Лекция 18. Сгу в начале хх1 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 18. Сгу в начале хх1 века.



1. Строительство 11 и 12 корпусов, ремонт старых корпусов и общежитий.

2. Дальнейшее совершенствование структуры университета, открытие новых факультетов, кафедр, специальностей.

3. Расширение международных связей, подготовка к вступлению в Болонский процесс.

4. Выигрыш инновационного проекта и перестройка учебной и научной работы.

5. Подготовка к 100-летию Саратовского государственного университета.

 

1. Начало ХХ1 в. в жизни Саратовского университета ознаменовалось дальнейшим развитием материально-технической базы, строительством новых корпусов, капитальным ремонтом общежитий. Следует сказать, что в решении этих проблем большую роль сыграла поддержка партии «Единая Россия». Один из лидеров партии В. В. Володин возглавлял Попечительский совет СГУ и приложил много усилий, чтобы обеспечить своевременное финансирование университетских строек. В результате в 2005 г. вошло в строй здание 11-го корпуса, в котором разместились исторический и филологический факультеты, а в 2008 г. – 12-й корпус, принявший философский, экономический, юридический факультеты, факультет КНиИТ, ИДПО и ПИ СГУ. Эти два корпуса по внешнему виду соответствует первоначальной архитектуре университетского городка, а внутри учитывают современные требования к университетским помещениям. Университет получил теперь еще один актовый зал, хороший спортивный зал, много новых компьютерных классов, отдельные кабинеты для всех кафедр, хорошие помещения деканатов.

Для окончательного решения вопроса с помещениями (на современном этапе) университету еще нужны лабораторный корпус и спортивный комплекс, и есть надежда, что в ближайшие годы они будут построены.

В последние годы проводится ремонт старых корпусов и общежитий, многие из них приобрели хорошую внутреннюю отделку, общежития стали более комфортабельными. В ближайшее время должны завершится все ремонтные работы корпусов и общежитий, работать и жить в них станет намного лучше и приятнее.

Университету предстоит еще сделать пристройку к зданию библиотеки, проект которой был разработан еще при участии Веры Александровны Артисевич, но не мог быть тогда реализован.

Университет расширяет свою материально-техническую базу и за пределами города. На берегу р. Сазанка оборудовано помещение для проведения научных сессий, конференций, симпозиумов. В г. Хвалынске, на территории Национального парка, университет получил прекрасную базу для проведения практики биологов, географов, геологов, археологов, а также отдыха сотрудников СГУ.

Наконец, университет начал строительство жилого дома для молодых преподавателей и аспирантов, а на очереди комплекс зданий общежитий европейского типа, в которых смогут останавливаться участники международных конференций, приглашенные для чтения лекций зарубежные ученые, проживать обучающиеся в СГУ студенты и аспиранты из разных стран. Это сделает Саратовский университет более привлекательным для зарубежных аспирантов и студентов, что принесет СГУ и дополнительные средства. В лучших зарубежных университетах иностранные студенты и аспиранты – один из существенных источников пополнения бюджета.

 

2.В первые годы ХХ1 в. продолжалось дальнейшее совершенствование структуры Саратовского государственного университета, появлялись новые факультеты, кафедры, другие структурные подразделения. Особенно знаменательным стало то, что университет, наконец, открыл экономический и юридический факультеты, которых ему, безусловно, не хватало.

Учитывая современные потребности науки и техники, был сформирован из ряда кафедр физического факультета новый факультет нано- и биотехнологий, тесно связанный с пионерскими исследованиями в науке и медициной. На этом факультете появилась кафедра медицинской физики. Возможно, это первый шаг к восстановлению у нас медицинского факультета, как это уже сделали в МГУ, СпбГУ и некоторых других классических университетах.

В начале 2008 г. исторический и филологический факультет были преобразованы в институты: истории и международных отношений, филологии и журналистики. В 2004 г. на историческом факультете открыли два новых отделения – международных отношений и искусствоведения, затем на философский факультет было переведено отделение психологии, а на юридический факультет отделение политологии. В результате отпала надобность в существовании социально-гуманитарного факультета, он был ликвидирован.

При университете продолжено образование новых лицеев и колледжей, их преобразования. Так, в 2002 г. был создан колледж управления и сервиса, в 2008 г. его присоединили к колледжу радиоэлектроники им. П. Н. Яблочкова.

Новые специальности и кафедры открылись на многих факультетах. Так, на физическом факультете возникла кафедра физики катастроф и чрезвычайных положений, на факультете нелинейных процессов – кафедра нелинейных открытых систем, на социологическом факультете – кафедра социологии молодежи, на геологическом факультете – кафедра геоэкологии, на биологическом факультете – специальность «молекулярное моделирование», на социологическом факультете – специальность «организация молодёжной работы», на физическом факультете – специальность «нанотехнология в электронике» и т. д.

Вместе с новыми кафедрами и специальностями создаются лаборатории, оснащенные современным оборудованием.

В октябре 2003 г. прошли альтернативные выборы нового ректора университета. Им стал профессор Л. Ю. Коссович, бывший до этого деканом механико-математического факультета. На очередных ректорских выборах в сентябре 2008 г. Леонид Юрьевич был переизбран на следующие 5 лет. Прошла смена проректоров и деканов ряда факультетов, появились новые проректорские должности.

3.Университет продолжает с начала ХХ1 в. расширять свои международные связи. Это происходит по нескольким направлениям. Во-первых, по линии контактов на прямую со многими университетами США, ФРГ, Италии, Франции, Турции и т. д. За последние годы делегации СГУ, возглавлявшиеся ректорами и проректорами побывали в ряде американских университетов (Техас, Колорадо, Вайоминг, Сев. Каролина, Вост. Каролина, Небраска) и заключили с их администрацией соглашения о сотрудничестве в различных областях научной и учебной деятельности. В результате ежегодно летом группа американских студентов из разных университетов обучается преподавателями СГУ русскому языку. Совместно Саратовский университет и Колорадский создают центр по изучению истории и культуры поволжских немцев (в штате Колорадо проживает много их потомков). Сотрудничество установилось с Бахчишехирским университетом (Турция), Брюнельским университетом (Великобритания), Фрайбургским и Эссенским университетами (ФРГ).

Во-вторых, развивается сотрудничество на уровне факультетов и кафедр. Например, профессора философского факультета СГУ установили научные и учебные связи с философами Туринского университета, договорились с ними о тесном сотрудничестве. Ряд кафедр физического и механико-математического факультетов имеют совместные проекты с родственными подразделениями немецких, английских, американских университетов.

В последние годы тесное сотрудничество налажено между СГУ и рядом турецких университетов. В Саратовском университете открыт турецкий центр, признанный лучшим в России. У нас учатся турецкие студенты на механико-математическом и филологическом факультетах. Налажен выпуск российско-турецкого журнала «Босфор» выходящего на двух языках. Студенты-журналисты проходят практику на турецком телевидении.

В связи с решением о присоединении РФ к Болонскому договору об интеграции европейского высшего образования, в СГУ уже несколько лет идет подготовка в этом направлении. Выясняется, по каким специальностям возможен переход на двухуровневое обучение (бакалавр и магистр), разрабатываются соответствующие программы, большее внимание уделяется изучению основных европейских языков, ведется переход к тестированию на приемных экзаменах на всех факультетах. Конечно, интеграция в европейскую систему высшего образования нужна, очень важно, чтобы дипломы российских университетов получили признание во всем мире. Однако при этом желательно не потерять то лучшее, что было создано за почти три века существования отечественных университетов. Прежде всего, это относится к фундаментальной подготовке по основным наукам, которую всегда давали студентам российские университеты.

4.В последние годы, несмотря на определенную стабилизацию экономической и политической жизни в стране, рост ВВП, состояние высших учебных заведений и отечественной науки продолжает оставаться затрудненным, так как на них выделяется гораздо меньше средств, чем в развитых странах. Так, в 2007 г. расходы на образование составили в РФ около 3,5 % ВВП, а в развитых странах приближаются к 7 %, расходы на науку соответственно – 0,6 % и 2 %. Если США расходуют на развитие науки до 300 млрд. $ в год, то в РФ – только 10 млрд. $. Бюджет одного Гарвардского университета приближается к 10 млрд. $, а у МГУ составляет менее 1 млрд. $, это с учетом огромных средств, вкладываемых в новое строительство.

В таких условиях для Саратовского университета очень важно было выиграть в 2007 г. Инновационный проект, за который шла острая конкурентная борьба многих российских вузов. Ректорат и деканаты в течение нескольких месяцев разрабатывали и обсуждали проекты инновационной деятельности, стремясь вовлечь в нее все университетские подразделения. В результате удалось выиграть конкурс, и СГУ вошел в число высших учебных заведений России, признанных ведущими. Это обеспечило дополнительное солидное финансирование на обновление учебного процесса, приобретение современного оборудования.

На всех факультетах проведен конкурс на разработку новых пакетов учебно-методического обеспечения самых востребованных дисциплин. Комплексы УМО, создаваемые по итогам конкурса в электронном варианте, помогут повысить уровень преподавания фундаментальных дисциплин, шире распространить опыт лучших лекторов и преподавателей, ведущих практические занятия. В ходе осуществления инновационного проекта улучшается обеспечение кафедр наглядными пособиями и оргтехникой.

Необходимо отметить, что в последние годы преподаватели университета подготовили и опубликовали значительное количество учебников и учебных пособий для вузов и школ с грифом министерства образования и науки РФ, которые получили широкое распространение за пределами университета и Саратовской области. На историческом факультете еще в 1990-е гг., по инициативе профессора А. А. Кредера, начал создаваться комплекс учебников по истории для средней школы, которые были включены в список, рекомендованный министерством для школ Российской Федерации. К ним относятся учебники по новой и новейшей истории, по истории России Х1Х в., по истории средних веков, по истории русской культуры.

В постсоветские годы в трудном положении оказалась Научная библиотека СГУ, так как ее финансирование резко сократилось, она перестала получать обязательный экземпляр, выписывать многие научные журналы. Все это затрудняет научную работу, да и учебный процесс. Несмотря на наличие Интернета, студент, преподавателям и научным сотрудникам нужна современная литература. В настоящее время библиотека пополняет свои фонды в значительной степени за счет дарений, которые приходят от некоторых организаций и частных лиц, как от российских, так и зарубежных. Многие выпускники университета и те, кто работал в библиотеке, считают своим долгам присылать в библиотеку свои труды. Действуют также широкие связи, которые установила в свое время В. А. Артисевич и развивает дирекция. Но, конечно, библиотеке нужно увеличение бюджета и строительство пристройки, так как за 50 лет с того времени, когда НБ приступила к работе в своем здании, фонды ее удвоились, в несколько раз увеличилось число читателей.

Учебный процесс вначале ХХ1 в. проходит под знаком введения новаций, подготовкой к вступлению в болонский процесс. По ряду специальностей СГУ перешел к подготовке бакалавров и магистров, для них разработаны новые программы, подготовлены учебные пособия.

На тех специальностях, на которых сохранилась прежняя подготовка, идет обновление программ, создаются новые учебно-методические комплексы. С каждым учебным годом расширяется использование в учебном процессе компьютеров, дистанционного обучения (для заочников), Интернета. С 1сентября 2008 г. Саратовский университет начал реализовывать систему дистанционного обучения, для которой в 13 районах Саратовской области установлены компьютерные классы дистанционного доступа.

Учитывая необходимость в современных условиях непрерывного образования, переподготовки кадров, получения второго высшего образования, университет произвел реорганизацию имевшейся системы повышения квалификации и создал Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО), на котором ведущие преподаватели университета осуществляют указанные выше задачи. ИДПО в последние годы расширяет объем своей деятельности, внедряет новации в учебный процесс.

В последние годы в университете расширяется прием студентов, повышается удельный вес тех, кто обучается на коммерческой основе. На начало 2008 г. в СГУ насчитывалось 27341 студент и 605 аспирантов, т. е. по числу студентов Саратовский университет почти догнал Московский, в котором около 30 тысяч студентов. Но мы сильно уступаем по количеству аспирантов, при этом в последние годы их число даже уменьшается на ряде факультетов, что явно противоречит мировой тенденции.

Особенно большие перемены совершаются в научной работе СГУ. Намного выросли связи университета с академическими институтами, что привело к открытию в университете филиалов Института всеобщей истории, Института русского языка, которые выполняют совместные научные проекты с университетскими кафедрами, проводят вместе научные конференции и симпозиумы, часто на базе Саратовского университета. Растут научные связи с зарубежными учеными, что позволяет преподавателями и сотрудникам СГУ не только быть в курсе достижений мировой науки, но и принимать непосредственное участие в ее развитии. Монографии профессоров В. С. Анищенко, В. В. Тучина, М. Д., Гольдфейна, В. А. Юрко, С. Ю. Шенина и многих других издаются за рубежом, десятки статей университетских ученых ежегодно публикуются в ведущих зарубежных научных журналах.

В 2001 г. был возобновлен выпуск «Известий Саратовского университета», который теперь имеет несколько серий, выходящих регулярно и публикующих результаты исследований университетских ученых. Некоторые из этих серий уже вошли в ваковский список, публикации в них признаются при защитах диссертаций.

Успехи ученых Саратовского университета отмечены высокими наградами. Доцент физического факультета В. И. Наянов стал лауреатом премии Совета Министров РФ за вклад в решение проблем мостостроения, доцент ФКНиИТ А. Г. Федорова получила премию Президента РФ в области образования, доцент Балашовского филиала А. А. Кармаев выиграл конкурс на получение Международной стипендии Федерального канцлера ФРГ, профессор социологического факультета Г. В. Дыльнов – лауреат премии МГУ, профессор ПИ СГУ Р. М. Шамионов награжден медалью РАН для молодых ученых, профессора Д. А. Усанов, Ал. В. Скрипаль, доцент В. Б. Феклистов и ведущий инженер А. А. Кошельный получили золотую медаль на Международном салоне изобретений и новаций в Лионе.

Саратовский университет, один из немногих в России, при котором открыт Межрегиональный институт общественных наук (МИОН), позволивший координировать актуальные исследования в области гуманитарных наук и обществоведения в большом регионе. МИОН регулярно проводит Всероссийские и Международные конференции, осуществляет выпуск большого количества научной литературы.

Активное участие в научной работе способствует быстрому росту числа остепененных преподавателей в университете. За последние 9 лет в университете защищено более 100 докторских и несколько сот кандидатских диссертаций. Только в 2004 г. было защищено сотрудниками СГУ 19 докторских и 67 кандидатских диссертаций. На конец 2007 г. в университете насчитывалось 232 профессора и доктора наук, 1002 доцента и кандидата наук.

В последние годы расширилось участие в научной работе студентов СГУ, многие из них публикуют результаты своих исследований в солидных сборниках и журналах. Больших успехов добились команды студентов университета, участвуя в мировых чемпионатах по программированию. Команда СГУ за последние годы постоянно участвует в финале чемпионата мира, была чемпионом мира, Европы, занимала призовые места. В 2003 г. студенты ФКНиИТ М. Мирзаянов и Е. Габдулхакова были награждены дипломами МО РФ М за лучшие студенческие научные работы, команда СГУ заняла 1-е место на Всероссийской студенческой олимпиаде по теории вероятностей в Самаре, а студент О. Амиров был первым в индивидуальном зачете. В ноябре 2006 г. студентка Балашовского филиала СГУ О. Кондрашова была признана победительницей Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «социальная работа». В 2007 г. студентки исторического факультета Л. Климович и Е. Рязанцева получили стипендии Международного фонда им. Г. Бёлля.

Усиливаются непосредственные связи университетских ученых с промышленным производством, учреждениями культуры, образования. С этих позиций большое значение приобретает формирование на базе университета технопарка, что позволит быстрее и качественнее внедрять разработки университетских ученых в производство.

В последние годы получает развитие в стенах СГУ студенческое самоуправление, созданы советы студентов и аспирантов на факультетах и общеуниверситетский Совет. Они проводят разнообразные мероприятия, совместно с ректоратом и деканатами проводят различные мероприятия, выступают защитниками студенческих и аспирантских интересов. Проходивший в Москве в ноябре 2006 г. Всероссийский молодежный форум признал модель студенческого самоуправления в СГУ лучшей среди вузов РФ, а студентка исторического факультета Л. Климович стала финалисткой Всероссийского конкурса «Студенческий лидер-2006».

Улучшение материального положения университета, появление новых площадок для занятия спортом, проведения культурно-массовых мероприятий позволили активизировать спортивную работу и участие в художественной самодеятельности. Неплохих результатов добились в последние годы университетские фехтовальщики, гребцы, прыгуны в воду, легкоатлеты. Студент физического факультета И. Турчин постоянно входит в сборную РФ по фехтованию на саблях, был чемпионом и призером крупных международных соревнований и первенств России. В университете учатся чемпионки Параолимпийских игр в Афинах и Пекине заслуженный мастер спорта РФ Е. Трушникова (факультет философии и психологии) и Н. Мартяшева (студентка института филологии и журналистики). В 2007 г. стал чемпионом мира по борьбе самбо среди ветеранов зав. кафедрой физического воспитания и спорта СГУ В. Н. Чинилов. Ст. преподаватель кафедры теоретической и математической физики С. В. Ильин был чемпионом РФ по авиамодельному спорту. В 2008 г. в очередной раз университетский спортлагерь «Чардым» признан лучшим в Саратовской области.

Начали развиваться в университете в последние годы новые интеллектуальные виды спорта: интернет-шахматы, клуб интеллектуальных игр «Улей», киберспорт.

С появлением в университете хорошего актового зала, помещений для репетиций оживилась работа университетского клуба, в нем появились новые коллективы: театр моды «Мистерия», театр-студия «Коллаж», ансамбль современного танца «Diamonds», вокальный ансамбль «Loris-Band». В университеты стали проводиться ежегодные конкурсы «Мисс СГУ» и «Мистер СГУ», работает музыкально-литературная гостиная. При активном участии преподавателей и студентов проходит ежегодное университетское посвящение в студенты, на многих факультетах разработаны свои ритуалы этого торжества. Регулярно 1 апреля проходят: в институте филологии и журналистики «Хлестаковский фестиваль» (в 2008 г. ему предшествовали первые Хлестаковские чтения), а на механико-математическом факультете День математика. Ежегодная «Студенческая весна» позволяет выявить лучшие номера художественной самодеятельности, которые затем представляют университет на областном смотре. В последние годы университетская самодеятельность лидирует в город. Большую часть саратовской команды, которая победила на Всероссийском смотре студенческой художественной самодеятельности в Волгограде в 2007 г., составляли представители СГУ.

 

5. 2008/2009 учебный год является сотым в истории СГУ, а осенью 2009 г. мы будем отмечать 100-летие одного из старейших классических университетов России. Идет всесторонняя подготовка к этому славному юбилею. Саратовскому университету есть, чем гордиться и что показать своим выпускникам и гостям, которые примут участие в торжествах.

В ходе подготовки к столетию в университете осуществляется большая издательская программа: намечено подготовить и издать «Историю Саратовского университета» в двух томах, серию воспоминаний известных университетских ученых, серию брошюр о видных деятелях науки и образования, работавших в СГУ, Хронику событий за сто лет существования университета, очередные тома биобиблиографического справочника «Профессора и доктора наук Саратовской области», в которые войдут материалы об университетских профессорах и докторах наук, альбомы и буклеты, отражающие современное состояние университета. Уже третий год на страницах газеты «Саратовский университет» публикуются воспоминания выпускников СГУ разных лет и фрагменты Хроники событий.

На всех факультетах начали готовить и проводить научные конференции, посвященные памятной дате. Многие из этих конференций приобретают международный характер и демонстрируют достижения университета и диапазон его связей в мировом университетском и научном сообществах. Так, геологический факультет, факультет нелинейной динамики и институт истории и международных отношений, совместно с рядом институтов РАН, провели в сентябре 2008 г. Всероссийский научный симпозиум «Проблемы синергетики и коэволюции геосфер», посвященный 100-летию СГУ.

В честь юбилея намечены два необыкновенных проекта: кругосветное путешествие яхты «Планида», которое продолжится в течение года, и полет самолета вокруг земного шара. В ходе осуществления этих проектов намечено посетить те зарубежные университеты, с которыми СГУ установил дружеские связи, вести пропаганду достижений нашего университета.

В связи с подготовкой к 100-летию в Х корпусе восстанавливается Музей истории СГУ, первая его экспозиция уже приняла 1 сентября 2008 г. первых экскурсантов. К осени 2009 г. Музей должен полностью развернуть свою деятельность стать настоящим центром отражения истории и текущей жизни СГУ. Имеющиеся факультетские и кафедральные музеи станут его филиалами и будут к юбилею приведены в хорошее состояние.

К 100-летию университета готовится разнообразная культурная и спортивная программа, соревнования по многим видам спорта, смотры художественной самодеятельности будут проходить в течение всего юбилейного года, а лучшие спортсмены и участники художественной самодеятельности выступят перед университетским коллективом и гостями в дни торжеств.

Намечены большие работы по благоустройству университетских городков, украшению всех зданий, принадлежащих университету. В результате проведенного конкурса принята новая университетская символика, которая будет широко использоваться и в элементах оформления университета, и в университетских изданиях, и в сувенирных изделиях, которые готовятся к юбилею.

100-летие Саратовского государственного университета – наш общий праздник; хотелось бы, чтобы каждый студент, преподаватель, сотрудник СГУ внес посильный вклад в копилку достижений и успехов любимого университета, достойно встретил знаменательную дату. А наш университет, как сказал поэт, будет «…светить всегда, светить везде, до дней последних донца…», распространяя свет науки, образования, культуры, готовя для родной страны тысячи и тысячи высококвалифицированных специалистов.

Желательно, чтобы юбилейные торжества мы проводили вместе с Саратовским медицинским университетом, ведь мы близнецы-братья, вышли из одного корня, более 20 лет существовали единым коллективом.

 

Список рекомендуемых источников и литературы.*

Зернов В. Д. Записки русского интеллигента. М., 2005.

Миротворцев С. Р. Страницы жизни. Л., 1956.

Общий устав императорских российских университетов 1884 г. Саратов, 1913.

Отчет о деятельности историко-филологического факультета Саратовского университета за 1917-1919 гг.// Известия Саратовского университета. Новая серия. Т. 1. Вып. 1. Саратов, 2001.

Тельберг Г. Г. «Университет жил совершенно нормальной жизнью» // Источник. 1998, № 3.

Троицкий Н. А. Книга о любви (записки историка) Саратов, 2006.

Саратовский университет. Многотиражная газета. 1934-2008.

*

* *

Аврус А. И. История российских университетов. Очерки. М., 2001.

Аврус А. И. История российских университетов. Курс лекций. Саратов, 2005.

Аврус А. И., Саунин И. В., Соломонов В. А. Саратовцы – академики и члены-корреспонденты Российской Академии наук. Биобиблиографические очерки. Саратов, 2005.

Бок Д. Университеты и будущее Америки. М., 1993.

Бутягин А. С., Салтанов Ю. А. Университетское образование в СССР. М., 1957.

Джакипова Г. Ш. Университетское образование: вчера, сегодня, завтра. Бишкек, 1991.

Ежов В. А., Мавродин В. В. Ленинградский университет в годы Великой Отечественной войны. Л., 1975.

Елютин В. П. Высшая школа общества развитого социализма. М., 1980.

Моисеев Н. Н. Цивилизация ХХ1 века – роль университетов. //Вестник высшей школы. 1994, № 5-6.

Нужин Н. Т. Университеты и их роль в высшем образовании. Казань, 1975.

Профессора и доктора наук Саратовской области. 1909-1999. Биобиблиографический справочник. Т. 1. 1909-1917. Саратов, 2000.

Разумовский В. И. К истории университетов и медицинских факультетов. СПб, 1910.

Садовничий В. и др. Университетское образование: приглашение к размышлению. М., 1995.

Саратовский университет. 1909-1959. Саратов, 1959.

Семенов В. Н. Ректоры СГУ. Саратов, 1999.

Соломонов В. А. Императорский Николаевский Саратовский университет. История открытия и становления. (1909-1917). Саратов, 1999.

Соломонов В. А. Первопроходцы университетской науки. Коллективный портрет первых профессоров и студентов Саратовского университета. Саратов, 2000.

Чанбарисов Ш. Б. Формирование советской университетской системы. М., 1988.

Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002.

 

 

· Указанные в списке источники и литература имеются в Научной библиотеке СГУ им. В. А. Артисевич.

 

 

Вопросы для зачета.

 

1. Возникновение идеи открытия университета в Саратове и борьба общественности города за ее осуществление (1850-е гг. – 1905 г.)

2. Вопрос о переводе Варшавского университета в Саратов.

3. Подготовка в Саратове к открытию университета.

4. Обсуждение и принятие закона об открытии Императорского Саратовского университета.

5. Начало работы ИСУ.

6. Торжественное открытие Императорского Николаевского Саратовского университета (ИНСУ).

7. Строительство университетского городка и создание материально-технической базы университета.

8. Становление ИНСУ до начала 1-й мировой войны.

9. ИНСУ в годы первой мировой войны.

10. Саратовский университет в 1917 г.: открытие историко-филологического, физико-математического и юридического факультетов, отношение коллектива к Временному правительству и власти большевиков.

11. Саратовский университет в годы гражданской войны.

12. Перемены в Саратовском университете в годы нэпа.

13. Кризисный период в истории СГУ (1929-1931 гг.)

14. Преодоление кризиса, празднование 25-летия университета.

15. Саратовский университет во второй половине 1930-х гг.

16. СГУ в годы Великой Отечественной войны.

17. Послевоенное десятилетие в жизни Саратовского университета.

18. Университет в годы хрущевской «оттепели». 50-летие СГУ.

19. Состояние СГУ с середины 1960-х до середины 1980-х гг.

20. Саратовский университет в перестроечный период.

21. Трудности и проблемы университетской жизни в 1990-е гг.

22. Развитие Саратовского университета в начале ХХ1 в.

23. Саратовский университет накануне 100-летия.

 

Программа курса лекций

«История Саратовского университета»

Состояние университетского образования в России к середине Х1Х в. Необходимость дальнейшего развития российских университетов. Университетская реформа 1863 г. Открытие новых университетов.

Возникновение идеи создания университета в Саратове. Дискуссии саратовской общественности по вопросу о необходимости Саратову университета. Превращение Саратова к концу Х1Х в. в крупнейший город Поволжья. Необходимость открытия в городе высшего учебного заведения.

Неоднократные обращения саратовской общественности к правительству с просьбой открыть в Саратове вуз. Обсуждение вопроса о перемещении Варшавского русского университета в Саратов и его итоги.

Решение Саратовской Городской думы о выделении средств и земельного участка для строительства университета. Депутации Саратовской Городской думы в Петербурге. Поддержка П. А. Столыпиным Саратова как места для нового университета.

Обсуждение вопроса об открытии университета в Саратове в Совете Министров России, Государственной думе и Государственном Совете. Закон об открытии университета в Саратове первоначально с одним медицинским факультетом и его подписание Николаем П.

Выделение Городской думой средств и земельного участка для строительства университета.

Назначение руководителей ИСУ, первые профессора. Выделение помещения для медицинского факультета. Переоборудование здания фельдшерской школы для университетских нужд.

Организация первого приема студентов. Начало работу Совета университета. Характеристика студентов первого набора.

Начало первого учебного года. Подготовка к торжественному открытию ИСУ. Деятельность университетской комиссии по проведению торжеств. Открытие университетской библиотеки.

Оформление города к торжеству. Закладка фундамента первого корпуса. Торжественное заседание в Городском театре. Присвоение университету имени Николаевский. Приветствия ИНСУ. День открытых дверей в ИНСУ. Значение открытия Саратовского университета для региона и России.

Программа университетского строительства. Сооружение 1-4 корпусов и введение их в строй. Увеличение книжного фонда и перевод университетской библиотеки в 3-й корпус. Строительство университетских клиник. Обеспечение кабинетов, лабораторий, клиник необходимым оборудованием.

Рост численности студентов ИНСУ в 1910-1914 гг. Появление новых кафедр, привлечение в ИНСУ талантливых ученых и педагогов. Обращения Совета университета в Министерство народного просвещения с просьбой открыть недостающие факультеты.

Выборы ректора в 1912-1913 гг.

Организация учебного процесса. Научная деятельность преподавателей университета. Выход и содержание «Известий Императорского Николаевского университета».

Зарождение университетских традиций. Общественная жизнь университета. Студенческие выступления и их характер.

Начало первой мировой войны и реакция студентов и преподавателей ИНСУ. Перестройка учебного процесса. Предоставление помещений университета пол лазареты. Работа университетских мастерских и ученых на оборону.

Расширение приема на первый курс. Разрешение принимать в ИНСУ женщин. Принятие на работу в университет женщин в качестве ассистентов и ординаторов. Приезд в Саратов студентов и преподавателей Киевского университета им. Св. Владимира.

Февральская революция и восприятие ее университетским сообществом. Решения Временного правительства в области высшего образования. Открытие в Саратовском университете историко-филологического, физико-математического и юридического факультетов. Решение кадрового вопроса на новых факультетах. Прием на новые факультеты и их размещение.

Отношение университетов к власти большевиков. Положение в Саратовском университете в первые месяцы советской власти.

Позиции большевистских лидеров в отношении университетов. Декреты СНК РСФСР по вопросам высшего образования.

Изменения в структуре Саратовского университета в годы гражданской войны. Массовый наплыв в университет и его последствия. Создание рабочего факультета. Пополнение преподавательского состава Саратовского университета крупными учеными. Перемены в учебном процессе.

Рост библиотечных фондов. Научная деятельность преподавателей университета в условиях гражданской войны.

Тяжелое материальное положение преподавателей и студентов Саратовского университета. Роль ректора В. Д. Зёрнова в сохранении потенциала университета.

Структурные перемены в Саратовском университете в годы нэпа. Присвоение СУ имени Н. Г. Чернышевского. Чистки студентов и изменение их социального состава. Низкая успеваемость студенчества. Рост ячеек РКП (б) и РКСМ в СГУ, усиление их влияния. Перемены в преподавательском составе СГУ.

Изменения в учебном процессе, снижение уровня научной работы в связи с новой ориентацией университетов. Начало выпуска «Ученых записок Саратовского университета».

Внеучебная жизнь студентов. Позитивные сдвиги в их материальном положении. Трудное материальное положение преподавательского состава в СГУ.

Курс в стране на создание узко специализированных институтов, разукрупнение и ликвидацию университетов. Вытеснение из Саратовского университета старой профессуры. Выделение из состава СГУ факультетов и преобразование их в институты. Новации в учебном процессе и их негативные результаты. Потери Саратовского университета в связи с разукрупнением. Падение престижа университетского образования.

Начало выхода университетов из кризисной ситуации. Возвращение в Саратовский университет отделений, создание факультетов. Трудности с выполнением планов приема в университет. Налаживание научной работы, возобновление выпуска «Учёных записок».

Празднование 25-летия СГУ. Подведение итогов выхода из кризисного состояния.

Назначение директором СГУ Г. К. Хворостина, его планы преобразования университета. Появление в университете группы молодых, талантливых ученых, быстрое увеличение профессуры. Открытие исторического факультета. Рост числа студентов. Создание в СГУ двух научно-исследовательских институтов: геологии, математики, механики и физики. Расширение масштабов научной работы.

Борьба коммунистов университета против Хворостина. Репрессии в университете в 1937-1940 гг. и их последствия для СГУ.

Стабилизация положения в университете накануне Великой Отечественной войны. Изменения в социальном и возрастном составе студенчества. Улучшение материального положения студентов и преподавателей. Студенческий досуг: спорт и художественная самодеятельность.

Развертывание научных исследований и вовлечение в них студенчества. Достижения университетских ученых.

Перестройка жизни университета в условиях войны: уход на фронт преподавателей и студентов, работа в тылу, сокращение срока обучения и учебного года.

Эвакуация в Саратов Ленинградского университета. Совместная работа двух университетов в течение двух лет. Трудности учебного процесса в условиях войны. Научные исследования на оборону страны. Просветительская работа СГУ и ЛГУ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 50.17.92.200 (0.082 с.)