Профессиональная компетентность выпускника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная компетентность выпускника



Профессиональная компетентность выпускника

Понятие профессиональная компетентность рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные виды действий.

Современная трудовая среда требует не только профессиональных знаний, хотя знания и лежат в основе компетенции. Человек должен уметь использовать эти знания в различных ситуациях, решать сложные проблемы, общаться с другими и постоянно узнавать что-либо новое. Компетенция – это интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющих выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде. Задача развития компетентности – включение имеющихся знаний, умений и навыков в «практику» жизни. Любая профессия состоит из комплекса функций и задач, требующих определенного набора компетенций, которые, будучи интегрированными в одно целое, позволяют адекватно осуществлять деятельность в рамках этой профессии.

Областью профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки «Инноватика»3 является инновационное развитие страны, региона, территории, отрасли и отдельных организаций, в том числе:

- процессы инновационных преобразований;

- управление и нормативно-правовое обеспечение ИД;

- инфраструктура нововведений;

- инновационное предпринимательство;

- экономика и финансовое обеспечение ИД;

- маркетинг в инновационной сфере;

- развитие и реализация технологий нововведений;

- развитие инноватики как области научно-технической деятельности.

Выпускник готов к профессиональной деятельности в органах государственного управления и инфраструктуры, а также в коммерческих организациях любых форм собственности.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

- инновационные проекты создания конкурентоспособных производств товаров и услуг;

- инновационные проекты реинжиниринга бизнес-процессов;

- научно-техническое инновационное развитие организаций малого бизнеса;

- проекты инновационного развития территории;

- аппаратно-программное обеспечение всех фаз управления инновационными проектами;

- теоретические основы инноватики, развитие инноватики как науки и области научно-технической деятельности;

- инновационные технологии обучения.

Бакалавр в соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие основные виды профессиональной деятельности:

- производственно-управленческую;

- экспериментально-исследовательскую.

Выпускники по направлению «Инноватика» могут адаптироваться ко всем видам деятельности, базирующимся на системном анализе, моделировании, автоматизированном управлении и других информационных компьютерных технологиях.

 

Лекция № 2

 

Инновационно-технологические конкурентные преимущества коммерческих организаций. Организационно-управленческие инновации как фактор повышения конкурентного потенциала и лидирующих позиций организаций.

 

Основными факторами, определяющими конкурентные преимущества в современной экономике, являются конечность потребностей и ресурсов и уровень научно-технического развития, который ограничивает возможности трансформации сырья и ресурсов в экономические продукты и капитал. Инновации выступают одним из самых действенных средств конкурентной борьбы. Топ-менеджеры крупнейших в мире компаний (65 %) заявили, что конкуренция и рыночная ситуация заставляют их планировать проведение радикальных изменений в течение ближайших двух лет.

В условиях конкуренции каждая организация обязана заниматься инновационной деятельностью. Рост конкуренции на 1% означает прирост ИД на 3%.

Научно-технический потенциал является одним из основных возобновляемых ресурсов, определяющих развитие экономики страны по мере исчерпания природных запасов. Уровень инновационной активности и связанные с ним конкурентные преимущества определяются способностью экономики трансформировать знания в выпуск наукоемкой продукции, в повышение эффективности традиционных отраслей.

Существуют два основных источника конкурентных преимуществ:

- эксплуатация природного ресурсного потенциала территории и факторов производства;

- инновационный путь, который заключается в присвоении монопольной ренты от инновационной (интеллектуальной) деятельности. В последние годы наибольшие темпы экономического роста за счет инновационного фактора демонстрируют Китай и Индия.

Важно помнить выводы классической экономической теории о том, что не расхищение природных ресурсов, а только инновационное обновление основного капитала и ввод новых технологий способны обеспечить выход экономики из фазы кризиса, ее переход на новую траекторию функционирования и развития.

Эффективная государственная социально-экономическая политика заключается в разумном сочетании инновационно-технологических и ресурсно-факторных конкурентных преимуществ. При этом ИД может быть направлена как на создание новых видов экономической деятельности, так и на повышение конкурентоспособности и эффективности традиционных.

При разработке конкурентных инновационных стратегий в первую очередь необходимо обратить внимание на наукоемкость основных системообразующих отраслей национальной экономики и развитие информационно-телекоммуникационных отраслей. С точки зрения наукоемкости все отрасли разбиваются по классификации ОЭСР на три группы: ненаукоемкие (доля расходов на исследования и разработки в совокупном объеме выпуска – менее 3,5%), средней наукоемкости (от 3,5 до 8,5%), высоконаукоемкие (более 8,5%).

В группу высокотехнологичных обычно включают производства, обеспечивающие выпуск наукоемкого продукта, рассчитанного на массового потребителя. В странах ОЭСР выделяют четыре высокотехнологичных отрасли промышленности: авиакосмическую, производство компьютеров и офисного оборудования, электронную и производство коммуникационного оборудования, фармацевтическую.

В настоящее время на долю семи высокоразвитых стран приходится около 80…90 % наукоемкой продукции и почти весь ее экспорт. Доля России составляет только 0,3 %. Страны «большой семерки» обладают 46 из 50 имеющихся в мире макротехнологий, из которых 22 контролируют США, 8…10 – Германия, 7 – Япония, по 3…5 – Великобритания и Франция и по 1 приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию. Россия в настоящее время сохраняет контроль лишь над одной, по некоторым оценкам, – двумя макротехнологиями: производством ядерной энергии и освоением космоса.

Вместе с тем в России по 30 научным дисциплинам: в областях физики (14 дисциплин), химии (6), математики (1), науки о жизни и медицины (9) – имеются достижения мирового уровня, определяющие по ряду направлений развитие инновационной экономики.

За рубежом производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50…55 макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80% этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд долл., Германия – 530, Япония – 400.

Ядром инновационного развития является машиностроение. На современном этапе все виды машиностроения должны быть наукоемкими и высокотехнологичными, что требует разработки национальной стратегии. Высокая доля НИОКР в стоимости современных машин и оборудования обусловливает широкую бюджетную поддержку разработки и освоения новых моделей техники, а также лизинга и других форм стимулирования обновления парка машин и оборудования. Поэтому страны-лидеры не заинтересованы в том, чтобы обеспечивать Россию новой техникой. Они включают в национальные долгосрочные стратегии развитие собственного машиностроения по широкому спектру машин и оборудования, необходимых для внутреннего рынка.

В ближайшие два года, как свидетельствуют опросы, 87 % организаций, занятых в машиностроении, выведут на рынок новые продукты; в организациях черной металлургии – 81 %. Второй эшелон составляют химия и нефтехимия – 68 %, легкая и пищевая отрасли – 67 и 62 %. Самые скромные цифры пришлись на долю стройиндустрии – 45 %, цветной металлургии – 43 % и лесопромышленного комплекса – 43 %; в мебельном производстве этот показатель составляет 76 %.

Подотрасли (по ОКВЭД) машиностроения также показали неоднородные результаты, но здесь различия не так заметны. Самые умеренные планы по освоению новых продуктов почти всегда отличали производство электрических машин и электрооборудования. Лишь в 2005–2006 гг. в этой подотрасли был зарегистрирован небывалый всплеск активности – 100 %. Однако, по-видимому, столкнувшись с реальными проблемами, организации электротехмаша уже в конце 2006 г. существенно пересмотрели свою инновационную политику.

В 2007–2008 гг. только 78 % производителей электрического оборудования оказались готовы к борьбе за разработку и вывод на рынок новых изделий. Такого резкого снижения готовности к созданию новых продуктов в машиностроении еще не регистрировалось. В других отраслях прогнозы мало менялись в течение всего периода мониторинга.

Чем крупнее компания, тем больше у нее возможностей для новаторских экспериментов. Но на ближайшие два года даже лидеры индустрии вынуждены корректировать свои планы. Только 73 % организаций с персоналом более 2000 чел. планируют разрабатывать новые продукты, тогда как в прежние годы соответствующий показатель доходил до 82 %. Среди производителей со шта-

том до 500 чел. такие планы есть у 65 % (абсолютный рекорд (78 %) зарегистрирован в период 2005–2006 гг.).

Опросный подход к изучению инновационной активности организаций позволяет получать уникальную информацию, абсолютно недоступную при использовании традиционной статистики. Только опросы руководителей компаний дают возможность наиболее полно отслеживать помехи на пути создания новой продукции, поскольку руководители аккумулируют все виды информации (техническую, экономическую, маркетинговую, неформальную) и способны правильно расставить акценты.

Как показывают опросы Института экономики переходного периода (ИЭПП), причин спада инновационного энтузиазма в 2007–2008 гг. более чем достаточно. Особенно настораживает частое (в 20 % случаев) упоминание преимущества конкурентов вследствие обладания уникальными источниками энергии, сырья, технологиями, патентами и лицензиями. Причем руководство организаций больше всего волнуют энергия и сырье, патенты и лицензии – не самые обязательные атрибуты современной российской промышленности.

Больше всего мешают промышленному «креативу» во все годы и во всех отраслях высокиеиздержки, необходимые для начала производства. Сегодня частота упоминания этогоглавного сдерживающего фактора – практически одинакова в машиностроении, легкой промышленности и пищевой отрасли. В начале мониторинга (конец 2000 г.) эту причину упоминали 81 % машиностроительных компаний, тогда как в двух других отраслях – только 59 %.

В странах с развитой рыночной системой хозяйствования предпринимательство принято рассматривать с позиции принадлежности к классической или инновационной модели. Классическая модель описывает традиционное, консервативное предпринимательство, предполагающее максимальную отдачу ресурсов и управление объемами производства. Инструменты производственной политики отработаны поколениями промышленников: это предприимчивость и готовность идти на строгo дозированный риск; детальное знание дела, дисциплина труда и жесткие требования к наемным работникам.

Основа инновационной модели – новаторство. Здесь на первый план выходят сменяемость продукции, готовность удовлетворить будущие запросы потребителей, ориентация на внедрение новшеств. Для компаний этого типа важно не только знание теории инноваций, но и проявление инновационной активности в сфере технологий, а также организации и управления компанией. Организационно-управленческие инновации (ОУИ) – это изменения в системе управления компанией с целью повышения эффективности ее функционирования и конкурентоспособности. Признаки отнесения инноваций к организационно-управленческим представлены.

В теории управления принято выделять следующие виды ОУИ:

1. Организационные нововведения – освоение новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, изменение соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц компании. Между людьми в организации формируется густая сеть горизонтальных и вертикальных связей, требующая четкой координации и регулирования. Этим и занимается система управления, с помощью которой принимаются и приводятся в исполнение решения, направленные на достижение поставленных корпорацией целей.

Объединение отдельных организационных систем в системно-интегрированный комплекс рассматривается с точки зрения топологической, структурно-функциональной и социально-экономической интеграции. Топологическая интеграция предполагает объединение проектных, общестроительных, специализированных, комплектующих, монтажных и пусконаладочных подразделений. При этом достигается интеграция управленческих функций и задач стратегическогопланирования, материально-технического снабжения, управления научно-техническим прогрессом и т. п. К топологической интеграции относится также интеграция внешняя – взаимосвязи организационной системы с поставщиками материалов, транспортными организациями, заказчиком, поставщиками оборудования. Целью такой интеграции является создание в системе рациональных материально-технических взаимосвязей.

 

Лекция № 8

 

Профессиональная компетентность выпускника

Понятие профессиональная компетентность рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные виды действий.

Современная трудовая среда требует не только профессиональных знаний, хотя знания и лежат в основе компетенции. Человек должен уметь использовать эти знания в различных ситуациях, решать сложные проблемы, общаться с другими и постоянно узнавать что-либо новое. Компетенция – это интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющих выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде. Задача развития компетентности – включение имеющихся знаний, умений и навыков в «практику» жизни. Любая профессия состоит из комплекса функций и задач, требующих определенного набора компетенций, которые, будучи интегрированными в одно целое, позволяют адекватно осуществлять деятельность в рамках этой профессии.

Областью профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки «Инноватика»3 является инновационное развитие страны, региона, территории, отрасли и отдельных организаций, в том числе:

- процессы инновационных преобразований;

- управление и нормативно-правовое обеспечение ИД;

- инфраструктура нововведений;

- инновационное предпринимательство;

- экономика и финансовое обеспечение ИД;

- маркетинг в инновационной сфере;

- развитие и реализация технологий нововведений;

- развитие инноватики как области научно-технической деятельности.

Выпускник готов к профессиональной деятельности в органах государственного управления и инфраструктуры, а также в коммерческих организациях любых форм собственности.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

- инновационные проекты создания конкурентоспособных производств товаров и услуг;

- инновационные проекты реинжиниринга бизнес-процессов;

- научно-техническое инновационное развитие организаций малого бизнеса;

- проекты инновационного развития территории;

- аппаратно-программное обеспечение всех фаз управления инновационными проектами;

- теоретические основы инноватики, развитие инноватики как науки и области научно-технической деятельности;

- инновационные технологии обучения.

Бакалавр в соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие основные виды профессиональной деятельности:

- производственно-управленческую;

- экспериментально-исследовательскую.

Выпускники по направлению «Инноватика» могут адаптироваться ко всем видам деятельности, базирующимся на системном анализе, моделировании, автоматизированном управлении и других информационных компьютерных технологиях.

 

Лекция № 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.045 с.)