Неотомизм- учение о развивающемся учении Фомы Аквинского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неотомизм- учение о развивающемся учении Фомы Аквинского.



Жак Маритен (1882—1973) — французский религиозный философ, представитель неотомистской теории права.

Эпоха. Две мировые войны. Создание международных институтов, призванных защитить права человека (ООН, Всеобщая декларация прав человека и др.). Все это обусловило обращение католического философа Маритена к проблеме прав человека.

Биография. Родился в протестантской семье, но затем принял католичество. В 1899 г. поступил в Сорбонну, где изучал естествознание и философию. В университетские годы увлекался философскими теориями: христианским социализмом Ш. Пеги, интуитивизмом А. Бергсона, религиозными идеями Л. Блуа, под влиянием которого в 1906 г. принял католическое вероисповедание. Книга Фомы Аквинского «Сумма теологии», прочитанная Маритеном в 1910 г., произвела переворот в его сознании. В 16 лет писал “я стану социалисто и буду жить длч революции”.

Логическое основание политико-правового учения. Правовое учение Фомы Аквинского и философские учения XX в. (экзистенциализм и др.). Вслед за Фомой Аквинским Маритен считал, что естественное право восходит к вечному божественному закону (lex aeterna), который является идеальным рациональным планом управления миром, замыслом Бога, которому подчинено все то, что небожественно, но согласно которому мыслящее существо несравнимо выше, чем другие божьи сознания: «Естественное право есть закон лишь потому, что оно сопричастно Вечному закону».

Основные работы: «Права человека и естественный закон», «Человек и государство» 1951 г.

Содержание политико-правового учения. Понятие естественного права и проблемы его познания. Маритен поставил перед собой цель — вписать вопрос о естественном праве в современную для него философскую мысль XX в., опираясь на правовое учение католического философа XIII в. Фомы Аквинского.

“Естественное право-не данность,оно связано с замыслом Бога. Надо определить склонности людей.”-Аквинский.

Маритен дистанцируется от понимания естественного права школами:

—> юридического позитивизма. Для представителей этой школы (Дж. Остин и др.) естественное право представляется лишь метафорой;

—> рационалистического естественного права. Для представителей этой школы (начиная с Г. Гроция) естественное право — это реальность, открытая для своего понимания человеческим разумом.

Маритен критически относится к рационалистической школе естественного права: «...Человеческий разум не открывает предписания естественного права в абстрактной и теоретической форме, в виде последовательности геометрических теорем. Более того, он не открывает их посредством логического вывода, т.е. путем рационального познания».

Понимание естественного права на уровне самоочевидного принципа — «это знание о том, что мы должны делать добро и избегать зла». Но это лишь основной принцип естественного права, а не само естественное право, поскольку оно «являет собой совокупность вещей, которые следует и которые не следует делать, что вытекает из него с необходимостью. То, что в определении этих вещей возможна любая ошибка и любое искажение, означает лишь, что наши глаза слепы, наша природа груба и бесконечное множество случайностей может исказить наше суждение. Монтень ехидно заметил, что среди некоторых народов инцест и воровство считались добродетельными поступками. Паскаля это шокировало. Все это не доказывает ничего противоречащего естественному праву, — не более, чем

ошибка в сложении доказывает что-либо противоречащее арифметике...».

Как же тогда познать естественное право, которое имеет лишь неписаную форму? Маритен, следуя рассуждениям Фомы Аквинского о естественном праве, считает, что естественное право познается через склонности человеческой природы, которые и направляют человеческий разум к осознанию предписаний естественного права. Поэтому

естественное право не познается посредством понятий и логических умозаключений, оно познается лишь через конгениальность: «...это неясное, несистематическое, жизненное познание посредством сопричастности природе или конгениальности, когда интеллект, чтобы вынести суждение, прислушивается к внутренней мелодии, которую создают в субъекте вибрирующие струны вечных устремлений».

Для того чтобы познать естественное право необходимо подключить:

—> моральное сознание добродетельного человека;

> мистическое сознание созерцателя;

—>поэтическое сознание художника.

Все эти виды сознания позволяют Маритену сформулировать динамические схемы естественного права*:

• люди должны жить вместе, подчиняясь ряду правил и запрещений;

• лишить жизни человека — гораздо более серьезно, чем убить какое-либо животное;

• «семейная группа должна подчиняться неким установленным образцам поведения»;

• сексуальные отношения должны быть подчинены определенным ограничениям;

• «мы обязаны видеть Невидимое».

Эти динамические схемы естественного права исторически проявились и продолжают проявляться в разнообразных и относительных правилах поведения, «в которых разум всех народов земли выразил свое знание важнейших аспектов естественного права».

Маритен указывает на факт развития как самого естественного права, так и нашего знания о естественном праве в различные эпохи: «Так, например, в эпоху древности и Средневековья в естественном праве в большей мере уделялось внимание обязанностям человека, нежели его правам. Определенное достижение (великое достижение, разумеется) XVIII столетия состояло в освещении того, что естественное право требует также прав человека».

В XX в., по мнению Маритена, «истинная и всеобъемлющая теория должна обращать внимание как на права, так и на обязанности человека, которые заключает в себе естественное право».

Итак естественное право с точки зрения:

онтологической — это то, что требуется для нормального человеческого существования;

гносеологической — это не концептуально познанное естественное право, а лишь динамические схемы естественного права, которые постигаются через ощущение сущностных склонностей бытия человека.

Теория прав человека. Маритен решает проблему прав человека с опорой на теорию естественного права. Права человека вытекают из естественного права: «благодаря естественному закону человеческая личность имеет право быть уважаемой, быть субъектом права и обладать правами».

По мнению Маритена, школа юридического позитивизма «бессильна обосновать существование прав, которыми естественным образом обладает человек, прав первичных и высших по отношению к писаному законодательству и к соглашениям между правительствами, прав, которые гражданское общество должно не даровать человеку, но признавать и утверждать в качестве универсально ценных и которые никакая общественная необходимость не может заставить нас отменить или игнорировать хотя бы на мгновение».

Проблема развития прав человека. «Старые» права сопротивляются появлению «новых» прав: «в человеческой истории ни одно «новое право» (я имею в виду — ни одно право, которое общее самосознание вновь осознавало) реально не было признано без борьбы и без преодоления жесткого противостояния некоторых «старых прав».

Так было с правом на справедливую заработную плату, которое возникло в процессе борьбы с уже существующими правами: правом на свободу договоров и правом частной собственности.

Маритен участвовал в разработке Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Он считал, что эта Декларация оставляет место как для «старых», так и для «новых» (социальных, экономических, культурных) прав.

Маритен предложил классификацию прав человека, разделив их на три группы:

• права индивида;

• права гражданина;

• права трудящегося.

Права индивида — это такие права человека, которые

безусловно соответствуют естественному закону, они абсолютно неотчуждаемы:

—> право на жизнь;

> право на стремление к счастью;

—> право на религиозную свободу.

Почему эти права абсолютно неотчуждаемы! Маритен так отвечает на этот вопрос: эти права основаны «на человеческой природе, которую, конечно же, ни один человек не может утратить».

Права гражданина — это такие права человека, которые вытекают из позитивного права:

—> право объединения в политические партии; —>избирательное право.

Права трудящегося — это такие права человека, которые санкционированы позитивным правом при полном соответствии их рекомендациям естественного закона, обладание этими правами естественно присуще людям:

—> право на труд;

—> право на объединение в профсоюзы;

—> право на справедливую заработную плату и др. Философия прав человека, развитая французским философом, — один из значимых идейных источников Всеобщей декларации прав человека (1948), в разработке которой Маритен принимал непосредственное участие.

Философия культуры Маритена получила признание на II Ватиканском соборе. Павел VI в своей энциклике «О прогрессе народов» (1967) ссылается на работы Маритена.

Философия права и прав человека Маритена — возрождение теории естественного права в XX в.

СШАБилет 24.Политические и правовые концепции американских федералистов(Гамильтон, Мэдисон).

Александр Гамильтон.

Участник конституционного конвента. Был одним из разработчиков.

На него оказали влияние Локк, Монтескье.

Взгляд на гос-во и право.

До войны за независимость, он считал, что американцы должны взять форму правления- конституционная монархия, после войны он меняет свое мнение и предлагает теперь президентскую республик. Его можно считать разработчиком концепции президентской республики:

· глав гос-ва и глав исполнительной власти одновременно

· срок правления президента пожизненное

· законодательная власть 2 палатная: Нижняя Выборная и Верхняя Выборная (но сенаторы выбираются пожизненно)

· судебная власть-члены верховного суда должны занимать свои посты пожизненно

Гамильтон разработал идею судебного конституционного контроля- если судьи столкнуться с законом, который противоречит конституции, то они должны пользоваться конституцией.

Форма гос устройства-федерация. В США, по его мнению, должна быть сильная федерация. Показатель сильной федерации: верховенство фед законов по отношению к законам субъектов федерации.

Билль о правах может быть опасен, считал Гамильтон, он имел в виду то, что билль о правах даст возможность расширительно толковать Конституцию США. Таким образом, он был против включения Билля о правах в нее.

Будучи министром финансов, он сталкивается с проблемой создания национального банка. Чтобы сделать это он использовал расширительные функции Конституции.

Гамильтон теоретик сильного федеративного гос-ва, президентской республик, создатель судебного контроля.

Меддисон (1751-1836 гг)

Вдохновитель конституционного конвента, основной автор Билля о правах, есть интеллектуальная связь между Джефферсоном и Медисоном- оба были президентами США, оба родились в одном и том же штате.

Логическое основание: влияние Монтескье, Локка.

Произведения: 85 статьи (61 из которых Гамильтоном), а 15 статей Джеферсон в газете «Федералист»(давались комментарии к статьям Конституции).

Непосредственная демократия уже исчерпала себя, для США подходит только представительная демократия.

Форма гос устройства- федерация, сторонник сильной федерации(так как они понимают, что такое конфедерация, так как пережили). Недостаток федерации: федеральная власть может оказаться очень сильной, чтобы эту угрозу уменьшить, он предлагает:

1. принцип бикамерализма - 2 палатный парламент

2. нужна писанная конституция, в которой точно должны быть определены полномочия

3. создать ревизионный совет: где объединяются судебная и исполнительная власти

Поправки к конституции сформулированы с частицей «не» (напр, Конгресс не должен издавать законы).

Билет 38 Спенсер (1820-1903)

Родоначальник социологии, теоретик органического происхождения государства.19 век – устойчивое развитие Англии, королева Виктория, промышленное высокоразвитое общество. Промышленная революция.

Домашнее образование, слабое здоровье с детства, однако дожил до 83 лет. В 23 года опубликовал статьи о должной степени государственного правления. Считал себя одним из самых образованных людей в Англии. В 17 лет начал работу техником на ж/д, потом инженером, потом стал одним из публикаторов в известных журналах и тд. Его волновало как и Конта систематизация наук. «Система синтетической философии», «Грехи законодателя».

Логическое основание политико-правовых взглядов: биосоциолатизация – мы развиваемся по законам биологии, общество должно как в природе вытеснять нездоровых из своей среды. Социалодарвинист. Нас он интересует как социолог и правовед-аналитик. Кропоткин оценивал Спенсера как типичного буржуа, индивидуалист.

Политико-правовое учение:

1. проблема происхождения государства. Он считает, что появление государства сложный процесс политической интеграции и дифференциации. Все развивается от простого к сложному. Государство возникает благодаря консолидации племен, между племенами возникает кража женщин, родственные связи, потом более сложные, в результате чего появляется образование более сложное. Биологический рост. Возникает необходимость политической дифференциации. Уже в семье возникает отношения господства и подчинения. Никакого договора в основе не лежит. Теоретик органического происхождения государства.

2. Теория 2-х обществ. Военное и современное, промышленное общество. Как произошел переход из военного общества в индустриальное? Действует процесс эволюции от простого к более сложному обществу. Военное должно трансформироваться в промышленное общество. Вера в прогресс.

a. Военное общество (сравнительный метод, Пруссия, Россия, империя инков, римская империя). Основная цель существования этих обществ – война. Общество построено по модели армии. Народ – это отдыхающая армия, а армия – мобилизованный народ. Существуют ранговые, сословные неравенства. Право основано на запретах и предписаниях (приказы). Свобода зависит от приказов власти.

b. Промышленное общество регулируется правом, которое не содержит повелений, приказов. Общество представляет собой индивидов, которые все равны перед законом. Основная цель – наука, познавание природы. Отсутствие государственной организации, трудовых работ. Система свободного рынка. Формой индустриального общества является правовое государство. Защита прав индивидов. Одно из важных прав – право на солнечный свет.

c. Постиндустриальное общество – не Спенсер, а социологи пошли дальше. Сервисная экономика, 75% населения заняты в сфере услуг. Колоссальное значение и признание университетов. Ентуре, Белл.

3. Критиковал Маркса и Энгельса, теории государственного социализма. Спенсер либерал, главная ценность – личность, государство вторично. Слабое место в теории – при государственном социализме колоссально вырастет бюрократия.

4. Грехи законодателей. Очень часто в истории принимали законы, которые должны были улучшить положение людей, но происходит все наоборот. Законы против ростовщичества – эти законы ухудшали положение должника. Не продумывались косвенные последствия принятия этих законов. Спенсер был свидетелем роста законодательства в Англии (как и Остин). Такая деятельность в парламенте вводит больше беспорядка в системе права. Противоречие законов, отмена старых, введение новых. Чтобы разобраться в одном законе, нужно знать еще 26, обращаются к юристам. Заблуждение – для того, чтобы принимать законы для всего народа не надо обладать особыми знаниями.

5. Критиковал Конта – проект социократии. Спенсер говорил: это проекция милитаризма на промышленный быт. Идеал Конта – военное общество, Конт говорил, что в социократии никаких прав учитывать не будем, есть только обязанности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.032 с.)