Анализ финансирования бюджетных организаций и исполнения бюджетной сметы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ финансирования бюджетных организаций и исполнения бюджетной сметы



3.1 Порядок планирования бюджетных средств

В Республике Беларусь используется казначейская система исполнения бюджета. При этом производится планирование бюджетных расходов (в т.ч. расходов на осуществление деятельности бюджетных организаций) в увязке с доходами за соответствующий год. Бюджетная смета - финансовый план, устанавливающий объем, целевое направление и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью. Бюджетная роспись – распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета по кварталам года в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь. Бюджетная смета – основной документ, составляемый бюджетной организацией для получения финансирования. Планирование и исполнение сметы – ключевой аспект функционирования (финансового обеспечения) бюджетной организации.

Планирование бюджетных смет производится в соответствие с:

- Бюджетным кодексом Республики Беларусь (далее – БдК РБ);

- постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 № 8 "О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций" (далее - постановление № 8);

- постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 "О бюджетной классификации Республики Беларусь" (далее - постановление № 208).

Под составлением бюджетных смет получателей бюджетных средств понимается установление объемов и целевого направления бюджетных средств на основании бюджетных ассигнований, доведенных распорядителями бюджетных средств до получателей бюджетных средств для выполнения ими своих функций и решения государственно значимых задач, определенных законодательством.

Бюджетные сметы могут быть индивидуальными и сводными. Бюджетные сметы составляются в разрезе функциональной классификации расходов бюджета по видам, функциональной классификации расходов бюджета по параграфам, программной классификации расходов бюджета, ведомственной классификации расходов республиканского бюджета, экономической классификации расходов бюджета (далее – ЭК), утвержденных Постановлением №208.

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация, предполагающая научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке.

Определение расходов по бюджетным сметам производится исходя из действительной потребности в средствах с учетом осуществления режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств.

Расходы, включаемые в бюджетные сметы, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по статьям, подстатьям и (или) элементам ЭК.

Проекты бюджетных смет, составленные получателями бюджетных средств, представляются на рассмотрение соответствующим распорядителям бюджетных средств в установленные ими сроки.

К проекту бюджетной сметы получатели бюджетных средств прилагают информацию о показателях по функционированию бюджетной организации на очередной финансовый год, штатные расписания по состоянию на начало финансового года, а также расчеты расходов по статьям, подстатьям и (или) элементам ЭК, включаемых в бюджетную смету.

Порядок осуществления расчетов к бюджетной смете может быть разработан и утвержден как на уровне определенного министерства, так и на уровне отдельной организации. Так, например, Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.02.2010 №19 утверждено «Методическое пособие по составлению бюджетной сметы организации здравоохранения, финансируемой за счет средств бюджета».

Как правило, до бюджетных организаций доводятся основные экономические показатели развития на предстоящий год (рост ставки 1 разряда, размер мин з/п, индексы инфляции и т.п.) для целей более корректного планирования смет.

При анализе финансирования бюджетных организаций проводится сопоставление сметных назначений, расчетов по отдельным статьям сметы и реальной потребности в средствах. При этом целесообразно проверить основные показатели хозяйственной деятельности организации, послужившие основой для расчетов, правильность проведения расчетов (как технически, так и с точки зрения экономической обоснованности и целесообразности), соответствие сумм указанных в смете приложенным расчетам.

3.2 Анализ обеспеченности бюджетной организации финансовыми ресурсами

Основными задачами анализа финансирования являются:

оценка обеспеченности учреждения бюджетными средствами на основе сопоставления суммы фактически выделенных средств со сметными назначениями;

выявление фактов и причин недофинансирования;

оценка полноты использования выделенных средств;

изучение организации финансирования (своевременность утверждения сметы расходов и предоставления учреждению средств бюджета в меру потребности в них).

Анализ обеспеченности учреждения бюджетными ассигнованиями проводится на основании данных отчета об исполнении бюджетной сметы (ф. 2), утвержденных бюджетных смет и корректировок к ним за соответствующий год, расчетов к бюджетной смете, основных показателей деятельности организации (развития сети, штатов, объема оказываемых услуг) и иных документов по смете в целом и по каждой статье в отдельности.

Т.к. большинство бюджетных организаций на данный момент кроме основной деятельности осуществляют и т.н. «внебюджетную деятельность» (оказание услуг на платной основе сверх государственных социальных гарантий), то целесообразно рассмотреть структуру источников средств бюджетной организации в разрезе бюджетной и внебюджетной деятельности в целом по организации. Для этого используют данные отчета об исполнении бюджетной сметы и отчетов об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств по всем видам деятельности (сводного отчета) о запланированных к получению и фактически полученных средствах. Сравнение следует проводить за ряд лет. При этом определяется доля каждого источника финансирования. Как правило, доля бюджетных средств должна превалировать. Если же организация финансируется преимущественно за счет внебюджетных средств, то может быть поставлен вопрос о смене ее статуса и переводе в состав государственных коммерческих организаций.

Далее обеспеченность организации бюджетными средствами характеризуется полнотой получения бюджетных ассигнований в сравнении с запланированными по смете, определяется процент финансирования в целом и по отдельным статьям. Анализ проводится за ряд лет. При наличии фактов недофинансирования устанавливаются причины. Наиболее распространенными причинами могут быть:

отсутствие/нехватка средств в бюджете (при этом сокращению не подвергаются, как правило, значимые статьи: заработная плата, отчисления от з/п, продукты питания, медикаменты);

отсутствие необходимости в расходах со сторону бюджетной организации, связанное с неточным изначальным планированием, изменением показателей работы в сравнении с планируемыми;

не осуществление действий (не заключение договоров на поставку, пропуск сроков поставок и платежей) ответственными работниками бюджетной организации по обеспечению нужд организации за счет бюджетных средств.

Последнее расценивается как халатное отношение и требует принятия мер со стороны администрации или вышестоящей организации.

Также в ходе анализа изучается количество, объем и характер корректировок сметных назначений за год, их причины. Наличие значительных корректировок без существенных причин указывает на плохую организацию планирования бюджетной сметы.

При наличии информации полезно рассмотреть насколько равномерно поступают средства по кварталам года в увязке с потребностью в них. Не своевременное поступление средств может приводить к нарушениям в функционировании организации.

3.3 Анализ исполнения бюджетной сметы

Учет исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов по расходам ведется по кассовым и фактическим расходам. В соответствие с БдК кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами, а также суммы по произведенным в соответствии с законодательством зачетам (взаимозачетам) без перевода денежных средств через счета в банках. Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством.

В бюджетных организациях учет расходов и составление отчетности осуществляются в разрезе показателей сметы, которые обобщены в двух основных статьях: текущие расходы и капитальные расходы. Содержанием анализа исполнения бюджетных смет является оценка эффективности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения.

Основными задачами анализа исполнения бюджетных смет являются:

изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

изучение состава и структуры расходов;

оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных в сметах;

выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных организаций;

обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.

Источником для анализа служат:

отчет об исполнении бюджетной сметы (ф. 2);

бухгалтерский баланс (ф. 1);

книга учета ассигнований, кассовых и фактических расходов (ф. 294), книга учета ассигнований и фактических расходов (ф. 309), книга учета ассигнований и фактических расходов (ф. 309Б) или иные регистры учета – в зависимости от вида организации;

первичные документы по учету расходов (договоры, платежные поручения, ТН, ТТН, акты выполненных работ, авансовые отчеты и т.п.);

акты ревизий и проверок.

В процессе анализа исполнения бюджетной сметы, прежде всего, производится сопоставление фактических расходов со сметными назначениями в целом и по отдельным статьям. Анализ проводится в динамике за ряд лет. Также может быть определен удельный вес статей, подстатей и элементов, выделенных в смете по отношению к итоговым показателям. Фактические расходы могут быть как меньше, так и больше сметных назначений по отдельным показателям сметы. Основная же задача будет состоять в том, чтобы изучить причины отклонений фактических расходов от сметы и дать обоснованные предложения по улучшению исполнения бюджетной сметы. Следует отметить для понимания, что смета представляет, прежде всего, план приобретения (расходования денежных средств) на бюджетный год, в то время как фактические расходы отражают непосредственное потребление в большинстве случаев.

Также в ходе анализа проводится сопоставление кассовых расходов с назначениями по смете в целом и по отдельным статьям в динамике за ряд лет. В отличие от фактических, кассовые расходы не могут превышать сметные назначения, что обусловлено казначейской системой финансирования. Выявление же таких превышений может указывать на ошибки при составлении отчетности или нарушения финансово-бюджетной дисциплины.

 

3.4 Анализ кассовых и фактических расходов

Исходя из двойственного характера все расходы бюджетных учреждений подразделяются на кассовые и фактические. В ходе анализа финансирования и исполнения смет часто проводится анализ взаимных отклонений кассовых и фактических расходов. Отражение этих двух видов расходов является спецификой бюджетных организаций и обусловлено необходимостью строго контроля за расходованием бюджетных средств. При идеальной ситуации кассовые и фактические расходы должны быть равны. Однако, на практике это практически не встречается.

Увязка кассовых и фактических расходов может быть отражена по формуле:

Фр + (Омк – Омн) + (Дк – Дн) – (Кк – Кн) - Посц - Мбц = Кр,

где Фр - фактические расходы за отчетный период;

Омк - остаток приобретенных и неиспользованных материалов на конец отчетного периода;

Омн - остаток приобретенных и неиспользованных материалов на начало отчетного периода;

Дк - дебиторская задолженность на конец отчетного периода;

Дн - дебиторская задолженность на начало отчетного периода;

Кк - кредиторская задолженность на конец отчетного периода;

Кн - кредиторская задолженность на начало отчетного периода;

Посц - стоимость объектов основных средств, приобретенных в централизованном порядке (вышестоящим распорядителем) в отчетном периоде;

Мбц - стоимость безвозмездно полученных и использованных на расходы учреждения материалов, стоимость полученных и израсходованных материалов, оплаченных в централизованном порядке;

Кр - кассовые расходы за отчетный период.

В ходе анализа выявляются взаимные отклонения кассовых и фактических расходов и поясняются их причины с привлечением первичных документов и регистров учета.

Разрыв при исполнении сметы связан с тем, что не все денежные средства, перечисленные с текущего счета в казначействе или в обслуживающем банке, могут быть списаны и отнесены на фактические расходы непосредственно в момент их получения. Например, сумма начисленной заработной платы за декабрь может не равняться сумме израсходованных денежных средств со счета в банке за этот же месяц, так как выплата заработной платы за последний месяц года будет произведена в январе. Кроме того, учреждение может оплатить счет за оборудование, приборы, инструменты, но в отчетном году их не получить. Значит, кассовые расходы были произведены, а для отражения фактических расходов основания нет. Оно наступит после получения оплаченных материальных ценностей и ввода их в эксплуатацию. Уплаченная за оборудование сумма бюджетных средств переходит на следующий финансовый год и отражается в бухгалтерском балансе в виде дебиторской задолженности.

Оплаченные и полученные в отчетном году материальные ценности могут быть использованы лишь частично. В этом случае часть бюджетных средств списывается в сумме стоимости израсходованных материальных ценностей и отражается в фактических расходах. Однако фактические расходы по данной хозяйственной операции не равны кассовым, поскольку часть оплаченных материальных ценностей остается неиспользованной. Она переходит на следующий год и отражается в бухгалтерском балансе в виде остатка по счетам материальных ценностей, увеличивая его по сравнению с началом года.

Учреждение может получить по договору от других предприятий, учреждений или организаций материальные ценности и полностью их израсходовать, но не оплатить из-за отсутствия средств. Это отразится на сумме фактических расходов. Кассовые расходы в данном случае еще не были произведены, поэтому неоплаченная сумма поставщикам перейдет на следующий финансовый год. В учете и отчетности она отразится в росте кредиторской задолженности на конец отчетного периода.

Аналогичные соотношения между кассовыми и фактическими расходами могут складываться и по другим хозяйственным операциям. Их исследование позволяет выявить основные направления размещения средств, выделенных из бюджета, в процессе кассового исполнения сметы расходов и источников формирования фактических расходов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.255.150 (0.03 с.)