Сущность инноваций. Цикл инновационной деятельности. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность инноваций. Цикл инновационной деятельности.



 

В настоящее время термин «инновация» широко употребляется в нашей стране. Используется он как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий и процессов: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. д. Но что означает этот термин, насколько обоснованно его применение в различных областях производства, науки, культуры, образования; в экономических, правовых, социальных отношениях и других сферах деятельности человека? Обратимся к словарям.

В социологическом словаре инновация (от лат. innovatio – введение чего-либо нового) определяется как процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе. В толковом словаре иностранных слов Л. П. Крысина читаем: инновация (от фр. innovation) – обновление, перемена. Современный экономический словарь дает такое определение: инновации – нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также применение этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

В психологическом словаре инновацией называется результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т. д., которые удовлетворяют потребности человека и общества, вызывают социальные и другие изменения. Различают социально-экономические, организационно-управленческие и технико-технологические инновации.

В монографии коллектива ученых под руководством профессора Г. А. Краюхина проведены исследования различных дефиниций термина «инновация». Приведем выдержку из этой книги: «Впервые термин «innovation» появился в научных исследованиях зарубежных культурологов еще в XIX веке и означал введение некоторых элементов одной культуры в другую».

Только в начале XX в. стали изучать закономерности технических нововведений. В мировой экономической литературе можно встретить два подхода к инновациям. Классическим примером первого подхода считается широкая трактовка этого термина английским экономистом Й. Шумпетером, который в 1911 г. в своей работе «Теория экономического развития» [22] говорил о процессе внедрения новых комбинаций в пяти случаях: введение нового товара, внедрение нового метода производства продукции, открытие нового рынка, завоевание нового источника сырья или полуфабрикатов, внедрение новой организационной структуры в какой-либо промышленности. В 1930-х гг. Й. Шумпетер уже использовал термин инновация для обозначения любых изменений, связанных с применением новых или усовершенствованных решений в технике, технологии, организации производства, в процессах сбыта и снабжения и т. д.

Толковый словарь Коллинза, основываясь на высказываниях Й. Шумпетера, определяет инновацию как «осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового».Однако такой подход не стал эталоном для всех последователей Й. Шумпетера. В течение многих лет зарубежные авторы, а в последние годы и отечественные ученые, сетуют на недостаточную разработанность как терминологического аппарата, так и содержательных аспектов нововведений. «Ни одна из проблем, с которыми сталкивается американский бизнес, не является более важной и менее изученной, чем проблема нововведений», – вторит экономистам известный америанский футуролог Э. Тоффлер. Количество работ в области инноваций постоянно растет, интерес к проблематике не ослабевает и сейчас. Однако большое число работ и авторов не означает, что «выкристаллизовалось» хотя бы несколько ярких теорий, или практика прояснила взгляды на то, что такое инновации, какова их роль, как их использовать для развития не только организации, но и общества в целом.

Существует и более узкая трактовка термина «инновация», в которой учитывается только научно-технический аспект. Например П. Друкер приводит следующее определение: «…инновация – это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы придают новые очертания экономике данного бизнеса…».

Здесь уместно обратить внимание на различие между терминами «изобретение» и «инновация».

Изобретение – это новый продукт, а инновация – новая выгода, именно на этом и строится маркетинговая стратегия инноваций.

Рассмотрим дефиницию термина «инновация» как процесс и как результат.

Качественное содержание инновации как процесса зафиксировано в итоговых документах международной конференции «Научно-техническая и инновационная политика России», где, в частности, отмечено: «Инновация – это процесс создания нового технологического продукта и распространения его по всей экономике, а в долгосрочном плане – это принципиальный источник благосостояния». Аналогично трактуют инновацию и другие словари и справочники по рыночной экономике.

Госкомстат России, вводя в 1994 г. новую форму статистической отчетности по инновациям, определил их как «внедрение новой или усовершенствованной продукции, новых или усовершенствованных технологических процессов».

По способу организации инновационного процесса выделяют три модели инновационного предпринимательства: 1) модель, основанную на внутренней организации – инновация реализует-ся внутри компании путем кооперации ее подразделений для совместной работы по инновационному проекту; 2) на внешней организации – создание новых видов продукции (инновации) выпол-няется сторонними организациями на основе контрактов; 3) для реализации инновационного проекта учреждаются дочерние венчурные структуры, привлекающие дополнительные капитальные ресурсы.

С другой стороны, многие ученые понимают под инновацией не процесс изменений, а его результат; тогда инновация – это «новый продукт или услуга, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии».

В проекте закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» дано определение инновации (нововведения) как конечного результата инновационной деятельности, получившего воплощение «... в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация – продукт4, результат), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация – процесс)».

Каждая инновация уникальна, а их внедрение снижает затраты на производство продукции. Поэтому инновация – это совокупность технических новшеств и экономического эффекта.

Понятие «инновация» шире понятия «новая техника»; оно применяется ко всем новшествам в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, обеспечивающим получение социально-экономического эффекта за счет использования интеллектуального потенциала.

Инновации можно классифицировать в зависимости от предметного содержания.

Технологические инновации направлены на получение и применение новых знаний для решения технологических и инженерных задач в области обеспечения функционирования техники и производства в организации как единой системе. К ним относят все изменения, определяющие научно-технический прогресс и затрагивающие средства и методы организации производства и технологии.

Технологические инновации делятся на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт – продукт, технологические характеристики, функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции которого, а также состав применяемых материалов и компонентов существенно отличаются от аналогичных показателей ранее произведенных продуктов, так как создание его основывается на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих.

Если у существующего продукта улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более эффективных компонентов и материалов, то такой продукт называется технологически усовершенствованным.

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производства или на совокупности двух названных способов, а также на использовании результатов исследований и разработок.

К нетехнологическим инновациям относят разработки организационного, управленческого, правового, социального и экологического характера.

Организационно-управленческие инновации направлены на изменения в системе управления организации для достижения целей eе функционирования и развития.

Вопрос о том, какие инновации первичны технологические или организационно-управленческие), не имеет однозначного ответа. В одних компаниях, особенно длительно (и монопольно) работающих на рынке, сама система управления не способна своевременно произвести технологические изменения. Для повышения их инновационной восприимчивости и активности в технологической области необходимы реформирование подходов к управлению и реструктуризация бизнеса. В других компаниях организационно-управленческие инновации стимулируются потребностями инновационного развития в производственно-технологической сфере: новыми высокотехнологичными процессами нельзя управлять старыми методами.

Как было отмечено, инновационный процесс – это последовательность действий по созданию, материализации и коммерциализации продуктов ИД.

Структура инновационного процесса определяется внутренней, предметной логикой движения – от идеи новшества до его использования конечным потребителем. Выделяют от 5 до 9 стадий этого процесса и ряд этапов внутри стадий. Инновационный процесс можно представить следующей технологической цепью: фундаментальные и прикладные исследования – создание объекта техники или технологий – его правовая охрана – введение объекта в хозяйственный оборот (коммерциализация).

Организация инновационных процессов охватывает информационную, научную, проектно-конструкторскую, производственную, вспомогательную, экономико-управленческую и социально-культурную деятельность и носит многовариантный характер. Особое значение придается наличию задела в научных исследованиях и проектно-конструкторских проработках, позволяющему сократить время на создание инновации. При этом наиболее значимыми с точки зрения трудоемкости и важности получения конечных результатов, определяющими их новизну и научно-технический прогресс в инвестиционно-строительной сфере, являются научная и проектно-(опытно-) конструкторская деятельность.

В рамках инновационного цикла научно-техническая идея преобразуется в инновационную продукцию, проходя три стадии: новшество – нововведение – инновация.

Новшество – это признанный государством, корпорацией или организацией способ воплощения научно-технической идеи, оформленной в виде патентов на изобретения, свидетельств на полезные модели, селекционные достижения, программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем и ноу-хау (технологический процесс и т. п.). На их основе формируются объекты ИС, которые могут быть реализованы на рынке. Таким образом, новшество – это результат научно-технической деятельности, направленной на генерацию идеи и ее технологическое воплощение.

Нововведение – выведенный на рынок материализованный результат производственно-технологического освоения новшества в соответствии с требованиями законодательства. Нововведение является результатом производственно-технологической деятельности, направленной на создание платформы воспроизводства инновационного изделия на основе новшества.

Инновация – признанный рынком конечный результат ИД, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта либо технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновация – это результат маркетинга, направленный на формирование и реализацию стратегии устойчивого позиционирования нововведения на рынке высокотехнологичной продукции.

 

Лекция № 5

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.005 с.)