Общественное движение в России в 30-50-н годы хiх века. Теория «официальной народности», западники, славянофилы, революционные демократы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное движение в России в 30-50-н годы хiх века. Теория «официальной народности», западники, славянофилы, революционные демократы.



 

В общественном движении второй четверти ХIХ в. началось размежевание трех идейных направлений: консервативного, либерального и радикального.

Консервативная идеология была призвана обосновать незыблемость самодержавия и крепостничества, чем стала теория «официальной народности». В 1832 г. министр народного просвещения граф С.С.Уваров выдвинул знаменитую триаду, призванную выразить вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие объявлялось единственно приемлемой для России формой правления, гарантом нерушимости русского государства, обеспечившим и продолжающим обеспечивать величие и мощь России; крепостное право – благом для народа. Догматическое православие провозглашалось основой его духовной жизни, причем особо подчеркивалась подчиненность церкви светской власти. Под народностью понималось отсутствие в русском обществе основы для социальных конфликтов, заявлялось о «единении» царя с народом. Из всего этого делался вывод о ненужности и нецелесообразности социальных преобразований. Неотъемлемую черту этой идеологической доктрины составлял патриотизм, призванный способствовать максимальному искажению реальной действительности. Апофеозом его служат слова шефа жандармов А.Х.Бенкендорфа относительно прошлого и будущего России: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего – оно выше всего, что может представить себе самое пылкое воображение.»

В этот же период появилась и русская либеральная мысль, выразившаяся в спорах западников и славянофилов. Славянофильство и западничество сложились в условиях глубочайшего социально-экономического и политического кризиса крепостной России и отразили попытки русских либералов создать целостные концепции буржуазного преобразования страны. Кроме исходного неприятия крепостнических порядков в славянофильстве и западничестве было немало других точек соприкосновения: критика николаевской системы, внутренней и внешней политики, отстаивание свободы слова, совести, печати и общественного мнения, стремление отменить или ограничить крепостное право, отрицание революционных преобразований.

Западники и славянофилы приняли в своеобразной и усложненной форме казенную мысль о том, что «Россия – вне Европы». Спорившие стороны были едины в подходе к русскому прошлому, которое представлялось им принципиально отличным от прошлого европейских народов. При этом славянофилы (А.С.Хомяков, А.И.Кошелев, братья К.С. и И.С.Аксаковы и др.) рисовали светлый идеал Древней Руси, а западники (Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин и др.) отрицали саму мысль о возможности на Руси европейского средневековья.

Критическое отношение к настоящему объединяло, зато о будущем шли острые споры. Западники верили в европейское будущее России, восхищались делом Петра I и желали содействовать дальнейшей европеизации страны. «Россия – не Европа, но она должна стремиться ей стать», - примерный ход их рассуждений.

Славянофилы порицали Петра I, внесшего, по их мнению, раздор и насилие в русскую жизнь, мечтали о создании общества, избавленного от характерных для Запада революционных потрясений, с пристальным интересом изучали крестьянскую общину, в которой видели залог русского решения социальных проблем – «слияние капитала и труда» и «предотвращение язвы капитализма», считали православие единственно правильной религией. «Россия – не Европа, и до тех пор, пока оно так, в ней невозможна революция»,- логика славянофилов. Или, говоря словами К.С.Аксакова: «Опасность для России одна: если она перестанет быть Россиею».

В основе своей спор западников и славянофилов был спором о пути буржуазного развития страны: универсальном для XIX в., европейском, или особом, русском.

В русскую историю 40-егг. XIX в. вошли как время духовных исканий, идейных споров, как «эпоха возбужденности умственных интересов» (А.И.Герцен). К исходу 30-х гг. образованное русское общество как бы очнулось от долгого затишья, наступившего после 14 декабря 1825 г. («замечательное десятилетие», «знаменательный расцвет нашей умственной и научной жизни, короткий, как наше северное лето»).

К 40-м гг. XIX в. западная буржуазно-демократическая идеология, которую исповедовали декабристы, устарела и утратила привлекательность. Но с запада забрежжил новый свет: это был свет социализма. Само слово «социализм» родилось в 30-х гг. во Франции, быстро вошло в русский язык, хотя употреблялось, конечно, узким кругом образованных людей. Западноевропейский утопический социализм, будучи взят на вооружение революционной демократией, приобрел активный, боевой характер. Передовые русские люди видели в нем оружие борьбы против двух зол сразу: ненавистного феодально-крепостнического строя и нарождающегося капитализма.

В 40-е годы наблюдался новый подъем общественного движения. В Петербурге был организован кружок петрашевцев (по фамилии его руководителя М.В.Буташевича-Петрашевского), где изучались идеи французского социалиста-утописта Ш.Фурье, разрабатывались проекты освобождения крестьян и подготовки крестьянской революции. Кружок был раскрыт. Его участники, в том числе Ф.М.Достоевский, были арестованы, приговорены к расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь.

Первым в русском общественном движении социалистическую идеологию воспринял А.И.Герцен. А.И.Герцен и Н.П.Огарев непосредственно испытали влияние восстания декабристов. Они участвовали в кружке западников, разделяя мнение об общем пути развития России и Европы. А.И.Герцен и Н.П.Огарев стали первыми в России политическими эмигрантами. Поселившись в Лондоне, они основали Вольную русскую типографию. Издаваемые ими газета «Колокол», журнал «Полярная звезда», различные книги и сборники с жадностью читались в России.

Став свидетелем буржуазных революций в Европе 1848-1849 гг., А.И.Герцен пересмотрел свои взгляды и обратился к социализму. Он разработал теорию русского «общинного социализма», считая, что Россия может миновать капитализм и перейти к социализму, так как у нее есть такой институт, как крестьянская община, которая сама по себе есть зачаток социализма. Эта теория дала мощный толчок развитию социалистической мысли в России. Вопрос о путях перехода к социализму решался А.И.Герценом неоднозначно. В ряде работ он говорил о революции, в других отрицал насильственные пути изменения существующего строя.

Революционные демократы А.И.Герцен, Н.П.Огарев, М.В.Петрашевский и их ближайшие последователи были по характеру своей деятельности просветителями. Самой общей чертой их взглядов была ненависть к самодержавию и крепостничеству, главным оружием – распространение новых идей среди расширявшегося круга демократической интеллигенции.

Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.122 (0.023 с.)