Основы осуществления и проведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы осуществления и проведения



Санитарно-эпидемиологического надзора за питанием

 

При организации санэпиднадзора за питанием следует учитывать состояние питания населения до возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС).

При осуществлении санэпиднадзора за питанием населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) следует исходить из необходимости ежедневной энергетической потребности здоровых людей, используя для оценки качества питания соответствующие показатели.

Объекты хранения и транспортировки продуктов, приготовления пищи для оценки их санитарного состояния обследуются с использованием обычных критериев, а пробы консервированных продуктов и готовой пищи – по показателям безвредности согласно требованиям соответствующих документов (ГОСТов, СанПиН и др.).

 

При организации питания по полевому варианту:

- довольствующиеся должны обеспечиваться органами исполнительной власти службами индивидуальными емкостями для горячей пищи и третьего блюда либо пункты приготовления и выдачи пищи должны иметь наборы одноразовой посуды;

- запрещается приготовление сладких и холодных блюд, блюд из рубленных мяса и рыбы (салатов, котлет и т.д.), а также винегретов, салатов из сырых и вареных овощей;

- фрукты и овощи (помидоры, огурцы и др.) выдаются в целом виде и употребляются пострадавшими индивидуально;

- сушеные овощи перед приготовлением пищи перебираются, промываются и замачиваются при соотношении 1:3-4 в холодной воде (картофель на 1,5-2,0 ч.; морковь – 0,5-1,0 ч.; лук – 0,5 ч.; свекла – 2,5 ч.);

- сухари из хлеба перед употреблением восстанавливаются путем увлажнения и последующего подогревания;

- для сбора и хранения пищевых отходов выделяется специальная посуда с плотно закрывающимися крышками.

 

Гигиеническая экспертиза и лабораторный контроль

В чрезвычайных ситуациях

 

Гигиеническая экспертиза воды и продовольствия является завершающей фазой санитарно-эпидемиологической разведки, заключающейся в определении степени загрязнения (заражения) объектов окружающей среды, воды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья и клинического материала.

Лабораторное исследование качества продуктов и воды является составной частью мероприятий сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК), входящей в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) и состоящей из трех уровней: федерального, регионального и местного.

Федеральный уровень сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) формируется на базе Федерального ЦГСЭН Минздрава России, научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчинения, действия которых в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в целом, координирует МЧС России.

Региональный уровень сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) формируется на основе ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации, в регионах, на транспорте, отраслевых научно-исследовательских учреждениях, на кафедрах (лабораториях) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории республик, краев, областей и решающих задачи в масштабе региона. Координацию деятельности учреждений сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) данного уровня осуществляют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.

Местный уровень сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) формируется на базе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) на местном уровне осуществляют соответствующие комитеты (комиссии) по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти и территориально штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Деятельность сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) осуществляется в трех режимах в соответствии с Положением о сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) России (1993).

Наиболее подготовленные к выполнению задач сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) ЦГСЭН и научно-исследовательские институты определяются головными.

Головное учреждение выполняет следующие задачи:

- определяет зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды микроорганизмами и токсинами, проводит специфическую индикацию бактериального средства (БС);

- осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о биологическом (бактериологическом) заражении продовольствия, питьевой воды, питьевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды в чрезвычайных ситуациях (ЧС);

- разрабатывает нормативно-методические документы для подчинений, подразделений сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК);

- осуществляет методическое руководство подчиненными учреждения сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) при проведении всех видов лабораторных исследований;

- организует подготовку (переподготовку) специалистов сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК).

За каждым из головных учреждений закрепляются определенные регионы и ЦГСЭН, где проводят сложные специфические лабораторные исследования и индикацию опасных веществ, а отобранные в ходе разведки пробы доставляются в эти лаборатории.

При головных учреждениях сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) создаются санитарно-эпидемиологические группы, которые при необходимости в очагах стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (ЧС) на подведомственной территории проводят санитарно - эпидемиологическую разведку.

Основной объем лабораторных исследований экспертного характера должен проводиться в санитарно-эпидемиологических учреждениях, что повышает роль взаимодействия, организации отбора и доставки проб, единых подходов к вынесенному экспертному заключению.

Головные санитарно-эпидемиологические учреждения являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 ч., а в целях повышения устойчивости функционирования сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) головными учреждениями назначаются дублеры, на которых возлагаются функции областных, краевых, республиканских или региональных учреждений сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК). В качестве дублера используются один - два районных (городских) ЦГСЭН первой категории и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транспорте, ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательские центры.

Высшим уровнем сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) являются Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля, Федеральный ЦГСЭН Минздрава России, Всероссийские профильные центры специфической индикации микроорганизмов. Функции этих центров могут выполнять ведущие научно-исследовательские институты Минздрава России, Академии медицинских наук и др.

При возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) подразделения сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) развертываются в района стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, особенно на биологически опасных объектах, и свою работу планируют в соответствии с масштабами предполагаемых последствий в зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Основными задачами сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) в районах катастроф при возникновении эпидемического очага являются:

- специфическая индикация возбудителя во внешней среде и в организме людей;

- проведение лабораторного контроля, экспертизы продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды с выдачей заключения о пригодности их к употреблению;

- выявление характера и степени опасности эпидемического очага.

В лабораториях ЦГСЭН субъектов Российской Федерации, регионов, на транспорте, Федерального центра Госсанэпиднадзора, а также в лаборатории министерств и ведомств пищевой, мясо - молочной промышленности, заготовок, рыбного хозяйства и других учреждениях осуществляется наблюдение и лабораторный контроль зараженности микроорганизмами ресурсов зерна и продуктов его переработки, пищевого сырья, пищевых продуктов, резервов продовольственных товаров, изготавливаемых и хранящихся на подведомственных предприятиях, складах и базах. Они же выдают заключение на их реализацию, кроме того, определяют полноту и дезинфекции пищевого сырья, полуфабрикатов и пищевых продуктов

При планировании работы учреждений сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) в чрезвычайных условия необходимо учитывать пропускную способность лабораторий по проведению санитарно-гигиенической и микробиологической экспертизы заряженных продовольствия и воды, а также их возможности в проведении индикации с учетом укомплектованности кадрами, их квалификаций наличия лабораторного имущества.

Все лаборатории медицинских формирований должны прибыть в зону бедствия в короткие сроки и оперативно организовать свою работу по месту новой дислокации. Для этого необходимо заранее предусмотреть выделение соответствующего палаточного фонда или лабораторий на автомобилях. В тех случаях, когда нет возможности для развертывания лабораторий и организации их работы в зоне бедствия, индикация должна проводиться в лаборатории по месту ее постоянного расположения или на новом месте дислокации, где имеются (сохранились) соответствующие помещения.

 

При комплектовании лабораторий для индикации в районах стихийных бедствий временно могут быть использованы специалисты городских (районных) ЦГСЭН и объектовых лабораторий.

Для проведения микробиологических исследований в штат лаборатории должны входить следующие специалисты:

 

начальник лаборатории (бактериолог)  
врач-бактериолог 4-5
врач-вирусолог  
энтомолог (паразитолог)  
лаборант 6-7
санитар (препаратор) 2-3
техник-механик  

 

Научно-исследовательские учреждения с введением готовности к работе в чрезвычайных ситуациях (ЧС) организуют на базе своих лабораторий профильные, республиканские или всероссийские центры индикации с возложением на них задач по индикации бактериальных культур, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, оказанию практической и консультативной помощи головным лабораториям на закрепленных территориях.

Среди большого объема противоэпидемических мероприятий, проводимых в очагах опасных инфекционных заболеваний, микробиологические методы исследований являются ведущими в ранней диагностике инфекционных заболеваний. Ценность лабораторных исследований зависит от надлежащего выполнения требований к сбору, хранению и транспортировку материала, а также от адекватности выбранных методик и профессионального уровня медицинских работников.

В соответствии со схемой и методами лабораторных исследований при определенной сработанности и натренированности медицинского персонала ЦГСЭН, центров гигиены и эпидемиологии и медицинских формирований ежедневно исследуется 25-30 микробиологических проб.

Для определения вида биологических средств в микробиологических лабораториях предусматривается специфическая индикация бактериальных средств (БС). В основе лежат лабораторные методы микробиологического экспресс-анализа, предусматривающего два взаимодополняющих этапа исследования:

- непосредственный анализ негативных материалов проб с помощью пресс-методов (ИФА и РНГА);

- исследование этими же методами материалов тех же проб после предварительного биологического обогащения.

При проведении индикации предварительный (предупредительный) ответ может быть получен через 1-3 ч. (при одновременном поступлении большого числа проб эти сроки могут увеличиваться до 3-5 ч.), на втором этапе течение последующих 18-48 (72) ч. выдают окончательный ответ о наличие в пробе возбудителя инфекционного заболевания.

 

Для персонала лабораторий, включенных в сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК), требуется не только хорошая специальная подготовка, но и высокая организованность, умение правильно и четко ориентироваться в конкретной обстановке, маневрировать своими силами и средствами в соответствии со складывающейся обстановкой.

Для этого определены обязательный перечень основных документов, которые должны иметь лаборатории, и соответствующее материально - техническое обеспечение.

Для организации санитарно-химической лаборатории в районах стихийных бедствий временно могут быть использованы специалисты ЦГСЭН, промсанлабораторий, Госкомэкологии, МЧС и МО России, Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

При этом они должны решать следующие задачи:

1. Проведение санитарно-химической разведки в районе аварии. Идентификация химических веществ.

2. Определение уровней загрязнения объектов окружающей среды, жилых помещений и др. Оценка степени опасности химической аварии.

3. Прогноз развития аварийной ситуации (масштаб аварии, объем и структура санитарных потерь).

4. Рекомендации по проведению защитных мероприятий в отношении спасателей, медицинского персонала и населения, попавшего в зону поражения.

5. Контроль за соблюдением санитарно-токсикологического режима в медицинских подразделениях и учреждениях.

6. Участие в принятии решения о маршруте и месте эвакуации.

7. Оказание консультативной помощи в диагностике и лечении интоксикации.

Выезд осуществляют:

 

врач-гигиенист (руководитель бригады)  
врач-токсиколог  
врач-токсиколог (терапевт)  
главный специалист (химик)  
химик-аналитик 2-4
техник-механик  

 

В течение суток санитарно-химическая лаборатория может выдать peзультаты 100-200 анализов, что зависит от физико-химических свойств аварийно опасного вещества и условий протекания аварии.

Время выдачи результатов исследования зависит от наличия соответствующей аналитической аппаратуры и длится от нескольких минут до 1 ч. и более.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.03 с.)