Что нужно учитывать при выборе целей? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что нужно учитывать при выборе целей?



Что нужно учитывать при выборе целей?

размеры территории, плотность населения, державные задачи государства, хозяйственные задачи страны, национальный состав, религиозная принадлежность народа, социальный состав страны, культурный уровень народа, уклад народного хозяйства.

Вопрос о целях ГРЭ - это вопрос прежде всего об идеалах и ценностях власти. Единственной целью власти является управление жизнедеятельностью людей: сохранение целостности общества, государства; самореализация человека; реализация в правовых формах потребностей, интересов идеалов и ценностей людей.

Анализ «издержки – результаты».

Позволяет устанавливать приоритеты расходуемых средств.

Какие издержки учитываются?

1. Прямые издержки функционирования государства, включающие затраты на предоставленные услуги или управление системой регулирования.

2. Издержки следования норме для предприятий и населения, попадающих под ее условия – административные, бюрократические и капитальные затраты.

3. Косвенные издержки для экономики в целом, включая экологические и социальные воздействия. (с.310)

Анализ «издержки- эффективность»:

Расчитываются затраты на единицу результатов. Выделяются две группы показателей. 1. Показатели, характеризующие эффективность инструментов государственной поддержки для областного и местного бюджетов.

2. Показатели, характеризующие эффективность инструментов государственной поддержки для предприятий.

В качестве показателей государственного регулирования выступают:

- объем реализованной предприятием продукции;

- финансовый результат предприятия;

- произведенная предприятием добавочная стоимость;

- объем налоговых платежей и сборов.[4]

МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА:

1. Должностные регламенты.

2. Планы-отчеты работы подразделения.

3. Индивидуальные планы-отчеты сотрудников.

4. Анкетирование руководителя.

9. Бюджетно - финансовая политика в РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Государственный бюджет тесно связан с планом экономического и социального развития страны, финансовыми планами отраслей, государственным страхованием, фондами социального обеспечения и страхования, балансом денежных доходов и расходов населения, кредитным и кассовым планами Банка России.

Цели финансово-бюджетной политики:

§ финансовая устойчивость, которая проявляется в:

§ макроэкономической сбалансированности;

§ сбалансированности бюджета;

§ отсутствие государственного долга;

§ твердой национальной валюте;

§ развитие стимулирующих элементов бюджетной политики;

§ значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

§ создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решение ключевых социально-экономических задач;

§ урегулирование кредиторской задолженности государства;

§ завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов.

Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить три основные направления, связанные с регулированием бюджетных отношений: - определение состава расходных полномочий и распределение их между бюджетами разных уровней;

- определение источников поступления денежных средств в бюджеты разных уровней;

- организация взаимодействия между бюджетами и, прежде всего, оптимальная организация трансфертов между бюджетами разного уровня.

Инструменты бюджетной политики:

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают: бюджетные кредиты, налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и государственные займы, федеральные целевые программы и др.

1) Бюджетный кредит – это средства, выделяемые из бюджетов юридическим лицам на возвратной и платной основе, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.

Компенсация – выплата, производимая для возмещения расходов, выплачивается в заранее установленном размере для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти

Основные направления бюджетной политики России в настоящее время:

G. Увеличение неналоговых доходов бюджета: совершенствование дивидендной политики, продажа и сдача в аренду государственной собственности, расширение государственных услуг.Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативное правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга и межбюджетных отношений.

10. Проблемы и основные направления совершенствования бюджетно - финансовой политики в РФ на 2009-2010 годы.

Бюджетная политика — составная часть финансовой политики, направленная на манипулирование доходами и расходами государства, управление государственным долгом и государственными активами. Основная цель бюджетной политики — это обеспечение условий для эффективного функционирования государства.

На предшествующих этапах развития бюджетная политика формировалась в условиях относительной финансовой и экономической стабильности. Были накоплены валютные резерв, и складывалась благоприятная ценовая конъюнктура на российскую экспортную продукции. Но с конца 2008 г. начался мировой экономический кризис, который существенно повлиял на бюджетно - финансовую политику России.

К общим проблемам, существующим в бюджетной сфере на протяжении последних лет, можно отнести:

1. Необходимость формирования сбалансированного консолидированного и расширенного бюджетов РФ. Несбалансированными остаются бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований. 2. В части расширенного бюджета РФ, куда входят средства государственных фондов, возникли проблемы с Пенсионным фондом. Из бюджета был покрыт недостаток средств единого социального налога для финансирования увеличения размера пенсий, а также увеличения выплат по социальному страхованию.

3. Вместо использования собственных сбережений на цели развития страны, сложилась система вывоза частного капитала, накопления государственных резервов в различных фондах (вначале в Стабфонде, а затем в Резервном и Фонде национального благосостояния). Растут корпоративные долги российских корпораций за рубежом. Происходит усиление зависимости частной финансовой системы России от внешнего кредитования при накоплении больших государственных финансовых резервов.

4. Продолжается внедрение в бюджетную систему идей сервисного государства: предусмотрен рост новых форм оказания государственных и муниципальных услуг (на оказании услуг вневедомственной охраны гражданам и предприятиям правительство надеется заработать в 2010 году 47,5 млрд. рублей; пожарным запланировано заработать 2 млрд. руб.).

Предложения по совершенствованию бюджетной политики в РФ:

 создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, финансовое оздоровление экономики,

 разработка реальных бюджетов всех уровней,

 увеличение доходов за счет оживления перерабатывающих отраслей, машиностроения, станкостроения, судостроения и авиастроения, атомной энергетики,

 укрепление вертикали финансового контроля,

 снижение дефицита бюджета до 1% или 0 от ВВП,

 совершенствование контрактной системы госзакупок,

 снижение использования нефтегазовых доходов с 6% ВВП, до 3,7% ВВП к 2011 году (сейчас нефтегазовый трансферт составил 11% ВВП),

 ограничить размер вознаграждений руководителям и менеджерам государственных корпораций, государственных унитарных предприятий, компаний с государственным участием, а также других организаций, получающих различные виды государственной поддержки;

 выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи;

 повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки;

 финансовое обеспечение модернизации армии и формирование ее качественно нового облика.

 

 

11. Дефицит и профицит бюджета и их влияние на экономику.

Дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Он встречается в бюджетах многих государств, причем причинами его образования могут выступать: во-первых, рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций; во-вторых, чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к источникам особого рода.

Причиной возникновения бюджетного дефицита могут быть также кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае государство должно принимать жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение Д.6., чтобы не произошло нарастание государственного долга со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономич. последствиями. Минимизация дефицита достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

• выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

• выпуск облигаций госзайма (внутренний долг);

• финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Считается, что эмиссия в пределах дефицита сразу же приводит к инфляции. Более эффективным представляется выпуск государственных долговых обязательств (облигаций). При этом платежеспособность государства (или его субъекта) может и не пострадать, если дефицит бюджета не превосходит меру регулируемости (в нормально развивающейся экономике – это около 3% ВВП или ВРП).

В этом случае государство может использовать больше финансовых ресурсов для решения проблем, которые стоят перед ним. Умелое использование «чужих» средств для решения собственных проблем – это и есть искусство управления финансами. Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами. В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

12. Направления, проблемы и перспективы реформирования межбюджетных отношений в РФ. Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить три основные проблемы:

- определение состава расходных полномочий и распределение их между бюджетами разных уровней;

- определение источников поступления денежных средств в бюджеты разных уровней;

- организация взаимодействия между бюджетами и прежде всего оптимальная организация трансфертов междубюджетами разного уровня. Важным шагом, в реформировании межбюджетных отношений явилось принятие в 2001 году "Программы развития бюджетного, федерализма в Российской Федерации на период до 2005, года", определившей основные направления и задачи их развития на современном этапе.

 

Основой формирования системы межбюджетных отношений должно, стать законодательно установленное рациональное разграничение как полномочий между уровнями, власти - федеральной, региональной и муниципальнойДля достижения целей данной Программы необходимо прежде всего обеспечить реализацию прав и обязанностей органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления принимать, в рамках федерального законодательства, самостоятельные решения по организации бюджетного процесса, по формированию расходов и доходов своих бюджетов. Бюджеты субъектов Российской Федерации и особенно местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством и зачастую без предоставления соответствующих источников финансирования. При этом следует учитывать, что основная часть расходов региональных и местных бюджетов, а это прежде всего расходы на заработную плату в бюджетной сфере и на финансирование сети бюджетных учреждений, регламентируется централизованно установленными нормами.

В последние годы предпринимаются определенные меры по решению этой проблемы, в основном путем отмены ряда федеральных нормативных правовых актов. Однако этого недостаточно, необходимо внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, которые четко определили бы, какие налоги закреплены за какими уровнями власти и какие обязательства можно за их счет финансировать. Это в свою очередь требует принятия федеральных законов о разграничении полномочий между уровнями власти - федеральной, региональной и муниципальной.

Рассматривая проблемы межбюджетных отношений, следует особое внимание обратить на распределение налоговых доходов между бюджетами субъектов Российской Федерации и федеральным бюджетом.

В 2006 году принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ. Выстроенная модель федеральных отношений оказалась недостаточно эффективной для решения местных задач социального и экономического развития. В 2007 году утверждена методика оценки «эффективности работы региональных властей», расходования региональных бюджетов — перечень из 43 параметров, по которым должна оцениваться работа губернаторов за истекший год и их планы на три будущих года. То есть сделана попытка повысить эффективность работы губернаторов не за счет усиления их подотчетности избирателям, а путем введения бюрократических механизмов контроля. Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

принципы (п.2. ст. 129 БК РФ):

• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности

Система межбюджетных отношений не соответствует потребностям сегодняшнего дня.

В большинстве субъектов РФ расчет потребности в бюджетных ресурсах осуществляется на основе фактических расходов учреждений за предшествующий период. Исходя из этого формируются и межбюджетные отношения. На федеральном уровне для учета расходов субъектов Федерации с 2000 г. избрана ориентировка не на сложившуюся сеть бюджетных учреждений, а на конечных потребителей по видам услуг (всё население, дети, учащиеся, пенсионеры). Переход к такому методу неизбежен в перспективе и на региональном уровне.

По поводу другой сферы межбюджетных отношений - разделения доходных полномочий по поступлению налогов, необходимо отметить, что закрепление на постоянной основе каждого вида налогов за тем или иным уровнем бюджетной системы лучше обеспечивает устойчивость налоговой базы и повышает заинтересованность регионов в ее увеличении, а также возможность на каждом уровне прогнозировать свои доходы на будущие периоды. К сожалению, никакая самая современная налоговая система не избавит бюджеты всех уровней от перераспределительных процессов. Важно, чтобы механизм финансовой поддержки территории (местных бюджетов), с одной стороны, исключал субъективные влияния как вышестоящих, так и нижестоящих органов власти на результаты определения этой поддержки, а с другой - побуждал территории к зарабатыванию собственных доходов.

РЕФОРМЫ: В основу реформы положен принцип разграничения полномочий между разными уровнями власти. За регионами и муниципалитетами закреплялся ограниченный круг обязательств (мандатов), исключены обязательства, не подкрепленные источниками финансирования. Также расширялись налоговые полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления. Таким образом, сделана попытка поставить их доходы в прямую зависимость от успешности развития «налогооблагаемой базы» территории (местной экономики): успешности привлечения инвесторов, стимулирования предпринимательской активности и роста малого бизнеса.

 

13. Налоговая политика РФ на современном этапе: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Налоговая политика - это комплекс мер государственного воздействия на налоговую систему. Она находит свое выражение:

 в видах применяемых налогов;

 в величинах налоговых ставок;

 в установлении круга налогоплательщиков;

 в установлении круга налогообложения;

 в налоговых льготах.

Цель налоговой политики:

1. Оптимизировать движение финансовых средств общества;

2. Обеспечить государство финансовыми ресурсами для осуществления его функций;

3. Регулирование экономической деятельности (стимулирование или сдерживание).

Нормативно-правовая база: Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57), Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., федеральными – законами о конкретных налогах и сборах. Разработаны «Основные направления налоговой политики в российской Федерации на 2010-2012 гг.». Порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов дополнительно разъясняется в постановлениях Правительства РФ, Федеральной Налоговой Службы, Государственного таможенного комитета и т.п.

Инструменты налоговой политики:

– изменение массы налоговых поступлений;

– замена одних способов и форм обложения другими;

– дифференциация ставок налогов;

– изменение налоговых льгот и скидок (в частности, полное или частичное освобождение от налогов, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм);

– изменение сфер распространения налогов и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

Результативность налоговой политики и гибкость налогообложения зависят от оптимального сочетания налоговых льгот и налоговых санкций, а также от способов налогового стимулирования инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности.

Одним из самых распространенных инструментов налоговой политики являются налоговые льготы. Льготы могут быть общими для всех плательщиков или специальными для отдельных их групп. Налоговые льготы предусматривают налоговый минимум, исключение из облагаемой прибыли некоторых видов расходов и доходов плательщиков, полное или частичное освобождение от налогов, возврат ранее уплаченных сумм, отсрочка платежа, инвестиционные премии, которые засчитываются как налог на прибыль, налоговые скидки и кредиты и т. д.

Основные направления налоговой политики в РФ

«Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» были одобрены Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 года. В них определены ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период. Они не являются нормативным правовым актом, но этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.

Налоговая политика будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. Предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

- совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

- совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, - совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами;

- сближение бухгалтерского и налогового учета;

- совершенствование акцизного налогообложения;

- введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц;

Органы налогового регулирования:

Министерств о финансов РФ разрабатывает контуры налоговой политики, а уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба.

 

14. Денежно-кредитная политика в РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Важнейшими функциями любого государства является обеспечение предложения денег и регулирование денежной массы в стране. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) в России определяют ЦБ РФ совместно с Правительством РФ. Органом, регулирующим ДКП, является Банк России. Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков, расширяя или сокращая кредитование экономики. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, стимулировать капиталовложения в различные отрасли экономики страны.

 

Целями ДКП являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования платежной системы.

 

 

Основные направления денежно-кредитной политики:

1. Политика обеспечения оптимальной монеторизации экономики. В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы, либо по сдерживанию (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика).

2. Курсовая политика. Она связана с определением курса рубля. В России курс рубля фактически следует за ценой на нефть на мировых рынках. В последнее время проводится политика банка России на свободное плавание курса рубля. Низкий курс рубля не позволяет покупать импортное технологическое оборудование для перерабатывающих отраслей при отсутствии собственного производства.

3. Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка.

Кредитные институты имеют возможность получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методами изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. 4. Депозитная политика.

Процентные ставки по вкладам в банки все годы рыночных реформ были ниже инфляции.. Если депозитные ставки ниже инфляции, то сбережения обесцениваются.

Основные инструменты денежно-кредитного регулирования в РФ на современном этапе:

 процентные ставки по операциям Банка России;

 резервные требования;

 операции на открытом рынке;

 рефинансирование кредитных организаций;

 валютные интервенции;

 установление ориентиров роста денежной массы;

 прямые количественные ограничения;

 эмиссия облигаций от своего имени.

Наиболее часто используются следующие инструменты:

Процентные ставки по операциям Банка России. Закон предусматривает, что банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам. К таким операциям относятся выдаваемые кредиты или депозитная политика. С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России постоянно корректирует процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям.

Рефинансирование кредитных организаций. Устанавливая ставку рефинансирования Центральный Банк, оказывает влияние на денежный рынок. Если цель центрального банка – удорожание рефинансирования и уменьшение кредитного потенциала кредитных институтов, то он должен поднять учетную ставку. Это ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению. Учетную ставку используют для стимулирования или сдерживания развития производства. Учетную ставку используют также для того, чтобы бороться с инфляцией.

Политика обязательных резервов. К коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Повышение резервной нормы ведет к снижению кредитов. Уменьшение резервной нормы действует на денежное предложение обратным образом. Оно увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования.

 

 

15. Проблемы и основные направления совершенствования кредитно-денежной политики в РФ.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, стимулировать капиталовложения в различные отрасли экономики страны

Проблемы КДП.

1. Преувеличение значимости монетаристских принципов, в том числе их влияния на развитие инфляции.

2. Ограниченный доступ для банков инструментов рефинансирования.

3. Высокие и непрогнозируемые нормы инфляции подрывают возможность использования учетной ставки в качестве инструмента функционирования кредитно-денежной системы в целом.

4. Плохо работает механизм трансформации сбережений в реальные инвестиции через банковскую сферу.

5. Отсутствие доверия к государству проявляется в неготовности населения и экономических структур предоставить государству в долг свои сбережения. Население не только не готово идти на жертвы и лишения в условиях кризиса, но и в срочном порядке изымает свои накопления из банков, предпочитая сохранять их в иностранной валюте и товарно-материальных ценностях.

6. Отсутствует адекватная оценка необходимого и достаточного объема денежной массы для устойчивого развития экономики России. Одной из важных причин экономического спада в стране, по мнению некоторых экспертов, является острая нехватка денежной массы по отношению к ВВП. Степень монетизации экономики России самая низкая в мире. (Рис.1)

 

 

Существуют также значительные масштабы изъятия денег из экономики через механизм Стабилизационного фонда. В результате денег явно не хватает для финансирования производства на уровне его реальных возможностей, а также для создания достаточного массового платежеспособного спроса на внутреннем рынке.

Направления совершенствования КДП.

i. Отказ от мировых денег и возврат к национальным деньгам.

iii. Для превращения денег в инвестиции необходимо организовать два канала денежного предложения: первый – привлечение аккумулированных сбережений в депозиты банков и их размещение в приоритетных направлениях экономики; второй – кредитование коммерческих банков посредством механизма рефинансирования ЦБ.

iv. Денежно-кредитная политика должна быть в программной структуре целей общества, а не быть независимой от них.

v. Рост кредитов реальному сектору экономики.

 

 

16. Основные направления государственного регулирования банковского сектора в РФ.

Банковскому регулированию в РФ присущи недостатки, характерные для всего механизма государственного регулирования в России. Это, прежде всего, ослабление позитивного управляющего воздействия государства и его институтов на экономические процессы и отсутствие взаимосвязанности и согласованности в механизме государственного регулирования этих процессов на всех уровнях (законодательном, управленческом и судебном). Отсутствует также осознание целей реформ банковского сектора.

Государственное регулирование банковской деятельности сводится, прежде всего, к установлению общеобязательных правил ее осуществления и надзору за их исполнением в интересах стабильности всей экономики. Надзорные и регулятивные функции органов государственного регулирования на банковскую деятельность имеют собственное содержание.

Они проявляются: в правовом обеспечении банковской деятельности, в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, правил проведения банковских операций, предъявлении квалификационных требований к руководителям кредитных организаций, в надзоре за исполнением нормативных правовых актов, касающихся осуществления банковской деятельности, и применения в случае обнаружения нарушений установленных в законе санкций к нарушителю.

Формы государственного воздействия на банковскую систему: а) нормотворчество, в процессе которого Банк России на основе законодательства устанавливает порядок осуществления банковской деятельности;

б) регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций, открытия филиалов и представительств иностранных банков;

в) осуществление денежно-кредитного регулирования путем установления обязательных нормативов;

г) осуществления надзора за банковской деятельностью.

Государственное правовое регулирование банковской деятельности осуществляется с помощью двух относительно независимых процессов:

- нормотворческой деятельности органов государственной власти,

- нормотворческой деятельности Центрального Банка Российской Федерации.

Объектом правового регулирования выступает: правила осуществления банковских операций, статусные характеристики кредитных организаций, режимные требования к банковской деятельности и деятельность конкретных кредитных организаций, параметры банковской системы страны..

Субъекты регулирования банковской деятельности: Центральный банк Российской Федерации, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Нормативно-правовая база: Закон «О банках и банковской деятельности"; Законе «О Центральном банке РФ».

Государственное регулирование банковской деятельности проводится в трех направлениях: вступление во владение банком и выход из него; осуществление надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций; защита интересов банковских клиентов. При осуществлении целого ряда банковских операций (открытие, ведение и закрытие счетов, оформление расчетно-платежных документов и т. д.) коммерческие банки следуют правилам и стандартам, установленным Центральным банком РФ.

.

В 2010 г Минфин внес в Госдуму проект поправок в законы о ЦБ и о банках и банковской деятельности, которые создают базу для надзора на консолидированной основе. Готовится законопроект о национальной платежной системе. Подготовлен законопроект о государственных услугах, который содержит положение об обращении универсальных банковских карт. Минфин завершает подготовку поправок в законы о ЦБ и о банках и банковской деятельности, которые предоставят Банку России право определять критерии деловой репутации банкиров. Центральный банк России будет осуществлять надзор над банковскими группами и холдингами в целом. Они должны улучшить контроль за соблюдением норм кредитования.

В связи с финансовым кризисом предусматривается изменение системы регулирования банковским сектором. Так как Россия вовлечена в систему международных отношений очень сильно, то и на систему государственного регулирования, решающее влияние оказывают международные организации Главная цель развития банковского сектора — укрепление его устойчивости, исключающей возможность возникновения системных банковских рисков. К стратегическим целям отнесены также повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумуляции сбережений населения, средств предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции, восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков, предотвращение использования кредитных организаций для целей недобросовестной коммерческой практики.

На 1 апреля 2010 г. в России было 158 банковских групп и 32 банковских холдинга, в которые входили 244 банка с долей активов 86% от активов банковского сектора. С 2000 по 2010 гг. размер банковского сектора в России вырос более чем в два раза – с 33% до 75% ВВП. Глобальный кризис прервал восходящую траекторию развития банковского сектора. Финансовые потрясения выявили несколько системных и структурных проблем:

макроэкономические риски сырьевой экономики, а также инфляция, превышающая общепризнанный уровень ценовой стабильности;

невысокая рентабельность большинства предприятий среднего и крупного бизнеса, сдерживающая кредитование реального сектора на рыночных условиях;

высокая стоимость привлекаемых банками ресурсов на внутреннем рынке, прежде всего, депозитов населения;

 

 

17. Соотношение конкуренции и монополии в экономике. Необходимость антимонопольного регулирования экономики.

Монополия – состояние рынка (рыночной структуры), обусловленное развитием производства, при котором на рынке действует один продавец.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.095 с.)