрикивает оскорбительные слова или прозвища. Он упрям, необоснованно самоуверен, сначала возражает человеку, а потом выслушивает, чаще говорит «нет», чем «да».

ПРИЗНАКИ АГРЕССИВНОСТИ.

1- упрямство, стремление возражать, отказываться;

2- задиристость, раздражительность;

3- приступы гнева, злости, обиды;

4- желание обидеть, унизить окружающих;

5- властность, желание настоять на своем;

6- эгоцентризм, неумение и нежелание понимать интересы другого;

7- самоуверенность, необоснованно завышенная самооценка.

 

Каждый отдельно взятый признак не свидетельствует о выраженной агрессивности. Случайные, эпизодические проявления упрямства или вспыльчивости также не показатели высокого уровня этого качества. Только систематически наблюдаемые проявления перечисленных выше особенностей поведения могут свидетельствовать об агрессивности ребенка.

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

6 – 7 признаков - высокая агрессивность;

3 – 5 признаков - средняя агрессивность;

1 – 2 признака - низкая агрессивность.

 

ПРОТОКОЛ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ____ ГОДА ЖИЗНИ

 

ДОУ № ___________________________________________________________________

Группа ___________________________________________________________________

Дата _____________________________________________________________________

Воспитатели: _____________________________________________________________

 

№ п/п Ф.И. ребенка Воз- раст Признаки Сумма признаков Уровень проявления Необходимость коррекции
             
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 

РЕЗУЛЬТАТЫ: детей с уровнем агрессивности

низким ______ чел., ______ %;

средним ______ чел., ______ %;

высоким ______ чел., ______ %.

 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ

Теоретическая и практическая значимость изучения само­сознания, включая различные аспекты самоотношения и осоз­нания своего места в системе социальных связей, настолько ве­лика, что предопределила необходимость использования этой методики для диагностики самооценки ребенка.

Ребенку предлагаются лесенки из пяти ступенек (методика В. Г. Щур) со стандартным набором: «хороший - плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «красивый – некрасивый», «здоровый – нездоровый», «взрослый – маленький», «лучший ученик – худший ученик» (в будущем).

Инструкция для ребенка звучит следующим образом (на примере 1-й лесенки): «На этих лесенках расположены все люди – от самых хороших до самых плохих (сопровождается движением руки вдоль лесенки сверху вниз), от самых глупых до самых умных (движение вдоль лестницы снизу вверх). На самом верху находятся самые умные люди на свете, в самом низу – самые глупые, посередине – средние.

«Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место красным кружочком».

Аналогичное исследование повторяется по всем шкалам.

Считается, что отме­ченные значения характеризуют общую удовлетворенность — «счастье» и частные самооценки — «здоровье», «ум», «харак­тер», «красота», «доброта» и т.д. Можно добавлять или изменять названия уровней (напри­мер: большой - маленький...)

Анализ результатов.

Завышенная оценка – самая верхняя ступень­ка;

оптимальная оценка – средние ступеньки (4-я и 3-я сверху);

заниженная оценка - 2 нижние ступеньки.

Для дошкольников благоприятны завышенные самооцен­ки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый и т.д.). Однако, присуждение себе максимально высоких баллов по всем шкалам в отличие от оценивания себя промежуточными показателями свидетельствует о неспособности ребенка к адекватной самооценке.

Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.

Для определения эмоционального благополучия после выполнения первой части задания можно предложить ребенку отметить услов­ным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком друго­го цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Методику можно использовать для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей дет­ского сада.

СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ _______ ГОДА ЖИЗНИ

 

ДОУ № ________ Группа _____________ Дата ________________

Воспитатели __________________________________________________

 

№ п/п Ф.И. ребенка Показатели по «лесенкам» Сред-ний % Уро-вень с/оцен Кор-рек-ция
                     
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 

РЕЗУЛЬТАТЫ: детей с уровнем самооценки

низким ______ чел., ______ %;

средним ______ чел., ______ %;

высоким ______ чел., ______ %.

 

БЛАНК ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА

Ребенок _______________________________ Возраст _______ ДОУ № ___ Группа № ___

Обследовал_______________________Результат ______________________________________

       
   


 
 


 

 

ТЕСТ КЕРНА - ИЕРАСЕКА.

Он содержит 3 задания.

1. Графическое копирование фразы из письменных букв.

2. Срисовывание точек в определенном пространственном положении.

3. Рисование фигуры человека.

Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.

Инструкция к тесту.

Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Методика состоит из трех заданий:

1. Срисовывание письменных букв.

2. Срисовывание группы точек.

3. Рисование мужской фигуры.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

1. Копирование фразы "Ей дан чай"

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши также.

1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.

3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

5 балл - каракули.

Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.

Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).

1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

5 баллов - каракули.

 

Рисунок человека

Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:

- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;

- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;

- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

1 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.

2 балла - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.

3 балла - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".

5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

 

Итоги:

Если общая сумма баллов:

1-6 - высокий уровень

7-11 - средний уровень

12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика)

Результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (возможны случаи, когда способные дети схематично рисуют человека и поэтому получают плохие результаты).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.053 с.)