Лекция 5. Становление инсу. 1909-1914 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Становление инсу. 1909-1914 гг.



1. Количественные и качественные изменения в студенческом составе.

2. Открытие новых кафедр и рост преподавательского коллектива.

3. Учебный процесс и его совершенствование.

4. Научная деятельность. «Известия ИНУ».

5. Внеучебная жизнь студентов и преподавателей.

 

1. В 1910-1913 гг. летом происходил прием на 1-й курс медицинского факультета. Кроме того, переводились, по мере открытия старших курсов, студенты из других российских и зарубежных университетов, чаще всего проживавшие в Саратовской губернии. Ежегодно зачислялось на 1-й курс около 100 человек, но на отдельных курсах оказывалось студентов больше за счет переведенных, возвращавшихся из академического отпуска и восстановленных.

Динамка роста численности студентов ИНСУ по годам такова:

1910 г. – 92 студента и 14 вольнослушателей

1911 г. – 197 студентов и 3 вольнослушателя

1912 г. – 287 студентов и 6 вольнослушателей

1913 г. – 412 студентов и 8 вольнослушателей

1914 г. – 534 студента и 5 вольнослушателей

Ректорат университета ежегодно отказывал в приеме и переводе большому количеству лиц иудейской конфессии, ссылаясь на процентную норму и на то, что они не проживали постоянно в Саратовской губернии. В свою очередь ректор неоднократно получал замечания от попечителя Казанского учебного округа, что в ИНСУ нарушалась процентная норма (5 %) или на отдельных курсах, или в университете в целом, от него требовали точнейшего ее соблюдения.

Что касается социального состава студентов, то он за первые пять приемов кардинально не менялся, выходцы из дворянской и чиновничьей среды составляли меньшинство. Так, по данным за 1913 г. выходцы из дворянства и чиновничества составляли в ИНСУ 28 % студентов, выходцы из духовенства 6 %, из крестьян 25 %, из мещан и цеховых 30 %. Если взять второй университет на Волге – Казанский, то там социальный состав студенчества был несколько иным: 37, 7 % – из дворян и чиновников, 9,4 % – из духовенства, 14 % из крестьян, 24, 8 % из мещан и цеховых. Таким образом, в Саратовском университете состав студенчества был более демократичным, а, следовательно, имелось больше материально нуждавшихся.

Достаточно большим был отсев студентов, особенно на 1-м курсе. Это объяснялось отсутствием материальных возможностей для продолжения учебы, реже плохой успеваемостью. И, несмотря на то, что на каждый курс прибывали переведенные и восстановленные студенты, заканчивало университет намного меньше, чем поступило. Так, в первом выпуске 1914 г. было 78 человек, а поступило 92 студента и 14 вольнослушателей.

Уже в первых наборах ИНСУ оказалось немало талантливых молодых людей, которые успешно трудились на ниве отечественного здравоохранения. Однако проследить судьбу первых выпусков очень трудно, так как они пришлись на годы первой мировой и гражданской войн. Среди поступивших в университет в 1911 г. был А. Н. Бакулев, в будущем крупнейший отечественный хирург, Президент АМН СССР, академик АН СССР, создатель НИИ хирургии, носящего его имя.

 

2. Созданные в 1909 г. 7 кафедр могли обеспечить учебный процесс только на первом курсе. Поэтому с каждым новым учебным годом в университете открывались кафедры, позволявшие обеспечивать все университетские потребности. К началу 1913/1914 учебного года в ИНСУ формально открыты были все 29 положенных по штату кафедр, но не все они были замещены. Например, кафедра минералогии с геологией долгие годы была без преподавателей, поэтому этот предмет приходилось преподавать химикам: В. В. Вормсу, Р. Ф. Холлману. Бывали незамещенными и другие кафедры, но обычно в течение учебного года удавалось решить вопрос об их замещении.

После того, как начал работать Ученый совет в университете и до начала 1911 г. все замещения преподавательского состава происходили в результате обсуждения и голосования членов совета. Дискуссии нередко были бурными, рекомендовавшие отстаивали свои кандидатуры, старались убедить членов совета в пригодности рекомендуемого. В большинстве случаев выборы заканчивались избранием одного их рекомендуемых, но не всегда эти результаты одобрялись попечителем Казанского учебного округа или в министерстве народного просвещения. После отмены в 1911 г. министром Л. Кассо университетской автономии началось прямое назначение профессоров в университеты без учета мнения Ученого совета и факультетского собрания. Имелись такие профессора и в ИНСУ. Но как показало время, назначения оказались удачными, и в 1917 г. при выборах все эти профессора были избраны Ученым советом.

Среди вновь появившихся в ИНСУ профессоров в 1910-1913 гг. много талантливых людей, прославивших и университет, и отечественную науку. Так, в 1911 г. на кафедры ИНСУ были избраны профессора С. И. Спасокукоцкий и А. А. Богомолец. Первый из них – выдающийся российский хирург, основатель хирургических школ в Саратове и Москве, избранный академиком АН СССР; второй – знаменитый патологоанатом, организатор науки, был Президентом АН УССР, академиком АН СССР, Героем социалистического труда. Оба они поработали в Саратовском университете около 15 лет и сыграли большую роль в его становлении и развитии. Одним из создателей отечественной фармацевтической науки был профессор фармакологии ИНСУ В. И. Скворцов, ставший затем академиком АМН СССР.

Увеличивалось не только число профессоров, но и других преподавателе на кафедрах, ординаторов в клиниках, прозекторов и лаборантов. Так, в 1914 г. в штате университета насчитывалось 11 ординарных и 14 экстраординарных профессоров, 1 профессор богословия, 10 приват-доцентов.

Учитывая обещание министерства народного просвещения открыть в ИНСУ остальные университетские факультеты, Ученый совет и ректор с 1911 г. неоднократно обращались в МНП с просьбой выполнить обещанное. В первую очередь ставился вопрос об открытии физико-математического факультета, так как была в регионе большая потребность в преподавателях математики, и строился специальный корпус для физического института (3-й). Затем был возбужден вопрос об открытии историко-филологического факультета. Была создана специальная комиссия профессоров, которая обосновала необходимость этих факультетов и расходы на них. В частности отмечалось, что открытие физико-математического факультета потребует создания только двух математических кафедр, а остальные в ИНСУ уже есть. Всякий раз Ученый совет получал отказ из Петербурга или Казани, который обычно мотивировался тем, что в России нет кадров для замещения кафедр на этих факультетах (действительно, в российских университетах к 1914 г., было незамещено свыше 140 кафедр из примерно 440, но это было во многом связано с политикой, проводимой Кассо и вызвавшей, например, массовый исход преподавателей из Московского университета). Кроме того, в МНП ссылались на то, что Саратовская Городская дума не выполнила полностью финансовые обязательства, взятые на себя при открытии ИНСУ.

В 1912 г. истек срок полномочий ректора, проректора и декана, которые были назначены на три года. Если выборы декана (им стал Н. Г. Стадницкий) и проректора (им остался В. В. Вормс) прошли сравнительно спокойно, то выборы ректора оказались сопряженными с большими трудностями. Абсолютное большинство коллектива хотело, чтобы В. И. Разумовский вновь баллотировался на эту должность. Но Василий Иванович отказался, несмотря на все уговоры, ссылаясь на здоровье, усталость и т. п. Но все знали, что главная причина его отказа – плохие взаимоотношения с министром Л. Кассо и попечителем Казанского учебного округа, которым не нравился независимый характер ректора и его, как они считали, либеральные взгляды.

После отказа В. И. Разумовского в список для тайного голосования были внесены две кандидатуры: И. А. Чуевского и Н. Г. Стадницкого. Большинство голосов получил И. А. Чуевский, но попечитель Казанского учебного округа не утвердил его кандидатуру (Чуевский был близок к Разумовскому, разделял его позиции и вызывал этим неприязнь в высоких инстанциях). Так как ректор не был избран, еще некоторое время В. И. Разумовский исполнял его обязанности. Потом, согласно уставу, и. о. ректора был назначен декан медицинского факультета Н. Г. Стадницкий. Осенью 1913 г. состоялись новые выборы ректора, баллотировались две кандидатуры: Н. Г. Стадницкий и П. П. Заболотнов. Стадницкий почти за год своего ректорства не сумел завоевать доверия коллектива, слишком старался выполнять все указания начальства. Сторонники В. И. Разумовского поддержали П. П. Заболотнова, он был избран и в начале 1914 г. был утвержден в МНП. Подал в отставку и проректор В. В. Вормс, на его место избрали профессора В. А. Павлова. Таким образом, к 1914 г. сменилось все первоначальное руководство Саратовского университета.

 

3. По мере появления новых кафедр, учебных дисциплин, преподавателей все большее внимание уделялось организации и совершенствованию учебного процесса. Существовали в этом деле и определенные трудности, связанные, прежде всего с нехваткой помещений, особенно для практических занятий и работы в клиниках. Между медицинскими кафедрами часто возникали споры об использовании помещений и палат в больницах для занятий по определенным дисциплинам. Споры эти бывали затяжными, особенно при распределении на новый учебный год, и решались на заседаниях Совета ИНСУ после жарких, иногда многодневных споров.

С целью совершенствования преподавания ректорат способствовал заграничным командировкам преподавателей в лучшие европейские университеты (Германию, Швейцарию, Францию). Подробное ознакомление с преподаванием в зарубежных университетах, а иногда и стажировка в них позволяли читать лекции и проводить практические занятия на высоком уровне, с учетом достижений мировой науки. Так, в 1911 г. побывали за рубежом профессора Б. И. Бируков, Н. Н. Кириков, помощники прозектора С. А. Моногенов, Н. А. Осокин.

Учебный год в университете начинался в первых числах сентября и длился до конца июня. Большинство лекций читалось в первой половине дня, студенты 1-2 курсов слушали их, в основном, в первом здании университета ив Пассаже, только с осени 1913 г. их стали переносить в 1 и 2 корпуса. Студенты старших курсов многие лекции слушали в помещениях тех больниц, в которых они проходили практику. Лекции проходили с 8-9 до 13-14 часов. Затем был трехчасовой перерыв, в течение которого многие студенты подрабатывали репетиторством. С 17 до 20 часов проходили лабораторные и практические занятия.

Лекция занимала 1,5 астрономических часа и читалась по всем основным курсам только профессором, приват-доцент мог после защиты докторской диссертации (у медиков была только докторская степень) читать лекции, но не по основным курсам. Посещение лекций не было обязательным, но так как по многим предметам не было хороших учебников, а на экзаменах спрашивали дотошно, большинство студентов посещало лекции аккуратно. Профессора университета, стремясь помочь студентам, создавали учебники и учебные пособия, часть которых печаталась в «Известиях ИНУ». Например, в 1914 г. там были помещены «Краткий курс физиологии человека», написанный профессором И. А. Чуевским, и «Краткий учебник фармацевтической химии и фармакогнозии» профессора В. А. Скворцова.

 

4.В российских университетах профессора и преподаватели обязательно занимались научно-исследовательской работой. Д. И. Менделеев в свое время подчеркивал, что профессором в университете может быть только тот, кто сам постоянно занимается наукой, так как он обязан сообщать студентам о самых последних достижениях мировой науки, делится с ними собственным научным опытом. В ИНСУ с самого начала оказались профессора, для которых сочетание преподавания с научными исследованиями было совершенно естественным. Так, А. Я. Гордягин продолжил свои ботанические изыскания, принесшие ему мировую известность. В. Д. Зернов возобновил проведение опытов в области акустики. В. И. Разумовский, И. А. Чуевский, В. В. Вормс, несмотря на загруженность административной работой, не прекращали своих научных исследований.

Сразу встал вопрос о публикации результатов научной работы, и в начале 1910 г. Ученый совет университета принял решение о систематическом выпуске «Известий Саратовского университета» (ИСУ), которые выходили в виде четырех книг ежегодно. Был решен вопрос о редакторе ИСУ, им стал профессор И. А. Чуевский, успешно справившийся со своими обязанностями. Не случайно Иван Афанасьевич оставался редактором все годы выхода ИСУ (1910-1919).

В первых выпусках ИСУ публиковались материалы, связанные с торжественным открытием университета. Кроме того, в каждом выпуске помещались протоколы заседаний Ученого совета (их проходило за год в среднем около 40), информация о жизни университета, учебные программы по отдельным дисциплинам, семестровые расписания занятий и т. п. Но главную часть ИСУ составляли статьи и монографии университетских ученых, а также их оригинальные учебники и учебные пособия. ИСУ выходили тиражом по 500 экземпляров, из которых более ста рассылались бесплатно в университеты, учреждения, библиотеки, с которыми Саратовский университет обменивался научными изданиями. Существовала подписка на ИСУ – 5 руб. в год. ИСУ, отличавшиеся хорошим качеством полиграфии, свидетельствовали о том, что уровень научной работы в ИНСУ достаточно высок.

Российские университеты не только сами были крупными научными центрами, но и объединяли вокруг себя многим людей, интересовавшихся наукой и занимавшихся ею. Этой цели служили различные научные общества, создававшиеся в университетах с разрешения попечителей учебных округов, министерств народного просвещения и внутренних дел.

Такие общества с 1910 г. возникали и в ИНСУ.

4. Студенты и преподаватели университета были заняты не только учебой, преподавательской и научной деятельностью, но и активно участвовали в культурной и общественной жизни города, во внеучебных мероприятиях в стенах университета. Постепенно складывались определенные традиции в университетской жизни. Так, ежегодно 6 декабря стали отмечать день рождения университета. В этот день с утра проходил торжественный молебен; днем – торжественное открытое заседание Совета университета, на котором ректор рассказывал об итогах года, заслушивался научный доклад одного из профессоров (например, в 1910 г. профессора Б. И. Словцова «Заразная болезнь и роль лекарства при борьбе с ней»), зачитывались приветственные телеграммы. Вечером в этот день или на следующий проводился студенческий бал, средства от которого шли на помощь неимущим студентам.

Также торжественно отмечали в университете юбилейные даты великих ученых и государственные праздники. 13 ноября 1910 г. состоялось торжественное собрание по поводу 100-летия со дня рождения Н. И. Пирогова, а 8 ноября 1911 г. были отменены занятия и проведен Ломоносовский день в связи с 200-летием со дня рождения М. В. Ломоносова. В августе-сентябре 1912 г. коллектив ИНСУ вместе со всей Россией отмечал 100-летие Отечественной войны 1812 г. и Бородинской битвы, а в феврале 1913 г. – 300-летие Дома Романовых. Очень празднично и тепло 28 апреля 1911 г. чествовали профессора В. И. Разумовского по поводу 30-летия его научно-преподавательской деятельности.

Коллектив университета, как первого высшего учебного заведения Саратова, горячо приветствовал появление своих собратьев: консерватории в 1912 г. и Высших сельскохозяйственных курсов в 1913 г. Участвовали представители университета в праздновании 25-летия Саратовской ученой архивной комиссии и 50-летия Саратовского земства.

Профессора университета с 1910 г. начали читать публичные лекции в стенах университета и за его пределами. Лекции по химии, физике и другим дисциплинам сопровождались демонстрацией опытов и вызывали живой интерес горожан.

Кроме того, преподаватели и сотрудники ИНСУ с первых лет существования университета оказывали практическую помощь медицинским учреждениям Саратовской и соседней губерний, соледобывавшим и цементным предприятиям, управлению РУЖД и т. д.

Многие преподаватели в свободное время занимались дома музицированием, некоторые делали это очень профессионально и даже выступали публично. Большой популярностью пользовалось трио в составе профессоров В. Д. Зёрнова (скрипка), Р. Ф. Холлмана (виолончель) и юрисконсульта университета П. К. Всеволожского (пианино).

Что касается студенчества, то оно создавало общества взаимопомощи, была попытка организовать шахматный кружок, но он вскоре распался. О занятиях спортом студентов и преподавателей ИНСУ сведений не сохранилось.

Следует отметить, что в первые годы существования Саратовского университета в нем происходили студенческие забастовки и собрания, некоторые из них вызывали озабоченность у попечителя Казанского учебного округа и в Министерства народного просвещения. Так, студенты забастовкой отмечали день смерти Л. Н. Толстого. Протестовали они против отмены университетской автономии, отказывались посещать лекции назначенных, а не избранных профессоров. Но профессорско-преподавательскому составу, пользовавшемуся в целом авторитетом у студентов, удавалось без применения репрессивных мер разрешать конфликтные ситуации. Хотя некоторые студенты состояли в политических партиях или были сочувствовавшими, но активной партийной деятельности в стенах университета не отмечалось. В сводках Саратовского жандармского управления в студенческой массе только изредка отмечалось наличие подозрительных лиц.

 

Лекция 6. Университет в годы первой мировой войны.

1. Мобилизация на фронт преподавателей и студентов.

2. Появление в ИНСУ студенток.

3. Изменения в преподавательском и студенческом составе.

4. Работа коллектива университета на военные нужды.

 

1. Только университет осуществил свой первый выпуск врачей, развернул работу всех положенных ему кафедр, как события мирового масштаба вторгнулись в его жизнь, как и в жизнь большей части населения земного шара, – 1 августа 1914 г. началась 1-я мировая война, в которой Российская империя приняла самое активное участие.

Объявление войны вызвало патриотический подъем в стране, привело к резкому снижению уровня забастовочного движения, к повышению авторитета императорской власти, но все это, как оказалось в дальнейшем, на непродолжительный срок.

В ИНСУ в первые дни войны многие преподаватели и студенты изъявили желание пойти на фронт, работать в госпиталях, санитарных поездах. 4 августа состоялось экстренное заседание Ученого совета университета, на котором обсуждались задачи ИНСУ в связи с начавшейся войной. Было решено отозвать профессоров из отпуска, отчислять ежемесячно 3 % профессорского содержания в фонд военной помощи. Необходимо было заменить профессоров и преподавателей, уходивших на фронт. Остававшиеся в университете брали на себя чтение их курсов лекций и проведение занятий. Таким образом, учебный процесс не пострадал, но у ряда профессоров значительно возросла учебная нагрузка. Так, профессор С. И. Спасокукоцкий до отъезда на фронт выполнял нагрузку по трем хирургическим клиникам, читал три лекционных курса, оперировал в трех университетских клиниках и нескольких госпиталях.

Уже в начале войны стало ясно, что количество раненых и больных будет невиданно велико и надо развертывать новые госпитали. Ученый совет Саратовского университета принял решение развернуть в 1-3 корпусах палаты для раненых на 500 мест, в 3-м корпусе, кроме того, переоборудовать для медицинских целей рентгеновский кабинет, а подвал этого корпуса превратить в кухню для приготовления пищи находившимся в палатах. Все это переоборудование было проведено в короткий срок, и уже осенью 1914 г. в университетский госпиталь начали поступать раненые. Все лечение и обслуживание их выпало на долю университетского коллектива, к этому делу широко привлекались студенты фактически с первого курса. Для многих из них это оказалось хорошей практикой. Лазареты в корпусах университета просуществовали около года, а осенью 1915 г. они были переведены в другие помещения в связи с необходимостью размещения трех факультетов Киевского университета, которых эвакуировали в Саратов.

В ходе войны русская армия несла большие потери, в том числе и медицинских работников. Поэтому потребность во врачах и других медицинских работников непрерывно возрастала. Министерство народного просвещения поставило перед университетами задачу ускорить выпуск врачей, сократить количество лет обучения, интенсифицировать учебный процесс, ввести в него изучение новых дисциплин, которые нужны в условиях войны. В результате из ИНСУ стали выпускать специалистов после 4-го, а то и 3-го курсов, присваивая им звание зауряд-лекарь. Занятия в университете начинались теперь с 8 утра и продолжались до позднего вечера с двухчасовым обеденным перерывом. Некоторые лекции читались даже в воскресные дни.

В связи с потребностями, вызванными военными действиями, студентам медицинского факультета начали читать лекции по военно-полевой хирургии и борьбе с эпидемическими заболеваниями.

Университетские мастерские лишились ряда опытных работников, ушедших на фронт. Вместо них появились малоквалифицированные работники, их численность постоянно менялась, что мешало налаживанию работы.

 

2. В российских университетах не принимали на учебу лиц женского пола, хотя тяга у них к получению университетского образования была очень велика. Не случайно значительное количество женщин молодого возраста уезжало из России, чтобы получить университетское образование в Швейцарии, Франции, Германии и других европейских странах. В Петербурге и Москве были открыты высшие женские курсы, они давали неплохое образование, но их дипломы не приравнивались к университетским, женщин с высшим образованием не принимали на преподавательскую работу в университеты.

Неоднократно российская прогрессивная общественность ставила вопрос об отмене ограничений для женщин, и в периоды подъема революционного движения правительство допускало определенные уступки в этом вопросе, разрешало принимать женщин в университеты в качестве вольнослушательниц, но затем, обычно, отменяло свое разрешение.

Однако в ходе первой мировой войны стало ясно, что потребность в медицинских кадрах растет и надо увеличивать число студентов, обучавшихся медицине. Прием же 1914 г. показал, что медицинские факультеты испытывали недобор, так как молодые мужчины оказались в рядах армии. Совет ИНСУ обратился в сентябре 1914 г. в МНП с просьбой разрешить принимать ежегодно в число студентов 50 женщин. Только в августе 1915 г. такое разрешение было получено, прием на первый курс был увеличен до 275 человек, женщин можно было принимать на вакантные места. Такое же разрешение получили Казанский и Томский университеты. В 1915 г. на первый курс ИНСУ было зачислено в качестве студенток 36 женщин и 2 вольнослушательницами. Так в российских университетах, в том числе и в ИНСУ, появились студенты женского пола, а затем из года в год их удельный вес в студенческой среде увеличивался.

Но не только на студенческих скамьях в Саратовском университете оказались женщины. В связи с уходом на фронт многих клинических ассистентов и ординаторов оказалось невозможным найти им замену, кроме как из числа женщин, имевших дипломы высших медицинских учебных заведений. На заседаниях Совета ИНСУ с 1914 г. стали избирать путем тайного голосования женщин-врачей на должности ассистентов и ординаторов. В числе первых женщин, начавших работать в Саратовском университете с 1914 г., можно назвать ассистента-хирурга Н. В. Алмазову, ординатора глазной клиники М. Н. Полозову и др. В результате к 1917 г. на некоторых кафедрах (например, глазных болезней) женщины составляли уже значительную часть преподавательского и ординаторского состава.

 

3. В годы первой мировой войны произошли большие изменения в составе преподавателей ИНСУ. Они были связаны со многими причинами, в том числе и с тем, что попечитель Казанского учебного округа не всегда утверждал кандидатуры, избранные Советом Саратовского университета. Часть профессоров оказалась назначенной МНП без согласия профессорской коллегии университета, что являлось нарушением Устава и университетской автономии. Такое нарушение было узаконено в бытность министром Л. Кассо и продолжало действовать до начала 1917 г. Это вызывало недовольство, как преподавателей, так и студентов университетов, в том числе ив ИНСУ. Были случаи, когда студенты отказывались посещать лекции назначенных, а не избранных профессоров.

Так как профессора-хирурги В. И. Разумовский, А. Б. Арапов надолго выбыли из состава преподавателей, их заменили остававшиеся в университете, а также вновь назначенные, но некоторые кафедры оказались незамещенными: по-прежнему не могли найти профессора для кафедры минералогии с геологией (эти дисциплины продолжали преподавать химики); в связи со смертью в 1915 г. профессора Н. Н. Кирикова оставалась свободной возглавлявшаяся им кафедра. Но в целом обстановка с кадрами была в ИНСУ лучше, чем на медицинских факультетах других университетов, в которых до 30 % кафедр оставалось незамещенными.

Следует отметить, что вновь назначенные в ИНСУ профессора сумели войти в коллектив, проявили себя положительно, поэтому в 1917 г. они все были избраны Советом Саратовского университета на профессорские должности.

Большие перемены в студенческом коллективе университета были связаны не только с появлением женщин. Потребности военного времени привели к расширению приема на 1-й курс: если в довоенные годы принималось в среднем немного более ста человек, то затем прием вырос до 200 с лишним человек. Кроме того, переводились в Саратовский университет студенты из эвакуированных университетов: Варшавского, Юрьевского, Киевского. Изменился социально-конфессиональный состав студенчества, больше стало студентов из мало имущих слоев населения, не так строго, как до войны, министерство и попечитель следили за процентными нормами (например, на 1 января 1917 г. в ИНСУ среди студентов лица иудейской конфессии составляли около 15 % при норме в 5 %).

К началу первой мировой войны в ИНСУ насчитывалось свыше 500 студентов, а на 1 января 1917 г. их было более 1 тысячи. Кроме того, при университете были открыты высшие медицинские женские курсы Саратовского санитарного общества и химико-фармацевтические курсы.

Все годы первой мировой войны ректором университета оставался профессор П. П. Заболотнов, на долю которого выпало руководство перестройкой работы ИНСУ в условиях военного времени. Ректору, декану медицинского факультета и всему коллективу удалось справиться с новыми задачами. Выпущенные в годы войны из стен ИНСУ врачи проявили себя положительно, многие из них стали видными учеными, крупными специалистами в различных областях медицины. Одним из тех, кто был досрочно выпущен из ИНСУ и отправился врачом на театр военных действий, был ученик профессора С. И. Спасокукоцкого А. Н. Бакулев, в будущем выдающийся отечественный хирург, президент АМН СССР. Бакулев писал в своих воспоминаниях, что, провожая его на фронт, С. И. Спасокукоцкий предостерегал его от занятий хирургией в госпиталях – можно испортить руки. Учитель видел в лице А. Н. Бакулева продолжателя своего дела и хотел, чтобы он не погубил свой хирургический талант. И Бакулев работал во время войны и терапевтом, и эпидемиологом, но не хирургом.

 

4.Преподаватели и студенты ИНСУ продолжали заниматься научной работой, о чем свидетельствуют вышедшие в годы войны выпуски «Известий Саратовского университета». Работали научные общества, созданные при университете во время войны, и образовались новые, сразу приступившие к работе. В марте 1915 г. Совет университета утвердил создание общества невропатологов и психиатров, затем появилось общество саратовских врачей по носовым, горловым и ушным болезням. Студенты, как и в прежние годы, писали медальные сочинения, некоторые из них представляли собой настоящие монографии и по решению профессорской коллегии они публиковались в «Известиях».

Ученые ИНСУ выполняли оборонные заказы даже в отпускное время. Так, летом 1915 г. университет получил задание разработать защиту против удушливых газов. Профессор В. А. Скворцов в фармацевтической лаборатории сконструировал защитную маску и провел опыты по ее применению, оказавшиеся успешными.

Профессора В. И. Скворцов и Р. Ф. Холлман были избраны представителями университета в Саратовский военно-промышленный комитет и Саратовский комитет Всероссийского Союза городов. Через них ИНСУ получал заказы от предприятий на выполнение военных заказов.

Университетские мастерские при физическом институте перешли на изготовление изделий для военных нужд: калибров для разных снарядов, метчиков и сверл, штампов для гранат. Были возвращены из армии несколько высококвалифицированных работников мастерских, чтобы обеспечить качественное выполнение военных заказов.

 

Лекция 7. Саратовский университет в 1917 г.

1. Перемены в вузах страны при Временном правительстве.

2. Открытие в Саратовском университете трех новых факультетов.

3. Отношение коллектива университета к большевистской власти.

1. Новая эпоха в российской истории началась после Февральской революции 1917 г. В стране происходили коренные перемены в политическом строе, готовились изменения в социально-экономической сфере. Правда, Временное правительство сумело сделать слишком мало практических шагов для вывода страны из кризисного состояния, для решения самых насущных вопросов, откладывая все это до Учредительного собрания, выборы в которое постоянно отсрочивались. В стране нарастал хаос, экономический кризис, что вело к усилению влияния радикальных политических течений.

Но была одна область, в которой Временное правительство показало свою способность решать насущные вопросы, – народное образование. Это, очевидно, было связано с тем, что во главе министерства народного просвещения оказались люди, хорошо знакомые с проблемами образования, в большинстве своем университетские профессора (А. А. Мануйлов, В. И. Вернадский, С. Ф. Ольденбург и др.) Поэтому уже весной 1917 г. правительство восстановило все университетские свободы, вновь выборными стали ректоры, деканы, профессора, а также доценты, прозектора, ассистенты. Были признаны недействительными все назначения профессоров, которые делало министерство с 27 августа 1905 г., без учета мнения Советов университетов и факультетских собраний. Теперь все эти профессора подлежали процедуре избрания на Советах университетов путем тайного голосования. Университеты получили независимость от попечителей учебных округов.

Вскоре министерство народного просвещения отменило все ограничения при поступлении в вузы, прежде всего в университеты, которые существовали,: по полу, конфессиональной принадлежности, для окончивших другие средние учебные заведения, кроме гимназий. Во всех университетах и на всех факультетах были введены штатные должности доцентов.

Министерство решило организовать несколько новых университетов (Пермь, Иркутск, Ростов н/Д, Ташкент и т. д.), в которых, наряду с обычными четырьмя факультетами, предполагалось открыть и прикладные (агрономические, технические и т. п.) После долголетних хлопот и обращений, летом 1917 г. министерство разрешило, наконец, открыть в ряде университетов факультеты, которых там не доставало для полного классического университета. Так. Томский университет получил историко-филологический и физико-математический факультеты, а Саратовский – сразу три факультета (еще и юридический). Это означало, что для Саратовского университета наступила новая эпоха, он превращался в полноценный классический университет. Открытие новых факультетов намечалось уже на осень 1917 г. И вновь, как в 1909 г., на первый план встал вопрос о преподавательских кадрах.

Министерство народного просвещения создало комиссию по вопросам реформы учебного дела в вузах, которая 21 марта 1917 г. приступила к работе. Во все высшие учебные заведения были отправлены письма с просьбой дать свои предложения этой комиссии, которая подготовила документы для совещания, состоявшегося летом 1917 г. Саратовский университет на этом совещании представляли ректор, профессор П. П. Заболотнов, профессор А. Б. Арапов, приват-доцент И. П. Васильев.

Следует отметить, что университетская общественность, за редким исключением, восторженно приветствовала Февральскую революцию и открывшиеся возможности для развития университетов, сразу начала сотрудничать с Временным правительством. Мнение большинства преподавателей Саратовского университета выразил профессор Н. М. Какушкин в газете «Саратовский листок»: «Ныне рогатки отброшены в сторону; для деятелей просвещения открыта широкая, свободная дорога…».

В ряде случаев Советы университетов опережали решения министерства народного просвещения. Так, Совет Саратовского университета уже в марте 1917 г. провел выборы профессоров, которые до этого были назначены министрами народного просвещения, что нарушало университетскую автономию (а циркуляр по этому вопросу был издан министром только в мае). 8 профессоров Саратовского университета (И. Н. Быстренин, Н. М. Какушкин, А. М. Левковский, А. М. Левшин, В. А. Скворцов, В. И. Скворцов, В. И. Теребинский, К. А. Юдин) подали в отставку и затем были избраны тайным голосованием на заседании Совета. Кроме них профессором университета был избран С. Р. Миротворцев, а также впервые за все годы существования университета была замещена кафедра минералогии, на которую, по рекомендации академика В. И. Вернадского, был избран профессор П. П. Пилипенко.

 

2. Особенно остро встал вопрос о преподавателях-гуманитариях, необходимых для историко-филологического и юридического факультетов, так как нужного уровня специалистов в Саратове не было. Легче решалась проблема кадров на физико-математическом факультете, в который были включены имевшиеся в университете кафедры физики, химии, ботаники, зоологии, минералогии с геологией. На этом факультете нужны были математики и механики, но преподавание этих предметов начиналось со второго курса.

Осенью 1917 г. был произведен набор на все 4 факультета Саратовского университета, что резко увеличило численность студентов. Если на 1 января 1917 г. в нем обучалось 1072 студента, то к 1 января 1918 г. их стало 2250. Изменился половой состав студентов, представительницы прекрасного пола составляли до 1/3 обучавшихся, а на историко-филологическом факультете – большинство после присоединения высших женских курсов. Произошли перемены и в конфессиональном составе студенчества в связи с отменой процентных норм.

К началу учебного года удалось сформировать большинство кафедр на новых факультетов, первоначально они были немногочисленны, включали 1-3 преподавателей и 1-2 работников вспомогательного состава, готовивших лабораторные и практические занятия, списки литературы по преподававшимся предметам, помогавших профессору или доценту в ходе лекций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.140.179 (0.152 с.)