Билет 41 политико-правовое учение марксизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 41 политико-правовое учение марксизма



Марксизм представляет собой систему экономических, социальных, философских, политических и правовых взглядов. Особое место среди них занимает политико-правовое учение.

Карл Маркс (1818—1883) — немецкий политический философ, экономист, идеолог и пророк мировой пролетарской революции.

Фридрих Энгельс (1820—1895) — немецкий мыслитель, сподвижник Маркса.

Эпоха. Капиталистический способ производства все более обнаруживал присущие ему противоречия. Прогресс в сфере производства сопровождался усилением эксплуатации трудящихся, безработицей и обнищанием народных масс. По оценке Ф. Энгельса, пролетариат был «страдающим» классом.

Биографии. К. Маркс родился в Трире (Рейнская Пруссия). Он был вторым ребенком из девяти детей адвоката Генриха Маркса (отец Маркса происходил из семьи раввинов, однако в 1816 г. он принял протестантизм). С 1835 по 1836 г. изучал право в Боннском университете; с 1836 по 1841 г. изучал право, историю и историю искусств в Берлинском университете. В 23 года, в 1841 г. получил докторскую степень на философском факультете Иенского университета. С 1849 г. и до конца жизни Маркс жил в Лондоне.

Ф. Энгельс родился в Бармене (Рейнская Пруссия) в семье текстильного фабриканта (отец не дал сыну закончить гимназию, Энгельс рано стал работать в конторе торговой фирмы в Бремене). В 1841 г. жил в Берлине, отбывая воинскую повинность, одновременно был вольным слушателем в Берлинском университете. В 1842—1844 гг. жил в Манчестере (Англия), работая в конторе бумагопрядильной фабрики, совладельцем которой был его отец. Подготовил «Наброски к критике политической экономии» (идея переходного характера капиталистической системы). После смерти Маркса Энгельс переработал его рукопись и опубликовал работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).

Логическое основание политико-правового учения. Источниками марксистского учения являются идеи, содержащиеся в немецкой классической философии (Гегель, Людвиг Фейербах), английской политической экономии (Рикардо, Смит), французской и английской социалистической теории (Сен-Симон, Фурье, Оуэн), французской исторической науке и др.

Основные работы: «Манифест коммунистической партии» (Маркс, Энгельс), «Нищета философии» (Маркс), «18 брюмера Луи Бонапарта» (Маркс), «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (Маркс), «Капитал» (Маркс), «Гражданская война во Франции» (Маркс), «Критика Готской программы» (Маркс), «К критике политической экономии. Предисловие» (Маркс), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Энгельс).

Содержание политико-правового учения. Марксистское политико-правовое учение обусловлено представлениями Маркса и Энгельса о том, что капитализм нельзя усовершенствовать и необходимо революционное переустройство капиталистического общества.

В «Манифесте коммунистической партии» (1847— 1848), опубликованном на многих европейских языках, содержатся анализ состояния современного общества и программа действий пролетариата в ходе революционного

переустройства этого общества.

Современное буржуазное общество «все более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два больших, стоящих друг против друга класса — буржуазию и пролетариат».

Капитализм разрушается через классовую борьбу: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». Эта борьба всегда заканчивалась «революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».

С развитием капитализма все больше средних, промежуточных слоев между капиталистами и пролетариями будет вливаться в ряды пролетариата, пролетариат рекрутируется «из всех слоев населения»: «Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она (буржуазия, — И.М.) превратила в своих платных наемных работников».

С развитием капитализма будет проходить процесс все большего обнищания пролетариата. Благодаря машинному производству будет расти производительность труда, что вызовет рост резервной армии труда, которая будет влиять

на рынок труда и будет препятствовать росту заработной платы.

Кроме того, с развитием капитализма будут нарастать противоречия:

—> между производительными силами и буржуазными производственными отношениями;

> между общественным характером производства и частнокапиталистическим характером присвоения.

«Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство». В такой ситуации пролетариату терять нечего: «У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность».

Пролетарское движение есть движение «огромного большинства в интересах огромного большинства».

Программа действий пролетариата. «...Пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии», в ходе «открытой революции», «коммунистической революции». Произойдет отождествление государства с «пролетариатом, организованным как господствующий класс», «завоевание пролетариатом политической власти». Таким образом была высказана идея диктатуры пролетариата, хотя термина «диктатура пролетариата» в «Манифесте коммунистической партии» еще нет.

Задачи пролетариата как политически господствующего класса:

• «вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал»;

• «централизовать все орудия производства в руках государства»;

• отменить право наследования;

• конфисковать имущество эмигрантов и мятежников;

• централизовать кредит в руках государства посредством создания национального банка с государственным капиталом;

• централизовать весь транспорт в руках государства;

• увеличить число государственных фабрик;

• ввести одинаковую обязательность труда для всех;

• создать промышленные армии;

• соединить земледелие с промышленностью, содействовать постепенному устранению различия между городом и деревней;

• обеспечить общественное и бесплатное воспитание всех детей.

В итоге «на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

«Манифест коммунистической партии» — не только программа действий пролетариата в ходе совершения коммунистической революции, но и основа марксистской теории государства и права. В этой работе даны марксистские определения политической и государственной власти, права, закона.

1. «Политическая власть в собственном смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого». После ликвидации классов «публичная власть потеряет свой политический характер».

2. «Современная государственная власть — это только комитет, управляющий общими делами класса буржуазии».

3. «...Ваше право (буржуазное. — И.М.) есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».

4. «Законы, мораль, религия — все это для него (пролетариата. — И.М.) не более как буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы».

В работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» впервые используется термин «классовая диктатура пролетариата» и содержится характеристика задач пролетариата.

«Пролетариат все более объединяется вокруг революционного социализма, вокруг коммунизма... Этот социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений».

В работе «Критика Готской программы» Маркс вновь обратился к теме переходного периода и диктатуры пролетариата: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения

первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».

В работе Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта» на смену идее отмирания государства, провозглашенной в «Манифесте коммунистической партии», приходит идея слома. Он критикует французское государство — ужасный «организм-паразит» на теле общества: полмиллиона чиновников и полмиллиона военных. Маркс предлагает сломать старую государственную машину: «Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания как главную добычу при своей победе».

Это важное положение вошло в предисловие к немецкому изданию «Манифеста» 1872 г.: в особенности Коммуна доказала, что «рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для своих собственных целей».

В работе «К критике политической экономии. Предисловие» дается экономическая интерпретация истории и формируются концепции экономического базиса и политико-правовой надстройки.

Базис — это совокупность производственных отношений. Это отношения, в которые вступают люди в процессе производства, — «определенные, необходимые, от их воли не зависящие».

Надстройка — это совокупность таких явлений, как государство, право, формы общественного сознания, возвышающихся над базисом, но зависящих от него. «С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке», — писал Маркс.

После смерти Маркса в 1883 г. Энгельс пишет работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). В этой работе он провел анализ экономических предпосылок перехода от родовой организации общества к государственной.

Государство возникло для того, чтобы «классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе».

Во введении к работе К. Маркса «Гражданская война во Франции» (1891) Энгельс определяет государство и говорит о его отмирании в будущем: «В действительности же государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим, — и в демократической республике ничуть не меньше, чем в монархии; в лучшем случае государство есть зло, которое по наследству передается пролетариату, одержавшему победу в борьбе за классовое господство; победивший пролетариат по примеру Коммуны вынужден будет как можно скорее отсечь худшие стороны этого зла, пока поколение, выросшее в новых, свободных общественных условиях, не окажется в состоянии выкинуть вон весь этот хлам государственности».

Во введении к работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» Энгельс дал высокую оценку всеобщего избирательного права как легального средства борьбы рабочих за свои права: «И вышло так, что буржуазия и правительство стали гораздо больше бояться легальной деятельности рабочей партии, чем нелегальной, успехов на выборах, чем успехов восстания».

Тем не менее Энгельс принципиально не отказывается от признания за народом права на революцию: «Ведь право на революцию является единственным действительно «историческим правом» — единственным, на котором основаны все без исключения современные государства».

Распространению политико-правовой идеологии марксизма способствовало участие Маркса и Энгельса в работе Международного товарищества рабочих (Интернационала). Через эту организацию они получили возможность оказывать влияние на развитие рабочего движения в Западной Европе.

Марксистское политико-правовое учение построено на признании антагонизма между классами, который выступает движущей силой истории.

Призыв к насильственной революции скрывал цену этой революции — гражданскую войну.

В отличие от основателей марксизма французский социолог Огюст Конт (современник Маркса и Энгельса) считал, что индустриальное общество — это не антагонистическое общество: необходимо лишь найти консенсус между буржуазией и пролетариатом.

Билет 42. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ И ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ. ФЕРДИНАНД ЛАССАЛЬ

Фердинанд Лассаль (1825—1864) — немецкий публицист и политик, адвокат.

Эпоха. Объединение Германии шло сверху, и Бисмарку мешала буржуазная оппозиция в рейхстаге. Поэтому он был согласен допустить туда рабочих, понимая, что в условиях Германии всеобщее избирательное право не приведет к общенародному государству. Лассаль поддерживал политику объединения Германии «сверху» — под гегемонией Пруссии.

Биография. Родился в семье мещан. Учился в Лейпцигской торговой школе, в Бреславском и Берлинском университетах, занимался филологией и философией.

В 1848—1849 гг. участвовал в демократическом движении Рейнской провинции; в начале 1860-х гг. примкнул к рабочему движению и стал одним из основателей рабочей партии — Всеобщего германского рабочего союза (1863). Был избран президентом этой партии. Погиб на дуэли.

Логическое основание политико-правового учения. Энгельс называл Лассаля правоверным гегельянцем. Сам же Лассаль называл себя учеником Маркса: знал наизусть «Манифест коммунистической партии» и экономические труды Маркса и широко их пропагандировал в немецком рабочем движении. Был гениальным агитатором.

Основные работы: «Программа работников», «Наука и работники», «О сущности конституции», «Гласный ответ», «Система приобретенных прав».

Содержание политико-правового учения. Понимание государства. Лассаль считал государство воплощением общественного интереса, только в государстве он видел путь спасения от всех социальных зол: «Государство — это учреждение, в котором должна воплотиться вся добродетель человечества, цель государства — дать возможность человечеству процветать и прогрессивно развиваться, другими словами, назначение человека — добиться насаждения культуры, на какую только человеческий род способен. И рабочее сословие, и вообще низшие классы общества благодаря беспомощности, в какой пребывало большинство их, обнаружили глубокий инстинкт, возлагая все свои надежды на государство».

Современное буржуазное государство основано на имущественном избирательном цензе и служит лишь «ночным сторожем», призванным охранять личную свободу индивида и его собственность.

Государство будущего должно ставить перед собой еще и социальные задачи.

Программа перехода к социализму. Лассаль предлагал осуществить социализм на основе существующего государства. Если ввести всеобщее избирательное право, отменив имущественный ценз, то государство станет «народным» и будет служить всем и каждому. Тем самым будет реализована «государственная идея рабочего сословия».

Когда 98% неимущих пойдут голосовать, они будут способны изменить политику государства. Тем самым будет решен социальный вопрос:

> через государственные субсидии и государственный кредит;

—> через учреждение производительных товариществ как в промышленности, так и в земледелии в таком объеме, чтобы из них возникла социалистическая организация совокупного труда, которая постепенно вытеснит капитализм. Рабочие в этих товариществах будут получать «полный трудовой доход».

Завоевание всеобщего избирательного права — вот путь к социализму. Был тайный договор Лассаля с Бисмарком: за поддержку рабочими политики Бисмарка канцлер обещал ввести всеобщее избирательное право в Германии.

Интересно, что обе стороны выполнили свои обещания!

В отличие от политической программы Маркса, основанной на концепции классовой борьбы и насильственной революции для решения рабочего вопроса и построения социализма, Лассаль возлагал надежды на существующее государство. Он выступал за мирный путь перехода к социализму (через легальную политическую борьбу за всеобщее избирательное право): «Поднятое мною знамя есть знамя демократии вообще. Я вызываю движение общее, демократическое, народное, а не классовое только».

Под влиянием идей Лассаля одна из рабочих партий, созданных в Германии, взяла наименование «социал-демократическая», включила в свою программу пункт о государственной помощи производственным товариществам и назвала свою газету «Народное государство».

Теория конституционализма. Лассаля волновала не только конкретная проблема решения рабочего вопроса, но и сугубо научные, теоретические проблемы конституционализма. В своей работе «О сущности конституции» Лассаль говорит о двух конституциях: действительной и правовой.

Конституция действительная представляет собой фактическое соотношение сил в обществе: король — войско — дворянство — промышленники — банкиры — мелкая буржуазия — рабочие. Именно эта действительная конституция определяет все законы и все правовые учреждения данного общества.

Конституция правовая представляет собой конституцию писаную: «Упомянутые нами действительные отношения общественных сил записываются на бумагу, выражаются письменно, будучи записанными, они перестают уже быть только фактическими соотношениями, и становятся правом или правовыми учреждениями, неповиновение которым наказывается».

Стабильность писаной конституции зависит от ее соответствия конституции действительной: «Что бы ни было написано на листе бумаги, не будет иметь никакой цены, пока не отвечает действительному положению вещей, реальному соотношению между общественными силами». Лассаль приводит такой пример: если у вас в саду растет яблоня, а вы на нее повесили табличку с надписью «фиговое дерево», то неужели ваша яблоня благодаря только этой надписи и в самом деле станет фиговым деревом?

Действительная конституция пробивается через писанную конституцию с такой же необходимостью, какая заключается в законе тяготения.

Теория социального государства и теория конституционализма Ф. Лассаля оказали огромное влияние на последующее развитие западной политико-правовой мысли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.03 с.)