Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 7. Философия Нового времени и Эпохи просвещения
В 17 веке окончательно сложилась наука как форма познания человеком мира. Осуществляется переход философии от идей гуманизма к познанию объективного материального мира. Осмысление и обобщение результатов естественных наук, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свобода от авторитетов и догматов способствовали утверждению философского материализма. Ведущую роль начинает играть механика, активно развивается математика, формируя в философии механистическую, метафизической картину мира. Существование и движение материи подчиняется законам причинно-следственных связей (мир похож на огромный механизм). Важной стороной философии Нового времени было познание мира. В нём выделяют два основных направления: эмпиризм (лат.опыт) - признающий чувственный опыт как единственный источник знаний и рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. Френсис Бекон (1561 – 1626) – один из ярчайших эмпириков, считал, что целью науки является увеличение власти человека над природой. Он предложил реформу научного метода – очищение разума от заблуждений (идолов), обращение к опыту и обработка его посредством индукции (движение мысли от частного к общему), основа которой – эксперимент. Томас Гоббс (1588 – 1679) считал геометрию и механику идеальными образцами научного мышления. Появление государства есть результат договора людей, положившему конец первобытному состоянию «войны всех против всех». Рене Декарт (1596-1660) – яркий представитель рационализма, дуалист, скептик. Основанием познания выступает разум, в основе мира – духовная и материальная субстанции. Процесс мышления всегда связан с неким сомнением, требующим сопоставления различных мнений («Я мыслю, следовательно, я существую»). Декарт разработал учение о методе (метод – путь, способ), который мы получаем в результате многократного решения тех или иных задач. Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) развивая учение Декарта в материалистическом аспекте, высказал философскую позицию, согласно которой все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа. В основе его пантеистической системы – тождество Бога и природы, понимаемой как единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение – атрибуты (неотъемлемые) свойства субстанции; отдельные вещи и идеи – её модусы (единичные проявления). Человек – часть природы, душа его – модус мышления, тело – модус протяжения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации.
Философия эпохи Просвещения (XVIII век) Исходные идеи эпохи Просвещения – культ науки (а, следовательно, Разума) и прогресс человечества. Просветители заботились о распространении просвещения среди народных масс. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. А также «теорию разумного эгоизма»: интересы человека не могут идти вразрез с интересами общества. Были разработаны правила поведения человека в обществе (уважение общественного мнения, вежливость, невмешательство в личную жизнь других) Философское представление о сущности мира эпохи Просвещения называют механическим материализмом – окружающий мир существует сам по себе, он представляет собой разнообразные вещественные тела – материю, которая полностью подчиняется механическим законам взаимодействия. Механика абсолютизировалась, считалась универсальной наукой, способной объяснить ход всех явлений в природе. Наука выступала единственной духовной силой, а всякое другое знание, особенно религия, рассматривалось как ложное. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – один из идейных вождей французского Просвещения – резко критиковал феодализм и различного рода злоупотребления церкви, требовал свободы мысли, устного и печатного слова. Жан Жак Руссо (1712-1778) был противником частной собственности, нарушающей «естественное состояние общества» всеобщего равенства, являющейся источником всех социальных зол и зла как такового. Дени Дидро (1713-1784) высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума. Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствительность. Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789) считал добродетелью деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя есть все то в вещественном мире, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Она существует сама по себе, как причина самой себя, в то же являясь первопричиной всего.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.58.132 (0.023 с.) |