Лекция 16. Проблема истины в философии. Формы и методы научного познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 16. Проблема истины в философии. Формы и методы научного познания.



Истина объективная, абсолютная и относительная. Истина –это адекватное отражение действительности в сознании познающего субъекта. Истина характеризуется объективностью. Объективная истина – это такое знание, содержание которого определено объектом и не зависит ни от воли или восприятия человека. Абсолютная истина – это точное, полное, наиболее исчерпывающее отражение объекта познания. Относительная истина – это неполное отражение, ограниченное достигнутым. Путь к истине ограничен между истиной и заблуждением. Заблуждение – это такое содержание сознания, которое не соответствует действительности, но принимается за истинное. От заблуждения следует отличать ЛОЖЬ, которая представляет собой намеренное искажение действительности. Наиболее приемлемым критерием различения знаний истинных от ложных является практика.

Эмпирическое и теоретическое. В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Эмпирическое исследование предполагает выработку программы исследований, организация наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Эмпирическое исследование, выявляет все новые данные наблюдений и экспериментов, ставит перед теоретическим мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдением и экспериментом все более сложные задачи, формулирует новые проблемы

Проблема – это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.

Наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объекта познания. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий. Наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заданные определенным образом условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс.

В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда учёный в уме оперирует определёнными образами, мысленно ставит объект в определённые условия.

Эксперимент двусторонен. С одной стороны он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой – содержит возможность выявления неожиданных новых данных. Необходимым условием научного исследования является установление фактов. Факт, от factum – сделанное, совершившееся. Факт – это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. Самое характерное для научного факта – его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией, поэтому очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта.

Гипотеза и теория. Гипотеза есть предположеие, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира. Обоснование и доказательство гипотезы проводится на основании анализа накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с установленными новыми фактами и теми фактами, которые могут быть установлены в будущем. Иначе говоря, обоснование гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и предвидении новых.

Гипотеза выступает как определённое обобщение имеющегося знания, но она носит вероятностный характер.

Теории. Теория – это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определённой области реальности.

Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в рамках данной теории выявляется противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы.

Поворотными пунктами в истории науки становятся научные революции. Революции в науке выражаются в качественном изменении ее исходных принципов, понятий, категорий, законов, теорий. т.е. в смене научной парадигмы. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпирического и теоретического мышления, получившие характер убеждений; способ выбора объекта исследования и объяснения определённой системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, образующих логически непротиворечивую теорию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.24 (0.004 с.)