Народничество: идеология и практика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народничество: идеология и практика.



Со второй половины ХIХ в. начался новый период в освободительном движении в России – разночинский. Его яркими представителями были народники. Начало новому этапу положил Н.Г.Чернышевский. Впоследствии народники считали себя его последователями. Вместе с тем многое в их идеологии восходило к «русскому социализму» А.И.Герцена.

В своем развитии народничество прошло два этапа. В 60-70-х гг. XIX в. главным в народничестве было революционное направление, объективно выражавшее интересы и идеологию крестьянской демократии. В 80-90-х гг. на передний план выдвинулось либеральное народничество.

В начале 60-х г. XIX в. в России складывались новые силы – революционеры – разночинцы, которые учились у А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского, но пошли дальше в борьбе против царизма. Эти революционеры были выходцами в первую очередь из среды университетской молодежи.

Общими чертами народнической идеологии являются: признание капитализма упадком, регрессом; вера в то, что Россия минует эту стадию и через крестьянскую революцию перейдет непосредственно к социализму; так как у нее есть крестьянская община – ячейка социализма. Идеология революционного народничества развивалась в трех направлениях: пропагандистское (П.Л.Лавров), бунтарское или анархистское (М.А.Бакунин), заговорщическое (П.Н.Ткачев).

П.Л.Лавров считал, что историю двигают одинокие, критически мыслящие личности, но они должны найти поддержку в народе. Следовательно, надо идти в народ и готовить его к революции. М.А.Бакунин считал, что революция в подготовке не нуждается, к ней народ подтолкнут нужда и страдания. Он был противником всякой государственности. Анархия, по мнению М.А.Бакунина – это федерация общин и «рабочих ассоциаций». Частную собственность должна сменить коллективная, всякую государственность надо уничтожить. П.Н.Ткачев не разделял общинные утопии большинства народников и не верил революционные возможности крестьянства. Революция, по его мнению, - это захват власти с помощью сильной конспиративной организации, способной деморализовать правительство и овладеть системой управления. В противоположность М.А.Бакунину он признавал политические формы борьбы и активную роль государства в демократическом переустройстве общества.

Народнические организации, особенно на первом этапе, не строились по принципу единства платформы. Они объединяли представителей различных течений. Первые народнические кружки стали возникать во второй половине 60-х годов (ишутинцы, чайковцы, долгушинцы и др.). В 1866 г. член организации Н.А.Ишутина Д.В.Каракозов совершил покушение на Александра II и был казнен. Руководитель одного из кружков С.Г.Нечаев проповедовал принцип вседозволенности при достижении цели. Он настоял на убийстве члена организации студента И.И.Иванова, ложно обвиненного им в предательстве. «Нечаевщиной» стали называть недопустимые методы революционной деятельности.

Важнейшую задачу своей деятельности народники начала 70-х г. видели в вовлечении народа в революционную борьбу. В 1874 г., воодушевленная идеями Бакунина революционная молодежь, предприняла «хождение в народ» с целью поднять его на революцию. Пропагандой было охвачено более 40 губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. Молодые люди под видом торговых представителей, мастеров и т.д. передвигались от села к селу и беседовали с крестьянами. В 1875 и 1876 гг. «хождение в народ» продолжалось.

Как опыт первого «хождения в народ» в Петербурге в 1876 г. образовалась организация «Земля и воля» (А.Михайлов, Н.Морозов, Г.Плеханов, С.Перовская и др.). Главное место в деятельности землевольцев занимала революционная пропаганда. Для усиления ее воздействия они создали постоянные поселения в Саратовской, Воронежской и Тамбовской губерниях. Террор на первых порах был тоже способом революционной агитации. В январе 1878 г. В.Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. В апреле 1878 г. А.К.Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II. Революционная пропаганда в народе успехов не имела. Крестьяне не понимали революционных идей, верили в «доброго» царя. Провал «хождения в народ» привел к расколу в народническом движении. В 1879 г. «Земля и воля» разделилась на «Народную волю» и «Черный передел».

«Народная воля» (А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, С.Л.Перовская и др.) была более многочисленной, хорошо законспирированной организацией. Значительное место в ее деятельности занимала пропаганда политической борьбы с самодержавием, в том числе среди рабочих. Но так как поддержки со стороны народных масс не было, все больше внимания стало уделяться заговорщической деятельности, террору. Главной целью стало убийство царя., на которого было совершено несколько покушений. В ноябре 1879 г. около Москвы был взорван поезд с царской свитой, который, вопреки обычаю, был пущен впереди царского. В феврале 1880 г. С.Н.Халтурин произвел взрыв в Зимнем дворце. Царя спасло то, что он опоздал к обеду. Террористические акты предпринимались и против представителей администрации и жандармских офицеров. В итоге Александр II был убит 1 марта 1881 г. взрывом бомбы, брошенной И.И.Гриневицким.

«Черный передел» (Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, Л.Г.Дейч, П.Б.Аксельрод и др.) сильно уступал «Народной воле» по численности и влиянию. Эта организация осталась верна старым народническим принципам. Главную роль в ее деятельности играла пропаганда. Но поскольку члены организации не находили способов поднять крестьянство на революционную борьбу, происходило стихийное изживание анархистских взглядов. «Черный передел» пришел к признанию политической борьбы как единственного средства достижения социалистического идеала. Его члены категорически отрицали заговор и террор, отводя решающую роль народным массам. «Черный передел» прекратил свое существование к концу 1881 г.

Крах народнической идеологии при ее проверке на практике привел к идейному кризису народничества в начале 80-х гг.. В 80-90-е гг. получило распространение либеральное народничество. Народники-либералы (Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов, С.Н.Кривенко и др.) отказались от революционной идеи, продолжали идеализировать общину, доказывали не прогрессивность развития капитализма в России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.006 с.)