Тема 8. Психология массовидных явлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Психология массовидных явлений



Мотивация темы.

В последние годы изучение массовидных явлений приобрело масштабный характер. Механизмы психологического воздействия применяются повсеместно – на телевидении, в рекламе, в политических дебатах. Знание психологии массовидных явлений и механизмов влияния позволит не только видеть это воздействие, но и противостоять ему.

2. Цель самоподготовки:

После самостоятельного изучения темы студент должен:

· Знать механизмы психологического воздействия в условиях массовой коммуникации,

· Иметь представление о разновидностях массовидных социально-психологических явлений,

· Иметь представление об особенностях национального самосознания.

Исходный уровень знаний

Студент должен владеть следующими категориями: большие социальные группы, психологические особенности этнических групп.

4. План изучения темы:

1) Механизмы психологического воздействия в условиях массовой коммуникации.

2) Разновидности массовидных социально-психологических явлений.

3) Особенности национального самосознания. Национальный характер.

5. Литература для самоподготовки:

· Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000.

· Дружинин Р.Н. Современная психология.

· Назаретян. Психология массовидных явлений.

· Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

· Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

6. Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое массовидные явления?

2) Назовите и раскройте суть механизмов психологического воздействия в условиях массовой коммуникации.

3) Раскройте содержание основных массовидных социально-психологических явлений.

4) Какие механизмы психологического воздействия реализуются в таких массовидных явлениях, как паника, мода и др.

5) Охарактеризуйте особенности национального самосознания.

6) Что такое национальный характер?

Тест по теме: Психология массовидных явлений

I. Выберите правильные ответы:

1. Среди стихийных групп в социальной психологии выделяют:

а) толпу

б) массу

в) публику

г) все варианты

д) ни один из предложенных вариантов

II. Выберите правильный ответ:

2. Важным ключом к пониманию состояния общества является:

а) исследование общественного мнения

б) исследование лидерской позиции

в) исследование мнения представителей определённых групп

III. Дайте определение понятиям:

3. Толпа

4. Масса

5. Публика

IV. Выберите правильный ответ:

6. Длительность существования толпы определяется:

а) значимостью инцидента

б) составом

в) числом членов

7. Публику часто именуют аудиторией

а) на открытых площадках

б) в замкнутых помещениях

8. Ради общей и определённой цели собирается:

а) толпа

б) публика

в) масса

9. Слухи и сплетни являются источником информации

а) в стихийных группах

б) в организованных группах

10. Особый способ воздействия, определённым образом интегрирующий большие массы людей, связанный с такими явлениями, как религиозный экстаз, массовый психоз, называется…..

а) заражение

б) мода

в) паника

г) масса

V. Закончите определение:

11. Бессознательная невольная подверженность индивида определённым психическим состояниям называется…..

VI. Дайте определения понятиям:

12. Мода

13. Паника

14. Внушение

15. Подражание

 

Раздел 5. «Социальная психология личности»

Тема 9. Социально-психологические характеристики
личности

Мотивация темы

Процесс социализации традиционно является объектом пристального внимания зарубежных и отечественных исследователей.

Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х - начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др. Показателем того пристального внимания, которое вызывают эти вопросы, стало создание в США специального комитета по проблемам социализации. В 1956 году понятие "социализация" было внесено в реестр Американской социологической ассоциации.

2. Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен:

· Знать сущность социализации как двустороннего процесса

· Знать стадии, механизмы и основные институты процесса социализации

Исходный уровень знаний

Студент должен владеть следующими категориями: личность, общение, деятельность.

План изучения темы

1) Понимание личности в социальной психологии

2) Процесс социального развития личности

3) Этапы социального развития личности

4) Социально-психологические параметры анализа личности (зрелость личности, социальная адаптация личности, социальная адекватность личности, социальная идентичность личности)

5. Литература для самоподготовки

· Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

· Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

· Социальная психология // Хрестоматия. – М., 1999.

· Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.

· Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999.

· Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Вопросы для самоконтроля

1) Дайте краткую характеристику проблемы личности в психологии.

2) Дайте определение понятию «социализация».

3) Охарактеризуйте содержание процесса социализации. Три сферы социализации.

4) Перечислите и раскройте содержание стадий процесса социализации.

5) Назовите основные институты социализации, их роль в социализации личности.

6) Охарактеризуйте социально-психологические механизмы социализации.

7) Дайте сравнительную характеристику процессу социализации и воспитанию.

 

Тест по теме: «Социально-психологические
характеристики личности»

I. Заполните пропуски:

1. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, _____________ индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны - процесс _______________ _______________ индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

II. Выберите правильные ответы:

2. Стадии процесса социализации:

а) Ясельная

б) Дотрудовая

в) Посттрудовая

г) Семейная

д) Дошкольная

е) Трудовая

ж) Школьная

III. Найдите соответствие:

3.

  Стадии социализации   Институты социализации
  Дотрудовая стадия а школа
  Трудовая стадия б семья, дошкольные учреждения
    в трудовой коллектив

IV. Выберите правильные ответы:

4. Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы "факторами":

а) целенаправленное воспитание

б) обучение

в) случайные социальные воздействия в деятельности и общении

г) все ответы верны

V. Выберите правильные ответы:

5. Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

а) идентификация

б) подражание

в) внушение

г) социальная фасилитация

д) конформность

VI. Заполните пропуски:

6. Воспитание и обучение (в узком смысле) - это специально организованная ______________ с целью передачи социального __________ индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных ______________ поведения, качеств и свойств личности.

7. Социализация - __________ и __________включения индивида в социальные отношения.

8. Цель воспитания заключается в том, чтобы сформировать у учащегося навыки _____________ личностных процессов, максимально развить те способности, которые создают доминирующую ______________ его личности, придают смысл всей его жизнедеятельности.

9. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как:

а) личность

б) самосознание

в) умение

г) стереотипы

д) варианты жизненного стиля

10. Особенности процесса социализации, позволяющие отличить его от воспитания:

а) Относительная стихийность, неорганизованность этого процесса

б) Непреднамеренное, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей

в) Возрастающая по мере взросления самостоятельность индивида в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения

г) Все ответы верны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.017 с.)