Тема 16. Договор перевозки грузов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Договор перевозки грузов



 

3) Этой проблеме посвящен § 5 главы 37 ГК. Вместе с тем выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется в соответствии с правилами о поставках продукции для государственных нужд (ст. ст. 527 - 528 ГК)- Кроме того, запланировано принятие специального закона о подрядах для государственных нужд (ст. 768 ГК)- В настоящее время действуют «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов федеральных государственных нужд в Российской Федерации»..

4) Выполнение подрядных работ осуществляется на добровольной основе. Принуждение подрядчиков к вступлению в договорные отношения, связанные с выполнением таких работ, допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом. Взамен принуждения законодательство устанавливает систему мер по стимулированию участия подрядчиков в такого рода работах.

 

5) Определение договора дается в ст. 763 ГК.

6) Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, либо хозяйствующий субъект, которому переданы функции государственного заказчика.

Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подрядных торгов.

7) Предметом государственного контракта является результат работ, объем которых определяется контрактом.

8) Цена является существенным условием государственного контракта (ст. 766 ГК). Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий.

9) К числу существенных условий государственного контракта относится условие о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств (ст. 766 ГК).

10) Государственный контракт заключается в письменной форме в виде отдельного документа, подписанного сторонами

11) Определенными особенностями обладает ответственность сторон за нарушение принятых по государственному контракту обязательств.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 14 августа 1993 г7/ Собрание актов РФ, 1993. №34. Ст. 3189.

§ 1. Понятие обязательства перевозки.

§ 2. Организационные предпосылки и заключение договора.

Лчггература, законы и нормативные акты

1. Тарасов МЛ. Договор перевозки. Ростов-на-Дону, 1965.

2. Якушев В. Общие тенденции развития права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование смешанных перевозок // Хозяйство и право, М., 1996. >& 9.

3. Маковский АЛ. Правовое регулирование морских перевозок грузов. М., 1961.

4. Быков АР., Половиячик ДИ. Основы автотранспортного права. М., 1974.

5. Лазарев МП. Теоретические вопросы современного международного морского права. М., 1983.

 

6. Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте». // СЗ РФ, 1995. № 5. Ст. 3505.

7. Устав внутреннего водного транспорта.

8. Устав железных дорог.

9. Кодекс торгового мореплавания.

 

10. Устав автомобильного транспорта.

11. Воздушный кодекс.

12. Правила о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами, утвержденные Приказом МПС РФ от 16 ноября 1995 г., № ЦЭУ-348.

§ 1. Понятие обязательства перевозки

1) Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, которая живет и действует по своим (особым) правилам.

2) Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение-грузов, багажа и пассажиров в пространстве.

3) Следовательно, отношения по перевозке возникает при территориальном перемещении грузов, багажа или пассажиров с помощью транспортных средств.

4) Существует несколько самостоятельных видов транспорта. В транспортную систему РФ входят: а) железнодорожный; б) речной (внутренний водный); в) морской; г) автомобильный; д) воздушный; е) трубопроводный транспорты.

Особо следует отметил, городской вид транспорта, включающий трамваи и троллейбусы, а также гужевой.

5) Обязательства по перевозке характеризуются: Во-первых, товарностью, та. они строятся на эквивалентно- возмездных началах; во-вторых, способом перемещения. Груз и пассажиры должны находиться либо на, либо в транспортном средстве. Если же перемещение осуществляется с помощью толкания или тяги, здесь не перевозка, а буксировка. В-третьих, основная часть перевозок осуществляется специально созданными для оказания транспортных услуг возчиками всем и каждому.

6) Таким образом, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза или пассажир обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

§ 2. Организационные предпосылки и заключение договора

1) Централизованное планирование перевозок сохраняется в особых случаях (перевозки для внешней торговли, перевозки для нужд Крайнего Севера и др.)1. По остальным перевозкам их планирование носит технико-экономический, а не административный характер.

2) По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ПС, перевозка осуществляется на основании договора, заключение которого требует наличия организационных предпосылок.

К ним относятся: а) заявки; б) договоры об организации годовых, навигационных и др. перевозок; в) административно-плановые акты; г) предусмотренные конкретным договором.

3) Система заявок - грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок на декаду, месяц, квартал и т. д. (ст. 28 УЖД и ст.61 УВВТ).

Договор об организации перевозок.предусмотрен ст. 798 ГК. Эта форма взаимоотношений между перевозчиком и грузоотправителем применяется при перевозках грузов на долгосрочной основе (годовой договор на автомобильном транспорте и навигационный - на внутреннем водном транспорте).

1 Постановление Правительства РФ от 04.12.1992 г. № 936 «О мерах по обеспечению стабильной работы транспорта при перевозках экспортных гр>о<ж» 7/Собрание актов РФД992.№ 24. Ст. 2107; СЗ РФ, 1995.J* И. От. 991.

В соответствии с ним перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, согласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте (ст. 791 ГК).

В соответствии с этой статьей перевозчик обязан подать исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки сюответствующего груза.

Обязанности перевозчика подать транспортное средство соответствует обязанности отправителя предъявить груз к перевозке. Условия сдачи груза к перевозке бывают общими, которые подлежат выполнению во всех случаях, независимо от специфики груза, и специальными, которые применяются при перевозке грузов, обладающих особыми свойствами.

4) Договор перевозки заключают транспортная организация и грузоотправитель. Это договор, как правило, заключается в интересах третьего лица - грузополучателя, которому и должен быть выдан груз в пункте назначения.

5) Определение договора дано в ст. 785 ГК. Из определения следует:

A) Это договор двухсторонний (взаимный) и возмездный;

Б) Это договор реальный, он считается заключенным лишь после передачи груза перевозчику;

B) Только на морском транспорте договор перевозки, именуемый фрахтом или чартером, является консенсуальным;

Г) Договор перевозки груза - это строго формальный'договор, всегда заключается в письменной форме, с соблюдением обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством.

6) Договор перевозки груза, как правило, носит публичный характер (ст. ст. 789,426 ГК и др.). Для этого требуется соблюдение ряда условий:

A) В качестве перевозчика должна выступать, специализированная коммерческая организация, осуществляющая

перевозки транспортом общего пользования;

Б) Эта организация должна быть наделена функциями общественного возчика, обязанного осуществлять перевозки по требованию всякого, кто обратился;

B) Эта организация должна быть включена в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который подлежит обязательному опубликованию.

7) Договоры перевозки грузов подразделяются по видам транспорта на договоры: железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской, воздушной и трубопроводной перевозки.

8) В зависимости от числа перевозчиков, участвующих в транспортировке груза, перевозки различаются: а) перевозки в местном; 6) прямом; в) прямом смешанном сообщении.

Местной называется перевозка, осуществляемая одной транспортной организацией, в рамках территориальных границ ее деятельности (например, перевозка из Твери до Москвы в пределах Октябрьской железной дороги).

В прямом сообщении признается перевозка по одному транспортному документу, в которой участвует несколько транспортных организаций одного вида транспорта (например, перевозка из Твери до Астрахани по железным дорогам)

Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвует не менее 2-х видов транспорта, осуществляющих перевозку груза по одному документу, составленному на весь путь следования в пункте отправки (например, перевозка груза из Твери в Ростов-на-Дону по железной дороге и водным транспортом).

9) Предмет договора перевозки груза - это услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения.

10) Эти услуги включают не только транспортировку, но и хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку груза.

11) Срок в договоре перевозки - это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. Этот срок определяется транспортным законодательством, а при отсутствии такового - в разумный срок (ст. 149 КГМ).

 

Тема 17. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

§ 1. Железнодорожная перевозка

§ 2. Перевозка на внутреннем водном транспорте

§ 3. Морская перевозка

§ 4. Воздушная перевозка

§ 5. Автомобильная перевозка

Литература, законы и нормативные акты,

1. Тарасов МА. Договор перевозки. Ростов-на-Дону, 1965.

2. Якушев В. Общие тенденции развития права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование смешанных перевозок // Хозяйство и право, М., 1996. № 9.

3. Маковский АЛ. Правовое регулирование морских перевозок грузов. М., 1961.

4. Быков АГ., Половинчик ДМ. Основы автотранспортного права. М., 1974.

5. Лазарев МЛ. Теоретические вопросы современного международного морского права. М., 1983.

6. Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» //СЗ РФ, 1995. № 5. Ст. 3505.

7. Устав внутреннего водного транспорта.

8. Устав железных дорог.

9. Кодекс торгового мореплавания.

10. Устав автомобильного транспорта. И. Воздушный кодекс.

12. Правила о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами, утвержденные Приказом МПС РФ от 16 ноября 1995 г., № ЦЭУ-348.

§ 1. Железнодорожная перевозка

1) Железные дороги выступают в качестве унитарных предприятий (ст. 2 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Это определяет специфику договора перевозки железнодорожным транспортом.

2) Договор оформляется накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути и выдается грузополучателю вместе с грузом.

3) Договор считается заключенным с момента, когда груз сдан к перевозке вместе с накладной.

4) Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки.

5) Если на станции назначения не окажется грузополучателя, дорога распоряжается грузом по указанию отправителя. При неполучении от него указаний груз как невостребованный

I передается ддя реализации в установленном порядке.

§ 2. Перевозка на внутреннем водном транспорте

1) Перевозка может осуществляться самоходным и несамоходным флотом.

2) Вьщеляются прямые и местные перевозки. При местных – перевозчиком является речной порт, а при прямых - речное пароходство.

3) Договор оформляется накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути и выдается грузополучателю вместе с грузом.

4) Договор реальный. Он считается заключенным с момента, когда груз сдан к перевозке вместе с накладной.

5) Особенностью этого договора является то, что для речной перевозки установлены сроки приема грузов к перевозке. Бели груз адресован в пункт, где у пароходства нет помещений, пригодных для хранения данного груза, а грузополучатель к моменту прибытия груза за ним не явился, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен за счет грузополучателя в ближайший пункт, где имеются необходимые складские помещения.

§ 3. Морская перевозка

1) Она классифицируется на: а) перевозки в малом каботаже (между портами одного моря); б) перевозки в большом каботаже (перевозки между портами разных морей России); в) перевозки в заграничном сообщении; г) местные перевозки (в пределах одного порта).

2) Морская перевозка традиционно регулируется диапозитивными нормами.

3) Перевозчиком является пароходство или порт.

4) Морская перевозка оформляется чартером или коносаментом,

5) Чартер - это договор с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений (трюмов) - ст. 787 ГК.

Этот вид договора применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов. Это консенсуальный договор (ст. ст. 154-178 ЮМ).

6) Коносамент - это договор перевозки морским транспортом без предоставления судна, его части или определенных судовых помещений.

Он применяется при небольших по объему перевозках.

Коносамент составляется перевозчиком, подписывается капитаном судна и выдается отправителю.

Он является ценной бумагой, распоряжение которой означает передачу груза, т.е. это товарораспорядительный документ (ст. 124 КГМ).

7) КГМ, в изъятое из общего, правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора, перечисляет условия, при которых договор может быть расторгнут стороной с уплатой или без уплаты вознаграждения другой стороне (ст. ст. 143 - 145 КГМ). При определенных обстоятельствах договор перевозки вообще прекращается без отказа сторон и без обязанности выплаты вознаграждения друг другу (ст. 147 КГМ).

§ 4. Воздушная перевозка

1) Воздушный кодекс разграничивает воздушные перевозки на: а) внутренние воздушные, когда все пункты посадок расположены на территории России; б) международные воздушные перевозки, кода хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства (ст. 101 ВК).

2) Воздушный кодекс выделяет следующих субъектов отношений по перевозке по воздуху: а) эксплуатант; б) перевозчик; в) авиационное предприятие (ст. ст. 61,100 ВК).

3) Авиационное предприятие - это юридическое лицо, которое может осуществлять любые виды деятельности, связанные с воздушной перевозкой на основании лицензии.

4) Эксплуатант - это физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иной законный титул (договор аренды и пр.) на воздушное судно и использующее его для полетов. Эксплуатант должен обладать особым сертификатом для совершения полетов.

5) Перевозчик - это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки на основании договора.

 

6) Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной, которая составляется отправителем.

7) Наряду с обычной воздушной перевозкой используется и договор воздушного чартера (ст. 104 ВК). Природа такого договора аналогична морскому чартеру и определяется ст. 787 ГК.

8) Груз получателю выдается на складе аэропорта назначения. Если получатель не востребовал груз в срок либо отказался от его приемки, перевозчик должен уведомить отправителя. При этом он оставляет груз у себя за счет средств отправителя и на его риск. Груз, не полученный в течение установленных сроков хранения, считается невостребованным и подлежит реализации.

 

§ 5. Автомобильные перевозки

1) Различаются в соответствии со ст. 5 УАТ перевозки: а) городские (в пределах черты города); б) пригородные (за пределами города, но не свыше 50 км от городской черты); в) междугородные (за пределами города на расстоянии свыше 50 км); г) межреспубликанские (на территории нескольких субъектов Федерации); д) международные (за пределами России).

2) Для автомобильной перевозки характерно условие договора о том, кем будут эксплуатироваться грузы, - отправителем или получателем.

 

3) Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной накладной, которая является формой договора.

4) Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему расстоянию, открытому для движения автомобильным транспортом.

5) Выдача груза осуществляется на складе получателя.

6) Перевозка однородных грузов от одного отправителя в адрес одного получателя на одно и то же расстояние может оформляться актом замера или актом взвешивания суммарно навесь объем перевозок, выполненных автомобилем в течение смены.

5) Пользование автомобилем с оплатой его работы по временному тарифу оформляется обычно записями отправителя (получателя) в путевом листе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.042 с.)