Значимость конкуренции в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значимость конкуренции в рыночной экономике



1. конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей

2. конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы.

3. конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

21. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в РФ.

 

В России есть группы отраслей, в которых государство специально устанавливает и охраняет доминирующее положение производителей, независимо от формы собственности. Они известны также под названием “естественные монополии”. К ним относятся такие виды деятельности, в которых по технологическим и иным условиям не может быть конкуренции. Это отрасли, где объем спроса задан технологией (например, емкостью кабелей связи, числом частот эфира); отрасли, в которых только крупномасштабное производство имеет низкие издержки, а продукцией пользуются практически все, и потребителей следует защищать от дискриминации и от монопольно высоких цен. Это отрасли общественного пользования, к которым относятся электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, а также железнодорожный, воздушный и муниципальный транспорт, связь, радиовещание и телевидение. Предприятия в этих отраслях не могут закрываться (даже временно) без разрешения государственной администрации и обязаны обслуживать всех клиентов без дискриминации. Тарифы на продукцию (услуги) этой группы отраслей регулируются государством.

Регулирование естественных монополий опирается в России на Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года.

Сейчас регулирует деятельность естественных монополий Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и фас.

Методы регулирования естественных монополий:

Ценовые:

- установление цен (тарифов) или их предельных уровней,

- регулирование нормы прибыли,

- блочные тарифы,

- ценовое регулирование при ограниченной мощности,

- «эффективное» ценообразование,

- «справедливое» ценообразование,

Неценовые:

- стандартизация и сертификация продукции, обязательный аудит,

- выделение естественно-монопольного сегмента,

- ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно-монопольного сегментов в рамках одной компании,

- организация торгов за франшизу (франчайзинг),

- обязательное обслуживание определенных групп потребителей,

- ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов,

Существуют также неформальные методы регулирования. К ним относят те методы, которые основаны на реализации «неформальных правил», то есть действующих вне сферы официальных законов и контрактов. Их действие принимает следующие формы:

- административно – бюрократические (командно – административные) формы: субъективистское воздействие властных органов (федеральных, региональных, местных) на политику естественных монополий, исходя из принципа целесообразности (политической, социальной или коррупционной);

- кадровые формы: расстановка на руководящие посты в компаниях - монополистах лиц, лояльных политически или персонально руководителям власти;

22.Состояние и проблемы российской промышленности на современном этапе.

 

В настоящее время многие исследователи отмечают, что, во-первых, снизился общий уровень промышленного производства. Во-вторых, произошли существенные различия в глубине сокращения производства в отдельных отраслях промышленности. Это привело к значительным изменениям в структуре производимой в стране промышленной продукции: выросла доля продукции сырьевого и промежуточного характера в ущерб продукции с высокой добавленной стоимостью. Высокая цена на продукцию ТЭК разоряет предприятия перерабатывающей промышленности. Отечественная перерабатывающая промышленность становится неконкурентоспособной. В-третьих, в результате значительного сокращения инвестиций в основной капитал промышленности возросла степень износа основных производственных фондов и резко ухудшилась их возрастная структура. А модернизация основного капитала требует долгосрочных, устойчивых, консолидированных источников инвестиций самих субъектов экономики и государства. В-четвертых, произошло снижение инновационной активности промышленных предприятий. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах приходится до 75-80% прироста ВВП.

 

Отечественная перерабатывающая промышленность становится неконкурентоспособной.

- возросла степень износа основных производственных фондов и резко ухудшилась их возрастная структура.

- Произошло снижение инновационной и инвестиционной активности промышленных предприятий.

- Низкая конкурентоспособность (низкое качество, производительность, плохая фондоемкость, технологическая отсталость).

Низкая доля в экспорте продукции обрабатывающих отраслей.

Слабый внутренний спрос.

- Импортизация внутреннего рынка.

- Тяжелая структура промышленности: недостаточная доля производства продукции конечного
потребления.

- Слабый менеджмент и финансовая дисциплина и ответственность.

- Неоптимальная структура крупных и малых предприятий.

- Все большая утрата инновационного характера, научно-технического потенциала. В январе-декабре 2010 г., по расчетам Минэкономразвития России, производство основных видов первичных топливно-энергетических ресурсов увеличилось по сравнению с 2009 годом на 6,1% в основном за счет роста добычи газа и угля.

Необходимо обратить внимание на то, что в 2010 г. 44% доходов бюджета РФ составили нефтегазовые доходы и 20% ВВП сформировано нефтегазовой отраслью.

23. Промышленная политика РФ на современном этапе: органы регулирования, приоритеты и инструменты ее реализации.

 

Понятие «промышленная политика» довольно обстоятельно раскрыто в отечественной литературе, как направление (подсистема) экономической политики государства. Она:

1) характеризуется собственным специфическим объектом (индустриальным комплексом национальной экономики);

2) по сути, представляет собой формирование и реализацию стратегических целей и приоритетов развития промышленности (посредством многообразной совокупности средств);

3) включает ряд взаимосвязанных структурных компонентов (собственных подсистем), выделяемых по различным классификационным основаниям;

4) может носить общесистемный, селективный, активный, пассивный характер. Она должна периодически обновляться и уточняться с учетом изменений в экономике страны, во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве.

Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства.

В настоящее время промышленная политика понимается, прежде всего, как политика формирования эффективных конкурентоспособных предприятий, способных осуществлять необходимые государству проекты и программы. Конкурентоспособность связана чаще всего с крупными транснациональными корпорациями.

 

СУБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:

Государственные органы власти и управления на федеральном и региональном уровне; Промышленные корпорации; Союз промышленников и предпринимателей.

В качестве субъектов промышленной политики очень активно начинают выступать регионы. Можно сказать, что они даже опережают федеральное правительство в изменении своих управленческих ориентиров. Органом, разрабатывающим и регулирующим промышленную политику, является Министерство промышленности и торговли РФ.

Традиционные инструменты промышленной политики:

поддержка отдельных отраслей, предприятий и регионов с помощью бюджетных субсидий и кредитов; протекционизм; субсидирование экспорта; производство товаров и услуг на предприятиях государственного сектора; ценовое и тарифное регулирование; использование государственного заказа в целях поддержки тех или иных групп производителей и т.д.

Инструменты, применяемые в РФ в настоящее время: целевые программы, бюджетные субсидии и взносы в уставные капиталы стратегически значимых предприятий и интегрированных структур.

К административным инструментам можно отнести техническое регулирование и стандартизацию продукции. Министерством промышленности и торговли сформулированы основные направления развития реформы технического регулирования на 2010 и последующие годы. В 2010 г. намечается подготовить технические регламенты на всю продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия.

Направления промышленной политики, предложенные министерством промышленности и торговли: стабилизация финансовых параметров текущей деятельности предприятий, поддержка спроса на производимую ими продукцию, обеспечение выполнения долгосрочных целей развития российской экономики на базе ориентиров стратегического характера (в том числе в рамках Концепции долгосрочного развития страны до 2020 года).

24. Особенности инновационной политики в РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Инновация - это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.

На базе инноваций формируется национальная ииновационная система (НИС).

Субъектами инновационной деятельности являются:

1. Инновационные предприятия различных форм собственности, осуществляющие, инновации;

2. Владельцы интеллектуальной собственности (авторы открытий, изобретений, промышленных образов, проектов предприятий, установок, технологических процессов, дизайнеры), реализуемой в процессе инновационной деятельности;

3. Инвесторы, вкладывающие капитал в осуществление инноваций (банки, фонды, корпорации, лизинговые фирмы и т.п.);

4. Посредники, обслуживающие инновационный процесс и обеспечивающие его инфраструктуру (консалтинговые и инжиниринговые фирмы, технологические инкубаторы, технопарки, технополисы, информационные центры и т.п.);

5. Государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в управление, координации и регулировании инновационной деятельности;

6. Общественные организации, участвующие в инновационной деятельности или представляющие интересы отдельных ее участников.

Уполномоченным органом в области регулирования инновационной деятельности является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). Оно было образовано 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации N 314. Оно выполняет функции по регулированию деятельности в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности. В рамках министерства действуют Федеральные агентства и федеральные службы, непосредственно курирующие вопросы науки и инноваций: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Правовая база: Ключевыми документами являются: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая, принятый Государственной Думой 24 ноября 2006 г., одобренный Советом Федерации 8 декабря 2006 г., вступивший в силу с 1 января 2008 г. Принят также Государственной Думой 24 ноября 2006 г.

Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 г.

Вступает в силу с 1 января 2008 г ряд стратегических документов: Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (Проект от 18.12.2008 г.), Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ:

- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы;

- разработка механизмов стимулирования инновационной деятельности;

- защита интеллектуальной собственности и введение ее в хозяйственный оборот;

- создание системы поддержки инновационной деятельности;

- повышение эффективности функционирования сферы науки и технологий на основе оптимизации сети государственных научных организаций, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, повышения качества регулирования в данной сфере;

- приоритетное развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации;

- интеграция образовательной и научной деятельности, развитие вузовской науки и создание научно-образовательных центров;

Приоритетными в настоящее время названы следующие проекты: внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Специально созданная президентская комиссия по модернизации утвердила конкретные проекты по всем пяти направлениями и сформировала детальные планы-графики их реализации.

Инструменты государственной инновационной политики:

 Банк Развития

 Российская венчурная компания

 Технопарки

 Наукограды.

 Особые экономические зоны (ОЭЗ).

 Налоговые льготы, субсидии, государственные кредиты, государственные заказы.

 Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ.

 

 

25. Реформа структуры экономики России в процессе перехода к рынку и основные направления совершенствования структуры экономики в стратегии долгосрочного развития РФ до 2010 г.

 

Структура — это способ упорядочения организационных единиц, состоящих из различных элементов. Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике. Отраслевая структура экономики России была глубоко деформирована. Диспропорции отраслевой структуры экономики имели “тройственное” происхождение:

 

во-первых, многие факторы были унаследованы от бывшего СССР, как практики функционирования административно-командной системы. Это в первую очередь структурная утяжеленность хозяйства; ускоренное развитие военно-промышеленного комплекса (ВПК), топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и в целом сектора производства средств производства; отсталость сельского хозяйства, сектора производства предметов потребления, сферы услуг;

многие диспропорции явились следствием распада СССР, так как моментально иностранными стали 45% машиностроения, 30% ВПК, 40% нефтепереработки, большая часть морских портов и т.д. Кроме того, Россия потеряла традиционные рынки сбыта своих товаров.

Экономическую структуру можно изучать также по следующим параметрам:

- характеру производственной деятельности: промышленность, сельское хозяйство, торговля;

- размеру экономических единиц: мелкие, средние, крупные;

- экономические уклады: докапиталистический, капиталистический, государственный;

- типы экономической организации: централизованно управляемые, конкурентные, смешанные;

- ориентация экономической деятельности на внутренний или внешний рынок.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную» (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Процесс приватизации является инструментом регулирования в период проведения реформ, необходимой мерой для становления самостоятельности предприятий в регионах..

Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Переходная экономика — особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода от одной экономической системы к другой. Здесь происходят изменения не внутри устоявшейся системы, а переход от одной системы организации хозяйства к другой.Особенности переходной экономики проявляются прежде всего в глобальности происходящих изменений. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населении, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов Структурные преобразования в современной экономике России требуют создания правовой основы, ориентированной на эффективную деятельность хозяйствующих субъектов. В российском законодательстве имеются многочисленные пробелы в нормативном регулировании. Юридически недостаточно проработано множество законодательных актов, поэтому они часто противоречат друг другу. Структурная перестройка особенно необходима России. Пока что в стране преобладают сырьевые, добывающие отрасли. В ближайшей перспективе возможности роста будут ограничиваться в силу, прежде всего, устаревшей материально-технической базы промышленности и низкого уровня инвестиций.

стратегия инновационного прорыва – отражена в утвержденных Президентом РФ 30.03.02 «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», предусматривающих переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов установках Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ о повышении конкурентоспособности отечественной продукции и удвоении ВВП за десятилетний период,Мы стоим на позиции необходимости выбора и реализации стратегии инновационного прорыва, концентрации усилий народа, государства, бизнеса на освоении принципиально новых, конкурентоспособных технологий и продуктов, инновационного обновления критически устаревшего производственного аппарата, перехода к инновационному пути развития страны, повышения роли и ответственности государства за выбор и реализацию стратегии, за освоение и распространение новых поколений техники и технологий, 26. Мировой опыт осуществления структурной политики и возможности его использования в России.

 

Структурная политика – это система мер, направленных на изменение структуры экономики в соответствии с целями экономического развития.

Структурная политика является частью общей экономической политики, и выбор ее направлений зависит от общих целей, определенных в качестве стратегических приоритетов.

Одной из главных целей структурной политики на современном этапе провозглашено создание инновационной экономики.

К инструментам структурной политики относят: федеральные и ведомственные целевые программы, прямое финансирование и выборочные льготы, льготный лизинг и государственный заказ, заградительные таможенные тарифы, проекты частно-государственного партнерства. Государство пытается направить бизнес на те направления, которые считает приоритетными.

Чтобы осуществлять структурную перестройку экономики нужно понимать, в чем заключается цель этой структурной перестройки?

По мнению ученых института народнохозяйственного прогнозирования РАН РФ, цель структурной перестройки в настоящее время понимается как достижение глобальной конкурентоспособности. Однако, достичь ее на всех направлениях невозможно. В России конкурентоспособным является нефтегазовый сектор. Проблема России состоит в том, что мы не умеем распоряжаться теми деньгами, которые дают конкурентоспособные сектора экономики.

Негативным фактором развития является любая зависимость от мирового рынка и ориентация экономики на него. По мнению экспертов, главное не то, какая будет структура экономики, а то какие будут созданы механизмы использования того, что у нас есть. Они считают, что нужно вначале научиться с умом использовать деньги нефтегазового сектора, а затем уже говорить о развитии других секторов экономики. В Великобритании структурная политика длительное время была на­правлена на поддержку кризисных отраслей: судостроения, текстильной, швей­ной отраслей, черной металлургии, угольной промышленности. Основными ин­струментами были: субсидии, контроль над ценами и заработной платой, внеш­неторговый протекционизм. В Швеции до конца 70-х гг. проводилась анало­гичная политика. В качестве инструментов использовались субсидии, гаранти­рованные кредиты и щадящие ссуды, что задерживало создание нового типа отраслевой структуры. Одной из причин выбора такой политики был рост кон­центрации производства, из-за чего многие районы стали зависеть от занятости на одном или двух крупных предприятиях. В ФРГ в процессе регулирования использовался традиционный набор ин­струментов: различные виды субсидий, налоговые и амортизационные льготы. Особенностью структурной перестройки в Германии является активная государственная деятельность по трансформации структуры промышленности на региональном уровне. Ликвидации подвергались устаревшие производства в целых территориальных округах. Государственная промышленная политика в США не имеет юридическо­го оформления в виде специальных законодательных актов, Реализация струк­турной политики осуществляется в рамках общей системы государственного регулирования экономики. Это - государственное финансирование НИОКР, федеральная контрактная система, федеральные программы, амортизационная политика. С концептуальных позиций заслуживает внимания опыт Европейского Сообщества (ЕС), где принят пятиуровневый подход построения структурной политики, включающий в себя общеэкономический, отраслевой, технологиче­ский, региональный и межнациональный блоки. Все они переплетаются на практике. В частности, индивидуальное регулирование отдельных отраслей со­четается с общеэкономическими методами стимулирования инвестиций, созда­ния новых наукоемких производств итп. Как известно, наибольшего успеха в проведении структурной политики добились восточноазиатские страны - Япония, Ю. Корея, Тайвань, Сингапур, Поскольку первые две страны - более крупные, они представляют больший ин­терес для России,

27. Инвестиционная политика РФ: нормативно-правовая база, инструменты, органы регулирования.

Инвестиции предполагают сбережения. Но не все сбережения становятся инвестициями. Например, если денежные средства не используются своим владельцем на потребление, то они являются сбережениями.

Под инвестиционной политикой понимается целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития.

При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может влиять на темпы и объем производства, ускорение научно-технического прогресса (НТП), изменение структуры общественного производства, решение социальных проблем.

Инвестиционная политика включает в себя цели, задачи и механизм их реализации. Цель инвестиционной политики — реализация стратегических приоритетов экономического и социального развития страны. Задачи инвестиционной политики зависят от цели и экономической ситуации в стране. К ним можно отнести: выбор и поддержку развития отдельных отраслей хозяйства; обеспечение сбалансированности в развитии отраслей экономики России; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; поддержку развития экспортных производств; реализацию программы жилищного строительства в стране и др. К основным направлениям инвестиционной политики относят установку приоритетов инвестиционной деятельности.

Уделяют внимание финансированию целевых программ государства, также вложению средств на расширение и обновление основных фондов функционирующих производств. Второе направление политики – оптимизация затрат на инвестирование с учетом современного состояния экономики. Имеется в виду предоставление субсидий важным отраслям производства. Направление на расширение прав инвесторов в инвестировании средств, которые отчисляются от дохода и амортизации. Еще одно направление инвестиционной политики - увеличение эффективности вложений и уменьшение сроков окупаемости вложенных средств. Подразумевается вложение инвестиций в первую очередь в те объекты, которые быстрее всего окупаются. Предоставляя инвестиции малодоходным предприятиям, государство тем самым предоставляет им финансовую помощь в развитии, а выплата субсидий и дотаций убыточным бюджетным организациям покрывает их дефицит, тем самым не дает ценам возрастать.

Нормативно-правовая база:

9. Кодексы - объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права: Гражданский, Трудовой, Уголовный, Бюджетный, Налоговый, Земельный, Лесной, Водный и др.

10. Законы - устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения: «О банках и банковской деятельности»; «Об инвестиционной деятельности в РФ»; «О защите конкуренции»; «Об акционерных обществах» и др.

Указы и распоряжения Президента РФ.

Подзаконные правовые акты:

 Постановления Правительства РФ - так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

 Распоряжения Правительства РФ - не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.

Акты министерств и ведомств - постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения. Акты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации образуют региональное законодательство. Акты органов местного самоуправления.

Государственная инвестиционная политика осуществляется по следующим направлениям, прямыми и косвенными методами:

 прямое управление государственными инвестициями;

 введение системы налогов с дифференцированными налоговыми ставками и льготами;

 предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей и производств;

 проведение соответствующей финансовой и кредитной политики, ценообразования (в том числе выпуск в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

28. Приоритетные направления и пути повышения эффективности инвестиционной политики в РФ.

Под инвестиционной политикой понимается целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития.

При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может влиять на темпы и объем производства, ускорение научно-технического прогресса (НТП), изменение структуры общественного производства, решение социальных проблем.

Инвестиционная политика включает в себя цели, задачи и механизм их реализации. Цель инвестиционной политики — реализация стратегических приоритетов экономического и социального развития страны. Задачи инвестиционной политики зависят от цели и экономической ситуации в стране. К ним можно отнести: выбор и поддержку развития отдельных отраслей хозяйства; обеспечение сбалансированности в развитии отраслей экономики России; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; поддержку развития экспортных производств; реализацию программы жилищного строительства в стране и др. Эффективность инвестиций означает, что инвестиции рационально используются на всех стадиях инвестиционного цикла. Инвестиционный цикл – период времени между началом планирования инвестиций и полным освоением проектных показателей.

 

Инвестиционный цикл включает, как правило, четыре этапа:

планирование;

проектирование;

осуществление инвестиций;

стадия освоения. Этого можно достичь следующим образом:

путем совершенствования воспроизводственной, видовой или технологической структуры инвестиций. Совершенствование воспроизводственной структуры означает, что преимущественное направление инвестиций обеспечивается в реконструкцию и техническое перевооружение. Совершенствование видовой структуры означает преимущественное направление инвестиций на освоение производства тех видов продукции, которые позволяют обеспечить наиболее высокий уровень рентабельности продукции. Совершенствование технологической структуры инвестиций означает преимущественное вложение средств в оборудование;

концентрация инвестиций на пусковых объектах;

комплексный подход к реализации инвестиций по взаимоувязанным стадиям технологического процесса;

принцип сопряжения – одновременное выделение затрат в основное и вспомогательное производство, а также выделение затрат на развитие социальной сферы и решение экологических проблем.

Государственная инвестиционная политика осуществляется по следующим направлениям, прямыми и косвенными методами:

 прямое управление государственными инвестициями;

 введение системы налогов с дифференцированными налоговыми ставками и льготами;

 предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей и производств;

 проведение соответствующей финансовой и кредитной политики, ценообразования (в том числе выпуск в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

 проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством России;

 защита интересов инвесторов;

29. Причины существования государственного сектора и его структура в РФ.

В состав государственного сектора входили: Российский государственный банк, 2/3 железных дорог, огромный земельный фонд, в том числе 60% лесов, военная промышленность и многие промышленные предприятия в других отраслях

Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам

Государственный сектор экономики – многоуровневый комплекс смешанной экономики, включающий в себя государственный бюджет (государственную казну), систему предприятий, учреждений и организаций, функционирующих на экономической и правовой основе государственной собственности в целях реализации функций государства: социальной, политической, экономической сферах и управляемый государственными органами. Государственный сектор реальной экономики как инструмент воздействия на социально-экономические процессы используется для решения следующих задач: выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, госзакупок, реконструкции предприятий инфраструктуры; поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест; формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства; аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными пакетами акций,

 

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

1) несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

2) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

3) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

 

Элементы ГСЭ:

1. имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами (предприятия и учреждения) на ограниченных, но самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления

2. имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (нераспределенное государственное имущество). Сюда входят, прежде всего, средства государственного бюджета.

К объектам имущества казны в соответствии с ГК и Бюджетным Кодексом относят кроме средств федерального бюджета, средства Пенсионного Фонда, государственного резерва, алмазного фонда, фонда социального страхования, других государственных валютных и внебюджетных фондов РФ, уставный капитал и иное имущество ЦБ (включая золотовалютные резервы), движимое и недвижимое (земля, недра) имущество

3. АО, в уставном капитале которых находится государственная собственность. (ОАО с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала, а также ОАО с государственным участием, в которых государство наделено правом «золотой акции»)

 

Основная функция ГСЭ – обеспечение жизнедеятельности всего общества, создание баланса экономических и социальных интересов в обществе.

 

Причины существования ГСЭ:

1. с целью укрепления экономической безопасности страны

2. облострились соц проблемы

3. монополизация экономики,возникнов транснац экономики

4. возникнов высокотехнолог производств

5. при государственной форме собственности большая часть прибыли предприятия достается или всему обществу или региону

6. объединение все слоев общества и структур управления в единое целое

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.186 (0.114 с.)