Цели и методы антимонопольного регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и методы антимонопольного регулирования



В России

 

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской

Федерации

3. Снижение барьеров входа на товарные рынки

4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение

запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов

власти, в том числе через использование государственных и муниципальных

унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти

хозяйственных и властных полномочий.

 

 

18. Антимонопольная политика в РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Антимоноп политика_---__Это комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами конкуренции на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке. К инструментам антимонопольного регулирования относятся также ограничительные меры. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления. Например, антимонопольным законодательством может быть введен запрет на любые сделки, в результате которых возможно установление монопольного положения фирмы на определенном отраслевом рынке. К ограничительным относятся также вынесение предписаний, штрафы. Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

 

Государственную политику в области пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции осуществляет ФАС. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации).

 

Антимонопольная политика опирается на антимонопольное законодательство:

  1. Конституция, ФЗ, постановления и распоряжения Правительства
  2. ФЗ-135 «О защите конкуренции» 26.07.06
  3. ФЗ-147 «О естественных монополиях» 17.08.95 и т.д.
  4. ФЗ «О рекламе»

 

 

В ФАС подготовлены поправки к этим ФЗ, а также в КоАП и УК. Они направлены на:

v Усиление прозрачности при осуществлении административного контроля

v Позволяет дисквалифицировать чиновников, нарушающих свободу предпринимательства на срок до 3х лет

v Усиление уголовной ответственности за ценовые сговоры на публичных торгах

 

Основные направления антимонопольной политики:

1. конкурентная политика – снижение административных барьеров, создание конкурентной среды

2. контроль над размещением государственных заказов

3. контроль над рекламной деятельностью

4. контроль над деятельностью естественных монополий

5. контроль экономической концентрации и анализ рынков

В Конституции ст.34 ч.2 сказано: Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

 

Методы

Ст.7 ФЗ «О конкуренции» запрещает органам власти и управления:

  1. ограничивать создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на виды какой-либо деятельности или производство каких-либо товаров кроме того, что запрещено законодательством
  2. необоснованно препятствовать деятельности каких–либо хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере
  3. устанавливать запреты на покупку или продажу товаров одного региона РФ в другом, а также иным образом ограничивать перемещение товара

В сфере естественных монополий ФАС выполняет следующие функции:

  1. контролирует соблюдение законодательства в этой сфере
  2. определяет методы регулирования

 

Методы (кратко)

1. Запреты на монополистическую деятельность

  • запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию
  • запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением

2. Монопольно высокие и низкие цены

3. Контроль за злоупотребление экономической концентрацией

4. Запрет на недобросовестную конкуренцию

 

19. Эволюция институциональной организации политики развития конкуренции в РФ. Функции ФАС РФ.

В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке Развитие институциональных структур в сфере развития конкуренции в РФ проходило в несколько этапов.

Зачатки конкурентной политики современного периода сформировались в конце 80-х годов прошлого столетия, когда был принят Закон ««О кооперации в СССР». Конкуренция рассматривалась как стимул к удешевлению продукции, снижению цен.

Дальнейшее развитие первых попыток правового обеспечения политики в сфере конкуренции выразилось в принятии законов «О предприятиях в СССР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Затем 16 августа 1990 года вышло постановление Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства», которым определялись:

• основы государственного антимонопольного регулирования;

• меры по демонополизации в сфере управления;

• меры по демонополизации в сфере планирования;

22 марта 1991 года был принят первый антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1999 г - Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". В октябре 2006 вступил в силу разработанный ФАС России новый закон «О защите конкуренции». Сформировалось законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы

. В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы в 1995г. Был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время действует Федеральный закон от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В последнее время полномочия ФАС дополнены функциями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в сферах электроэнергетики, использования земли, недр и других природных ресурсов.

По мнению ученых конкурентная политика государства должна включать в себя два основных направления. Первое – активное развитие конкуренции на товарных рынках. Второе направление конкурентной политики – это дальнейшее совершенствование механизмов защиты конкурентных отношений: совершенствование закона о конкуренции, совершенствование санкций за нарушения в сфере конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов.

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются[13]:

контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);

контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

В функции ФАС в настоящее время не входит формирование и осуществление конкурентной политики в части создания и развития конкуренции, хотя ранее функции по развитию предпринимательства и конкуренции на товарных рынках были возложены на Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Отмечается, что в настоящее время, ни на один государственный орган не возложены функции по развитию конкуренции.

20. Пути совершенствования антимонопольного регулирования и поддержки конкуренции в РФ.

В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский принцип. Обосновывается это тем, что в России существуют государственные монополии в таких сферах как ядерный комплекс, оборонное производство и иных имеющих особое, например, социальное значение отраслях.

На первом этапе в РФ возник крайне монополизированный и коррумпированный рынок. Главными факторами конкуренции стали не издержки и цена, уровень и объем корпоративной власти и контроля над рынком, производством и социальными процессами. Главными конкурентными факторами были: статус предприятия, близость к ресурсам, степень сращивания с государственной властью. В этих условиях особенно актуальным стало формирование не только антимонопольной политики, но и конкурентной.

1. Государственная политика в сфере развития конкуренции и борьбы с монополизмом должна защищать национальные интересы России, ориентироваться на особенности социально-экономической структуры страны.

2. Целесообразно было бы направить усилия государства на создание конкурентной отраслевой структуры, прежде всего путем снижения барьеров входа и выхода из отрасли.

3. Приоритет в этой сфере должен быть отдан на создание конкурентных преимуществ для наших товаров по принципу «качество –цена» в сторону повышения качества и снижения цены. Для сдерживания роста цен российское государство (по опыту других стран) должно установить: а) для монопольного сектора – жесткие рамочные механизмы и количественные критерии по каждому виду монополий; б) для немонопольного сектора необходимо использовать гибкий рыночный механизм.

4. Возможно, необходимо принять закон о сверхприбылях, предусматривающий изъятие до 95% всех сверхприбылей, а также принятие антитрестовского закона более жестко регулирующего слияния и поглощения и содержащего неотвратимые санкции к участникам сговора на рынке.

5. Есть предложение по усилению антимонопольного регулирования с целью контроля издержек монополистов для прекращения роста цен и остановки инфляции. Для этого предлагается:

- отрегулировать состав затрат, относимых на себестоимость, под жестким контролем налоговых органов (элемент налогового администирования);

- провести ревизию цен монополистов;

-обеспечить налоговые преференции режиму накопления и установить санкции за утрату прибыли.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.039 с.)