Коэффициент интегрального использования оборудования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коэффициент интегрального использования оборудования



определяется как произведение коэффициента экстенсивного и

интенсивного использования оборудования и комплексно характе­ ризует эксплуатацию его по времени и производительности (мощ­

ности):

 

 

Обобщающими показателями использования основных фондов

являются фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность тру­ да, рентабельность основных производственных фондов.

Фондоотдача — показатель выпуска продукции на 1 руб. стоимо­

сти основных фондов (Ф) — определяется как отношение объема выпуска продукции (В) к стоимости основных производственных

фондов (Ф) за сопоставимый период времени (месяц, год):

 

 

Фондоемкость i— величина, обратная фондоотдаче, пока­

зывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каж­

дый рубль выпускаемой продукции:

 

 

Фондовооруженность труда (Ф) определяется как отношение

стоимости основных фондов (Ф) к числу рабочих на предприятии,

работавших в наибольшую смену (ч):

 

 

Рентабельность основных производственных фондов (Р) характе­

ризует величину прибыли, приходящейся на 1 руб. фондов, и опре­

деляется как отношение прибыли (П) к стоимости фондов (Ф):

 

 

Помимо перечисленных имеются и другие показатели исполь­

зования основных фондов, в том числе показатели технического состояния фондов, возраста, структуры фондов и т.п.

125


Производительность труда (Пт) также можно определять через

показатели использования фондов путем умножения показателя

фондоотдачи на показатель фондовооруженности:

 

 

Эффективность использования оборотных средств характеризу­

ется системой экономических показателей. Скорость оборачиваемо­ сти оборотных средств является важнейшим показателем интен­ сивности использования оборотных средств и, в свою очередь, оп­ ределяется с помощью следующих взаимосвязанных показателей: длительность одного оборота в днях, количество оборотов за год, а также величина оборотных средств, приходящихся на единицу ре­ ализованной продукции.

Длительность одного оборота в днях (О) определяется по фор­

муле

 

 

г д е, — остатки оборотных средств (среднегодовые или на ко­

нец периода), руб.;

— объем товарной продукции (по себестоимости или в це­

нах), руб.;

— число дней в отчетном периоде.

Коэффициент оборачиваемости (Ко) показывает количество обо­ ротов, совершаемых оборотными средствами за год (полугодие,

квартал), и определяется по формуле

 

 

Коэффициент загрузки оборотных средств (Кз) — показатель,

обратный коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует величину оборотных средств, приходящихся на единицу (1 руб., 1 тыс. руб., 1 млн руб.) реализованной продукции, и рассчиты­

вается по формуле

 

 

Рассмотренные взаимосвязанные показатели оборачиваемости

отражают общую оборачиваемость оборотных средств. Для выявле­ ния конкретных причин изменения общей оборачиваемости опре­ деляется показатель частной оборачиваемости оборотных средств. Частная оборачиваемость оборотных средств отражает степень ис­ пользования оборотных средств в каждой фазе кругооборота, а также по отдельным элементам оборотных средств.

Показатели частной оборачиваемости рассчитываются по тем же вышеизложенным формулам, исходя из величины остатка этих видов товарно-материальных ценностей и оборота по расходу их за соответствующий период.

Различают абсолютное и относительное высвобождение оборот­ ных средств. Абсолютное высвобождение оборотных средств проис-

126


ходит, если фактические остатки оборотных средств меньше нор­

матива или остатков оборотных средств за предшествующий (базо­ вый) период при сохранении или увеличении объема реализации за этот период. Относительное высвобождение оборотных средств происходит в тех случаях, когда оборачиваемость оборотных средств ускоряется за счет роста объема производства на предприятии.

О степени использования оборотных средств можно судить по

показателю отдачи оборотных средств (От), который определяется как отношение прибыли от реализации (П) к остаткам оборотных

средств (Со):

От="П/С0.

 

 

t


Тема 13

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

1 3. 1. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ:

ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОКАЗАТЕЛИ

Качество продукции совокупность свойств продукции, обуслов­

ливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребнос­ ти в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467—79). В 1994 г. тер­ мин «качество» был уточнен Международной организацией по стан­ дартизации и из его определения был исключен термин «свойства». Согласно международному стандарту ISO 8402.1994, качество оп­

ределяется как совокупность характеристик объекта (деятельности или процесса, продукции, услуги и др.), относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Характеристика это взаимосвязь зависимых и независимых

переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально.

Свойство продукции представляет собой объективную особен­

ность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойства продукции выража­ ются показателями качества, т.е. количественными характеристи­ ками одного или нескольких свойств продукции, входящих в каче­ ство и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

В зависимости от роли, выполняемой при оценке, различают

классификационные и оценочные показатели.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность

продукции к определенной группе в системе классификации и оп­ ределяют назначение, типоразмер, область применения и условия использования продукции. Вся промышленная и сельскохозяйствен­ ная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и в виде различных классификационных группировок включена в Об­ щероссийский классификатор продукции (ОКП). Классификаци­ онные показатели используются на начальных этапах оценки каче­ ства продукции для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. В оценке качества продукции эти показатели, как пра­ вило, не участвуют.

Оценочные показатели количественно характеризуют те свой­

ства, которые образуют качество продукции как объекта производ­


ства и потребления или эксплуатации. Они используются для нор­

мирования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверки качества при контроле, испыта­ ниях и сертификации. Оценочные показатели разделяют на функ­ циональные, ресурсосберегающие и природоохранные.

Функциональные показатели характеризуют свойства, определя­

ющие функциональную пригодность продукции удовлетворять за­ данные потребности. Они объединяют показатели функциональной пригодности, надежности, эргономичности, эстетичности.

Показатели функциональной пригодности характеризуют техни­

ческую сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях исполь­ зования по назначению. Например, к ним относятся единичные показатели — грузоподъемность, вместимость, водонепроницае­

мость, комплексные — калорийность, производительность и т.п.

Показатели надежности продукции характеризуют ее способ­

ность сохранять во времени в установленных пределах значения всех заданных показателей качества при соблюдении заданных режимов и условий применения, технического обслуживания, ремонта, хра­ нения и транспортирования. Единичными показателями надежнос­ ти являются показатели безотказности, ремонтопригодности, дол­ говечности, сохраняемости, восстанавливаемости.

Показатели эргономичности продукции характеризуют удобства и

комфорт потребления продукции в производственных и бытовых процессах системы «человек—предмет—среда». В эту группу показа­ телей входят подгруппы гигиенических, антропометрических, пси­ хологических и психофизических показателей.

Гигиенические показатели — это показатели качества изделий и

элементов их конструкций, которые при эксплуатации влияют на организм человека и его работоспособность: уровень освещеннос­ ти, вентилируемости, температуры, влажности, гигроскопичнос­ ти, запыленности, шума, вибрации и др.

Антропометрические показатели — это показатели качества про­

дукции и элементов ее конструкции, которые обеспечивают раци­ ональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т.д. путем учета размеров, формы и массы человеческого тела.

Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстети­

ческое воздействие на человека и предназначены для оценки эс­ тетической ценности, степени соответствия продукции эстетичес­ ким запросам тех или иных групп потребителей в конкретных ус­ ловиях потребления. Выделяют подгруппы показателей художе­ ственной выразительности, рациональности формы, целостности композиций, совершенства производственного исполнения и со­ хранности товарного вида. Художественная выразительность опре­ деляет способность продукции отражать в форме эстетические пред­ ставления и нормы.

 

5 Зак. № 4488 Волков 729


Рациональность формы определяет соответствие формы объек­

тивным условиям эксплуатации продукции, а также отражение в ней функционально-конструкторской сущности продукции.

Целостность композиции определяет гармоничное единство час­ тей и целого, органическую взаимосвязь элементов формы изде­ лия, его согласованность с другими изделиями.

Совершенство производственного исполнения и сохранность товарного вида продукции оказывают влияние на особенности эс­ тетического восприятия формы продукции.

Каждая из рассмотренных подгрупп показателей эстетичности может быть охарактеризована одним комплексным показателем качества (эстетичности), который охватывает единичные показате­ ли свойств, присущих каждой их этих подгрупп.

Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции,

которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает под­ группы показателей технологичности и ресурсопотребления.

Показатели технологичности характеризуют особенности соста­

ва и структуры продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени для производства (добычи) продукции и/или ее потребления (эксплуатации).

Показатели ресурсопотребления характеризуют затраты материа­

лов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании продукции по назначению.

Природоохранные показатели качества продукции характеризу­ ют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружаю­ щую среду. Они объединяются в две группы показателей — безо­ пасности и экологичности.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции,

обеспечивающие безопасность человека при потреблении или экс­ плуатации, транспортировании, хранении и утилизации продук­ ции.

Показатели экологичности характеризуют свойства продукции,

определяющие вредные воздействия на окружающую среду при производстве, монтаже, потреблении или эксплуатации, а также при ее хранении и утилизации.

Показатель конкурентоспособности продукции выражается от­

ношением качества продукции к цене потребления. Оценка конку­ рентоспособности продукции производится на основе сопоставле­ ния данной продукции с соответствующей продукцией других фирм.

Цена потребления — важный, но не единственный фактор кон­

куренции. Сегодня выход на современный мировой уровень опре­ деляют потребительские свойства продукции (функциональность, дизайн) и уровень сервиса. На современном этапе развития науч­ но-технического прогресса качество продукции является ключевой проблемой развития национальных экономик.

 

130


13.2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ,-

УСЛУГ. СИСТЕМА КАЧЕСТВА

Управление качеством продукции должно осуществляться систем­

но, т.е. на предприятии должна функционировать система управле­ ния качеством продукции, представляющая собой организацион­ ную структуру, четко распределяющую ответственность, процеду­ ры и ресурсы, необходимые для управления качеством (рис. 13.1).

Политика в области качества — это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулиро­ ванные высшим руководством. Она формируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Формирование и документальное оформление руководством пред-

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.023 с.)