Лекция 3. Философия Древнего Востока: Брахманизм, Буддизм, Даосизм, Конфуцианство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Философия Древнего Востока: Брахманизм, Буддизм, Даосизм, Конфуцианство.



Лекция 4. Философия Древней Греции: милетская и эллейская школы, Гераклит и Демокрит.

1. Начала философии: милетская школа, Гераклит.

Представители милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины всего сущего – "архэ". Первым поставил вопрос об архэ Фалес Милетский (625–547 г до н.э.). По Фалесу–такой первопричиной является вода. Вода – это то из чего все проистекает, и все в неё возвращается. Безусловно, Фалес понимал, что вода обладает определённым и конечным набором свойств, мир же намного разнообразнее, поэтому предложил понимать под водой как основой мира некую вездесущую и абстрактную субстанцию, обобщив все многообразие мира в некое единство, тем самым совершив переворот в мировоззрении общества. Преемник Фалеса Анаксимандр (около 610 – 540 до н.э.) принял за первооснову сущего апейрон – неопределенную и бесконечную субстанцию: ее части изменяются, основание же остается неизменным. Она недоступна чувственному восприятию, но постижима с помощью разума. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Согласно Анаксимену (ок. 585 – 525 до н.э.) все вещи возникли из воздуха посредством его сгущения и разряжения. Можно сказать, что мыслители милетской школы были монистами и рассматривали в качестве первоначала конкретные явления природы

Гераклит (ок. 530 – 470 до н.э.) был наивным материалистом, продолжателем философии милетцев, хотя и отличавшимся от них тем, что для него было главным не то из чего единый мир сделан, а то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака мира, он выделил свойство – изменчивость, символом которой становится огонь – образ вечного движения. Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать? Получается, что ничего нет, все лишь становится. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, называемую вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны».

Диалектическая триада. В материалистической диалектике широко распространена так называемая диалектическая триада «тезис – антитезис – синтез». Под «тезисом» понимается некоторая идея, теория или движение. В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение – «антитезис».

Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, являющееся третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады.

Первый основной закон диалектики определяет категории качества, количества и меры. Как нам известно, качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. Если считать качество внутренней определенностью предмета, явления, которая характеризует предмет или явление в целом, то «демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

Ярким примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд – вода – пар.

Второй закон диалектики. Единство и борьба противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый. Отрицание отрицания. Третий закон диалектики отражает результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму.

Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Таким образом, каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием.

Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному. Пример действия закона отрицания отрицания из математики: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени.

Познание – обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое зна­ние о мире. Если агностицизм отрицает принципиальную возможность по­знания реального мира, выявления его закономерностей и по­стижения объективной истины, а скептицизм (от греч. skeptitos – рассматривающий, исследующий) сомневаются в возможности его достоверного познания, то в диалектико-материалистической (научной) философии мир может быть познан с большой степенью достоверности.Познание здесь понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерца­ние мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический процесс активного творческого отражения действи­тельности всем человечеством в ходе его общественно-исторической практики. Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва дерево, не дает ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она - цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект.

Под субъектом в теории познания подразумевается индивид или социальная группа как носители предметно-практической деятельности, как источники активности, направленной на объект. Объектом познания является то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности и в познании. Объект не просто совпадает с объективной реальностью. Он выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций и т.д. С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект - без субъекта.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлена мысль исследователя. Так, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них "видит" человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина – его болезни и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Чувственное познание осуществля­ется посредством органов чувств. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выра­жено в мышлении. Мышление – осуществляемый в ходе прак­тики активный процесс обобщенного и опосредованного отра­жения действительности, обеспечивающий раскрытие на основe чувственных данных ее закономерных связей и их выраже­ние в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллектив­ного субъекта, общества в процессе своей предметной деятель­ности и общения, идеальная их форма.

Лекция 3. Философия Древнего Востока: Брахманизм, Буддизм, Даосизм, Конфуцианство.

Индийская философия стала результатом преобразования индуистского религиозного мировоззрения

Индийская философская мысль – одна из древнейших в мире. Основные направления: брахманизм, буддизм. История брахманизма начинается с Вед (“ведение, знание”). Веды состоят из – 4 сборников гимнов, песнопений, магических заклинаний, молитв Философские взгляды брахманизма получили отражение в Упанишадах (одном из этих сборников). По форме Упанишады обычно представляют диалог мудреца-учителя с учеником, либо с человеком, ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад – это разделение знания на 2 вида: низшее и высшее. Низшее значение – это знание эмпирической действительности, которое считается знанием отрывочным, фрагментарным – неистинным. Высшее знание – это знание духовного абсолюта, которое рассматривается как восприятие бытия в его целостности. Главным средством получения которого служит мистическая интуиция. Именно это знание дает власть над миром. Истинными знатоками и толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты – брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис родовой морали поколебали незыблемость авторитета жрецов, безусловность предписываемого ими ритуала.

В VI веке до н.э. В Северной Индии возникает буддизм - учение основателем, которого был Сиудхарта Гаутама Будда (583 - 483 до н.э.). Религия буддизма распространилась на востоке и на юге Индии, в Тибете, Китае и Японии. Центром учения являются четыре благородные истины. Первая из этих истин -жизнь есть страдание. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию. Вторая "благородная истина" говорит о происхождении страдания. Корень страдания в жажде жизни, в жажде наслаждения, приводящей ко все новым рождениям. Т ретья истина – страдание имеет причину, следовательно, возможно прекращение страдания. Наконец, четвертая "благородная истина" говорит о "пути", ведущем к освобождению от страдания. Этот путь: 1) правильное понимание четырех истин, 2) воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами), 3) воздержание от лжи, клеветы, грубых слов, 3) непричинение зла живому, воздержание от воровства), 4) привычка жить честным трудом), 5) борьба с соблазнами и дурными мыслями), 6) понимание преходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни). 7) правильное сосредоточение или направление мысли позволяющее достичь душевного спокойствия и радости; а затем, 8) достижение состояния полной невозмутимости и безразличия. Это состояние Будда назвал нирваной (буквально: угасание). Человек этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Особо важную роль в становлении философии сыграла математика (появление позиционной системы исчисления и введения нуля) и астрономия.

Особенностью индийской философии можно назвать то, что наиболее типичным для большинства индийских философских школ является представление об Абсолюте (Начале) не как о персонифицированном божестве, а как о безличном, метафизическом принципе. Однако мир развивается именно по законам нравственного порядка. Различные части бытия создают не столько физический, сколько моральный образ мира. Мировые процессы определяются не механическими причинами – взаимодействием этих частей, а моральными, связанными с воздаянием за человеческие поступки. В целом индийская реалистическая философия признавала реальность внешнего мира и отсюда возможность его познания индивидом. Прямо противоположна философская установка буддизма, отрицающая реальность существования как бытия, так и небытия.

Китайская философия

В Китае процесс зарождения философии назван ”эпохой борющихся царств”. В Китае первыми философами выступали бродячие мудрецы, подготовившие своими беседами с народом наступление "золотого века" китайской философии. Самыми известными и популярными были древнекитайские философы: Конфуций и Лао-дзы. Родоначальники: конфуцианства и даосизма Согласно даосскому учению, человек обладает как бы двумя натурами. Одна – естественная, порождаемая и определяемая Дао, то есть Единым (а потому истинная), другая – искусственная, порождаемая и определяемая страстями, свойственными человеческому "я" (оттого ложная). Исходя из этого, идеальным человеком считается тот, в котором истинная натура возобладает над ложной.

В бытийном смысле Дао принято понимать не как божественное Начало, но как высший принцип, закон, лежащий в основании саморазвивающегося универсума. Ему подчиняются три мировых силы: Небо–Земля–Человек, а также пять находящихся во взаимодействии элементов: вода, огонь, металл, дерево, земля. Реализуется Дао через два принципа: ЯНЬ и ИНЬ, которые олицетворяют два взаимодополняющие СИНКРЕТИЧНЫХ начала (муж. и жен.). Существование для даосов – это цикличный процесс, круг без начала и конца. Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное – полным, кривое – прямым). Эта смена противоположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение.

Конфуцианство. Родоначальник Конфуций (551-479 до н.э.), его имя - латинизированная версия имени Кун Фу-цзы (учитель Кун). Этот мыслитель считается первым китайским философом, чьё существование документально подтверждено. Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Небо для него - высшая сила. Небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Конфуцианцы выбрали за основу своей философии взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие этические понятия, как "взаимность", "золотая середина" и "человеколюбие". "Золотая середина" - это середина в поведении людей между несдержанностью и осторожностью. Основа "человеколюбия" - почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. "Взаимность" или "забота о людях" - основная нравственная заповедь конфуцианства, суть ее: "не делай другим того, чего не желаешь себе". Конфуций дает развернутый образ человека, следующего конфуцианским моральным заповедям. Это "благородный человек". В отличие от простолюдина ("низкого человека"), он требователен к себе, ему можно доверить большие дела, живет в согласии с другими людьми, ему легко услужить, он идет на смерть ради человеколюбия. Ключ к управлению народом Конфуций видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим.

Для Конфуция знать - "значит знать людей". Познание природы интересует его в меньшей степени, хотя занятие наукой (в том числе и естественной) им всячески приветствовалось.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.017 с.)