Билет 1. Политические и правовые взгляды софистов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Политические и правовые взгляды софистов



Мачин Игорь Федорович

История политических и правовых учений: конспект лекций.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения, начиная с V в. до н.э.

Греция того времени представляла собой политически раздробленное образование, основной единицей которого было государство-полис. Значительное разнообразие общественной жизни в государствах-полисах (в Афинах существовала демократия, в Спарте — аристократическое правление; в ряде других полисов — олигархические режимы), а также многочисленные государственные перевороты, междоусобные войны (самая масштабная — Пелопонесская война (431—404 гг. до н.э.)) — все это привело Грецию к глубокому кризису. С IV в. до н.э. древнегреческие государства-полисы утрачивают свою независимость.

В условиях использования труда рабов свободные греки получали возможность участвовать в политической жизни и реализовывать свои интеллектуальные потребности. Начинают формироваться политико-правовые учения, которые в дальнейшем окажут значительное влияние на развитие западной политико-правовой культуры в целом.

С древнегреческой политической и правовой мыслью связаны первые попытки осмысления таких явлений социальной жизни, как право и государство. Наиболее яркое воплощение они получили в теориях софистов, Платона, Аристотеля и Полибия.

Билет 2 УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ЗАКОНАХ

Платон (427—347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, автор двух проектов идеальных государств.

Эпоха. Кризис полисного строя: один государственный строй сменялся другим (олигархия сменялась демократией, демократия — тиранией и т.п.). Многие греческие философы (Исократ, Платон, Аристотель) стали конструировать модели идеального полиса, т.е. устойчивого полиса, пытаясь найти теоретическое решение этого кризиса.

Биография. Настоящее имя — Аристокл; житель Афин; принадлежал знатному роду, который вел свое происхождение от последнего афинского царя Кодра. По преданию, Аристокл получил свое прозвище «Платон» от Сократа за ширину двух частей тела — груди и лба («platys» — греч. «широкий», «platos» — «ширина»). Получил обычное для знатного афинянина образование: гимнастика, грамматика, музыка, математика. Рано познакомился с философией Гераклита, пифагорейцев. Платон много времени уделял поэзии. Ему приписываются эпические и лирические произведения, трагедии и комедии. Под его именем до нас дошло около 25 стихотворных миниатюр-эпиграмм. Однако знакомство с Сократом в 407 г. до н.э. и полное посвящение себя философии привели к тому, что Платон сжег свои поэтические произведения. С 407 г. до н.э. до смерти Сократа

в 399 г. до н.э. Платон был его учеником. После смерти Сократа покинул Афины, посетил Египет и Южную Италию. В 389—387 гг. до н.э. на Сицилии Платон попал в рабство. Когда друзья, собрав деньги, решили выкупить его, хозяин от денег отказался. Тогда Платон на эти деньги купил сад, носивший имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую школу — Академию. Эта школа просуществовала около 1000 лет. Платон изобрел будильник, впервые применив в гидравлике принцип реле. На все последующие века Платон смутил человеческую цивилизацию своим рассказом об Атлантиде — таинственном материке, 12 тысяч лет назад располагавшемся за Гибралтаром и погибшем, погрузившись в море «в один день и бедственную ночь».

Содержание политико-правового учения.

Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал следующие характеристики закона:

• закон есть не что иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе;

• закон относится к тому, что составляет основу человеческих поступков, поскольку для них он является правилом и мерилом;

• любой закон направлен к общему благу;

• закон вызывает движение к цели.

Классификация законов. Следует различать четыре вида законов, три из которых представляют собой иерархию:

1. Вечный закон (lex aeterna) — естественный божественный закон, рациональный проект Бога, который знаком только самому Богу и блаженным святым: «замысел управления вещами, существующий у Бога как государя Вселенной, имеет значение закона». Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божественного слова и адресован твари внимающей.

2. Естественный закон (lex naturalis) — участие вечного закона в разумной твари. Естественный закон — это отражение божьего закона человеческим разумом, «печать божественного света на нас». Человек как разумное создание частично может постигать lex aeterna. Это «свет естественного разума, с помощью которого мы различаем, что хорошо, а что плохо». Естественный закон представляет собой некие моральные предписания, провозглашенные разумом в результате размышления о природе человека, живущего в обществе. Этот закон предписывает все то, что соответствует существованию человеческого рода: союз мужчины и женщины, воспитание детей и др.

Как обнародуется естественный закон? Он «обнародован уже тем, что Бог вложил его в умы людей так, чтобы те познали его естественным путем».

3. Человеческий позитивный закон (lex humana) — это феодальное право того времени. Этот закон представляет собой «частные распоряжения, выработанные человеческим разумом»: исходит из факта несовершенства людей, поэтому является самым несовершенным в иерархии законов; служит человеку в достижении его земных целей; нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; призван четко определить естественный закон (как должны заключаться браки, определить санкции, если совершается правонарушение);

Фома Аквинский полагал, что «человеческие законы не могут обладать той непогрешимостью, которая отличает выводы наук, подкрепленные доказательствами».

Человеческий позитивный закон должен соответствовать естественному закону: «каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы». Иначе — это не закон, а «порча закона», и такому закону можно не подчиняться. Принудительное осуществление такого закона есть признак тирании. Однако Фома делает оговорку: такой закон может считаться обязательным, если необходимо пресечь беспорядок.

4. Позитивный божественный закон (lex divina) — содержится в Библии. Он адресован «твари читающей», и только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверхприродному, что является актуальным для верующего христианина.

Политическое учение Фомы Аквинского посвящено рассмотрению трех важнейших проблем.

1. Церковь и государство.

А. Фома решает вопрос, актуальный для того времени: имеет ли право церковь ограничивать светских правителей и судить о законности их власти? В то время светские правители отрицали это право, ссылаясь на Священное писание: «нет власти не от Бога» (т.е. светская власть также от Бога). Фома предлагает различать три элемента государственной власти:

• сущность;

• происхождение;

• использование.

Сущность государственной власти установлена Богом,

доказательством чего служат слова апостола Павла: «Существующие власти от Бога установлены». Происхождение государственной власти может быть и незаконным (насилие, подкуп). Использование государственной власти часто ведет к злоупотреблению властью.

Фома считал, что церковь не посягает на власть как на божественный принцип, но церковь оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и использовании ее тем или иным правителем.

Б. Фома решает вопрос разграничения компетенции светской и церковной власти. Он высказывает идею автономии властей: светская власть должна управлять только внешними действиями подданных; церковь — душами людей. Фома полагал: «Так как духовная власть и светская, обе производны от власти Божьей, то светская власть настолько находится под духовной, насколько она ей Богом подчинена, а именно в делах, которые касаются спасения души; вследствие этого в таких делах следует скорее повиноваться церковной власти, а не светской. В том же, что касается гражданских благ, следует более повиноваться светской власти, чем церковной, в соответствии с поучением «Отдайте кесарево кесарю».

При этом Фома высказывает такую идею взаимодействия властей. Государство должно помогать церкви в борьбе с ересью: «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, — гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси».

2. Проблема тираноубийства.

Можно ли сопротивляться тирану? Фома выдвигал следующие аргументы против тираноубийства:

—> после убийства тирана может прийти новый тиран, который будет еще свирепее;

—> убийство тирана не соответствует апостольскому учению. Апостол Петр считал, что нужно смиренно подчиняться не только добрым, но и злым господам.

Вместе с тем Фома допускал тираноубийство, которое должно совершаться не по собственному почину, а по решению общества (католическая церковь в то время не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться тому или иному неугодному ей правителю).

3. Идеальная форма правления.

Фома развивает свою политическую теорию в рамках теоцентристской картины миры, опираясь на идеи Аристотеля.

Он выделяет шесть форм правления государства (монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития, демократия). В отличие от Аристотеля лучшей формой правления Фома признает монархию, а не политию. Он считал, что согласно природе вещей править должен один, поскольку:

—> во Вселенной единый Бог;

> среди множества частей тела есть одна, которая движет всем, — сердце;

—> среди частей души главенствует одна — разум;

—> у пчел один царь.

Согласно жизненному опыту также должен править

один: провинции и города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами. Господь говорит устами Пророка (Иеремия, XII, 10): «Множество пастухов испортили мой виноградник».

Учение Фомы Аквинского имеет своих последователей. В частности, современная католическая теория права (неотомистская теория права Ж. Маритена) восприняла идею Фомы о естественном законе и естественных правах человека (право на жизнь и продолжение человеческого рода), которые вытекают из самого lex aeterna, на которые не может посягать государство, принимая lex humana.

Содержание политико-правового учения.

Источник развития права — «народный дух» (Volksgeist)- (этот термин был у Монтескье). Право — это всегда историческое проявление безличного народного духа, который не зависит от какого- либо произвола.

Этапы исторического развития права:

1. Первоначально право возникает в сознании народа как природное право (обычное право).Это право всегда имеет национальную специфику, подобно языку и политическому устройству любого народа.

2. С развитием народной культуры усложняется и право, оно начинает обособленно жить в сознании юристов, — так появляется научное право (право юристов). Юристы выступают не творцами права, а лишь выразителями народного духа. Они вырабатывают юридические понятия, обобщая то, что уже возникло на практике.

3. Последний этап в развитии права — законодательное право. На этом этапе юристы подготавливают законопроекты, облекая в форму статей закона то, что уже произведено народным духом.

Таким образом, он определяет задачи правителей- признавать право, которое существует независимо от них.

Историческая школа и кодификация права. В 1814 г. профессор Гейдельбергского университета Ю. Тибо предложил создать единый Гражданский кодекс Германии, который базировался бы на тех же рациональных началах, что и Французский гражданский кодекс 1804 г.

Савиньи в своей работе «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» подверг критике идею быстрой кодификации германского гражданского права как антинациональную и неосновательную. Так как:

v Нарушение органического развития права;

v «немцы не доросли до создания свода законов»- В Германии нет подготовленных юристов, некому доверить разработку текста кодекса, подобных римским юристам времен Папиниана

v нет судей, которые бы проверяли кодекс

Савиньи не отрицал возможность кодификации, но только после создания в Германии единой «органично развивающейся правовой науки».

Германское гражданское уложение появилось спустя сто лет (в 1900 г).

Содержание политико-правового учения.

Общесто основано на разделении труда, общественное разделение труда способствует фиксированию факта солидарности между людьми. Содидарность –социальный факт. Этот факт осознается людьми, таким образом, рождается норма содиларности. Она может быть правовой нормой, она регулирует внешнее поведение людей. Норма солидарности выше,чем гос-во и выше, чем законодательство.

Гос-во будущего:

· те гос формы(римская, кородевская, наполеонская), которые сложились на тот момент уже исчерпали себя, так как они не служат народу, у них основной принип команды, соответственно, он предлагает продумать солидарность в обществе.

· Власть будет принадлежать большинству из всех классов населения. Он предлагал создвть 2хпалатный орган.1- представлены все партии, 2- все союзы.

· Отказ от избирательного права, замена его органическим пропорциональным представительством.

· То есть он предлагает создать профсоюзное представительство органов гос власти.

· Новое отношение к частной собственности, это не наша индивдуальное право, это наша обязанность. Она должна служит всему обществу. Эта идея раскрыта в законе ФРГ. “Собственность обязывает, она должна служить общему благу”

Теория закона. ”Закон- это не выражение новой воли”,- это фикция. “В законе есть выражение гос воли”,- это тоже фикция. Закон-это выражение воли 350 депутатов и 300 сенаторов.

Связь закона с нормой солидарности. Дюги считал, что при помощи законов формулируется норма солидарности и принимаются меры к ее исполнению. Закон ценен, если он обеспечивает, реализует норму солидарности.

Александр Гамильтон.

Участник конституционного конвента. Был одним из разработчиков.

На него оказали влияние Локк, Монтескье.

Взгляд на гос-во и право.

До войны за независимость, он считал, что американцы должны взять форму правления- конституционная монархия, после войны он меняет свое мнение и предлагает теперь президентскую республик. Его можно считать разработчиком концепции президентской республики:

· глав гос-ва и глав исполнительной власти одновременно

· срок правления президента пожизненное

· законодательная власть 2 палатная: Нижняя Выборная и Верхняя Выборная (но сенаторы выбираются пожизненно)

· судебная власть-члены верховного суда должны занимать свои посты пожизненно

Гамильтон разработал идею судебного конституционного контроля- если судьи столкнуться с законом, который противоречит конституции, то они должны пользоваться конституцией.

Форма гос устройства-федерация. В США, по его мнению, должна быть сильная федерация. Показатель сильной федерации: верховенство фед законов по отношению к законам субъектов федерации.

Билль о правах может быть опасен, считал Гамильтон, он имел в виду то, что билль о правах даст возможность расширительно толковать Конституцию США. Таким образом, он был против включения Билля о правах в нее.

Будучи министром финансов, он сталкивается с проблемой создания национального банка. Чтобы сделать это он использовал расширительные функции Конституции.

Гамильтон теоретик сильного федеративного гос-ва, президентской республик, создатель судебного контроля.

Меддисон (1751-1836 гг)

Вдохновитель конституционного конвента, основной автор Билля о правах, есть интеллектуальная связь между Джефферсоном и Медисоном- оба были президентами США, оба родились в одном и том же штате.

Логическое основание: влияние Монтескье, Локка.

Произведения: 85 статьи (61 из которых Гамильтоном), а 15 статей Джеферсон в газете «Федералист»(давались комментарии к статьям Конституции).

Непосредственная демократия уже исчерпала себя, для США подходит только представительная демократия.

Форма гос устройства- федерация, сторонник сильной федерации(так как они понимают, что такое конфедерация, так как пережили). Недостаток федерации: федеральная власть может оказаться очень сильной, чтобы эту угрозу уменьшить, он предлагает:

1. принцип бикамерализма - 2 палатный парламент

2. нужна писанная конституция, в которой точно должны быть определены полномочия

3. создать ревизионный совет: где объединяются судебная и исполнительная власти

Поправки к конституции сформулированы с частицей «не» (напр, Конгресс не должен издавать законы).

Билет 38 Спенсер (1820-1903)

Родоначальник социологии, теоретик органического происхождения государства.19 век – устойчивое развитие Англии, королева Виктория, промышленное высокоразвитое общество. Промышленная революция.

Домашнее образование, слабое здоровье с детства, однако дожил до 83 лет. В 23 года опубликовал статьи о должной степени государственного правления. Считал себя одним из самых образованных людей в Англии. В 17 лет начал работу техником на ж/д, потом инженером, потом стал одним из публикаторов в известных журналах и тд. Его волновало как и Конта систематизация наук. «Система синтетической философии», «Грехи законодателя».

Логическое основание политико-правовых взглядов: биосоциолатизация – мы развиваемся по законам биологии, общество должно как в природе вытеснять нездоровых из своей среды. Социалодарвинист. Нас он интересует как социолог и правовед-аналитик. Кропоткин оценивал Спенсера как типичного буржуа, индивидуалист.

Политико-правовое учение:

1. проблема происхождения государства. Он считает, что появление государства сложный процесс политической интеграции и дифференциации. Все развивается от простого к сложному. Государство возникает благодаря консолидации племен, между племенами возникает кража женщин, родственные связи, потом более сложные, в результате чего появляется образование более сложное. Биологический рост. Возникает необходимость политической дифференциации. Уже в семье возникает отношения господства и подчинения. Никакого договора в основе не лежит. Теоретик органического происхождения государства.

2. Теория 2-х обществ. Военное и современное, промышленное общество. Как произошел переход из военного общества в индустриальное? Действует процесс эволюции от простого к более сложному обществу. Военное должно трансформироваться в промышленное общество. Вера в прогресс.

a. Военное общество (сравнительный метод, Пруссия, Россия, империя инков, римская империя). Основная цель существования этих обществ – война. Общество построено по модели армии. Народ – это отдыхающая армия, а армия – мобилизованный народ. Существуют ранговые, сословные неравенства. Право основано на запретах и предписаниях (приказы). Свобода зависит от приказов власти.

b. Промышленное общество регулируется правом, которое не содержит повелений, приказов. Общество представляет собой индивидов, которые все равны перед законом. Основная цель – наука, познавание природы. Отсутствие государственной организации, трудовых работ. Система свободного рынка. Формой индустриального общества является правовое государство. Защита прав индивидов. Одно из важных прав – право на солнечный свет.

c. Постиндустриальное общество – не Спенсер, а социологи пошли дальше. Сервисная экономика, 75% населения заняты в сфере услуг. Колоссальное значение и признание университетов. Ентуре, Белл.

3. Критиковал Маркса и Энгельса, теории государственного социализма. Спенсер либерал, главная ценность – личность, государство вторично. Слабое место в теории – при государственном социализме колоссально вырастет бюрократия.

4. Грехи законодателей. Очень часто в истории принимали законы, которые должны были улучшить положение людей, но происходит все наоборот. Законы против ростовщичества – эти законы ухудшали положение должника. Не продумывались косвенные последствия принятия этих законов. Спенсер был свидетелем роста законодательства в Англии (как и Остин). Такая деятельность в парламенте вводит больше беспорядка в системе права. Противоречие законов, отмена старых, введение новых. Чтобы разобраться в одном законе, нужно знать еще 26, обращаются к юристам. Заблуждение – для того, чтобы принимать законы для всего народа не надо обладать особыми знаниями.

5. Критиковал Конта – проект социократии. Спенсер говорил: это проекция милитаризма на промышленный быт. Идеал Конта – военное общество, Конт говорил, что в социократии никаких прав учитывать не будем, есть только обязанности.

 

 

Мачин Игорь Федорович

История политических и правовых учений: конспект лекций.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения, начиная с V в. до н.э.

Греция того времени представляла собой политически раздробленное образование, основной единицей которого было государство-полис. Значительное разнообразие общественной жизни в государствах-полисах (в Афинах существовала демократия, в Спарте — аристократическое правление; в ряде других полисов — олигархические режимы), а также многочисленные государственные перевороты, междоусобные войны (самая масштабная — Пелопонесская война (431—404 гг. до н.э.)) — все это привело Грецию к глубокому кризису. С IV в. до н.э. древнегреческие государства-полисы утрачивают свою независимость.

В условиях использования труда рабов свободные греки получали возможность участвовать в политической жизни и реализовывать свои интеллектуальные потребности. Начинают формироваться политико-правовые учения, которые в дальнейшем окажут значительное влияние на развитие западной политико-правовой культуры в целом.

С древнегреческой политической и правовой мыслью связаны первые попытки осмысления таких явлений социальной жизни, как право и государство. Наиболее яркое воплощение они получили в теориях софистов, Платона, Аристотеля и Полибия.

Билет 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ СОФИСТОВ

Эпоха. Софистика зародилась в Древней Греции во второй половине V в. до н.э. В это время общественная жизнь выносится на городскую площадь, часто и подолгу ведутся заседания народных собраний и судов, в которых рассматриваются многочисленные дела по обвинению в государственной измене, растрате и др.

В связи с усложнением общественной жизни владение искусством публично доказывать свою точку зрения, возбуждать сочувствие к себе и антипатию к оппоненту, способность использовать двусмысленность законов и договоров стали чрезвычайно актуальными. Софисты предоставили свободным грекам возможность получения глубокого общего, а также специального образования, включая овладение искусством красноречия. Софисты выступили как учителя мудрости («софия» — греч. «мудрость»). То, чему учили софисты, получило название «софистика» — искусство слова: «Искусство слова — это величайшее благо, которое дает людям как свободу, так и власть над другими людьми — каждому в своем городе».

Наиболее известными софистами признают Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Алкидама, Ликофрона, Каллик- ла, Фрасимаха. Именно этих софистов считают одними из первых греческих политических и правовых мыслителей.

Логическое основание политико-правовых взглядов софистов: философский релятивизм, скептицизм и агностицизм (абсолютное отрицание какого бы то ни было объективного знания о мире); не исчерпала своих возможностей и мифология.

Политические взгляды софистов. Одним из первых наиболее ярких представителей греческой политической мысли стал Протагор (491—481 гг. — конец V в. до н.э.).

Биография. Родился в Абдерах. Много путешествовал по Греции. Несколько раз останавливался в Афинах, где его высоко ценили политики. В 444 г. до н.э. Перикл поручил Протагору подготовить законопроекты для новой колонии в Фуриях.

Логическое основание политического учения: философский релятивизм и мифология. Протагор стоял у истоков западного релятивизма, согласно которому не существует абсолютной истины, а есть лишь мнения. Протагору принадлежит мысль: «человек есть мера всех вещей, — существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Основные работы: «Антологии», «О государстве». Эти работы не сохранились, но о них известно по преданиям.

Содержание политического учения. Протагор излагает свое политическое учение в форме мифа. Об этом мифе мы узнаем из диалога Платона «Протагор». Участники диалога — Протагор и Сократ, которые ищут ответ на вопрос: можно ли овладеть искусством управления государством-полисом? В ходе дискуссии Протагор не только обосновывает возможность научиться государственному управлению, но и доказывает заданность демократии как формы полисного правления. Протагор сообщает, что согласно мифу в какой-то момент в недрах земли началась лепка живых родов, включая и человеческий род. Греческие боги Прометей и Эпиметей должны были наделить представителей всех живых родов средствами для выживания на по- верхности земли. В качестве этих средств у людей первоначально оказались огонь и кузнечное ремесло — дар Прометея людям, хотя и украденный им у богов. Однако вскоре стало понятно, что этих средств людям недостаточно для того, чтобы жить в обществе. Стоило людям собраться вместе, как они сразу начинали «обижать друг друга», расселяться и гибнуть. Зевс, обеспокоенный тем, как бы не погиб весь человеческий род, дает Гермесу поручение наделить людей чувствами стыда и правды, которые стали бы «украшением городов». Гермес уточнил у Зевса: каким образом следует дать людям стыд и правду — каждому или только некоторым? На что Зевс ответил: «Всем, пусть все будут к ним причастны; не бывать государствам, если только немногие будут этим владеть, как владеют обычно искусствами. И закон положи им от меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным к стыду и правде, убивать как язву общества».

Отсюда Протагор делает заключение, что «всякому подобает быть причастным» к таким добродетелям, которые позволят каждому человеку понять, что такое полисная справедливость, а «иначе не бывать государствам». Тем самым

каждый человек может быть полноправным участником принятия решений в условиях непосредственной демократии. Протагор обосновал, опираясь на миф, полисную демократию как заданную людям форму правления.

Правовые взгляды софистов. Правовые взгляды софистов разнообразны по тематике. Можно выделить три группы софистов, отличающихся их отношением к позитивному праву и к праву естественному.

1. Софисты, признававшие исключительную ценность позитивного права — права, которое создается людьми.

2. Софисты, которые противопоставляли позитивное право праву естественному, существующему по природе. Таким образом вводятся два источника права — человеческое соглашение и природа.

3. Софисты, у которых критика позитивного права сопровождалась объяснением социального назначения этого права.

Значение правовых взглядов софистов заключается в том, что они:

• первыми предложили деление права на право естественное («физис») и право позитивное, условное («номос»);

• выступили основоположниками современной теории прав человека, опираясь на естественноправовую теорию. С позиций естественного права они обосновали правовую аксиомуравенство людей (по Гиппию, все люди «род- ственники, свойственники и сограждане — по природе, а не по закону»). Тем самым подверглась сомнению незыблемость закона, разделившего всех людей на рабов и свободных;

• благодаря различению права на позитивное и естественное нашли критерий критики позитивного права;

• объяснили факт разнообразия законов тем, что они могут быть случайными приспособлениями к обстоятельствам места и времени и могут зависеть от произвола (всякий влиятельный политик может способствовать их изменению).

Правовые идеи, выдвинутые софистами, стали импульсами для дальнейшего развития западной правовой науки. Правоведы использовали модель естественноправового мышления в средние века, а затем и в Новое время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.088 с.)