Зарубежный опыт учета затрат в условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежный опыт учета затрат в условиях



РЫНКА [2]

Зарубежные предприятия и фирмы применяют классификацию зат­

рат, близкую к отечественной. При классификации по первичным эле­ ментам затрат к ним относят затраты на приобретение сырья, мате­ риалов, топлива, энергии, расходы на содержание персонала (оплата пруда работников), амортизацию основного капитала (основных фон­ дов), издержки по выплате процентов и прочие внешние издержки (аренда помещений, страховые взносы, транспортные расходы, услу­ ги сторонних организаций, реклама и прочие расходы).

В состав издержек по статьям расходов (статьям калькуляции)

входят:

• материалы;

• оплата труда;

• плата за аренду помещений;

• амортизация, под которой понимается часть постоянных

издержек, образующихся за счет распределения единовре­ менных затрат на приобретение основного капитала за не-

 

212


сколько периодов его использования. Расчет величины амор­

тизационных отчислений производится по методам линей­ ной амортизации (близок отечественному методу), амор­ тизации по остаточной стоимости, амортизации по объему

производства;

• прочие издержки.

На зарубежных предприятиях (фирмах) часто при калькулиро­

вании затрат учитывается неполная, или ограниченная, себестои­ мость. Она может включать только прямые затраты, только пере­ менные или рассчитывается на основе производственных расходов, даже если они косвенные. Другие виды затрат, которые по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются за счет общей суммы выручки (валовой прибыли). В этом заключается особенность учета неполной себестоимости по системе «директ-костинг», или систе­ ме учета прямых затрат. В соответствии с этой системой издержки подразделяются на постоянные (остаточные и стартовые), пере­ менные, валовые и предельные.

Поя предельными издержками 'понимается средняя величина из­

держек прироста или сокращения на единицу продукции, воз­ никших вследствие изменения объемов производства и реализа­ ции более чем на одну единицу продукции. Считается, что посто­ янные расходы слабо связаны с издержками производства отдель­ ных видов продукции, поэтому их не включают в расчет себесто­ имости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.

Особенностью организации учета на зарубежных фирмах является

его подразделение на финансовую и управленческую (производствен­ ную) подсистемы. Правила ведения финансового учета и составления внешней финансовой отчетности регламентируются государством. Организация управленческого (производственного) учета — внутрен­ нее дело фирмы. Администрация фирмы решает, как классифициро­ вать затраты, насколько их детализировать и увязывать с центрами ответственности, как вести учет фактических или стандартных (пла­ новых, нормативных), полных либо частичных (переменных, пря­ мых, ограниченных) затрат.

Важной характеристикой зарубежных систем управленческого

учета является оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет

затрат подразделяется на учет:

• фактических (прошлых, исторических) затрат;

• затрат по системе «стандарт-кост».

Система «стандарт-кост» включает разработку норм (стандар­

тов) на затраты труда, материалов, накладных расходов, составле­ ние нормативной (стандартной) калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от норм (стандартов).

 

213


Учет затрат и результатов на зарубежных фирмах состоит из

следующих элементов:

• учет по видам затрат;

• учет по местам возникновения затрат;

• учет по носителям затрат (калькулирование себестоимости

единицы изделия);

• учет результатов по носителям затрат;

• учет результатов за период.

Все эти элементы присутствуют при любой форме учета затрат и

результатов в управленческом (производственном) учете, в том числе и при учете полных или частичных затрат.

Учет по видам затрат отражает вертикальную структуру затрат фирмы, его особенностью является систематический учет затрат по видам за данный период. Он сравним с отечественной системой учета полной себестоимости. При этой системе отсутствует необхо­ димое для организации «директ-костинга» разделение затрат на постоянные и переменные.

Учет по местам возникновения затрат дает представление о

горизонтальной структуре затрат фирмы, при этой системе осу­ ществляются планирование, учет и контроль косвенных расходов. Затраты, учитываемые и планируемые в данном месте возникно­ вения, являются для него прямыми. Учет по местам возникнове­ ния затрат, во-первых, должен быть организован с разделением затрат на постоянные и переменные, во-вторых, базироваться на оценке плановых (нормативных) затрат и их отклонений от фак­ тических. В качестве баз распределения отдельно выделяются ма­ шино-часы и человеко-часы. Достоинством такой организации учета затрат является возможность расчета различного рода их отклоне­ ний от нормативов и показ этих отклонений непосредственно в листке по учету затрат в месте их возникновения.

Учет по носителям затрат (калькулирование себестоимости еди­

ницы изделия) — это отнесение затрат на их носители, а именно, продукцию, работы или услуги предприятия, предназначенные для реализации на рынке. Учет по носителям затрат может быть органи­ зован как учет полных или частичных затрат. При калькулировании себестоимости продукции по системе «директ-костинг» постоян­ ные затраты не распределяются между носителями. Эта система именуется еще «затратной статистикой», так как в ней усредняют­ ся затраты по носителям и считается, что для управления фирмой такое калькулирование неприемлемо, однако она предоставляет ин­ формацию государственным органам для ценообразования.

Учет результатов по носителям затрат применяется для опре­

деления результата путем сравнения продажной цены изделия и его себестоимости. Он может быть основан либо на учете полной себестоимости, либо на учете переменных издержек. При организа­ ции учета результатов по системе «директ-костинг» переменные зат-

 

214


раты на единицу вычитаются из цены изделия и на основе этой

разности исчисляется брутто-прибыль (сумма покрытия, или мар­ жинальный доход) на изделие. Величина суммы покрытия (маржи­ нального дохода) показывает «вклад» изделия в покрытие посто­ янных затрат и в том же объеме — в прибыль фирмы.

Учет результатов за период применяется с целью выявления

общего результата фирмы за отчетный период путем сопоставле­ ния общей выручки с величиной полных затрат. В итоге можно по­ лучить результат за период — нетто-прибыль или нетто-убыток. При системе «директ-костинг» общую выручку за период сравнивают с величиной переменных затрат, т.е. определяют величину брутто- прибыли (суммы покрытия, или маржинального дохода) за отчет­ ный период. Для исчисления нетто-прибыли фирмы из брутто-при- были вычитают сумму постоянных затрат, которые не распределя­ ются между носителями как переменные затраты. При директ-кос- тинге общую сумму постоянных затрат за период относят на ре­ зультаты того отчетного периода, в котором они возникли.

На предприятиях и фирмах зарубежных стран осуществляется

также сравнительный анализ издержек производства конкурентов.


Тема 20

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ)

И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

 

2 0. 1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ):

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Прибыль является конечным финансовым результатом предприни­

мательской деятельности предприятий и в общем виде представля­ ет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продук­ ции.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе пред­ принимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает фор­ му прибыли.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятель­

ности обеспечивает потребности самого предприятия, его работ­ ников и государства в целом. Поэтому важно определить состав об­ щей валовой (балансовой) прибыли предприятия и ее величину в абсолютном выражении.

Общая (валовая) прибыль планируется раздельно по всем ви­

дам:

• прибыль от реализации товарной продукции;

• прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетовар­

ного характера;

• прибыль от реализации основных фондов и другого имуще­

ства;

• прибыль от внереализационных доходов и расходов. Основными методами планирования прибыли являются:

• метод прямого счета;

• аналитический метод;

• метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях

в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как пра­ вило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущ­ ность его в том, что прибыль исчисляется как разница между вы­ ручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вы­ четом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой

прибыли (П) ведется по формуле

 

216


где


П = (В х Ц) - (В х С),

В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в

натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акци­

зов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе


сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой

определяется себестоимость товарного выпуска планируемого пе­

риода:

 

п т п = Цтп - стп,


где


Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в

действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, тор­

говых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируе­

мого периода (рассчитывается в смете затрат на произ­ водство и реализацию продукции).

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товар­


ный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой про­ дукции. Прибыль на реализуемую продукцию (П) рассчитывается

по формуле

 

" р п ~~ "ри ~~ Ц)п>


где


Врп — планируемая выручка от реализации продукции в дей­

ствующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбыто­

вых скидок);

Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем пе­

риоде продукции.

Так как объем реализуемой продукции предстоящего планово­


го периода в натуральном выражении определяется как сумма ос­ татков нереализованной продукции на начало планируемого пе­

риода (Пон) и объема выпуска товарной продукции в течение пла­

нируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, кото­ рые не будут реализованы в конце периода (Пок), то расчет пла­

новой суммы прибыли от реализации продукции производится по

формуле

 

пР„ = п о н + п т п - п о к.

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого

метода планирования прибыли, когда легко определить объем реа­ лизуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого счета является метод поассор-

тиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль сум­ мируется по всем ассортиментным позициям. К полученному ре­ зультату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

 

217


Аналитический метод планирования прибыли применяется при

большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как до­ полнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влия­ ние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех по­

следовательных этапов:

• определение базовой рентабельности как частного от де­

ления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себе­ стоимость сравнимой товарной продукции за тот же пери­

од;

• исчисление объема товарной продукции в планируемом пе­

риоде по себестоимости отчетного года и определение при­ были на товарную продукцию исходя из базовой рентабель­

ности;

• учет влияния на плановую прибыль различных факторов:

снижение себестоимости сравнимой продукции, повыше­ ние ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется

прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе

валовой прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, при­ быль от реализации основных фондов и другого имущества, а так­ же планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного харак­ тера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реа­ лизации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяет­ ся, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятель­

ности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Кроме изложенных способов планирования прибыли — мето­

дом прямого счета и аналитическим — существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года опре­ деляется методом прямого счета, а воздействие на плановую при-

 

218


быль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение

качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помо­ щью аналитического метода.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.045 с.)