Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические идеи «поветь временных лет» и «слово о полку игореве»

Поиск

 

«По́весть временны́х лет» — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.

Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 императора Михаила (852 год).

Главным образом произведения, вокруг которого строится вся композиция, является Русская Земля. Композиция Повести временных лет работает на идею - прославление русской земли и рассказ о ее истории.

Для Нестора важно было кольцевое расположение композиции, так как именно через нее можно передать главную идею. Начинается Повесть временных лет с разделения земли между братьями. Князья перед Богом клянутся хранить мир и согласие, говоря, что междоусобицы могут привести к погибели русской земли.

Однако Нестор завершает произведение не словом князей, а их делом - княжеским преступлением. Так он предупреждает современников об ответственности за содеянное зло и этим предсказывает судьбу русской земли.

Главной идеей для Нестора является проповедь мира, любви и согласия между людьми. Он считает, что Бог - это любовь, а войны - это от зла. Автор показывает историю развития русской земли как движение от тьмы к свету. Летописец молится, прося благословение на труд, на поддержку и вдохновение.

 

Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие Руси в последующую эпоху.

 

«Степенная книга» и ее роль в развитии исторических знаний

 

«Степенная книга» — памятник русской исторической литературы XVI века. Составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 и 1563 годами.

«Степенная книга царского родословия» – первая попытка обобщающего концептуального изложения русской истории, осуществленная в эпоху правления Ивана IV, в конце 50-х – начале 60-х гг. XVI в. Замысел этой книги, принадлежавший выдающемуся церковному и государственному деятелю митрополиту Мо­сковскому и Всея Руси Макарию, лежал в русле многих настойчивых попыток укрепить идеологию единства страны после длительного периода раздробленности. Центральной идеей Степенной книги стала мысль о том, что благо и целостность страны обеспечиваются единством дома Рюриковичей, правящих по благословению Церкви и по нравственным законам христиан­ства. Все события в Степенной книге распределены не по годам, а по ступеням («степеням») – от I до XVII, соответственно правлению того или иного государя рода Рюриковичей. Царствование Ивана Грозного составило последнюю, XVII ступень «золотой лестницы» русской истории.

 

«Синопсис» первая печатная книга

«Синопсис», выдершавший только в XVII—XVIII вв. около полутора десятков изданий, был самой распространенной и популярной книгой но истории России на протяжении целого века. «Синопсис» был составлен в Киеве в самом начале 70-х годов XVII в. и издан там же в 1674 г., а может быть, и раньше. В записке об условиях переговоров с Польшей 1671 г., возможно принадлежащей самому Иннокентию Гизелю, между прочим сказано: «О чем и Синопсис книжку читать, которая книжка по­ слана есть до пана Артемона Серьгеевича, думнаго дьяка прежде». Научными интерес сообщения заключается не только в указании на возможность суще­ ствования более раннего издания «Синопсиса». Этот документ неопровер­ жимо свидетельствует о том, что «Синопсис» был послан в Москву в инозем­ ный приказ к одному из видных руководителей внешней политики России — Артамону Матвееву. Первая печатная книга по русской истории предна­ значалась для сравнительно широкого круга читателей всей России, имела большое политическое и дипломатическое значение и, естественно, не могла выйти в свет без одобрения русского правительства. Вопрос об авторе «Синопсиса», пожалуй, не точно будет сказать не решен, а скорее запутан. В историографии долгое время господствовало представление об авторстве Иннокентия Гизеля. Но в свое время, после сомнений, высказанных некоторыми историками, А. С. Лаппо-Данилевский решительно отвергнул его на том основании, что если бы Иннокентий Ги- зель — человек высокой культуры — был автором «Синопсиса», то он «счел бы нужным подвергнуть его более наукообразной переработке и придать ему более литературную форму».

 

«Ядро российской истории» Манкиева

 

Памятником русской историографии первой четверти ХVII в. является большой труд "Ядро Российской истории" (1716). Его автор Алексей Ильич Манкиев (? — 1723), секретарь князя А. Я. Хилкова. Последний был послом с 1700 г. в Швеции. Во время Северной войны оба были интернированы. По возвращении в Россию (1718) Манкиев работал переводчиком в Коллегии иностранных дел.

По словам Манкиева, он "имел на сей труд повеление, а особливо, чтоб описать славные его царского величества дела". Кроме летописей, автор использовал актовые и вещественные источники. "Сей труд" очень отдаленно напоминает сочинения типа летописцев и отличается по своему построению от Степенной книги и Синопсиса. "Ядро Российской истории" делилось па семь книг, каждая из которых разбивалась на главы. Деление на книги соответствовало наиболее характерным и крупным периодам русской истории.

В первой книге Манкиев рассматривает вопросы происхождения русского народа и Российского государства. История Руси, но его мнению, начинается с Рюрика, положившего начало самодержавной власти. Династия русских царей, в целях ее возвеличивания, через Рюрика генеалогически связывалась с династией римских императоров.

Рассматривая вопрос о происхождении названий "славяне", "росы", автор применил метод анализа и сопоставления корней, общих для ряда близких по значению слов. Имя "россианы" производится им от потомка Мосоха — князя Руса, термин "славяне" — от великой славы, которую они заслужили своей храбростью и мужеством. Л. И. Манкиев впервые критически разбирает утверждения историографов других стран, которые, сравнивая корни русских слов с латинскими, отождествляли эти слова и по смыслу. А. И. Манкиев осмысливал имена славянских вождей — Святослав, Венцеслав, Мстислав, Болеслав — и подчеркивал, что "почти все от славы имена имели, а не от невольничества, как некоторым приснилось". Второй его довод сводился к признанию большей древности славянского языка по сравнению с "испорченным римским". Как ни субъективна такая аргументация, она была шагом вперед в русской историографии по пути развития приемов изучения источников.

Последующее изложение посвящено истории самодержавной власти, которая обеспечивает, по мнению автора, твердый порядок и проходит в своем развитии следующие этапы: от Рюрика до Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо; от нашествия татаро-монголов до ликвидации их власти при Иване III; от Ивана III до смерти Федора Ивановича; от Бориса Годунова до Михаила Романова; от Михаила Романова до царствования Петра I по 1712 г.

Политическая история в "Ядре Российской истории" занимает основное место, но встречаются известия, касающиеся и экономических вопросов. Например, о торговле с Англией в XV в. Всю книгу Манкиева отличает интерес к вопросам всемирной истории. Так, говоря о происхождении русского народа, автор приводит предания, касающиеся происхождения египтян, греков, римлян, англичан, французов, венгров. Дается представление о византийском законодательстве и особенно о законах Юстиниана. Рассказывает автор и об открытии Америки, о Кромвеле и Английской революции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.34 (0.007 с.)