Санитарно-эпидемиологический надзор в чрезвычайных ситуациях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санитарно-эпидемиологический надзор в чрезвычайных ситуациях



Управление организацией, проведение и оценка эффективности

И осуществления санитарно-эпидемиологического надзора

За водоснабжением

 

Для достижения безопасности при организации водообеспечения в зоне чрезвычайных ситуаций (ЧС) должна создаваться единая служба водоснабжения, являющаяся подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в районе бедствия.

В зависимости от характера аварии и катастрофы происходит дополнительное микробное, радиоактивное или химическое загрязнение поверхностных источников воды в результате выпадения продуктов аварийного выброса из атмосферы на открытую водную поверхность и смыва дождевыми осадками с загрязненных водосборов.

Особенно быстро происходит загрязнение водотоков. Так, скорость миграции радионуклидов в реках и проточных водоемах может достигать 5-7 км/ч и более. Протяженность зоны высокозагрязненных радиоактивными веществами масс воды по течению водотока может достигать 80-100 км и более.

 

При этом в зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС) преобладает какой-либо один тип загрязнения, что предъявляет повышенные требования к резервным возможностям очистных сооружений по его удалению. Эффективность эксплуатации дорогостоящих установок в этих условиях значительно повышается, если использовать обработку исходной воды на предфильтрах, специально предназначенных для удаления того или иного типа загрязнения (с цеолитовым туфом при радиоактивными веществами (РВ), активированными углями при опасными химическими веществами (ОХВ) и т.д.).

Основным источником обеспечения требуемого количества питьевой воды являются сооружения стационарного водопровода и запасы с известным качеством воды.

На одного человека планируется обеспечение 40 дм3 воды в сутки, из них для питья и приготовления чая – 3,5 дм3. При нахождении в экстремальных климатогеографических условиях (высокие внешние температуры, горно-пустынная местность и др.) количество поставляемой воды увеличивается в 2 раза, а при повышенных потребностях в воде (ношение защитной одежды и противогазов, значительные физические нагрузки, эпидемия острых кишечных инфекций с преимущественным распространением возбудителя через воду и др.) – еще в 1,5 раза.

Вся вода, поставляемая в зону чрезвычайных ситуаций (ЧС), подразделяется на хозяйственно-питьевую и техническую.

Хозяйственно-питьевая вода используется для питья и приготовления пищи, мытья и умывания, стирки белья и содержания животных, медицинского обслуживания;

Техническая – для мойки техники и вооружения, в системах охлаждения и обогрева, для приготовления дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов, при пожаротушении, химической чистке, поливе территории. Критерии качества и, хозяйственно-питьевой воды устанавливаются санэпидслужбой, технической – соответствующими службами.

При планировании снабжения водой в чрезвычайных ситуациях (ЧС) все водоисточники считаются загрязненными патогенной микрофлорой, веществами 1-го и 2-го класса опасности в пределах 5 ПДК и остальными токсичными веществами – в пределах 10 ПДК. Поэтому население и формирования спасателей должны обеспечиваться установками, устройствами и изделиями для улучшения качества воды.

В районах размещения пострадавшего населения и спасателей основной расход воды приходится на хозяйственно-питьевые нужды, санитарную обработку прибывших из района аварии, а также помывку, дегазацию, либо дезинфекцию техники, строений и местности.

В целях устранения недостатков в режиме повышенной готовности к чрезвычайным ситуациям (ЧС) прежде всего, проверяют наиболее уязвимые участки водоразводящей сети зданий и сооружений по минимально необходимому перечню вопросов инженерно-технических и общесанитарных мероприятий на сооружениях стационарного водопровода.

Комплекс мер по улучшению качества воды, предназначенной для хозяйственно-питьевых целей, должен включать ее обработку в месте водозабора с помощью технических средств, дополнительное внесение дезинфектантов при транспортировке или хранении в емкостях либо в индивидуальных флягах, фильтрацию и обеззараживание в местах водоразбора и непосредственно перед употреблением.

При выборе технических устройств по очистке воды преимущество имеют портативные безреагентные и полной заводской готовности изделия, обеспечивающие гарантированную очистку воды от бактерий, вирусов и токсинов, снижение до допустимых уровней содержания радиоактивных и высокотоксичных веществ.

Оперативно эпидемическая безопасность питьевой воды должна контролироваться по выработке ресурса портативных водоочистных устройств, внутренним затворам индивидуальных биофильтров, длительности в условиях кипячения или хранения и по остаточному свободному хлору в водоразводящей сети и емкостях доставки.

При разработке рекомендаций по планированию и гигиенической оценке водообеспеченности основными критериями по выбору технологий и технических средств подготовки питьевой воды являются:

- способность технологий и сооружений оперативно реагировать на временное или постоянное ухудшение качества воды в водоисточниках;

- достаточная надежность обеззараживания воды перед подачей ее потребителю с учетом возможного появления в водоисточниках возбудителей опасных инфекционных заболеваний, таких как холера, брюшной тиф, паратифы А и Е, полиомиелит и др.;

- гибкость технологий водообработки, позволяющих воздействовать на различные ингредиенты из многокомпонентных систем и экономить электроэнергию, реагенты и сорбционные материалы без реконструкции капитальных сооружений;

- отсутствие образования вторичных продуктов (осадков, рассолов) и последующей утилизации;

- преимущественное использование для обработки относительно небольших объемов воды, предназначенной для хозяйственно-питьевых целей и безреагентных устройств полной заводской готовности;

- исключение образования в больших количествах токсичных хлорорганических соединений (хлороформа, четыреххлористого углерода и др.);

- обязательная сертификация с определением срока эксплуатации без замены основных элементов и узлов.

Состав специализированных формирований и спасателей, направляемых в район бедствия, должен иметь запасы консервированной (бутилированной) воды из расчета 3-дневной потребности для питья.

Все категории пострадавших, состав специализированных формирований и спасатели должны обучаться правилам обращения с портативным устройствами по очистке питьевой воды, а также пользованию другими способами улучшения ее качества.

Санэпиднадзор за водоснабжением в зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС) включает:

- контроль за соответствием количества подаваемой воды требованиям санитарных правил и норм, за качеством воды в водоисточниках, регулирующих и запасных емкостях, водоразводящей сети, на станциях водообработки полевого водоснабжения и после фильтров индивидуального пользования, в емкостях подвоза и хранения, на объектах питания, здравоохранения, банно-прачечного обслуживания, в работающих учреждениях и органах управления, местах массового скопления людей и на путях эвакуации пострадавшего населения;

- периодическую проверку санитарного состояния сооружений водопровода, пунктов водоочистки и разбора воды, предназначенной для хозяйственно-питьевых целей, а также магистральных водоводов и техники полевого водоснабжения;

- допуск персонала к эксплуатации объектов, сооружений и техники, предназначенных для водоснабжения, с учетом требований к состоянию здоровья, предъявляемых к этой категории лиц.

Санэпиднадзор водоснабжением осуществляется в объеме требований:

- ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора»;

- СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

- СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»;

- других документов, регламентирующих порядок осуществления санэпиднадзора на объектах экономики, здравоохранения, на путях сообщений, при возникновении эпидемий с преимущественно водным путем распространения возбудителей (холера, вирусные гепатиты А и Е, брюшной тиф и др.).

Связанная с состоянием сооружений водопровода оценка «неудовлетворительно», при которой сразу же проводятся ремонтно-восстановительные работы при наличии хотя бы одного из недостатков, установленных критериями определения неудовлетворительного санитарного состояния сооружений водопровода.

 

В чрезвычайных ситуациях

 

Гигиеническая экспертиза воды и продовольствия является завершающей фазой санитарно-эпидемиологической разведки, заключающейся в определении степени загрязнения (заражения) объектов окружающей среды, воды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья и клинического материала.

Лабораторное исследование качества продуктов и воды является составной частью мероприятий сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК), входящей в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) и состоящей из трех уровней: федерального, регионального и местного.

Федеральный уровень сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) формируется на базе Федерального ЦГСЭН Минздрава России, научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчинения, действия которых в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в целом, координирует МЧС России.

Региональный уровень сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) формируется на основе ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации, в регионах, на транспорте, отраслевых научно-исследовательских учреждениях, на кафедрах (лабораториях) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории республик, краев, областей и решающих задачи в масштабе региона. Координацию деятельности учреждений сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) данного уровня осуществляют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.

Местный уровень сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) формируется на базе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) на местном уровне осуществляют соответствующие комитеты (комиссии) по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти и территориально штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Деятельность сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) осуществляется в трех режимах в соответствии с Положением о сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) России (1993).

Наиболее подготовленные к выполнению задач сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) ЦГСЭН и научно-исследовательские институты определяются головными.

Головное учреждение выполняет следующие задачи:

- определяет зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды микроорганизмами и токсинами, проводит специфическую индикацию бактериального средства (БС);

- осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о биологическом (бактериологическом) заражении продовольствия, питьевой воды, питьевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды в чрезвычайных ситуациях (ЧС);

- разрабатывает нормативно-методические документы для подчинений, подразделений сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК);

- осуществляет методическое руководство подчиненными учреждения сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) при проведении всех видов лабораторных исследований;

- организует подготовку (переподготовку) специалистов сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК).

За каждым из головных учреждений закрепляются определенные регионы и ЦГСЭН, где проводят сложные специфические лабораторные исследования и индикацию опасных веществ, а отобранные в ходе разведки пробы доставляются в эти лаборатории.

При головных учреждениях сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) создаются санитарно-эпидемиологические группы, которые при необходимости в очагах стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (ЧС) на подведомственной территории проводят санитарно - эпидемиологическую разведку.

Основной объем лабораторных исследований экспертного характера должен проводиться в санитарно-эпидемиологических учреждениях, что повышает роль взаимодействия, организации отбора и доставки проб, единых подходов к вынесенному экспертному заключению.

Головные санитарно-эпидемиологические учреждения являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 ч., а в целях повышения устойчивости функционирования сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) головными учреждениями назначаются дублеры, на которых возлагаются функции областных, краевых, республиканских или региональных учреждений сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК). В качестве дублера используются один - два районных (городских) ЦГСЭН первой категории и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транспорте, ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательские центры.

Высшим уровнем сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) являются Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля, Федеральный ЦГСЭН Минздрава России, Всероссийские профильные центры специфической индикации микроорганизмов. Функции этих центров могут выполнять ведущие научно-исследовательские институты Минздрава России, Академии медицинских наук и др.

При возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) подразделения сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) развертываются в района стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, особенно на биологически опасных объектах, и свою работу планируют в соответствии с масштабами предполагаемых последствий в зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Основными задачами сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) в районах катастроф при возникновении эпидемического очага являются:

- специфическая индикация возбудителя во внешней среде и в организме людей;

- проведение лабораторного контроля, экспертизы продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды с выдачей заключения о пригодности их к употреблению;

- выявление характера и степени опасности эпидемического очага.

В лабораториях ЦГСЭН субъектов Российской Федерации, регионов, на транспорте, Федерального центра Госсанэпиднадзора, а также в лаборатории министерств и ведомств пищевой, мясо - молочной промышленности, заготовок, рыбного хозяйства и других учреждениях осуществляется наблюдение и лабораторный контроль зараженности микроорганизмами ресурсов зерна и продуктов его переработки, пищевого сырья, пищевых продуктов, резервов продовольственных товаров, изготавливаемых и хранящихся на подведомственных предприятиях, складах и базах. Они же выдают заключение на их реализацию, кроме того, определяют полноту и дезинфекции пищевого сырья, полуфабрикатов и пищевых продуктов

При планировании работы учреждений сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК) в чрезвычайных условия необходимо учитывать пропускную способность лабораторий по проведению санитарно-гигиенической и микробиологической экспертизы заряженных продовольствия и воды, а также их возможности в проведении индикации с учетом укомплектованности кадрами, их квалификаций наличия лабораторного имущества.

Все лаборатории медицинских формирований должны прибыть в зону бедствия в короткие сроки и оперативно организовать свою работу по месту новой дислокации. Для этого необходимо заранее предусмотреть выделение соответствующего палаточного фонда или лабораторий на автомобилях. В тех случаях, когда нет возможности для развертывания лабораторий и организации их работы в зоне бедствия, индикация должна проводиться в лаборатории по месту ее постоянного расположения или на новом месте дислокации, где имеются (сохранились) соответствующие помещения.

 

При комплектовании лабораторий для индикации в районах стихийных бедствий временно могут быть использованы специалисты городских (районных) ЦГСЭН и объектовых лабораторий.

Для проведения микробиологических исследований в штат лаборатории должны входить следующие специалисты:

 

начальник лаборатории (бактериолог)  
врач-бактериолог 4-5
врач-вирусолог  
энтомолог (паразитолог)  
лаборант 6-7
санитар (препаратор) 2-3
техник-механик  

 

Научно-исследовательские учреждения с введением готовности к работе в чрезвычайных ситуациях (ЧС) организуют на базе своих лабораторий профильные, республиканские или всероссийские центры индикации с возложением на них задач по индикации бактериальных культур, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, оказанию практической и консультативной помощи головным лабораториям на закрепленных территориях.

Среди большого объема противоэпидемических мероприятий, проводимых в очагах опасных инфекционных заболеваний, микробиологические методы исследований являются ведущими в ранней диагностике инфекционных заболеваний. Ценность лабораторных исследований зависит от надлежащего выполнения требований к сбору, хранению и транспортировку материала, а также от адекватности выбранных методик и профессионального уровня медицинских работников.

В соответствии со схемой и методами лабораторных исследований при определенной сработанности и натренированности медицинского персонала ЦГСЭН, центров гигиены и эпидемиологии и медицинских формирований ежедневно исследуется 25-30 микробиологических проб.

Для определения вида биологических средств в микробиологических лабораториях предусматривается специфическая индикация бактериальных средств (БС). В основе лежат лабораторные методы микробиологического экспресс-анализа, предусматривающего два взаимодополняющих этапа исследования:

- непосредственный анализ негативных материалов проб с помощью пресс-методов (ИФА и РНГА);

- исследование этими же методами материалов тех же проб после предварительного биологического обогащения.

При проведении индикации предварительный (предупредительный) ответ может быть получен через 1-3 ч. (при одновременном поступлении большого числа проб эти сроки могут увеличиваться до 3-5 ч.), на втором этапе течение последующих 18-48 (72) ч. выдают окончательный ответ о наличие в пробе возбудителя инфекционного заболевания.

 

Для персонала лабораторий, включенных в сети наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК), требуется не только хорошая специальная подготовка, но и высокая организованность, умение правильно и четко ориентироваться в конкретной обстановке, маневрировать своими силами и средствами в соответствии со складывающейся обстановкой.

Для этого определены обязательный перечень основных документов, которые должны иметь лаборатории, и соответствующее материально - техническое обеспечение.

Для организации санитарно-химической лаборатории в районах стихийных бедствий временно могут быть использованы специалисты ЦГСЭН, промсанлабораторий, Госкомэкологии, МЧС и МО России, Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

При этом они должны решать следующие задачи:

1. Проведение санитарно-химической разведки в районе аварии. Идентификация химических веществ.

2. Определение уровней загрязнения объектов окружающей среды, жилых помещений и др. Оценка степени опасности химической аварии.

3. Прогноз развития аварийной ситуации (масштаб аварии, объем и структура санитарных потерь).

4. Рекомендации по проведению защитных мероприятий в отношении спасателей, медицинского персонала и населения, попавшего в зону поражения.

5. Контроль за соблюдением санитарно-токсикологического режима в медицинских подразделениях и учреждениях.

6. Участие в принятии решения о маршруте и месте эвакуации.

7. Оказание консультативной помощи в диагностике и лечении интоксикации.

Выезд осуществляют:

 

врач-гигиенист (руководитель бригады)  
врач-токсиколог  
врач-токсиколог (терапевт)  
главный специалист (химик)  
химик-аналитик 2-4
техник-механик  

 

В течение суток санитарно-химическая лаборатория может выдать peзультаты 100-200 анализов, что зависит от физико-химических свойств аварийно опасного вещества и условий протекания аварии.

Время выдачи результатов исследования зависит от наличия соответствующей аналитической аппаратуры и длится от нескольких минут до 1 ч. и более.

 

 


Пострадавшего населения

 

Под эвакуацией понимается организованный вывод или вывоз и размещение вне зоны бедствия пострадавшего населения из мест сильных разрушений, грязненных территорий, зон возможного катастрофического затопления, а также жизнеобеспечение эвакуированных.

В зависимости от масштаба и характера чрезвычайных ситуаций (ЧС) население может нуждаться в эвакуации из зоны бедствия на несколько дней, месяцев, а в некоторых случаях и без возврата на прежнее место жительства. При всех ситуациях наибольшую сложность представляет период эвакуации и первые дни временного размещения пострадавших в безопасных зонах с учетом возможности осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки.

Санитарно-гигиеническое обеспечение населения в ЧС начинается непосредственного в зонах бедствия и продолжается на путях эвакуации, вплоть до мест размещения пострадавшего населения.

При планировании эвакуации населения определяются:

- численность пострадавшего населения в районах катастроф, выводимого пешим порядком и вывозимого на транспорте;

- очередность и сроки его вывода;

- маршруты, колонны, следующие до пунктов расселения или промежуточных пунктов.

 

Для определения очередности вывода или вывоза людей и их и их размещения в местах (мобильных комплексах) первичного жизнеобеспечения все население распределяется по группам: нуждающиеся в медицинской помощи; дети без родителей; инвалиды; ослабленные и др.

Основными санитарно-гигиеническими требованиями к эвакуации пострадавшего населения являются:

- организация санитарно-эпидемиологического наблюдения;

- контроль за организацией питания, водоснабжения и банно - прачечного обслуживания на путях эвакуации и в местах размещения эвакуируемых;

- организация контроля за поддержанием удовлетворительного санитарного состояния мест и помещений временного пребывания эвакуируемого населения;

- борьба с насекомыми и грызунами, контроль за удалением и обеззараживанием нечистот и пищевых отбросов на маршрутах движения.

При проведении санитарно-гигиенических мероприятий на этапах эвакуации учитывают следующие особенности:

- резкое ухудшение социально-бытовых условий жизни в связи с разрушением жилых и иных зданий, нарушением водо- и энергоснабжения, ухудшением организации питания и работы банно-прачечных учреждений и т.д.

- одномоментное загрязнение значительных площадей территории, водоисточников, продовольственного сырья;

- появление большого числа пораженных, которые требуют госпитализации;

- обострение эпидемической ситуации по инфекциям, характерным для данной местности;

- переоборудование общественных зданий и сооружений для развертывания мест временного размещения населения;

- транспортировка, вскрытие и захоронение умерших;

- отсутствие достаточного количества сил и средств санэпидслужбы, затрудняющих организацию своевременного проведения гигиенических и других мероприятий на этапах эвакуации.

Следует учитывать, что санитарно-гигиеническое обеспечение зависит от характера чрезвычайных ситуаций (ЧС), объема и последовательности мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий и конкретных местных условий, к которым относятся:

- коммунально-бытовая обустроенность мест размещения пострадавших;

- санитарное состояние населенных пунктов;

- наличие и оборудование путей эвакуации населения;

- инфекционная заболеваемость среди пострадавшего населения;

- укомплектованность медицинскими кадрами санитарно - профилактических учреждений.

Руководство эвакуацией осуществляют штабы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО ЧС) административных территорий. Для практического осуществления мероприятий по эвакуации в помощь штабам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО ЧС) создаются специальные эвакуационные органы и формирования.

 

Санитарно-гигиеническое обеспечение при эвакуации возлагается в местах отправления, прибытия и размещения, а также в пути следования по шоссейным и грунтовым дорогам на местные отделы здравоохранения, центры санэпиднадзора (областные, краевые, городские, районные), а в пути следования по железным дорогам – на медико-санитарные органы МПС, по водным путям сообщения – на органы медико-санитарного управления водного транспорта.

Санэпидслужба республики, входящей в состав Российской Федерации, области, района, города несет полную ответственность за санитарно - гигиеническое обеспечение и выделяет из состава санитарно-профилактических учреждений врачей для организации мероприятий по медицинскому обслуживанию эвакуируемых групп.

В обязанности вышеуказанных специалистов входит:

- выяснение медико-санитарных условий размещения эвакуируемых лиц;

- участие в выборе и оборудовании мест отправки, прибытия и окончательного размещения пострадавших, а также осуществление санэпиднадзора за ними;

- организация медицинских осмотров эвакуированных лиц, проведение мероприятий по санитарной обработке по эпидемическим показаниям;

- организация и проведение санэпиднадзора во время следования в поездах, судах, по шоссейным дорогам, на самолетах;

- осуществление санэпиднадзора за организацией водоснабжения и питания.

Для выполнения указанных мероприятий санэпидслужба взаимодействует с ЛПУ всех ведомств, а также ведомственными медико-санитарными службами.

Санэпидслужба на местах при эвакуации из районов катастроф должна иметь сведения о контингенте эвакуируемых лиц, сроках эвакуации и об установленных маршрутах.

Ответственность за санитарно-гигиеническое обеспечение эвакуируемых лиц должны иметь постоянную связь с органами исполнительной власти, осуществляющими эвакуацию.

Они проверяют состояние помещений, выделенных для сборных пунктов эвакуируемых лиц по:

- соответствию нормам размещения ожидаемых контингентов;

- приведению сборных пунктов в удовлетворительное санитарное состояние (очистка, дезинфекция) и утепление в зимнее время;

- наличию необходимого оборудования (скамьи, столы, умывальники, койки, нары).

Для размещения населения на временных пунктах сбора пострадавших в зонах техногенных аварий и землетрясений, на прилегающей к зоне затопления территории или в эпидемических очагах отводится на каждого пострадавшего 3,75 м2 с учетом развертывания подвижных пунктов питания и подвижных пунктов водоснабжения. Для размещения пострадавших в общежитиях и других помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна составлять 4,0-4,5 м2 на 1 чел. В медицинских учреждениях и формированиях, на местах сбора пострадавшего населения, особенно в зимнее время и в районах катастрофического затопления, необходимо иметь сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15-18 м2 на 100 чел. Продолжительность просушивания не более 8 ч. Температура воздуха для просушивания шерстяных и хлопчатобумажных предметов одежды должна поддерживаться на уровне 600С, для просушивания обуви и меховой одежды – 400С.

Санитарно-гигиенические требования к помещениям и другим объектам должны иметь нижеуказанные параметры. Температура воздуха в помещениях, где находятся эвакуируемые лица, не должна быть ниже 180С при средней относительной влажности 35-65%. Во избежание чрезмерного охлаждения пострадавших следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, нарах и т.п., не ближе 0,5-0,8 м от наружных стен.

Нормы расхода воды для нужд пострадавшего населения составляют: на одного пострадавшего в сутки – 10 л, на одного больного, находящегося на стационарном лечении – 75 л, на обмывку 1 чел. (включая личный состав формирований, работающих в районе бедствия) – 45 л.

Для проведения санитарной обработки должны быть использованы городские бани или подвижные дезинфекционно-душевые установки (ДДА, ДДП, банно-прачечные поезда и др.).

В местах прибытия эвакуируемых лиц санэпидслужба осуществляет следующие мероприятия:

- участвует в выборе территории и населенных пунктов, благополучных по санитарно-эпидемическому состоянию;

- осуществляет санэпиднадзор за развертыванием и организацией работы приемников-распределителей для временного размещения (палаточные городки, землянки и другие места пребывания), за питанием и водоснабжением пострадавших;

- организует проведение санитарной обработки прибывших людей и дезинфекцию их вещей при наличии эпидемических показаний.

Санитарно-эпидемиологические учреждения в местах прибытия пострадавшего населения обеспечивают проведение гигиенических мероприятий по санитарно-эпидемиологическому контролю по двум основным направлениям:

- за прибывающими;

- за местами размещения пострадавших и состоянием окружающей среды.

По первому направлению основное внимание уделяется детям с ослабленным здоровьем, лицам, перенесшим состояние психического стресса либо имеющим хронические заболевания, а также контроля за состоянием здоровья и подготовкой декретированного контингента (работники питания, водоснабжения, здравоохранения и др.).

По второму направлению, прежде всего, контролируется соблюдение норм размещения; санитарное состояние сооружений водопровода, объектов питания и банно-прачечного обслуживания, детских дошкольных и медицинских учреждений, мест общего пользования.

 

 

Санитарно-эпидемиологический надзор в чрезвычайных ситуациях

 

Система надзора оценивается с учетом полезности, стоимости и качества. ВОЗ сформулировала ясные критерии оценки систем надзора.

Система надзора за состоянием здоровья населения может быть оценена с помощью следующих семи параметров: простоты, гибкости, доступности, прогнозируемости, предсказательности, репрезентативности, своевременности.

Строгая оценка гарантирует выполнение конкретной системой надзора поставленных перед нею задач.

В задачи санитарно-эпидемиологического надзора в чрезвычайных ситуациях (ЧС) входят:

- оценка масштабов, темпов динамики и опасности инфекционных и неинфекционных заболеваний;

- оценка темпов динамики эпидемического процесса данной инфекционной болезни;

- выявление причин и условий, определяющих характер проявлений эпидемического процесса данной инфекционной болезни;

- определение адекватной системы профилактических и противоэпидемических мероприятий, планирование последовательности и сроков их реализации;

- контроль масштабов, качества и эффективности, осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий в целях их рациональной корректировки;

- разработка прогноза ситуации.

Санитарно-гигиеническое состояние оценивается в зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС) как удовлетворительное, если состояние материально - бытового обеспечения и условия для соблюдения правил личной и общественной гигиены не оказывают неблагоприятного влияния на здоровье и трудоспособность населения; территория района катастрофы не заражена и не загрязнена радиоактивными и отравляющими веществами; ядовитыми продуктами разрушения промышленных объектов, нечистотами, отбросами и не требуется проведения дополнительных санитарно-гигиенических мероприятий по сохранению здоровья и трудоспособности населения.

Санитарно-гигиеническое состояние оценивается как неудовлетворительное, если имеются недостатки в материально-бытовом обеспечении и общественной гигиене; произошло заражение или загрязнение территории района размещения населения радиоактивными и химическими веществами, ядовитыми продуктами разрушенных промышленных объектов, нечистотами, отбросами и требуется проведение комплекса мероприятий по предупреждению поражений и заболеваний среди населения.

Санитарно-эпидемиологический надзор в чрезвычайных ситуациях (ЧС) предусматривает:

- надзор за состоянием здоровья населения, условиями его размещения, организацией питания и водоснабжения;

- надзор за размещением в районе катастрофы прибывающих формирований (спасателей, рабочих групп и др.);

- надзор за качеством и безопасностью питьевой воды и продовольствия;

- надзор за банно-прачечным обслуживанием населения;

- гигиеническую экспертизу и лабораторный контроль за состоянием объектов окружающей среды;

- надзор за выполнением санитарно-гигиенических требований при очистке территории районов катастроф, стихийных бедствий и погребением погибших.

Система надзора предусматривает последовательное проведение следующих мероприятий:

- наблюдение на месте чрезвычайных ситуаций (ЧС), сбор и регистрация информации;

- поэтапная передача имеющихся по чрезвычайным ситуациям (ЧС) данных «по вертикали», т.е. от нижестоящих в вышестоящие звенья системы санэпиднадзора;

- обмен информацией «по горизонтали», т.е. между заинтересованными ведомствами и учреждениями (на уровне районов, областей, краев, республик, страны);

- анализ и оценка данных по программам, специфичным для каждого уровня санэпиднадзора;

- оценка санитарно-эпидемиологической обстановки;

- разработка управленческих решений, выдача рекомендаций по корректировке осуществляемых мероприятий от вышестоящих нижестоящим звеньям системы санэпиднадзора;

- прогнозирование развития ситуации.

Следует учитывать, что в районах катастроф и аварий создавшаяся обстановка отягощается потерями среди медицинских работников, разрушением зданий медицинских учреждений и потерей имущества, что приводит к резкому несоответствию потребности в силах и средствах санэпидслужбы и здравоохранения их возможности оказания помощи пострадавшим, а также по своевременному проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.127 с.)