Анализ внебюджетной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ внебюджетной деятельности



12.1 Задачи и источники информации для анализа внебюджетной деятельности

В настоящее время учреждения, финансируемые из бюджетов различных уровней, с целью привлечения дополнительных средств, необходимых для эффективного использования государственной собственности, развития материально-технической базы и поддержания социальной сферы, ведут деятельность, разрешенную уставом учреждения, но не связанную с получением и расходованием бюджетных ассигнований - внебюджетную деятельность. Внебюджетная научно-производственная деятельность бюджетных учреждений является важнейшим и динамично развивающимся источником их доходов.

Внебюджетная деятельность весьма многогранна и существенно варьируется в зависимости от вида организации, характера ее основной деятельность, возможностей по оказанию платных услуг. Поэтому рассмотрены будут лишь наиболее общие подходы к анализу внебюджетной деятельности, характерные для большинства организаций.

Задачи анализа внебюджетной деятельности могут включать:

оценку выполнения плана по основным показателям каждого вида внебюджетных средств;

оценку исполнения сметных назначений по всем видам внебюджетных средств;

расчет влияния факторов на отклонения по основным результативным показателям (объем продукции, прибыль, себестоимость и т.д.);

разработка мероприятий по устранению выявленных в результате анализа недостатков и мероприятий по изысканию источников образования и эффективного использования внебюджетных средств;

контроль правильности образования доходной и расходной части сметы, проверка своевременности и полноты начисления и перечисления налогов в государственный бюджет.

Источниками информации для анализа внебюджетных средств являются: отчет об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств (ф. № 4), как индивидуальный (по каждому виду внебюджетных источников), так и сводный (в целом по всем внебюджетным средствам, которые имеются в организации); сметы доходов и расходов внебюджетных средств и расчеты к ним; основные показатели деятельности организации (развития сети, объема оказываемых услуг и т.п.); договоры на оказание платных услуг, сдачу в аренду и др., акты выполненных работ и другие первичные документы, калькуляции, данные оперативного учета об объему и стоимости оказанных услуг, данные бухгалтерского учета (мемориальные ордера №3, 6, 14 и др, регистры по субсчетам 237, 211, 410 и др), данные ревизий и проверок.

 

12.2 Анализ доходов от внебюджетной деятельности

До анализа непосредственно внебюджетной деятельности можно охарактеризовать общее финансовое положение организации и соотношение источников средств (бюджетная и внебюджетная деятельность).

Анализ доходов целесообразно начинать с определения их структуры. Как правило, доходы подразделяются по направлениям внебюджетной деятельности. При этом сопоставление производится с планом (сметой) и прошлыми периодами. Это может показать какие виды деятельности наиболее значимы и имеют превалирующее значение в деятельности организации. В тоже время существенные суммы дохода не являются показателем эффективности и прибыльности данного направления деятельности, и делать такой вывод без привлечения другой информации нельзя.

В отношении наиболее существенных направлений деятельности целесообразно провести более детальный анализ. Зачастую одно направление деятельности может объединять целый ряд различных видов платных услуг. Поэтому при наличии информации по видам услуг можно также определить те из них, которые имеют существенное значение.

Доходы (или выручка) зависят, как правило, от объема оказываемых услуг и их стоимости:

В = К х Ц,

где К – количество оказанных услуг одного вида,

Ц – их цена.

Указанная модель позволяет проводить факторный анализ доходов по определенному виду услуг с применением методов элиминирования.

В зависимости от вида услуг модель может видоизменяться. Например, при сдаче в аренду выручка будет зависеть от площади (в м2) и ставки арендной платы за 1 м2.

При анализе доходов следует также сопоставить сумму отраженных доходов и сумму средств, поступивших от оказания платных услуг на счета организации. Неравенство этих показателей обусловлено методом признания выручки: поступление средств не всегда связано с признанием дохода, а признание дохода не всегда говорит об одновременном поступлении средств. Результатом разрыва является образование задолженности. Анализ следует проводить за ряд лет, чтобы проследить тенденции. Безусловно, нельзя признать удовлетворительной практику, когда значительная часть доходов отвлекается из оборота в виде дебиторской задолженности.

 

12.3 Анализ расходов по внебюджетной деятельности

Анализ расходов в общем виде проводится по данным отчетов об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств. Прежде всего, изучается состав расходов по отдельным направлениям деятельности и его соответствие плановым значениям (смете). При отклонении фактических расходов от сметы выявляются причины этого.

Специфика внебюджетной деятельности бюджетных организаций заключается в том, что при планировании этой деятельности всегда предусматривается прибыль. У бюджетных организаций не допускается «перекрестное» финансирование и, следовательно, отсутствуют источники для покрытия убытка. Оказание услуг в убыток не допускается. При возникновении предпосылок к этому немедленно должны быть предприняты действия вплоть до прекращения оказания платных услуг. Поэтому анализ отклонений доходов и расходов от предусмотренных по смете имеет первостепенное значение. По мере осуществления внебюджетной деятельности необходимо контролировать соотношение доходов и расходов. Для этого может быть исчислен уровень расходов в выручке по соответствующему направлению деятельности. Соблюдение этого уровня говорит о корректном планировании сметы и правильном ее исполнении. Снижение уровня расходов оценивается положительно при условии, что достигнута обоснованная экономия без ухудшения условий работы и качества услуг. Увеличение же уровня расходов вплоть до 100% является индикатором снижения прибыли до порогового значения.

На основании отчетов об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств может быть проведен анализ соотношения кассовых и фактических расходов по внебюджетной деятельности, однако его значение для управления организации значительно ниже, чем в отношении расходов по бюджету.

По наиболее значимым направлениям внебюджетной деятельности и видам услуг проводится детальный анализ каждой статьи расходов на предмет поиска резервов снижения себестоимости. Анализ затрат по отдельным видам услуг может быть проведен в разрезе экономических элементов или калькуляционных статей при наличии соответствующей информации в системе учета. При анализе материальных затрат может быть проверено соблюдения норм расхода установленных НПА, внутренними документами организации или использованных при составлении калькуляции. В том числе на сумму материальных затрат могут влиять как количество использованных материалов, так и цена их приобретения. Т.к. затраты на оплату труда зачастую занимают существенный удельный вес в структуре себестоимости платных услуг, то как правило эта статья расходов также подвергается детальному анализу.

В практике анализа коммерческих организаций применяется классификация затрат на постоянные и переменные. Их размер и соотношение влияют на величину финансового результата. Эта методика может быть применена и к бюджетным организациям в части их внебюджетной деятельности, если система учета в организации позволяет получить необходимые данные.

 

12.4 Анализ формирования и использования превышения доходов над расходами

Т.к. бюджетные организации используют средства от внебюджетной деятельности только на развитие организации и материальное поощрение работников (в отличие от коммерческих организаций, прибыль которых принадлежит собственникам), то понятие «прибыль» в отношении их финансовых результатов применять не принято. Тем не менее, порядок формирования финансовых результатов в целом схож с коммерческими организациями. Поэтому методики анализа финансовых результатов коммерческих организаций могут быть применены и бюджетными организациями при условии их некоторой адаптации.

Наиболее общая модель формирования превышения доходов над расходами имеет следующий вид:

Превышение доходов над расходами = Доходы – Расходы.

Т.к. доходы и расходы могут изменяться независимо друг от друга и в то же время зависят от объема оказанных услуг, то более точной будет следующая модель:

 

ФР = V х (Ц – С/с),

где ФР – финансовый результат (превышение доходов над расходами),

V – объем услуг в натуральном выражении,

Ц – установленная цена услуги,

С/с – себестоимость услуги.

 

Данная модель применима, если речь идет об одном виде услуг и есть возможность определить объем оказанных услуг в натуральном выражении.

Методика маржинального анализа предполагает выделение постоянных (не зависящих от объема производства и оказания услуг) и переменных затрат (которые прямо зависят от объема производства и оказания услуг). В этом случае модель для анализа финансовых результатов будет иметь следующий вид:

 

ФР = V х (Ц – Зпер) – Зпост,

Где ФР – финансовый результат (превышение доходов над расходами),

V – объем услуг в натуральном выражении,

Ц – установленная цена услуги,

Зпер – переменные затраты на единицу продукции/услуг,

Зпост – постоянные затраты на весь объем производства/оказания услуг.

 

В бюджетных организациях трудности при проведении анализа по приведенным методикам сопряжены часто с отсутствием необходимой информации в системе бухгалтерского и управленческого учета.

Результативность экономической деятельности может быть охарактеризована показателями рентабельности. В экономической литературе различают рентабельность по себестоимости и рентабельность по выручке. Они рассчитываются следующим образом:

 

; ,

 

где – рентабельность услуг по себестоимости,

ФР – финансовый результат (превышение доходов над расходами),

– себестоимость услуг,

– рентабельность услуг по выручке,

В – выручка от оказания услуг.

 

Кроме общего превышения доходов над расходами определяется также размер превышения, остающийся в распоряжении организации после уплаты предусмотренных налогов и иных платежей в бюджет. Он близок по сути к понятию «чистая прибыль» в коммерческих организациях. В этом случае общая модель формирования превышения доходов над расходами дополняется следующим образом:

 

 

Информация для анализа может быть почерпнута из отчетов об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств, мемориального ордера №14, налоговых деклараций и др.

В соответствие со статьей 79 БдК, если бюджетные организации вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные внебюджетные средства после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды и осуществления расходов, связанных с этой деятельностью, в том числе в части возмещения произведенных расходов бюджета, остаются в их распоряжении и используются для обеспечения функционирования этих организаций по направлениям, определяемым Правительством Республики Беларусь, и развития материально-технической базы, осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности, если иное не установлено БдК или иными законодательными актами. Т.о. несмотря на то, что средства от внебюджетной деятельности остаются в распоряжении бюджетной организации, направления их использования ограничены в сравнении с коммерческими организациями.

При анализе использования превышения доходов над расходами должны быть установлены направления использования средств и их правомерность. Определяется удельный вес каждого направления. Сравнение целесообразно провести с предыдущими периодами, чтобы установить динамику в использования средств. Размер использованных средств по отдельным направлениям зависит от общего объема средств, оставшихся в распоряжении организации за исследуемый период. Информацию об использовании превышения доходов над расходами можно получить из регистров и расшифровок операций по субсчету 411 "Использование прибыли".

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.017 с.)