Артикуляционная классификация гласных звуков русского языка - начало 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Артикуляционная классификация гласных звуков русского языка - начало



 

Артикуляционная классификация гласных.

Гласные звуки классифицируются по различным признакам.

I. В русском литературном языке шесть гласных звуков: [и], [э], [ы], [а], [о], [у].

Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

Классификация гласных звуков производится но работе губ и языка.

По участию губ
Лабиализованные [о], [у] Нелабиализованные [и], [э], [ы], [а]

 

По месту подъема языка
Переднего ряда [и], [э] Среднего ряда [ы], [а] Заднего ряда [о], [у]

 

По степени подъема языка
Верхнего подъема [и], [ы], [у] Среднего подъема [э], [о] Нижнего подъема [а]

 

Таблица артикуляционной классификации гласных

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э   о
Нижний   а  


Звук [и] после твердого согласного или на стыке слов заменяется зву-ком [ы].

II. Гласные звуки характеризуются наличием музыкального тона, голоса, образующегося за счет ритмических колебаний голосовых связок в гортани.

Различие между гласными определяется объемом и формой резонаторов, полостей глотки и рта, которые изменяются при различном положении губ, языка и нижней челюсти.

Органы речи, определяющие различие между гласными
Губы Язык Нижняя челюсть


Артикуляционная классификация гласных звуков производится по следующим признакам:

1) позиция по отношению к ударению (гласный ударный, гласный первого предударного слога, остальных безударных с логов);

2) способ образования, положение языка но вертикали, подъем (верхний, средний, нижний);

 

12
Состав и система гласных фонем.

Для определения состава фонем берутся такие фонетические положения, в которых различается на слух и противополагается друг другу наибольшее количество звуков, дифференцирующих звучание слов и их грамматических формах, т. е. берутся звуки и сильных позициях.

Для гласных сильной позицией является положение под ударением; безударные позиции – слабые.

В результате параллельных чередований и сильных и слабых позициях фонема выступает в основном виде и в его разновидностях, что образует систему фонем.

Так выглядит система гласных фонем в современном русском литературном языке:

Позиция Фонема
основной вид разновидности
сильная ‹и› ‹э› ‹о› ‹у› – ‹и› – ‹ы› – ‹ы› – ‹э› – ‹э› ‹а› – ‹а› – ‹а› – ‹ä› – ‹о› – ‹о› – ‹ö› – ‹у› – ‹у› – ‹ÿ›
слабая ‹Λ› ‹и› ‹у› ‹иэ› ‹ыэ› ‹ъ› ‹ь› – ‹иэ› – ‹ыэ› – ‹ы› – ‹и› – ‹ы› – ‹у› – ‹у› – ‹ÿ› – ‹ыэ› – ‹ь› – ‹ъ›

Фонологическая система гласных фонем имеет пять фонемных рядов в соответствии с количеством сильных фонем:

1. ‹и› (‹и› – ‹ы› – ‹ы›) – ‹и› (‹и› – ‹ы› – ‹ы›) – ‹и› (‹и› – ‹ы› – ‹ы›);

2. ‹э› (‹э› – ‹э› – ‹иэ› – ‹ыэ›) – ‹ь› (‹ъ›);

3. ‹а› (‹а› – ‹а› – ‹ä›) – ‹Λ› (‹иэ› – ‹ыэ›) – ‹ь› (‹ъ›);

4. ‹о› (‹о› – ‹о› – ‹ö›) – ‹Λ› (‹иэ› – ‹ыэ›) – ‹ь› (‹ъ›)

Страницы: [01] 02

13 состав и система согласных фонем

Согласные

Сторонники МФШ выделяют в русском языке 34 согласных фонемы. В их число включаются[35]:

губные:

губно-губные: <п п' б б' м м'>;

губно-зубные: <ф ф' в в'>;

язычные:

зубные: <т т' д д' с с' з з' ц л л' н н'>;

нёбно-зубные: <ш ж ш'ː ж'ː ч' р р'>;

средненёбный: <j>;

задненёбные: <к г х>.

Парные по звонкости — глухости фонемы различаются в позициях перед гласными, сонорными согласными и <в в'>. В прочих позициях их противопоставления нейтрализуются, то есть фонемы выступают в своих вариантах: в конце слова и перед глухими имеет место оглушение звонких, перед звонкими — озвончение глухих. Внепарные согласные также способны оглушаться и озвончаться, однако в этих случаях они представлены вариациями, а не вариантами, поскольку нейтрализации не происходит

Согласные, парные по твёрдости — мягкости, различаются в позициях на конце слова, перед гласными <a o у и>, перед губными и задненёбными согласными. В других случаях они, за исключением <л л'>, различающихся во всех позициях, нейтрализуются и выступают в своих вариантах: твёрдые смягчаются перед <э>; перед твёрдыми зубными зубные всегда твёрдые, перед мягкими — мягкие; <н> и <н'> нейтрализуются перед <ч'> и <щ'ː>. Неразличение твёрдых и мягких имеет место перед <j>[35]. Задненёбные мягкие звуки [к' г' х'] признаются в МФШ вариациями соответствующих твёрдых фонем <к г х>. Однако, в отличие от прочих парных твёрдых, обусловливающих позиционную вариацию [ы], эти фонемы сами смягчаются в позиции перед <и>[35].

Представители СПФШ принимают за исходную единицу словоформу. При этом признается равенство позиций (сильная и слабая), т. е. то, что не различается в произношении, не различается и в фонемной составе, и наоборот. Так, в парах слов столы – стол, вода – вóды в первом слоге выступают разные гласные фонемы: в словах столы, вода – фонема /а/1 (так же, как и в слове мама, например), в словах стол, вóды – фонема /о/.. 1) мягкие [г’], [к’], [х’], т. к., по мнению представителей МФШ, эти звуки являются лишь вариантами фонем <г, к, х>, т. к. самостоятельно, без помощи других фонем не могут различать звуковые оболочки слов или морфем: они не могут быть противопоставлены по твердости/мягкости в абсолютном конце слова; встречаются только в фонетически зависимом положении – перед гласными переднего ряда [и] и [э], где невозможно определить, палатализуются ли с - гласные или мягкость у них самостоятельная; не могут быть в позиции перед гласными непереднего ряда [у], [о], [а];

Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных. СПФШ рассматривает /г’, к’, х’/ как самостоятельные фонемы, т. к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители: [к]ури – [к’]юри, т[к’]ет. Несмотря на невозможность употребления мягких /г’, к’, х’/ в конце слова, в современном русском языке в некоторых случаях они противопоставляются по твёрдости-мягкости перед гласными непереднего ряда [а, о, у] в заимствованных словах: киоскёр, ликёр, кюре, гяур и др., но такого рода случаи исключительно редки. Разногласия существуют и по поводу трактовки сложных звуков [ш’], [ж’]. МФШ рассматривают их как самостоятельные особые фонемы, ссылаясь на то, что они не могут быть расчленены на два кратких мягких звука. Представители CПФШ отказываются видеть в данном случае особого рода фонемы, указывая на незначительную фонологическую активность такого рода сложных звучаний. Таким образом, оценивая обе школы, следует отметить, что каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, причем зачастую недостатки одной школы автоматически оказываются достоинствами другой.

СПФШ рассматривает /г’, к’, х’/ как самостоятельные фонемы, т. к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители: [к]ури – [к’]юри, т[к’]ет. Несмотря на невозможность употребления мягких /г’, к’, х’/ в конце слова, в современном русском языке в некоторых случаях они противопоставляются по твёрдости-мягкости перед гласными непереднего ряда [а, о, у] в заимствованных словах: киоскёр, ликёр, кюре, гяур и др., но такого рода случаи исключительно редки.

 

13 артикуляция классификации согласных

Преграду на пути потока воздуха при образовании согласного звука создают разные артикуляторные органы (ими определяется место образования звука), но при этом преграда может быть образована разными способами и воздушный поток может преодолевать ее также по-разному. От того, как воздух преодолевает преграду на своем пути, зависит одна из ключевых характеристик согласного в русском языке - способ образования звука. Для производства согласного звука используется три основных способа артикуляции:

1) смычка, когда с помощью артикуляторных органов воздушный поток полностью перекрывается на какое-то время, а затем под давлением воздуха преграда, образованная артикуляторными органами размыкается и воздух толчком выходит наружу. На слух такой звук воспринимается как очень короткий шум, или взрыв. Так образуются смычные, или взрывные, согласные [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г'];

2) щель, когда весь поток воздуха выходит наружу через узкий канал, который образуют органы артикуляции, при этом воздушная струя с усилием проходит между ними и за счет трения и завихрений воздуха между стенками образованной щели возникает звук; на слух такой звук воспринимается как шипение. Так образуются щелевые, или фрикативные, звуки [ф], [ф'], [в], [в'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ш':], [ж], [ж':], [j], [х], [х'];

3) вибрация, когда кончик языка вибрирует в выходящей наружу воздушной струе (в русском языке так образуется только один тип согласных звуков - дрожащие сонорные, или вибранты, [р] / [р']).

Первые два способа артикуляции (смычка и щель) могут комбинироваться друг с другом: при размыкании смычки возникает щель, через которую некоторое время проходит воздух, - так образуются смычно-щелевые согласные, или аффрикаты (лат. affricata притертая), [ц] и [ч'].

Смычка органов артикуляции может сопровождаться выходом части воздушной струи через дополнительные каналы: через нос для назальных согласных (так образуются носовые сонорные согласные [м], [м'], [н], [н']) и сбоку от языка между его краями и верхними зубами (так образуется в русском языке только один тип звуков - согласные [л] / [л'], называемые также латеральными, или боковыми согласными).

 

14 Понятие позиции. Виды позиций
Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой
различается меньшее число фонем, называется слабой, фонема в
этой позиции – слабая.

Так как фонема выполняет две основные функции – сигнификативную и перцептивную – необходимо выделять сигнификативно сильные и сигнификативно слабые позиции, а также перцептивно сильные и перцептивно слабые позиции. В сигнификативно сильной позиции фонема максимально реализует свои различительные возможности, поэтому обозначаемый звук является представителем лишь одной фонемы. Сигнификативно слабая позиция – это позиция неразличения, нейтрализации фонемы; звук в этой позиции является представителем нескольких фонем.

В перцептивно сильной позиции звук, представляющий фонему, не обусловлен этой позицией, не испытывает ее влияния, а выступает как основной представитель данной фонемы, наиболее соответствующий нашим обобщенным представлениям о ее свойствах. В перцептивно слабой позиции качество звука обусловлено этой позицией, зависит от окружающих звуков. Следовательно, теория позиций позволяет определять фонологическое содержание звуков, принимающих участие в фонетических чередованиях.

Сильная позиция – позиция максимальной различительности и минимальной обусловленности. Особую роль в определении фонологического содержания звука играют позиции, которые являются и сигнификативно и перцептивно сильными. Они называются абсолютно сильными. Абсолютно сильная позиция для фонемы – такая позиция, в которой фонема реализуется своим основным представителем (доминантой), по которому она и называется.

Абсолютно сильная позиция для гласных – это позиция под ударением при отсутствии рядом стоящих мягких согласных. Так как для согласных различаются позиции по: 1) звонкости-глухости; 2) твердости-мягкости, то абсолютно сильная позиция для согласных – позиция перед гласными.

В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик, и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном звуке: л<о>док (ледок), л<э>сок, п<а>так – [иэ]; пя<д’>, пя<т’> – [т’].

Фонема может быть представлена следующими видами. Инвариант (доминанта, основной вид) – это идеальный вид звука: фонема <а> по звуку [а], фонема <т’> по звуку [т’] и под. Вариант – это звук, встречающийся в слабых позициях минимальной различительности и входящий в состав двух или более фонем: плод, плот – [плот], <плод>, <плот>: фонема <д> в слове плод реализуется своим вариантом – звуком [т].

Варианты являются способом реализации фонемы в сигнификативно слабых позициях. Вариация – это звук языка, встречающийся в позициях максимальной обусловленности и входящий в состав одной фонемы: [л’.ук], [лу’.к’и], [л’.у’.к’и] – фонема <у> реализуется звуками [у.], [.у], [.у.]. Вариация есть способ реализации фонемы, которая стоит в сигнификативно сильной, но перцептивно слабой позиции.

Все звуки, в которых реализуется та или иная фонема, и инвариант, и вариант, и вариации, называются аллофонами фонемы.

 

15 позиционное чередование звуков

На одном и том же месте в одной и той же морфеме могут произноситься разные звуки. В формах слова коза, козе, козу, коз, в словах козлы, козёл, козерог корень одни и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, козлы), то [з'] (козе, козёл, козерог), то [с] (коз), то [з°], огубленный согласный, при произнесении которого губы напряжены и вытянуты в трубочку (козу). Гласные произносятся тоже не одинаково: к[Ь]злы, к[о]з — к [а] за, к[а]зёл, к[а]-зё — к[ъ]зердг. Не одинаков и первый согласный: перед [а,ъ] это [к]: [ка] за, [къ] зердг, перед [о] это[к°]: [к°]озлы, [к°]оз Такая меиа звуков называется чередованием. Чередование бывает только в одних и тех же морфемах. Заменив [з] на [с] или наоборот в словах ко[з]а, ко [с] а, мы не получим чередования- корни здесь разные.
Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Так, в русском языке звук [г], попав на конец слова, заменяется звуком [к].
Чередование [г// к] в русском языке — позиционное чередование. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой-либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе. Чередование [г//к] — фонетическое. У фонетических чередований позиции, т.е. условия появления того или иного звука, фонетические-начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге.
Но вот еще пример — чередование [г//ж]: подру [г] а — дру [ж] ный, бума [г] а — бума-[ж]ный, тай[г]а — таё[ж]ный, дви[т]ать — подви [ж] ный, мо [г] у — возмо [ж] ный. Чередование это осуществляется во многих словах, и можно подумать, что оно обусловлено позицией перед [н]. Это значило бы, что оно тоже фонетическое. Но это не так: [г] перед [н] ие обязательно заменяется на [ж]: [г]ом — [гн]агь, ми[т]ать—ми[г]нуть, шагать— ша[г]нуть. Фонетической позиционной обусловленности здесь нет. Но есть другая позиционная обусловленность: чередование [г//ж] ие знает исключений в позиции перед суффиксом прилагательных -м-. Позиция здесь морфологическая, чередование — морфологическое позиционное.
Кроме позиционных чередований бывают и такие, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: друг — друзья, невежа — невежда, смерть — мор — вымаривать. Такие чередования связаны только с конкретными словами.
По правилам русской орфографии фонетические чередования на письме обычно не отражаются. Мы пишем одинаково корень слова нога — ног, хотя все три звука в первой форме и во второй разные. Нефонетические чередования обычно на письме передаются разными буквами: нога — подножка.
Фонетическое чередование — это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Нефонетическое чередование — это чередование фонем.


16 сегментные и суперсегментные фонетические единицы

В звуковом потоке необходимо различать сегментные (линейные) и суперсегментные (надлинейные, просодические) фонетические единицы.

Сегментные (линейные) фонетические единицы являются отрезками, сегментами непрерывной цепи звучания в речевом потоке. К сегментным (линейным) фонетическим единицам относятся фраза, речевой такт (синтагма), фонетическое слово, слог, звук.

В лингвистической литературе сегментные (линейные) фонетические единицы называются также просто фонетическими единицами.

Суперсегментные (надлинейные, просодические) фонетические еди-ницы не являются отрезками, сегментами речевой цепи, не могут существовать сами по себе, а накладываются на сегментные единицы, определяя их.

К суперсегментным (надлинейным, просодическим) фонетическим единицам относятся интонация и ударение (фразовое, тактовое, словесное).

В лингвистической литературе суперсегментные (надлинейные, просодические) фонетические единицы называются также фонетическими средствами.


В современной лингвистике нет единообразия и понимании суперсег-ментных единиц. Так, например, М.В. Панов к перечисленным выше и тра-диционно выделяемым суперсегментным единицам относит также слог, но не как линейную единицу, представленную звуками, а как сочетание слогообразующего звука с неслогообразующими, волну сонорности, что поддерживается и Л.Л. Касаткиным, а также пограничные сигналы (диэремы), обнаруживаемые на границах слов и морфем, первое упоминание о которых находим у Н.С. Трубецкого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.148.106 (0.024 с.)