Слог с артикуляционной и акустической точки зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слог с артикуляционной и акустической точки зрения



 

Фонетические слова делятся на слоги. Существуют различные определения слога, которые основываются на внимании к его артикуляционным или акустическим особенностям.

Артикуляционное определение слога предлагается экспираторной теорией.

Наиболее распространенным артикуляционным определением слога является сле-дующее: слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Такое определение соответствует и определениям, предлагаемым в начальной школе, в педагогическом училище. Оно наглядно может быть проверено дрожанием пламени свечи, перед которым будут произнесены слова: отклонение пламени свечи соответствует толчку выдыхаемого воздуха, например: мама – пламя дрогнет два раза, в слове два слога. Но возможны и несоответствия.

При произнесении смычных согласных эффект хот же, что и при произнесении гласных, т.е. воздушный поток будет разорван смычкой согласного, пламя дрогнет: кто – один слог, а пламя дрогнет дважды. При произнесении нескольких гласных подряд количество слогов будет соответствовать количеству гласных, а пламя дрогнет один раз, независимо от количества гласных: а-у;

видео у аэровокзала

Артикуляционное определение слога, предложенное Л.В. Щербой, основывается на теории пульсации. Согласно этой теории слог – отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата. При этом слог образуется каждым нарастанием с последующим падением; в начале цепи может отсутствовать нарастание, а в конце – падение.

В других артикуляционных определениях слог характеризуется как последова-тельность речевых движений, которая образуется одним дыхательным толчком (Р. Стетсон) или является результатом одной управляющей команды (Л.А. Чистович).

Акустическое определение слога связано с сонорной теорией, предложенной датским лингвистом О. Есперсеном и применительно к русскому языку разработанной Р.И. Аванесовым; эта теория является наиболее признанной в современном русском языкознании. В соответствии с этой теорией слог – отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности.

Определение слога
Артикуляционное Акустическое
Экспираторная теория Р. Стетсон, Л.А. Чистович, учебники школы, педучилища, вуза Теория пульсации Л.В. Щерба Сонорная теория О. Есперсен, Р.И. Аванесов
Слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха Слог – это отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата Слог – это отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности
Слог – это последовательность речевых движений, являющаяся результатом одной управляющей команды


Распространённое определение слога как дыхательного толчка опровергается экс-периментальными данными, согласно которым количество слогов и количество дыхательных толчков не совпадают (сравните приведённые выше опыты с пламенем свечи).

 

18 Сонорная теория слога. Типы слогов

Сонорная теория (акустич. теория)(лат. sonoris – звучный, голосовой)

Родоначальник датский ученый Отто Есперсон.

Для р.я. эту теорию разработал Р.И Аванесов (около сер. 20 в.)

Слогом явл. волна сонорности, звучности.

Аванесов разделяет слоги на 4 гр. по степени звучности:

1глас. (самые звучные)

2 сонор. (3 ед-цы звучности)

3 зв. (шумные)(2 ед. звучности)

4 глух. (1 ед. звучности)

(Нарис. шкалу сонорности!!!!!!!!!)

Согласно теории Аванесова при последовательном порядке СГ-СГ-СГ слогораздел происходит между глас. и согл.(н-р: го-ло-ва)

Когда между глас. оказ-ся сочет-е 2х и более согл., то при общей тенденции к образ-ю открытого слога должен учитываться закон восходящей звучности, в соответствии с к-м в р.я. в любом ненач. слоге звучность (сонорность) возрастает.

Н-р: кс-кс-кс (1+1-1+1-1+1)

Типы слогов в русском языке

 

Слог – это звук или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха
Число слогов в слове соответствует количеству гласных звуков
Типы слогов
Открытый – слог, который кончается гласным звуком Мы, ры-ба-ки Закрытый – слог, который кончается согласным звуком Мор-ской, мель-ник


Типы слогов определяются в зависимости от того, каким звуком, гласным или согласным, начинается и заканчивается слог. По начальному звуку слоги делятся на прикрытые, начинающиеся согласным (ta, la, tat, lat, tal, lal), и неприкрытые, начинающиеся гласным (а, аt, аl).

По конечному звуку слоги делятся на закрытые, заканчивающиеся согласным (tat, lat, tal, lal, at, al), и открытые, заканчивающиеся гласным (ta, la, a).

Слоги, являющиеся прикрытыми и закрытыми, т.е. начинающиеся и заканчивающиеся согласными, называются замкнутыми (tat, lat, tal, lal). Таким образом, тины слогов могут быть охарактеризованы, так:

а – неприкрытый, открытый;

tа – прикрытый, открытый;

аt – неприкрытый, закрытый;

tаt – прикрытый, закрытый, замкнутый.

Типы слогов по начальному звуку
Прикрытые Неприкрытые
Слоги, начинающиеся согласными Слоги, начинающиеся гласным
ta, la, tat, lat, tal, lal a, at, al

 

Типы слогов по конечному звуку
Закрытые Открытые
Слоги, заканчивающиеся согласным Слоги, заканчивающиеся гласными
tat, lat, tal, lal, at, al ta, la, a

 

Типы слогов по начальному и конечному звукам
Замкнутые
Слоги, являющиеся одновременно прикрытыми и закрытыми, начинающиеся и заканчивающиеся согласным
tat, lat, tal, lal

 

Типы слогов По концу Закрытые Открытые
По началу
Прикрытые Замкнутые tat, lat, tal, lal ta, la
Неприкрытые at, al a


Например: [па’|рус]: [па] – прикрытый, открытый; [рус] – прикрытый, закрытый, замкнутый.

 

19 правила слогоделения Определение слога представляет определенные трудности, хотя каждый говорящий может произносить слова по слогам. Чаще всего используется определение слога с артикуляционной точки зрения: слог – часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох. Однако произнесение слогов без выдоха в языке возможно, например, когда изображается звук поцелуя или почмокивание лошадей, но зато один слог нельзя произнести более чем за один выдох. На основании этого Л.В. Щерба предложил теорию пульсации, согласно которой слоги – отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения. С акустической точки зрения слог представляет собой звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с другими. Слоговыми, т.е. образующими слог, в современном русском языке являются гласные как наиболее звучные. Согласные как звуки наименьшей звучности не образуют слоги, хотя способностью к слогообразованию сонорные согласные обладают. В современном русском языке слоговое свойство сонорных проявляется в возможности замещать исчезнувшую слабую согласную, например, в разговорной беглой речи сочетание в самом деле звучит как [фса´м д´э´л´ь], вместо <о> между двумя [м] слоговым стал [м]. Иногда слоговыми становятся даже глухие согласные, например при произнесении междометия кс-кс-кс.

Слоги разграничиваются слогоразделами. Слогораздел – это реальная или потенциальная граница между слогами. В речи мы встречаемся со слогоразделом при скандировании, отчетливом произнесении, диктовке слов. Строение слога в русском языке подчиняются закону восходящей звучности, т.е.звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Звучность можно обозначить цифрами: 1 – шумные глухие, 2 – шумные звонкие, 3 – сонорные, 4 – гласные. В соответствии с этим законом произведем слогоделение:

В русском языке слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по звучности звуками. В приведенных примерах слогораздел произошел на месте наибольшего спада звучности: в слове вата слогораздел проходит между звуком [а], имеющим звучность 4, и звуком [т], звучность которого оценивается баллом 1, то же наблюдается ив словах простор и восход; в слове девушка слогораздел проходит между звуками [э] (звучность 4) и [в] (звучность 2), между [у] (звучность 4) и [ш] (звучность 1), в слове разбить – между [/\] (звучность 4) и [з] (звучность 2), в словах полет, корма, горло между гласным (звучность 4) и сонорным (звучность 3); в слове поете – между звуками со звучностью 4 и 3 и 4 и 1.

Слогораздел может совпадать и не совпадать с делением слов на слоги при переносе. Так, слово девушка можно перенести: де- ву- шка, т.е. так, как проходит слогораздел, или де- вуш- ка; однако в ряде случаев деление на слоги для переноса строго регламентируется правилами: перенос слова восход не соответствует слогоразделу, слово можно перенести только так: вос- ход, так как при переносе нельзя отрывать одну букву от приставки и присоединять к корню, слогораздел слова разбить тоже отличается от переноса слова раз- бить, так как нельзя отрывать одну букву от корня и присоединять к приставке; многие слова, имеющие в своем составе две гласные, следовательно, с артикуляционной и акустической точки зрения состоящие из двух слогов, не могут быть перенесены с одной строки на другую, например: обед, осень, олень, окунь и др.

 

20 Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.008 с.)