Лекция 16. СГУ в перестроечные годы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 16. СГУ в перестроечные годы.



1. Сложности и трудности перестроечного периода для университета.

2. Новые явления в университетской жизни.

3. Активизация участия университетского коллектива в общественной жизни.

 

1. В 1985 г. страна вступила в заключительный этап своего существования в качестве СССР, который получил название перестройки. В стране нарастали кризисные процессы, охватывавшие все стороны жизни общества: экономику, политику, идеологию. Не могли они не коснуться и сферы высшего образования. На много уменьшилось его финансирование, к тому же происходившее с большими перебоями. Прекратилось всякое новое строительство, не было средств и на ремонтные работы. Усилился отток из вузов специалистов из-за ухудшения материального положения преподавателей. Становилось невозможным обновлять оборудование вузовских НИИ и лабораторий. Резко сократились возможности для проведения различных учебных и производственных практик, часть из них пришлось отменить. Постепенно все большая часть студентов и преподавателей втягивалась в политическую борьбу, развернувшуюся в стране в конце 1980-х-начале 1990-х гг.

Все эти процессы и явления имели место и в Саратовском университете. Прекратились даже разговоры о намечавшемся строительстве новых корпусов, пристройки к библиотеке, спортивной базы. Не отпускалось денег в достаточном количестве на текущий ремонт общежитий и учебных корпусов. С опозданием стали поступать средства на зарплату и стипендии.

Начали сокращаться дальние производственные практики у геологов, географов и биологов, музейная и археологическая практики у историков, фольклорные и диалектологические экспедиции у филологов. Университетские кабинеты, лаборатории, НИИ перестали получать новое оборудование. Научная библиотека снизила подписку на научные журналы, перестала получать обязательный экземпляр. А денег на покупку новых книг выделялось с каждым годом все меньше. Университет не мог обеспечить совершенствование учебного процесса на должном уровне в связи с отсутствием необходимого количества ЭВМ, компьютеров, оргтехники, наглядных пособий.

Снижение уровня жизни профессорско-преподавательского состава вело к необходимости совместительства, поискам дополнительных заработков, не оставляя времени для серьезной научной работы.

 

2. Даже в таких трудных условиях Саратовский университет старался не сдавать своих позиций, продолжал вести большую научную работу, учитывая новые тенденции в мировой науке, потребности страны и региона, стремился совершенствовать учебный процесс. Не только негативными явлениями характеризовался перестроечный период. Были и положительные явления. Прежде всего, они касались идеологической сферы. Постепенно уменьшался контроль партийных органов за содержанием учебного процесса, лекциями и семинарскими занятиями по гуманитарным и общественным наукам. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. преподаватели получили возможность читать авторские курсы, освещать материал, не ссылаясь на каждом шагу на классиков марксизма-ленинизма, труды и речи очередного Генерального секретаря ЦК КПСС и партийные документы. Публикация огромного количества ранее недоступных источников, введение в научный оборот и учебные дисциплины трудов репрессированных ученых и политических деятелей, большого массива произведений представителей российского Зарубежья, использование достижений науки в других странах – все это создало благоприятную обстановку и для развития отечественной науки в университетах, и для обогащения учебного процесса. В Саратовском университете на историческом и филологическом факультетах, общеуниверситетских кафедрах общественных наук готовились новые общие и специальные курсы, менялась и расширялась тематика спецсеминаров и дипломных работ. Например, на филологическом факультете начали изучать творчество А. Солженицына, В. Набокова, М. Алданова, М. Цветаевой, на кафедре философии приступили к освоению философского наследия Н. Бердяева, С. Франка, Г. Федотова и других мыслителей русского Зарубежья.

Получили развитие научные связи профессорско-преподавательского состава СГУ с преподавателями и учеными многих государств, с которыми прежде не существовало никаких контактов. В 1990 г. Саратов перестал быть закрытым городом и стал возможным приезд к нам зарубежных ученых. Одним из первых посетил Саратовский университет профессор истории из университета Северной Каролины (г. Чапел Хилл) Д. Рейли, долгие годы занимавшийся изучением истории Саратовской губернии периода революции 1917 г. и гражданской войны. С ним были завязаны дружеские контакты, и с тех пор он фактически ежегодно летом работал в саратовских архивах, НБ СГУ, встречался с преподавателями и студентами университета.

Преподаватели университета принимали активное участие во многих международных конференциях, устанавливая тесные творческие связи с зарубежными учеными. Так, профессор В. С. Стальмахов побывал в Китае, Франции, выступал там с научными докладами, читал лекции, профессор В. В. Тучин во время пребывания в Японии договорился о совместных научных разработках, профессор Л. С. Анисимов, участвуя в Международном конгрессе по органической геохимии в Манчестере, наладил сотрудничество с британскими коллегами.

Несмотря на ухудшение материальных условий жизни, в годы перестройки достаточно активно шла защита докторских и кандидатских диссертаций сотрудниками СГУ. Так, в 1986 г. защитили докторские диссертации философ В. Б. Устьянцев, в 1987 г. – химик С. К. Клименко, геолог Э. А. Молостовский, физики А. Г. Роках, Ю. Н. Тюхтяев, в 1988 г. – физики В. С. Анищенко, Ю. Д. Жарков, С. А. Смолянский, филологи В.Е. Гольдин, А. А. Дерюгин, философ В. П. Каратеев, химики А. П. Кривенько, С. П. Муштакова, биолог В. С. Тырнов, в 1989 г. – физики В. С. Андрушкевич, А. Ф. Голубенцев, Д. А. Усанов, геолог Ю. П. Конценебин, биолог Г. В. Шляхтин, в 1990 г. — филолог А. И. Ванюков, математик В. В. Розен, химик В. П. Севастьянов, 1991 г. — механик Л. Ю. Коссович, философ Б. И. Мокин, математики Д. В. Прохоров, В. А. Юрко, геолог Я. А. Рихтер, химики В. А. Седавкина, С. Н. Штыков и др., а всего около 40 человек. В результате общее число профессоров и докторов наук в СГУ достигло в 1991 г. 85. Более 200 человек защитили за эти годы кандидатские диссертации, на конец 1991 г. в университете насчитывалось 409 кандидатов наук и доцентов.

В университете было открыто несколько новых кафедр и учебных лабораторий: лаборатории полупроводниковой электроники, физики атомного ядра и элементарных частиц, кафедры прикладной физики, теоретической и математической физики – на физическом факультете, активных средств обучения – при кафедре педагогики, лаборатория метеорологии – на географическом факультете, кафедра дискретного анализа – на механико-математическом факультете; на химическом факультете была введена целевая интенсивная подготовка специалистов, создана учебная лаборатория вычислительных методов в химии.

Большинство преподавателей университета продолжало успешно заниматься учебной работой, добиваясь высоких результатов. Именно в эти годы в университете появилось два члена-корреспондента АН СССР: вернувшийся из Владивостока Г. И. Худяков, крупный специалист по геологии, геоэкологии, географии, лауреат Государственной премии СССР, и вновь избранный профессор Д. И. Трубецков, известный ученый в области радиоэлектроники и организатор науки. Ректор университета профессор А. М. Богомолов был избран действительным членом РАЕН. Группа преподавателей кафедры аналитической химии и сотрудников ННН химии во главе с профессором Р. К. Черновой получила премию Совета Министров СССР за научные разработки. Профессор П. С. Кузнецов был избран почетным членом Географического общества СССР.

В осенне-зимний период на базе Саратовского университета работали Всесоюзные и Всероссийские школы по радиофизике и электронике, нелинейным процессам, по теории функций и приближений.

Ежегодно на первый курс дневного отделения принималось около 1100 студентов. Учебный процесс проходил в основном в прежних формах, отсев был сравнительно небольшим. Студенты СГУ успешно участвовали в различных региональных, Всероссийских и Всесоюзных олимпиадах и конкурсах. Так, в 1989 г. университетская команда заняла 3-е место в межзональной олимпиаде по программированию в Казани, студенты О. Блохина (филологический факультет), Д. Черная (биологический факультет, Д. Чернышевский (исторический факультете) стали лауреатами Всероссийского конкурса студенческих научных работ, в 1990 г. студент 4-го курса химического факультета С. Гладилин победил на Всесоюзном конкурсе студентов-химиков.

В годы перестройки по-прежнему существовал третий семестр, формировались ССО, в августе-сентябре студенты и сотрудники университета трудились на овощных плантациях энгельсских совхозов. Студенческие отряды СГУ принимали участие в оказании помощи пострадавшим от землетрясений населенным пунктам в Молдавии и г. Спитаку в Армении. Агитбригады университетского клуба побывали в Туркмении, на БАМе, на Камчатке.

Постепенно сокращалось число занимавшихся спортом, меньше студентов участвовало в коллективах художественной самодеятельности, реже спортсмены и агитбригады выезжали за пределы области из-за отсутствия средств на командировки. Однако продолжал работать спортивный лагерь в Чардыме, успешно выступали на соревнованиях разного масштаба университетские фехтовальщики, лыжники, художественные гимнастки, гребцы.

В университетском клубе появились новые коллективы: студенческий театр эстрадных миниатюр, театр исторического костюма. Достойно выступил на ХП Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве университетский театр кукол и миниатюр, а его руководитель А. Авдонин был награжден медалью За трудовое отличие. Фольклорный ансамбль «Праздник» быстро завоевал большую популярность и постоянно приглашался на сценические площадки не только в нашей стране, но и в Чехословакии, Нидерландах и Великобритании. В 1986 г. университетский клуб отметил свое 25-летие, а его директор М. А. Пинхасик был удостоен звания заслуженный работник культуры РСФСР. Самодеятельность Саратовского университета несколько лет побеждала на областных смотрах «Студенческая весна.

3. В годы перестройки, особенно с 1989 г., в связи с оживлением политической жизни в стране, активизировалось участие в общественно-политических акциях студентов, преподавателей и сотрудников СГУ.

Во второй половине 1980-х гг. начали создаваться политические клубы, появились они и в Саратове. Студенты, аспиранты, молодые преподаватели университета были их активными участниками, показывая, что не все являлись приверженцами официальной идеологии. Так, некоторые студенты и молодые преподаватели исторического факультета, кафедр общественных наук стали членами возникших после реабилитации Н. И. Бухарина бухаринских клубов. Они бурно дискутировали на клубных заседаниях, выезжали в другие города, приглашали к себе представителей иногородних клубов.

Активно участвовали студенты и преподаватели в проходивших в 1989-1991 гг. избирательных кампаниях, когда стало возможным выдвигать кандидатов, альтернативных официальным. Многие молодые преподаватели и студенты настолько увлекались невиданными в советской истории реальными выборами, что посвящали этому не только свободное время, но и рабочие часы, забрасывая учебу, преподавание и науку. Среди кандидатов в народные депутаты РСФСР, областной совет народных депутатов оказались представители университета. Их товарищи по работе и учебе оказали большую помощь в организации и проведении агитационной кампании. В результате снс НИИМФ СГУ В. А. Исаев был избран народным депутатом РСФСР, а студенты исторического факультета С. Николаев и А. Чернышов стали депутатами областного совета. При этом победы они одержали в острой борьбе с другими кандидатами.

В условиях перестройки расширились возможности для проведения различного рода воспитательных мероприятий, что привело к появлению в университете новых должностей: проректора и зам. деканов по воспитательной работе (на первых порах на общественных началах). Первым проректором по воспитательной работе был назначен преподаватель кафедры философии И. В. Бачурин, несколько лет возглавлявший университетский комсомол.

В университете начали внедряться демократичные методы подбора кадров, выборная система. Уже в 1987 г. прошли выборы директора НИИ химии, избран был доцент А. Ф. Большаков. На альтернативной основе выбирался секретарь комсомольской организации на историческом факультете, при этом выдвинутые заранее кандидаты должны были представить свои программы.

В конце 1991 г. университет прошел государственную аттестацию, комиссия МВиССО СССР в течение нескольких недель проверяла все направления университетской деятельности и пришла к выводу, что СГУ по всем параметрам соответствовал требованиям, предъявлявшимся к университетам. По результатам аттестации Саратовский университет занял 7-е место среди российских университетов.

 

 

Лекция 17. Саратовский государственный университет

В 1990-е гг.

1. Перемены в структуре университета, создание университетского комплекса, расширение материально-технической базы.

2. Открытие новых кафедр и специальностей, новации в учебном процессе.

3. Развитие международных связей университета.

4. Перемены в студенческом и преподавательском составе.

5. Общественная жизнь в новых условиях.

 

1. После распада СССР и образования независимой Российской Федерации университетская система переживала серьёзные перемены. Разрывались связи российских университетов с университетами других республик, ставших независимыми государствами. Начинался процесс интеграции отечественных университетов в европейскую систему, расширялись связи по всем направлениям с учебными и научными заведениями дальнего Зарубежья. Указ № 1 Президента РФ был направлен на выведение российских школ, техникумов, вузов, НИИ из того тяжелого материального положения, в котором они оказались в последние годы перестройки. Но, к сожалению, многие положения этого Закона не осуществлены до сегодняшнего дня.

В 1990-е гг. материальное положение университетов продолжало оставаться трудным, заработная плата и стипендии находились на крайне низком уровне, средств на строительство, ремонт, оборудование, приобретение литературы выделялось явно недостаточно. Начался процесс отъезда ученых, лучших выпускников университетов на работу за рубеж. Постепенно все большая часть студентов принималась на учебу на платной основе, т. е. без конкурса и сдачи экзаменов. Университеты вынуждены были часть необходимых площадей сдавать в аренду, а иногда и продавать, чтобы облегчить трудное материальное положение. В стране начался процесс создания коммерческих вузов, в которых за роскошными вывесками скрывался, во многих случаях, низкий уровень предоставлявшегося студентам образования.

Особенно печально было то, что начался бездумный процесс превращения узко специализированных вузов (медицинских, технических, педагогических, сельскохозяйственных) в университеты, что не соответствовало традициям российской университетской системы. У этих вузов менялось только название, а все содержание работы оставалось узко специализированным, а не университетским.

Саратовский университет пережил в 1990-е гг. много структурных преобразований, слияний, расширений, превративших его в один из крупнейших вузов РФ. В эти годы появляются новые факультеты. Для дальнейшего развития гуманитарного образования большое значение имело создание социально-гуманитарного факультета, объединившего политологов, социологов, экономистов, психологов, философов. В дальнейшем на его основе возник ряд самостоятельных факультетов. Из физического факультета был выделен факультет нелинейных процессов, на основе которого был создан целый учебно-научный комплекс, включавший колледж, факультет, отдел в НИИМФ. Развитие кибернетики и информационных систем вызвало потребность в создании факультета компьютерных наук и информационных технологий (КНиИТ).

В 1998 г. произошло значительное расширение университета, так как губернское руководство решило присоединить к нему ряд учебных заведений: Саратовский пединститут (теперь ПИ СГУ), Балашовский пединститут (теперь БФ СГУ), техникум радиоэлектроники им. П. Н. Яблочкова (колледж), геологоразведочный техникум (колледж). При этом только в ПИ СГУ произошли структурные изменения: факультеты, однотипные с университетскими, слились с последними, а преподаватели факультетов пединститута распределились по соответствующим университетским кафедрам. В составе ПИ СГУ остались те факультеты, которые не имели однотипных с СГУ: иностранных языков, психологии и социальной работы, музыкально-педагогический, физической культуры и т. д.

В конце 1990-х гг. после долгого перерыва возобновилось строительство университетских корпусов, и в 2000 г. университет получил красивый корпус, вписавшийся в архитектуру университетского городка и ставший визитной карточкой СГУ. Кроме того, взамен корпуса на углу улиц Радищева и Московской (переданного ПАГСу) университету передали одно из зданий бывшего вертолетного училища, где первоначально расположились исторический и филологический факультеты.

2. В 1990-х гг. было создано несколько новых кафедр, и открылись новые отделения, отвечавшие потребностям подготовки кадров по актуальным специальностям и развитию новых научных направлений. Так, на историческом факультете появились специальности туризм и правоведение, образовались новые кафедры и отделения. Была также открыта кафедра историографии и региональной истории. В связи с открытием кафедр, отделений организовывались новые лаборатории, кабинеты, что способствовало налаживанию учебного процесса. В 1993 г. появилась общеуниверситетская кафедра охраны окружающей среды. В 1995 г. на химическом факультете восстановили кафедру полимеров, на биологическом – физиологии человека и животных. В 1996 г. на физическом факультете была образована кафедра лазерной и компьютерной физики. В том же году на геологическом факультете появилась специальность «геоэкология». 1997 г. ознаменовался открытием нескольких специальностей: философия, национальная экономика, культурология, информационные системы в экономике. В 1999 г. на механико-математическом факультете организована подготовка по специальности «вычислительные машины, системы, комплексы и сети».

Для обеспечения современного уровня учебного процесса большое значение имело открытие компьютерных классов на многих факультетах, выход университета в Интернет, установка компьютеров в библиотеке и на кафедрах, которые стали получать и множительную технику.

На факультетах появились аудитории, оборудованные для применения современных технических средств, что позволяло читать лекции в сопровождении аудиовизуальных средств.

Постепенно преподаватели на всех факультетах переходили к чтению авторских курсов лекций, стремясь связывать их с новейшими достижениями науки, результатами собственных исследований.

В качестве форм текущего контроля над знаниями студентов начало применяться тестирование, на семинарских занятиях большое распространение получила докладно-реферативная система. Значительная часть студентов выступала на семинарах с самостоятельными выводами, доказывала свое понимание исторических событий, хода литературного процесса, результатов социологических и политологических исследований. На семинарских занятиях по гуманитарным и общественным наукам стали внедряться деловые игры, круглые столы, дискуссии и другие активные формы, втягивавшие всех студентов в учебный процесс.

Особенно следует отметить изменение отношения значительной части студентов к изучению иностранных языков. Это вызвано было тем, что знание иностранного языка стало востребованным. Кроме того, создание компьютерных, лингвафонных классов позволило поднять на более высокий уровень преподавание языков. Появились преподаватели иностранных языков из университетов Зарубежья. Постепенно, кроме привычного набора языков (английский, французский, немецкий), началось преподавание испанского, итальянского, турецкого, японского, что также усилило интерес определенной части студенчества. В учебных планах по ряду специальностей количество часов, выделявшихся на изучение иностранного языка, значительно увеличилось, появились группы интенсивного изучения, в которых занимались, прежде всего, студенты и преподаватели, которым предстояли длительные поездки в другие страны.

Одновременно с этим снизилась посещаемость лекций, что было вызвано, с одной стороны, необходимостью для многих студентов подрабатывать, с другой, – тем, что часть коммерческих студентов не считала нужным особенно напрягаться: деньги платим, диплом получим.

В то же время трудности с проведением различных практик на факультетах, появившиеся в годы перестройки, продолжали существовать, а в чем-то и углубились. В связи с резким сокращением объема работ в научно-исследовательских институтах СГУ была потеряна возможность массового участия студентов геологического, химического, физического факультетов в проводившихся в НИИ исследовательских проектах. Фактически прекратились поездки на производственную практику в отдаленные регионы студентов географического, биологического, геологического факультетов. На историческом и филологическом факультетах резко сократилось число студентов, проходивших музейную, археологическую практики, участвовавших в диалектологических и фольклорных экспедициях.

3. Небывалый размах и новые формы приняли в 1990-е гг. связи российских университетов с зарубежными вузами и научно-исследовательскими центрами. Следует отметить, что во многом уровень таких связей определялся научным весом руководителей факультетов и кафедр, их способностью использовать создавшиеся благоприятные условия для налаживания и развития контактов.

На примере Саратовского университета видно, что такие связи развивались неравномерно по факультетам и кафедрам. Если взять, к примеру, физический факультет, то там особенно успешно международные связи развивались на кафедрах, возглавлявшихся профессорами В. С. Анищенко, В. В. Тучиным, Д. А. Усановым, Д. И. Трубецковым, доктором физико-математических наук Л. А. Мельниковым. Эти связи включали в себя обмен преподавателями, аспирантами и студентами, чтение лекций университетскими преподавателями за рубежом и иностранных ученых в СГУ, совместное проведение научных конференций и симпозиумов, разработку и осуществление программ научных исследований. Сотрудничество особенно активно развивалось с университетами и научными центрами США, ФРГ, Великобритании, Японии. На механико-математическом факультете профессор В. А. Юрко наладил сотрудничество с немецкими университетами, а профессор М. В. Лосик ежегодно приглашался на 2-3 месяца в Вену для научной работы с австрийскими и другими иностранными математиками.

Успешно развивались международные связи университетских гуманитариев. В 1994 г. они получили возможность участвовать в европейской программе “Tempus” совместно с университетами Гранады (Испания), Анже и Пуатье (Франция). Эта программа включила обмен студентами и преподавателями сроком до полугода, совместное проведение научных исследований, повышение уровня учебного процесса, введение в него различных новаций. Кроме того, университет получил много оргтехники, оборудование компьютерного класса. Более 150 преподавателей, аспирантов и студентов исторического, филологического и социально-гуманитарного факультетов СГУ побывали по этой программе в университетах Франции и Испании, овладели французским и испанскими языками.

Большой размах получило проведение в университете международных конференций, симпозиумов, научных школ. Так, физический факультет регулярно проводил научные школы по нелинейной динамике, оптике, радиофизике и электронике механико-математический факультет по теории функций и приближений, исторический факультет организовал в 1992 г. первую совместную конференцию с американскими историками по проблемам российской истории. В 1996 г. в университете прошли: русско-японский симпозиум по аналитической химии, Международная конференция «Нелинейная динамика и хаос, приложения в физике, биологии и медицине», в 2000г – Международные научные конференции: «Античный мир и варварская периферия: проблема контактов», «Фундаментальные проблемы физики».

В связи с размахом международных связей в 1992 г. в СГУ появилась должность проректора по международным связям, а в 1993 г. было создано Управление международных связей.

4. До осени 1994 г. ректор университета продолжал оставаться профессор А. М. Богомолов. В связи с его смертью встал вопрос о новом ректоре, и впервые с 1920-х гг. ректор избирали, при этом на альтернативной основе. Кандидаты на пост ректора выработали свои программы, выступали с ними на факультетах, вели избирательные кампании. В результате острой предвыборной борьбы университетская конференция выбирала из двух кандидатов, и большинство голосов получил профессор физического факультета Д. И. Трубецков, весь жизненный путь которого был связан с СГУ: от студента до зав. кафедрой.

В 1990-е гг. в университете проходили большие изменения в студенческом составе: уменьшалось количество вечерников и заочников, появилось и с каждым годом увеличивалось число студентов, обучавшихся на платной основе, быстрее росла численность студентов на гуманитарных факультетах, которые стали догонять и обгонять по этому показателю естественные факультеты. Среди студентов появилась категория окончивших специализированные школы, гимназии, лицеи, колледжи, которые отличались, в своем большинстве более высоким уровнем подготовки. В студенческой среде выделялись те, которые четко знали, для чего они поступили на тот или иной факультет, кем они хотят быть. Часть студентов неплохо владела иностранными языками, умела работать на компьютере, чуть ли не с первого курса серьезно занималась научной работой и к окончанию университета имела ни одну публикацию, нередко в академических изданиях и за рубежом. Если в начале 1990-х гг. прием в университет сократился до менее 900 человек на дневное отделение, то в 1998 г. было зачислено на 1-й курс 1320 человек, из них 967 на плановые места. Всего в университете обучалось к этому времени около 6,5 тысяч студентов на дневном отделении, а затем их численность стала стремительно увеличиваться за счет присоединенных педагогических институтов и техников, и уже в 1999 г. составила свыше 14 тысяч человек.

В то же время стало сложнее отбирать лучших выпускников в аспирантуру, так как не все из них имели материальную возможность учиться еще три года (аспирантская стипендия была невелика). Поэтому при приеме в аспирантуру часто приходилось исходить не из способностей человека, а из его материальных возможностей. Кроме того, падал сам престиж научного работника и вузовского преподавателя из-за крайне низкого уровня зарплаты, намного уступавшей тому, что получали рядовые рабочие, особенно приватизированных предприятий, работники сферы услуг и чиновники любого ранга.

Но, несмотря на все материальные трудности в 1990-е гг., университетский коллектив рос, развивался, в нем становилось все больше докторов и кандидатов наук, появились кафедры, на которых 90-100 % преподавателей имели ученые степени. За 1992-1999 гг. в Саратовском университете около 100 человек защитили докторские диссертации и около 10 получили звание профессора без защиты докторской диссертации, несколько сот преподавателей и аспирантов защитили кандидатские диссертации. Надо отметить, что в эти годы значительно снизился средний возраст защищавших докторские диссертации, появились доктора наук в возрасте до 35 лет (С. С. Ульянов – физик, А. Ю. Васильев – математик). Повысился удельный вес аспирантов, защищавших в срок кандидатские диссертации.

В 1999 г. университет отметил 90-летие. На торжествах присутствовали вице-премьер правительства РФ В. И. Матвиенко, министр образования РФ В. Ф. Филиппов, академик РАН Е. М. Примаков. Были получены приветствия от президента РФ Б. Н. Ельцина и премьер-министра В. В. Путина. В ходе юбилея отмечалось, что Саратовский университет выдержал испытания переходного периода и сохранил свое почетное место среди российских университетов. Об этом свидетельствовали его успехи в различных областях: подготовке кадров, научных исследованиях, просветительской работе. Несколько научных школ университета (профессоров Д. И. Трубецкова, В. В. Тучина, А. П. Хромова) были признаны в числе ведущих в Российской Федерации. Многие профессора и доценты СГУ стали получателями соросовских стипендий, профессор физического факультета В. С. Анищенко получил престижную премию им. Гумбольдта в ФРГ, 12 университетских профессоров были удостоены Государственных научных стипендий для выдающихся ученых России. Профессор Л. Ю. Коссович был удостоен в 1998 г. Государственной премии РФ в области науки и техники. В 2000 г. такую же премию получил профессор Н. И. Синицын, а ректор, профессор Д. И. Трубецков получил премию Президента РФ в области образования. Профессора Л. И. Баранникова и О. Б. Сиротинина были введены в состав Совета по русскому языку при Президенте РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.035 с.)