Билет 22 политико-правовое учение Морелли и бабефа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 22 политико-правовое учение Морелли и бабефа



Морелли (1715—?) — французский писатель, теоретик коммунизма

Эпоха. Кризис феодального строя во Франции привел к нарастанию революционной ситуации. Из просветительства выделилось новое революционно-демократическое направление политической мысли.

Биография. О жизни Морелли известно мало. Под этим именем было опубликовано несколько произведений («Базилиада» и др.).

Логическое основание политического учения. Разделял идеи естественной школы права и идеи Просвещения. Идеальный строй для Морелли — это коммунизм:

—>строй, который соответствует «природе человека»;

—>строй, который основан на принципе всеобщей обязательности труда и принципе общественной собственности.

Основная работа: «Кодекс природы или истинный дух ее законов» (1754). Состоит из четырех частей: части 1, 2, 3 — теория коммунизма; часть 4 «Образец законодательства, согласного с намерениями природы» — проект Конституции будущего коммунистического общества, в состав которой включены 118 законов.

Содержание политического учения. Морелли различает два состояния, в котором могут находиться люди:

1)естественное;

2)государственное.

Естественное состояние — золотой век (как у Руссо),

когда действуют законы природы, предписывающие людям общую собственность и всеобщую обязательность труда.

Морелли — противник концепции договорного происхождения государства. Переход от естественного состояния к государству, по мнению Морелли, не был осуществлен путем заключения общественного договора, а вызван ошибками первых законодателей. Эти законодатели закрепили «чудовищный раздел произведений природы», который вызвал появление множества «жестоких и кровавых законов, против которых природа не перестает возмущаться».

В свете такой трактовки появления государства и законов Морелли допускает, что какой-нибудь «мудрый законодатель» в его время смог бы уберечь индейцев Америки от следования ошибочным путем. Морелли, как и французские просветители, верил в мудрый человеческий разум, используя который можно было бы исключить из жизни людей несправедливость.

Формы правления государства и их развитие. В отличие от Монтескье, который считал, что в основании той или иной формы правления лежат различные принципы (добродетель, умеренность, честь, страх), Морелли полагал, что все формы правления «покоятся в большей или меньшей мере на собственности и интересе». Формы правления сменяют друг друга. Смена одной формы на другую обусловлена концентрацией общественного имущества в частных руках.

На смену демократии, в которой частный и общественный интерес уравновешены и существует имущественное равенство, приходит аристократия. Это происходит потому, что некоторой части людей присуще стремление к захвату общественного имущества: «Пройдет немного времени и... несколько семейств станут хозяевами всего общественного и казенного имущества, и вот вам готово превращение общего интереса целой нации в интерес нескольких лиц, объединившихся для порабощения большинства: это — аристократия».

Затем общественное имущество концентрируется в руках одного, и возникает монархия. Со временем монархия превращается в деспотию.

Современное ему государство Морелли оценивал как деспотию — несправедливую форму правления государства, которая в высшей степени противоречит законам природы.

Проект коммунистического строя. В будущем государстве человек будет свободным. Под свободой Морелли понимал следующее: «Истинная политическая свобода человека состоит в беспрепятственном и безбоязненном пользовании всем, что может удовлетворить его естественные и, следовательно, законные желания».

Для обеспечения этой свободы необходимо ввести в действие Кодекс природы. Он состоит из 118 законов, три из которых являются основными:

è запрет частной собственности;

è установление права на труд и обязанности трудиться;

è признание за каждым гражданином права получить прокормление за общественный счет.

После введения в действие Кодекса природы законодательная функция государства будет исчерпана. Основной функцией государства станет хозяйственно-организаторская, которая означает:

> централизованное распределение работ в обществе между его членами в известной пропорции;

—>надзор за снабжением и распределением произведенной продукции.

Для осуществления хозяйственно-организаторской функции должны быть созданы:

1) единоличные органы управления;

2) коллегиальные органы управления.

1. Единоличные органы управления формируются с учетом территориального признака. Морелли выделяет следующие административно-территориальные единицы: трибы, города, провинции, нация.

Каждая административно-территориальная единица имеет своего главу, или начальника: главы триб (должность за- нимается пожизненно); начальники городов (должность занимается на один год); начальники провинций (должность занимается на один год); глава нации (должность занимается пожизненно).

Морелли отрицательно относился к идее выборов должностных лиц, отстаивал принцип очередности занятия должностей отцами семейств.

2. Коллегиальные органы управления строятся: по территориальному признаку; по производственному признаку.

2.1. Коллегиальные территориальные органы управления:

• в каждом городе действуют сенат. Каждый отец семейства, достигший 50 лет, становится сенатором. Функции сената: издание различных регламентов; подсчет лиц различных возрастов и профессий; содержание приютов для престарелых;

• в масштабе всей нации действует Верховный сенат нации, который формируется по принципу: по два депутата от сената каждого города по очереди входят в его состав, который ежегодно обновляется. Функции Верховного сената нации: надзор за сенатами городов; суд по особо опасным преступлениям.

2.2. Производственно-территориальные коллегиальные органы управления:

• в каждом городе действует совет. Состоит из мастеров различных корпораций;

• в масштабе всей нации действует Верховный совет нации. Подчинен Верховному сенату нации.

Функции этих советов: решение производственных задач; консультирование сенаторов.

Морелли описал будущее коммунистическое устройство общества. Переход к коммунизму он предполагал осуществить при посредстве просвещенных монархов, к которым обращался с призывом: «Исправьте ошибки политики и морали согласно законам природы...».

Многие идеи Морелли (идея свободы как гарантированной государством материальной обеспеченности; идея централизованного управления народным хозяйством) воспроизводились впоследствии бабувистами — участниками «Заговора во имя равенства» (1796).

В отличие от Мора, изложившего коммунистические идеи на примере фантастической «Утопии», Морелли разработал конкретный проект законодательства коммунистического строя.

Ф. Энгельс считал, что Морелли — это «первый теоретик коммунизма».

Гракх Бабеф (настоящее имя Франсуа Ноэль, 1760— 1797) — французский теоретик коммунизма. Организатор тайного общества, в которое вошли Марешаль, Дарте, Буанаротти и др. Руководитель «Заговора во имя равенства»

(1796).

Эпоха. Якобинский период Французской буржуазной революции завершился переворотом 9 термидора (27 июля 1794 г.). Были отменены законы якобинской диктатуры, ограничивающие цены на товары и размер заработной платы. В 1795 г. была принята новая Конституция. Согласно Конституции 1795 г.:

• высшим органом исполнительной власти становилась

Исполнительная директория (из пяти человек);

• вводился имущественный избирательный ценз.

В 1796 г. Бабеф и другие заговорщики создали общество «Тайная директория общественного спасения», разработали программу коммунистического преобразования Франции и готовились совершить государственный переворот. Заговорщики были раскрыты, предстали перед судом и приговорены к различным наказаниям. Бабеф и Дарте были гильотинированы.

Авторитет Бабефа был столь высок, что участников заговора часто называют бабувистами, а разработанную ими доктрину — бабувизмом.

Биография. Бабеф происходил из бедной семьи отставного солдата. О себе писал: «Я родился в грязи». Был писцом и помощником юриста, служил в поземельном архиве в г. Руа. Принял Французскую буржуазную революцию. Издавал газету «Трибун народа, или защитник прав человека» (с 1794 г.). Руководитель тайного общества.

Логическое основание политико-правовых взглядов участников заговора. Идеи «Кодекса природы» Морелли, учет опыта якобинской диктатуры, идеи естественного права были основой политико-правовых взглядов Бабефа и

других участников заговора.

Основные работы; «Постоянный кадастр», «Манифест плебеев».

Содержание политико-правового учения. Критика институтов буржуазного общества. Бабувисты критиковали частную собственность и законодательство о наследовании имущества:

• «институт частной собственности есть обман, учиненный над множеством простых и добрых людей»;

• «собственность является причиной всех бедствий на земле»;

• «закон о наследовании в высшей степени несправедлив. Он создает обездоленных уже со второго поколения».

Программа перехода к коммунизму. Цель бабувистов: установить в обществе фактическое равенство через введение института общественной собственности. Эта цель оправдывалась ссылками на естественное право: «Природа дала каждому равное право на пользование всеми благами».

Средство для перехода к коммунизму — насильственная революция, в ходе которой народ должен: завладеть государственным казначейством, почтой, правительственными

зданиями, всеми общественными и частными складами. Члены Исполнительной директории должны быть преданы суду народа как узурпаторы народного суверенитета.

Меры, направленные на облегчение положения бедняков.

Бабувисты планировали в ходе революции осуществить ряд чрезвычайных мер в пользу бедняков:

—> бесплатную раздачу хлеба: «Все булочники будут обязаны непрерывно печь хлеб, который будет даром раздаваться народу; им будет заплачено соответственно требованиям»;

> передачу имущества эмигрантов и других врагов народа;

—> безвозмездное возвращение народу заложенных в ломбарде вещей и др.

Тактика революционного правительства. В переходный период от буржуазного к коммунистическому обществу бабувисты планировали создать революционное правительство. Предполагалось, что это правительство введет:

—> якобинскую Конституцию 1793 г. (с некоторыми изъятиями);

-> всеобщее равенство;

—> всеобщее вооружение народа;

—> всеобщую обязательность труда: «Природа возложила на каждого человека обязанность трудиться».

Лица, которые не будут заниматься общеполезным физическим трудом, будут объявлены революционным правительством иностранцами и лишены политических прав. Кроме того, эти иностранцы будут высылаться на «острова Маргариты и Оноре, Гиерские острова, остров Олерон и Ре», которые будут превращены в места исправительного труда.

Революционное правительство должно будет принять законы, которые позволят упразднить частную собственность в течение жизни одного поколения. Планировалось принятие закона о запрещении всех форм наследования имущества.

Действия революционного правительства приведут к существенному изменению положения трудящихся: они будут иметь приличные меблированные квартиры, одежду для работы и отдыха, участвовать в общественных трапезах.

Стратегия революционного правительства. В «Манифесте плебеев» Бабеф планировал установление в будущей Франции республики: «Необходимо... вернуться к демократическому правлению, единственно подобающему возрожденным французам, единственно достойной награде за их длительные труды, за их славные республиканские подвиги, к единственному правлению, которое они всегда стремились получить и которого они уже было добились».

Бабеф и его сторонники создали революционную организацию, которая выступила за государственный переворот и установление революционной диктатуры с целью основания коммунистического общества во Франции. В отличие от коммунистических проектов Платона, Мора и Морелли бабувисты разработали новую стратегию перехода к коммунизму: захват государственной власти группой революционеров. Поэтому бабувистов можно назвать первыми действующими коммунистами, а Бабефа — лидером партии, впервые заявившей об интересах трудящихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.32.226 (0.018 с.)