Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. Философия Древнего Востока: Брахманизм, Буддизм, Даосизм, Конфуцианство.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Лекция 4. Философия Древней Греции: милетская и эллейская школы, Гераклит и Демокрит. 1. Начала философии: милетская школа, Гераклит. Представители милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины всего сущего – "архэ". Первым поставил вопрос об архэ Фалес Милетский (625–547 г до н.э.). По Фалесу–такой первопричиной является вода. Вода – это то из чего все проистекает, и все в неё возвращается. Безусловно, Фалес понимал, что вода обладает определённым и конечным набором свойств, мир же намного разнообразнее, поэтому предложил понимать под водой как основой мира некую вездесущую и абстрактную субстанцию, обобщив все многообразие мира в некое единство, тем самым совершив переворот в мировоззрении общества. Преемник Фалеса Анаксимандр (около 610 – 540 до н.э.) принял за первооснову сущего апейрон – неопределенную и бесконечную субстанцию: ее части изменяются, основание же остается неизменным. Она недоступна чувственному восприятию, но постижима с помощью разума. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Согласно Анаксимену (ок. 585 – 525 до н.э.) все вещи возникли из воздуха посредством его сгущения и разряжения. Можно сказать, что мыслители милетской школы были монистами и рассматривали в качестве первоначала конкретные явления природы Гераклит (ок. 530 – 470 до н.э.) был наивным материалистом, продолжателем философии милетцев, хотя и отличавшимся от них тем, что для него было главным не то из чего единый мир сделан, а то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака мира, он выделил свойство – изменчивость, символом которой становится огонь – образ вечного движения. Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать? Получается, что ничего нет, все лишь становится. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, называемую вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны». Диалектическая триада. В материалистической диалектике широко распространена так называемая диалектическая триада «тезис – антитезис – синтез». Под «тезисом» понимается некоторая идея, теория или движение. В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение – «антитезис».
Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, являющееся третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады. Первый основной закон диалектики определяет категории качества, количества и меры. Как нам известно, качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. Если считать качество внутренней определенностью предмета, явления, которая характеризует предмет или явление в целом, то «демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Ярким примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд – вода – пар. Второй закон диалектики. Единство и борьба противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый. Отрицание отрицания. Третий закон диалектики отражает результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму.
Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Таким образом, каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием. Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному. Пример действия закона отрицания отрицания из математики: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени. Познание – обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Если агностицизм отрицает принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины, а скептицизм (от греч. skeptitos – рассматривающий, исследующий) сомневаются в возможности его достоверного познания, то в диалектико-материалистической (научной) философии мир может быть познан с большой степенью достоверности.Познание здесь понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический процесс активного творческого отражения действительности всем человечеством в ходе его общественно-исторической практики. Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва дерево, не дает ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она - цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект.
Под субъектом в теории познания подразумевается индивид или социальная группа как носители предметно-практической деятельности, как источники активности, направленной на объект. Объектом познания является то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности и в познании. Объект не просто совпадает с объективной реальностью. Он выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций и т.д. С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект - без субъекта. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлена мысль исследователя. Так, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них "видит" человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина – его болезни и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляемый в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основe чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Лекция 3. Философия Древнего Востока: Брахманизм, Буддизм, Даосизм, Конфуцианство. Индийская философия стала результатом преобразования индуистского религиозного мировоззрения Индийская философская мысль – одна из древнейших в мире. Основные направления: брахманизм, буддизм. История брахманизма начинается с Вед (“ведение, знание”). Веды состоят из – 4 сборников гимнов, песнопений, магических заклинаний, молитв Философские взгляды брахманизма получили отражение в Упанишадах (одном из этих сборников). По форме Упанишады обычно представляют диалог мудреца-учителя с учеником, либо с человеком, ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад – это разделение знания на 2 вида: низшее и высшее. Низшее значение – это знание эмпирической действительности, которое считается знанием отрывочным, фрагментарным – неистинным. Высшее знание – это знание духовного абсолюта, которое рассматривается как восприятие бытия в его целостности. Главным средством получения которого служит мистическая интуиция. Именно это знание дает власть над миром. Истинными знатоками и толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты – брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис родовой морали поколебали незыблемость авторитета жрецов, безусловность предписываемого ими ритуала.
В VI веке до н.э. В Северной Индии возникает буддизм - учение основателем, которого был Сиудхарта Гаутама Будда (583 - 483 до н.э.). Религия буддизма распространилась на востоке и на юге Индии, в Тибете, Китае и Японии. Центром учения являются четыре благородные истины. Первая из этих истин -жизнь есть страдание. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию. Вторая "благородная истина" говорит о происхождении страдания. Корень страдания в жажде жизни, в жажде наслаждения, приводящей ко все новым рождениям. Т ретья истина – страдание имеет причину, следовательно, возможно прекращение страдания. Наконец, четвертая "благородная истина" говорит о "пути", ведущем к освобождению от страдания. Этот путь: 1) правильное понимание четырех истин, 2) воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами), 3) воздержание от лжи, клеветы, грубых слов, 3) непричинение зла живому, воздержание от воровства), 4) привычка жить честным трудом), 5) борьба с соблазнами и дурными мыслями), 6) понимание преходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни). 7) правильное сосредоточение или направление мысли позволяющее достичь душевного спокойствия и радости; а затем, 8) достижение состояния полной невозмутимости и безразличия. Это состояние Будда назвал нирваной (буквально: угасание). Человек этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Особо важную роль в становлении философии сыграла математика (появление позиционной системы исчисления и введения нуля) и астрономия.
Особенностью индийской философии можно назвать то, что наиболее типичным для большинства индийских философских школ является представление об Абсолюте (Начале) не как о персонифицированном божестве, а как о безличном, метафизическом принципе. Однако мир развивается именно по законам нравственного порядка. Различные части бытия создают не столько физический, сколько моральный образ мира. Мировые процессы определяются не механическими причинами – взаимодействием этих частей, а моральными, связанными с воздаянием за человеческие поступки. В целом индийская реалистическая философия признавала реальность внешнего мира и отсюда возможность его познания индивидом. Прямо противоположна философская установка буддизма, отрицающая реальность существования как бытия, так и небытия. Китайская философия В Китае процесс зарождения философии назван ”эпохой борющихся царств”. В Китае первыми философами выступали бродячие мудрецы, подготовившие своими беседами с народом наступление "золотого века" китайской философии. Самыми известными и популярными были древнекитайские философы: Конфуций и Лао-дзы. Родоначальники: конфуцианства и даосизма Согласно даосскому учению, человек обладает как бы двумя натурами. Одна – естественная, порождаемая и определяемая Дао, то есть Единым (а потому истинная), другая – искусственная, порождаемая и определяемая страстями, свойственными человеческому "я" (оттого ложная). Исходя из этого, идеальным человеком считается тот, в котором истинная натура возобладает над ложной. В бытийном смысле Дао принято понимать не как божественное Начало, но как высший принцип, закон, лежащий в основании саморазвивающегося универсума. Ему подчиняются три мировых силы: Небо–Земля–Человек, а также пять находящихся во взаимодействии элементов: вода, огонь, металл, дерево, земля. Реализуется Дао через два принципа: ЯНЬ и ИНЬ, которые олицетворяют два взаимодополняющие СИНКРЕТИЧНЫХ начала (муж. и жен.). Существование для даосов – это цикличный процесс, круг без начала и конца. Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное – полным, кривое – прямым). Эта смена противоположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение. Конфуцианство. Родоначальник – Конфуций (551-479 до н.э.), его имя - латинизированная версия имени Кун Фу-цзы (учитель Кун). Этот мыслитель считается первым китайским философом, чьё существование документально подтверждено. Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Небо для него - высшая сила. Небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Конфуцианцы выбрали за основу своей философии взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие этические понятия, как "взаимность", "золотая середина" и "человеколюбие". "Золотая середина" - это середина в поведении людей между несдержанностью и осторожностью. Основа "человеколюбия" - почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. "Взаимность" или "забота о людях" - основная нравственная заповедь конфуцианства, суть ее: "не делай другим того, чего не желаешь себе". Конфуций дает развернутый образ человека, следующего конфуцианским моральным заповедям. Это "благородный человек". В отличие от простолюдина ("низкого человека"), он требователен к себе, ему можно доверить большие дела, живет в согласии с другими людьми, ему легко услужить, он идет на смерть ради человеколюбия. Ключ к управлению народом Конфуций видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим. Для Конфуция знать - "значит знать людей". Познание природы интересует его в меньшей степени, хотя занятие наукой (в том числе и естественной) им всячески приветствовалось.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.017 с.) |