Лекция №9. Русская философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №9. Русская философия



Русская философия зарождалась в эпоху средневековья как религиозная, православная мысль. Она изначально была ориентирована на проблемы человека, нравственно-этические вопросы. Одним из древнейших русских философских произведений является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (ум.1055). Его основной идеей является противопоставление закона, связанного с земными страстями и суетностью мира, божественной благодати, высшему благу, в конечном счёте – справедливости. Иларион прославляет русский народ, однако отрицает избранность какой-либо одной нации. Важным этапом в развитии русской православной философии был 15 век. Это период столкновения иосифлян (Иосиф Волоцкий 1440 – 1515) и нестяжателей (Нил Сорский 1433 – 1508). Первые поддерживали идею социально-политического служения человека государству и церкви, внешнего соблюдение правил и канонов православия. Вторые были за «живой», внутренний, творческий диалог человека с Богом. Личностное единство с ним.

Появление светской философии в России связано с позицией М.В.Ломоносова (1711 – 1765). Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии», говорил, что тела состоят из мельчайших частиц − атомов, образующих корпускулы (молекулы). В этом усматривался детерминизм процессов в природе. Первостепенное значение придавал опыту как критерию истины любых логически выстроенных с помощью анализа и синтеза теорий. Был одним из главных просветителей в России.

19 век в истории русской философии ознаменовался противостоянием славянофилов и западников. Славянофилы критиковали отдельные стороны самодержавия, однако в целом считали его лучшей формой правления для русского народа. По мнению славянофилов (А.С.Хомякова, И.В.Киреевского) русскому менталитету свойственны: религиозность, мистицизм и аскетизм. Они идеализировали Допетровскую Русь, патриархальную крестьянскую общину, противопоставляли Запад и Россию. Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860) разработал понятие соборности (свободной общности православных людей). Утверждение принципа соборности и общины направлено на преодоление как индивидуализма, так и навязываемого из вне коллективизма и на утверждение принципов православной свободы и любви. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека. Она есть итог взаимодействия свободного человеческого начала ("свободы воли человека") и божественного начала человека ("благодати").

Западники считали, что у Руси нет особого пути, поэтому она должна ориентироваться на Европу. Первым западником считается Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856) автор «русской идеи» – об особом негативном божественном предназначении России быть примером того, как не следует жить. Причина бед в православной церкви, попавшей в зависимость от светской власти. Александр Иванович Герцен (1812 – 1870), считая, что религиозная временность земной жизни по «дороге в царство Божие» ведет к оправданию всех отрицательных сторон действительности. Философия для Герцена – это наука о всеобщих и объективных законах бытия, основной метод которой – диалектический. Назначение философии – сделать человека деятельность сознательной.

Герцен как иНиколай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) придерживались идеи «русского социализма» – народного самоуправления, противопоставленного военно-бюрократической государственной власти.

Русская философия кон. XIX – нач. XX века связана с деятельностью Ф.М.Достоевского и русских космистов – В.С.Соловьёва и Бердяева.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) рассматривал человека как существо страдающее и любящее страдание. Он отвергал реальные пути борьбы со злом, так как «зло таится в глубине души, никакое устройство общества не избегнет зла», принудительное добро не лучше зла.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) формулирует принцип построения мира – «всеединство». Первоначало всего – Бог. Все существуют только внутри божественного мира. Природа – это отражение идеального мира. Вещественный мир – это хаос, бесформенное порождение мировой души, результат грехопадения, отпадения от Бога. Мир имеет пять уровней: 1) минеральное царство, 2) растительное, 3) животное, 4) человеческое, 5) Божие.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) считал, чтов основе мира лежит бездна (Ungrund) – ничем не обусловленная иррациональная стихия, предшествующая бытию. Из этого начала рождается Бог, творящий вселенную. Высшим венцом творения является человек, смысл жизни которого – создавать нечто новое в мире. Творчество человека – это продолжающееся вместе с Богом творение, возможное только при наличии свободы, не детерминированной бытием и не выводимой из бытия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.004 с.)