Папство і середньовічна дипломатія. Боротьба за інвеституру. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Папство і середньовічна дипломатія. Боротьба за інвеституру.



В средневековой системе, где судьбы государства вершила католическая церковь, а последнее

слово принадлежал о Святому престолу, развитие папской дипломатической службы получило

значительные импульсы. С самого начала ее характерной чертой стала двойственность,

обусловленная двойственностью власти самого папы как главы католической церкви и главы

папского государства.

С одной стороны, перед папскими дипломатами встали сугубо религиозные и церковные задачи;

евангелизация, возведение в сан, церковные реформы, строительство монастырей и культовых

сооружений, разрешение догматических споров. С другой - их предназначение вполне светское:

коронация правителей, решение проблем внешней политики, сбор средств, исполнение надзорных

и судебных функций.

Уже в эпоху раннего Средневековья сформировалась разветвленная система папской

дипломатии, которая, выйдя далеко за пределы Европы, учредила свои представительства на

территориях, захваченных крестоносцами, направляла миссии к нехристианским народам -

татарам, персам и внушительное посольство - даже в далекий Китай. Однако в центре внимания

папской дипломатии неизменно оставались страны Европы.

К исходу Средневековья унитарные и иерархические структуры папской дипломатии вступили

в полосу кризиса. Святой престол с трудом приспосабливался к новой, родившейся в эпоху

Возрождения системе, при которой независимые суверенные государства поддерживают

отношения друг с другом на основе взаимного дипломатического представительства, носящего

постоянный характер.

В этой новой системе Ватикан утрачивает прерогативы верховного суверена, вершившего судьбы

правителей и контролировавшего развитие международных отношений и союзов. Роль арбитра, в

которой папа выступал в Средние века, все чаще сменяется ролью посредника. Подчиняясь

требованиям времени, Святой престол пытается строить отношения с главами суверенных

государств на равноправной основе. Это требует приведения системы папской дипломатии в

соответствие со светской: папа направляет своих послов исключительно к светским правителям,

легаты а<1 Нос превращаются в постоянных представителей, их деятельность охватывает всю

сферу отношений между Святым престолом и принимающим государством.

Вывод известного английского исследователя Мэттинглн о том, что новая дипломатия эпохи

Возрождения является функциональным выражением государства нового типа, может быть

применен и к дипломатии Ватикана, которая получает развитие в то же самое время, в тех же

обстоятельствах и условиях и становится функциональным выражением изменившегося

положения Святого поестола в евиопейском политическом сообшестве.

В эпоху Возрождения папство снова становится средоточием новых форм международног

общежития, а Рим - центром дипломатической активности. Не будет преувеличением сказать, чт

папство в известной мере выступает в роли члена-основателя западноевропейского сообщества

современном понимании этого слова. В данном контексте активное и пассивное дипломатическо

представительство Святого престола получаст интенсивное развитие.

В период становления суверенных государств и формирования новых отношений католически

государей со Святым престолом последние стремились окончательно избавиться от структу

средневековой системы и в политических вопросах обеспечить себе максимальную независимост

от папы. Тем не менее, дипломатическими путями Святой престол продолжал оказывать влняни

на текущие политические событии, поэтому европейским правителям было весьма выгодн

сохранять свои дипломатические миссии при папском дворе.

Папы были вынуждены согласиться с политической независимостью светских государей. Эт

обстоятельство обусловило дальнейшее развитие папской дипломатической службь

абсолютизму католических правителей, протестантской реформе и наступлению ислама пап

отныне мог противопоставить лишь только искусство дипломатии.

В ответ на вызов времени дипломатия Ватикана проявила незаурядную гибкость. Прямо

вмешательство во внутренние дела европейских дворов уступило место закулисной интриге

методам тайной дипломатии.

В Вестфальском мирном договоре 1648г. впервые были сформулированы положения

постоянной дипломатической службе. Значительный вклад в их разработку внесла папска

дипломатия. К этому времени ее структура уже практически ничем не отличалась от структур!

дипломатической службы других государств.

Вестфальский мир не привел к полному торжеству светской дипломатии на европейской арен*

Соперничающие друг с другом католические правители по-прежнему пытались обеспечить себ

поддержку Рима. Однако прежняя роль папства в принятии важных решений, касающихс

политической жизни континента, была ограничена.

В Европе эпохи Просвещения борьба монархов с верховенством Римской курии, е

вмешательством во внутренние дела суверенных государств, влиянием иезуитов и клерикализме:

разворачивалась под знаменем юрнеднкцноналнзма, то есть признания за светской властью прав

контролировать взаимоотношения между национальной католической церковью и Святы:

престолом. В более широком смысле юрнедикционализм означал невмешательство церкви в дел

государства.

На этой основе были разработаны новые концепции суверенитета, ставшие ключом к

пониманию отношений между церковью и государством в XVIII в. Представление о «двух властях»

— светской и духовной — окончательно утратило популярность. Новая светская политическая

теория исходила из концепции неделимости суверенитета. Возможными считались только одна

светская власть и один государственный суверенитет - светский, а не церковный.

В результате утверждения принципа государственного суверенитета на первый план в папской

дипломатии вышло ее светское, а не религиозное начало. Международный статус папской

дипломатической службы тоже претерпел существенные изменения. Правители государств

согласились признать внешнеполитический и светский аспект дипломатической миссии папского

нунция. Отныне он считался представителем суверенного государства. В то же время церковный

характер миссии, предусматривавший право на вмешательство во внутренние дела государства,

более не признавался.

Французская революция и реформы Наполеона окончательно разрушили средневековую

модель, соединявшую в лице папы светскую и духовную власть.

На Венском конгрессе Святому престолу удалось дипломатическими мерами обеспечить

реставрацию подорванной Наполеоном светской власти понтифика. Особое внимание папские

дипломаты, представленные на конгрессе, уделили определению статуса папы и его

дипломатической службы. Духовный сан папы снискал формальное признание в «Регламенте о

рангах дипломатических представителей», включившем папу в число крупнейших монархов.

Европейские державы впервые в практике дипломатии юридически зафиксировали признание

папского нунция в качестве официального дипломатического представителя в ранге

чрезвычайного и полномочного посла, а также его духовенство в дипломатическом корпусе.

Постепенно выстраивалась новая система взаимоотношений между светской и духовной

властями. Государство отступилось от концепции неделимости суверенитета, а конституционное

право признало «духовный суверенитет» папы. Со временем эта система приобрела очертания

«свободной церкви в свободном государстве».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.031 с.)