Философия и ее роль в жизни человека и общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и ее роль в жизни человека и общества.



Философия и ее роль в жизни человека и общества.

Философия (филио - любовь, софия – мудрость).

Предмет философии.

1. Философия рассматривается как наука. Но в отличии от других наук, изучающих конкретные явления, философия – наука о всеобщем, но всебще нельзя мыслить в отрыве от конкретного. Всеобще философия существует в форме целостности, в форме синтеза конкретного.

2.Философия как мировоззренческая форма сознания.

Философия дает предельно общие знания о мире, о человеке, его предназначении, о разных формах бытия, которые могут стать и становятся самостоятельными предметами познания.

Специфика философского познания.

Философия – есть мировоззренческая форма сознания.

Мировоззрение – совокупность представлений, взглядов, теории, учений и т.д. о окружающем нас мире, о человеке, о положении его в этом мире, о взаимосвязи и взаимодействии человека с обществом, природой.

Формы мировоззрения:

Мифология→Религия→Философия

Мифология – самая ранняя мировоззренческая форма сознания. Мифология и Религия – до философские формы сознания.

Мифология - мировоззренческая форма сознания, основанная не на теоретических формах и рассуждениях, а на:

– художественно-эмоциональном переживании мира (для ранних этапов развития человека);

– общественных элюзиях, рожденных на неадекватном восприятии большими группами людей социальных процессов и своей роли в них.

Религия -мировоззренческая форма сознания, гораздо ближе к философии, ей также присущ взгляд в вечность, ценностное отношение к жизни, поиск высших целей и мыслей.

Между ними есть принципиальные различия: религия – сознание массовое, базирующееся на истинах веры, а философия – сознание теоретическое, базирующееся на истинах разума.

Кроме форм мировоззрения можно выделить типы мировоззрения:

1. Космоцентризм. Центр мироздания – космос.

2. Теоцентризм (teos – бог). Центр мироздания – бог (актуален в средневековье до 14 века).

3. Антропоцентризм (антропос – человек). Центр мироздания – человек (с эпохи возрождения до сегодняшнего дня).

Уровни мировоззрения. Философия –

1)мироощущение (восприятие мира в чувствах и эмоциях)

2)философское познание интимно-личностное, сопереживающее, сострадающее познание

3)миропонимание, которое предполагает ценностное и нравственное отношение к целостности мире.

Философия не тождественна науке, так как для философии главным является отыскание смысла бытия, и формирование картины мира в соответствии со смыслом бытия.

Философская истина не тождественна научной истине, так как философская истина также объективна, но переживается каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом.

Основные функции философии.

- Мировоззренческая функция

- методологическая функция (способствует развитию методологии)

- Познавательная (гносеологическая) функция – способствует развитию познания в целом

- Информативная функция (способствует развитию информации)

- Культурологическая

- Аксиологическая функция (развитие ценностного понимания)

- Эстетическая и этическая

- Эвристическая функция (связано с новизной).

Тема № 2. Исторические типы философии и философствования.

Древняя философия.

Основные идеи философии Возрождения.

1)Начинает утверждаться антропоцентризм

2)Постулирование творческой сущности человека

3)Утверждаются идеи гуманизма. Признание человека личностью с неотъемлемыми личными правами.

4)Эстетическое понимание действительности доминирует над научными и морально-этическими проявлениями.

 

Философия нового времени.

Представители: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза. Философия периода Европейских революций. Философский роялизм, либерализм, романтичный демократизм.

Ф.Бэкон (1561-1626). «Знание – сила». Основные идеи изложены в: «О достоинстве и приращении наук», «Новая Атлантида», «Новый Арганаф». Основа философии Бэкона – практическая. Цель философии – дать возможность человеку средствами науки и изобретений овладеть силами природы. В классическом понимании Бэкона – это эмпиризм. Основа познания - чувственный опыт. В вопросе отношения веры и разума Бэкон придерживался идеи двойственной истины. Истина – двойственна, т.е. существуют истинные откровения, ими занимается теология, и истина разума – это удел философии. Эти истины строго разделены и не пересекаются. Например, существование Бога доказывается разумом, и триединство божества может быть понято только через откровения. Бэкон предложил концепцию «идолов познания» - дурные привычки ума, приводящие к познавательным ошибкам. Он выделяет 4 рода Идолов познания: 1) «Идолы рода» - искажения, свойственные самой природе человека. Например, ожидание всеобщего порядка, большего, чем существует в природе, или истолкование новых идей в духе прежних. 2)«Идолы пещеры» - личные суеверия, которые возникают не от природы, а от воспитания и общения с другими людьми. «Одни обнаруживают в вещах общее, как Платон, а другие обращают внимание на частное, единичное». 3)«Идолы рынка» - привычки к неточному и двусмысленному словоупотреблению. Существует ли общепринятые значения у широко используемого слова – судьба? 4)«Идолы театра» - ошибки, связанные с влиянием общепринятых философских учений, а прежние философские системы есть не более чем театральные комедии о вымышленных мирах.

Бэкон выделяет типы опытов и типы путей познания. Существуют опыты плодоносные и светоносные. Плодоносные – те, которые дают реальные результаты. Светоносные – те, которые дают приращение к знаниям. Он считает равноценными и те, и другие. Рассуждая, о типах путей познания, он выделяет 3 пути: 1)Путь паука – как паук плетет паутину из самого себя, так и ученый может выводить истины из постулированных общих аксиом. 2)Путь муравья – чистый эмпиризм, получение опытов из опытов, практики из практики без теории. 3)Путь пчелы – синтез достоинств предыдущих путей познания.

Бэкон предложил классифицировать науки, и в основу он положил познавательные способности человека. Их 3: 1)память; 2)воображение; 3)рассудок. На памяти основана история; на воображении основано искусство; на рассудке основаны теоретические науки: 1)философия; 2)естественная теология, познание Бога через факты природы; 3)Философия природы; 4)Антропология. Антропологию он разделяет на философию человека и гражданскую философию (политику). Философия человека делится на: логику, психологию, этику. Вывод: Бог замыслил преобразовать мир, превратив его в царство человека над природой.

Рене Декарт (1596-1650). В историю философии вошел, как опровержитель эмпиризма и обоснователь гносеологии (рационализма). Основной источник познания – человеческий разум. «Картезианское сомнение». Рассуждение о методе и метафизические рассуждения. Декарт в своей философии отвергает истинность эмпирического познания. Скептицизм в отношении эмпирического познания Декарта имеет только одно исключение: «Невозможно сомневаться в реальности того, что ведет к сомнению, а именно в реальности мыслить». Из этого он делает вывод: «Я мыслю, следовательно, я живу». Принцип «картезианского сомнения» означает процесс восхождения к идее, что мысль есть высшая ценность бытия. Единственная ценность и единственное измерение истины человеческой – это мысль. Декарт выводит критерии истины: «Все, что мы воспринимаем абсолютно ясно и отчетливо – есть истина». Суть гносеологического рационализма Декарта - противоположность эмпиризму Бэкона, заключается в том, что чувственные познания не упорядочены и «общо нас с животными». Истинно человеческое восприятие составляет только усмотрение умом.

Б.Спиноза (1632-1677). Основные философские идеи: «Этика». Является опровержением и эмпиризму Бэкона, и Декарта.

Антология Спинозы. Он утверждал, что существует только одна субстанция как истинно существующая, как причина самой себя. Субстанция – Бог или природа. Ничто более не является самосуществующим, никакая часть мира не способна существовать самостоятельно, без других частей, без мира в целом. Ни отдельные части материи, ни общие атрибуты (свойства, мышление и т.д.), ни индивидуальность души не является вещами, все они есть аспекты божественного существа. Все в мире происходит согласно абсолютной божественной необходимости. Нет ни случайности в физическом мире, ни свободы воли в духовном мире. Если что-то произошло, оно должно было произойти и именно так, а не как-нибудь иначе. Из абсолютной божественности и обусловленности мира вечный вопрос о добре и зле абсурден. Какие могут быть добро и зло, если все одинаково в мире есть божественное благо. Истина существующая всегда божественная и положительная. Отрицательное же может лишь привидеться светлому ограниченному существу, рассматривающее части Вселенной как самостоятельные и незнающие всех нюансов божественного промысла.

Идеи гносеологии Спинозы. Существует несколько критериев совершенства познания. Он выделяет 3: 1)Знание о предмете тем совершеннее, чем шире та условность, которая этот предмет познает, т.е. определение предмета, как того, кто он есть внутри себя – ложно. Правильное определение – есть отрицание, т.е. определение того, чем предмет не является, выведение его за рамки собственной границы. 2)Познание тем совершеннее, чем менее видна положительность познаваемого предмета. 3) Правильные познания есть умение взглянуть на вещи и события с точки зрения вечности. Время существует только для человека, а Бог видит мир вневременным и вечным. Только невежда думает, что можно изменить будущее. Бог – субстанция. Он вне времени. Своей гносеологией Спиноза предлагает собственную версию веры. Вера – познавательная любовь к Богу. Познание всего как части Бога и есть любовь в Бога. Спиноза отстаивает идею бессмертия, т.к. в Боге существует идея, выражающая сущность каждого человека. Эта идея и является вечной частью души. То что я считаю смерть злом также неистинно, как любое человеческое понимание зла. Вечная часть души в последствии увидит, что смерть – благо.

Философия роялизма. Филмер (1604-1688). Теория божественного права королей. Общефилософским принципом выступают идеи об изначальной данности Богом некоторых идей и установок. Наиболее ценными знаниями душа обладает априори (вне опыта). Бог изначально даровал власть определенным лицам и эти лица, и их потомки и составляют священное и единственно законное правительство. Восстание правительству – не только преступление перед властью, но и преступление перед Богом. Идеи: сохранить общественный строй и порядок.

Философский либерализм. Д.Локк (1632-1704). Положил идею собственности. Собственность – то, что человек извлек из природы, также соединил и соединяется своим трудом. Государство и гражданское общество основывается на собственности. Основой общественного договора является учреждающее государство. Государство – социальный институт, для охраны собственности и разрешений, связанных с собственностью, противоречиями и недоразумениями. Граждане лишь те, ибо имеет собственность, но и в государстве собственность не вполне оберегаема. Например, от произвола тирании, абсолютной монархии. Для того чтобы не зависеть от воли властей, люди создают законы и законодательства. Важнейший принцип либерализма – принцип законности, который гласит: «Ни для одного человека, находящегося в обществе не может быть исключений из законов этого общества.» Чтобы не допускались волюнтаризм, свободное толкование законов, либерализм предлагает систему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, с передачей каждой из них особому кругу лиц. Философский либерализм предлагает критерии разрешения спорных социальных вопросов, и такой волей является не божественная воля, а воля большинства. Теория либерализма сформулировало систему демократических свобод. Для роста просвещения необходима свобода печати, для беспрепятственной конкуренции – свобода совести и веротерпимость. Для контроля над политиками необходима свобода слова и свобода количества.

Романтический демократизм. Жан Жак Руссо (1712-1778). Основные идеи изложены в «Общественном договоре». Главные идеи – прямое и безусловное народоправство. Человек по натуре своей добр, и только общество со всеми его атрибутами делает человека дурным. Прямое участие каждого гражданина, а не представительное правление как либерализм. Существует 1 способ достижения равенства – способ, при котором каждый гражданин отдает все свои права в пользу общины в целом. Руссо отстаивает идею отчуждения прав. Путь к миру лежит в отказе от всех воль, кроме всеобщей воли. Всеобщая воля – равнодействие мнений сознательного народа. Осуществление всеобщей воли невозможно, но к нему надо стремиться.

Николо Макиавелли (1469-1527). Политическая философия. Свои идеи изложил в сочинении «Государь». Цели государя – раскрыть, как власть завоевывается, как она удерживается, как и почему она теряется.

Основные положения:

1)Государю, завоевавшему власть, не следует опираться на тех, кто вместе с ними возглавлял политический переворот, они будут считать себя равными государю и никогда не станут хорошими слугами. Также не следует приближать к себе и допускать к власти тех, кто когда-либо в прошлом был обижен тобой и тех, кто будет бояться тебя в будущем. Из ненависти или страха люди мстят, а не служат, и даже новые благодеяния не способны изгнать страх или память о старых обидах. Государь может смело приближать к себе того, кто раньше считался врагом, тот захочет делами доказать неправильность прежних мнений о себе.

2)Избранному государю Макиавелли советует опираться не на знать, «Ей все равно не угодишь», а на народ. Народу нужно немного, достаточно время от времени бросать «кость», что народ почувствовал, что его угнетают чуть меньше, чем раньше. Государю, желающему долго удерживать власть, следует заботиться о регулярной ротации (замещении) высших политических кадров, т.к. люди, продолжительное время находящиеся при государе, поневоле начинают себя чувствовать равным ему, что грозит дурным служением или переворотом.

3)О государе судят по советникам (короля эту роль играет его свита). Они должны быть авторитетными, но не специалистами в политике, и т.д. Авторитет свиты будет умножать авторитет самого государя и не смогут влиять на принятие политических решений.

Методы:

Как пользоваться насилием и благодеянием? Насилие нужно применять сразу и единовременно, а вот благодеяние полезно оказывать мало-помалу, чтобы облагодетельствованные могли распробовать их как можно лучше.

Как обращаться с народом? Народ должен время от времени служить государю. Люди больше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто делает добро им. Государь должен внушать народу надежду на скорое улучшение жизни, напоминать народу, что вокруг много врагов и враг беспощаден, осаживать излишне строптивых. Мудрость государя состоит в Ом, чтобы когда позволяют обстоятельства, искусно создавать себе несильных врагов и одерживать над ними победу. Толпа любит победителей.

Политическая философия Макиавелли пытается сказать, что человек может все, а свергнутые государи должны осуждать не фортуну, а себя. В политике как и всюду важна сильная личность, но если личность, как правило, противостоит обстоятельствам, то политическая личность – умение приспосабливаться к обстоятельствам.

 

 

История русской философии.

Советская философия.

Начало 20-х годов 20 века. Представители: Бердяев, Ильин, Бумаков, Шостакович, Коржавин и др. В России все были репрессированы.

Первый под этап (1922-1930). Суть: идеологические тиски уже сформировались, но еще не до конца сжались. В рамках оставалось место для моров и репрессий. Например, дискуссия о соотношении биологического и социального факторов. Дискуссия вокруг Марксистского понимания Базиса.

2 под этап (1930-1953). Советская философия утверждала, что Сталин авторитет.

3 под этап (1953-1990). Кроме марксизма и ленинизма в сталинском понимании есть сам Маркс, и это дало толчок многим направлениям (диалектическая логика, отечественная методология науки, развивается философия культуры, человека, техники). А с 90-х годов наступает новая эпоха отечественной философской мысли. Нет государственной идеологии, и создаются условия для свободного развития философского знания. Утверждается плюрализм.

Начиная с 90-х годов, отечественная философия выходит на новый этап, когда осуществляется абсолютизация мыслей. Развитие философии и философской мысли начинало во многом возвращаться к тем традициям, которые заключала в себе философия 19 начала 20 века и вбирая в себя наиболее ценное из западной философии 20 века.

 

 

Понятие материи.

Понятие материи не достижимо человеку априори (вне опыта).Не с него как с понятия начинается формирование мировоззрения человека, и решено не в каждом индивидуальном мировоззрении оно имеется. Но если оно есть, то выступает, прежде всего, результатом самой мироосмысленности. Материя как понятие – это, прежде всего результат внутреличностного осмысления мира и его личности. Вопрос о сущности понятия материи затрагивает основы любого более или менее развитого, а тем более, философского мировоззрения и его обнаруживание при множественности индивидуальных мировоззрений на мир не может инициировать и множественности трактовок понятия материи. Вместе с ним философский плюрализм не исключает единства по каким-то важнейшим параметрам. Определений и понятий материи действительно множество. И можно составить их перечень. В нем окажется не один десяток определений, которые могут быть пригодны в тех или иных познавательных ситуациях. И главной сложность заключается в том, какое из них взять в качестве исходного. Многие современные философы считают, что в качестве исходного определения понятие материи - объективная реальность, существующая независимо от человека и отображаемая им. Приведенное определение материи максимально философично, поскольку оно характеризует материю через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набора его свойств, как это часто имело место в прошлом. При этом, определение материи через понятие вещества не отвергается полностью. Оно может и должно быть включено в ряд других, дополнить их, но все-таки главным должно оставаться философское определение. В приведенном определении понятия материи утрирует понятие сознания. Однако, в философской литературе при рассмотрении понятия материи содержание понятия сознания поясняется редко. В результате не используются многие возможности для представления о материи, наполнение ее мировоззренческого смысла. Одно из наиболее распространенных трактовок к понятию сущности сознания на сегодня может быть принято следующее:

Сознание – высшее, свойственное только человеку и связанное с речью, головным мозгом, заключающееся в обобщенном целенаправленном и оценочном отображении действительности, в предварительном мысленном построении действии и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Данное определение относится к сознанию человека как индивида и на большее не претендует. Помимо индивидуального сознания современная наука выделяет общественное сознание. Кроме того, современная наука допускает существование форм инопланетного сознания. В настоящее время перед философией стоит активная задача дальнейшей разработки понятия сознания в его обобщенном виде, и на этой основе дальнейшего развития понятия материи. Затрагивая основной вопрос мировоззрения, иногда при соотношении материи и сознания понятие сознания наделяется понятием мышления. Это не совсем корректно. При рассмотрении, сознание не тождественно мышлению, поскольку помимо рационального познания, сознание включает в себя чувственное отражение действительности, а также совокупность человеческих эмоций и переживаний. Поэтому более точно соотносить материю с психикой (включает сознание и бессознание) или материю можно соотносить с философским понятием духа. На философскую проблему духа в нашей отечественной философии на многие десятилетия было наложено табу. Сейчас началось возвращение к забытому. В русской философии вызывает интерес начало 20 века.

Бердяев К.А. «Дух имеет многие признаки, в том числе такие, которые рациональным путем нельзя удалить. Вследствие такой сложности духа как особенного феномена бытия, его определение в понятиях затруднительно. Дух не есть видимая вещь. Дух совсем не есть вещь среди вещей. Дух рассматривается в субъекте, а не в объекте. Дух есть иное, высшее качество существования, нежели существование душевное и телесное. Трехчленное понимание человека как существа духовного, душевного, интересного, имеет вечный смысл и должно быть сохранено. Это не означает, что в человеке есть духовная природа наряду с природой телесной и душевной. Это значит, что тело и душа человека могут выступить в ином порядке духовного существования, что человек может перейти из порядка природы в устройство смысла, из порядка разбора и вражды в порядок любви и объединения. Дух – есть божественный элемент в личности».

Даль В. «Дух – бестелесное существо, обитатель невещественного и существующего мира, бесплатный житель недоступного поля духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру божества, ум, волю или же стремление к небесному».

Радлов Э. «Дух означает начало, противоположность телу. А в противоположности душе дух означает высшие душевные способности разума. Такое понимание духа мы находим в русской философии начала прошлого века, которое дошло до нас в неизменном виде».

Однако вернемся к пониманию материи. Приведенное в начале определение материи, которое часть называют гносеологическим определением, предполагает абсолютную противоположность материи и сознания.

В гносеологическом плане материя и сознание выступают как абсолютные противоположности. 3 аспекта противоположности:

1)В гносеологических образах (чувственных и понятийных) нет самих материальных предметов, нет ни грамма вещественности от этих объектов. Гносеологические образы – особенный мир, субъективная реальность.

2)В сознании формируются модели, подлежащие опредмечиванию (материализации).Благодаря творческой природе сознания создаются идеологические образы не имеющие прямых аналогов в материальной действительности.

3)Состоит в зависимости индивидуального сознания от материального бытия, реалистическая конечность, смертность индивидуального сознания, и в этом отношении его полная противоположность материальному бытию.

Вторая сторона определения материи это антологическая сторона. С антологической стороны материя есть субстанция. Следует признать, что в современной философии нет однозначного подхода к пониманию субстанции. Поскольку это не является нашей темой рассмотрения, поэтому, не погружаясь глубоко в эту проблему, отметим, что более целесообразно употреблять термин субстанции, прежде всего в общекатегоричном значении, связанным с противоположностью материализма и идеализма. Материализм исходит из понимания материи как единственной существующей субстанцией. Материя как субстанция не сотворима, неуничтожима, она вечна и бесконечна.

Структура сознания.

1.Его принято называть как сфера телесно-чувствительных способностей человека и получаемых на их основе знаний. Она включает в себя ощущение, восприятие, представление как первичную информацию о внешнем мире, о собственном теле и о его взаимоотношении с другими телами. Главная цель и регулитив этой сферы – полезность и целесообразность человеческого тела в мире окружающих природных, социальных и других человеческих тел.

2.Логико-понятийная сфера сознания. Она включает общие понятия аналитико-синтетических мыслительных операций и логических доказательств. Главная цель и регулитив – стремление и постижение истины. Вместе 1 и 2 сферы образуют внешне познавательную составляющую сознания, физиологи называют левой половиной сознания.

3.Эмоциональная сфера сознания. Она включает в себя инстинктивно афектные состояния (стрессы, эмоции, галлюцинации), а также чувства, отличающиеся осознанностью и наличием образной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть). Главная цель и регулитив – принцип удовольствия.

4.Ценностно-мотивационный компонент. Включает в себя духовные идеалы и высшие мотивы личности. Главная цель и регулитив – стремление к высшим человеческим ценностям (красота, добро, правда, справедливость). Вместе 3 и 4 сектора образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания или правую половину сознания.

Деление на сегменты.

Поле сознания – круг. Под над сознательным понимается связь человеческого разума с мировым (божественным и космическим). Это выход за пределы собственных телесных и сознательных границ. Проблема сознания связана с вопросом о самосознании. Существуют концепции, в которых выделяется сознание, а за его рамками самосознание. Между тем большинство современных исследователей рассматривают сознание как включающее в себя 3 составляющих: предметное, сознание как переживание, самосознание.

Самосознание в данном случае это есть не только познание себя, но и определенное отношение к себе, т.е. самооценка. У разных людей разная степень самосознания. У одного и того же человека в разных ситуациях, в разное время может быть разное самосознание. Самосознание это то, что делает человека личностью.

Источники сознания.

Вульгарно-материалистический подход, согласно которому мыслительные процессы отождествлялись с вещественными изменениями. Широкое применение получил объективно-идеалистический подход, т.е. знание не зависит от мозга. Феноменологический подход и современный материалистический подход. Согласно современному материалистическому пониманию выделяем 4 основных источника познания:

1)Внешний предметный и духовный мир

2)Социо культурная среда: этические и эстетические установки, социологические идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания, средства и способы познавательной деятельности

3)Духовный мир индивида. Его собственный уникальный образ жизни, переживаний.

4)Мозг как макроструктура, природная система, т.е. сюда входят физиологические и биохимические составляющие мозга, которые оказывают влияние на характер восприятия мира.

Главная сущность современного материального подхода состоит в том, что отношение мозга и содержания сознания должно рассматриваться не как отношение причины и следствия, а как отношение органа и его функций.

Вывод: Источником индивидуального сознания является не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов), не сам по себе мозг, как у вульгарных материалистов, а объективная и субъективная реальность, отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

 

Сознание и бессознательное.

Понятие бессознательного долгое время в нашей отечественной философии и науки находилось под запретом. Рассматривалась как буржуазное, лженаучное. И только в 70-е годы начинается процесс реабилитации. Бессознательное – это есть совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент контролю со стороны сознания. К бессознательным относят сновидения, гипнотические состояния и состояние невменяемости (аффекта). Все, что не находится в данный момент в фокусе сознания индивида, но может быть включено в сознание посредством памяти нельзя относить к бессознательному. Бессознательное – это также и инстинкты (безусловные рефлексы) как следствия биологической сущности человека. Инстинкты могут порождать и порождают подсознательные желания, которые позже могут попадать в сферу сознательного. Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, а затем погружаться в сферу бессознательного.

Автоматизмы – достаточно сложные действия человека, осуществляющиеся первоначально под контролем сознания, но в результате повторения приобретают бессознательный характер. В этой связи можно говорить об особенном слое бессознательного, который называют подсознательным. Подсознательное – это такие психические явления, которые связаны с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

Как соотносится между собой сознание и бессознательное? По Фрейду психика человека состоит из 3-х сфер:

1)бессознательное (оно)

2)сознание (я, эго)

3)сверх я (сверх эго), под которым Фрейд понимает внутри личностную совесть, сознательность внутри сознания человека. Карл Юнг выделял в бессознательном архетипы – психологические осадки всего, что было пережито человеком. На этом основании Юнг сделал вывод: «Нет рожденных представлений, а есть вражденная способность представлений».

Основные выводы по соотношению сознания и бессознательного.

Бессознательное и сознание – две относительно самостоятельные стороны единой психики человека. Между ними возможны конфликты, противоречия, но вместе с тем они взаимообуславливают и взаимодополняют друг друга. Хотя в генезисе бессознательное выступает первым этапом, а сознание вторым. Тем не менее, с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, а становится относительно самостоятельным уровнем и более того под воздействием сознания бессознательное развивается, обогащается и по структуре, и по функциям, и по содержанию, т.к. бессознательное специализируется, т.е. также как и сознание становится биосоциальным.

Проблемы идеального.

Идеальное – это характерная черта, главнейший признак сознания (как индивидуального, так и общественного). К пониманию идеального существуют 2 основных подхода:

1)Идеальное рассматривается как нетождественно субъективная реальность. К идеальному относятся только образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Человек обретает идеальное только в ходе приобщения к историческому развившимся формам общественной жизнедеятельности только вместе с культурой. Идеальность – есть аспект культуры, ее свойства, но нет человека, нет идеального. Но человек при этом рассматривается не как отдельный индивид с его мозгом, а как существо социальное, как совокупность общественных отношений.

2)Заключается в неразрывной связи идеального с индивидуальным уровнем сознания, с психикой человека. Здесь обосновывается основополагающий характер по отношению к общественному сознанию. Согласно 2-го подхода идеальное охватывает всю субъективную реальность. Это всякое знание, существующее в форме субъективной реальности. Идеальное – гносеологические образы (образы будущих предметов) и высшие ценности бытия человека, которые подлежат реализации в деятельности человека. Идеальное как бы двухполюсно. Опирается на материальное, и в этом оно вторично, и вместе с тем устремлено на новое материальное, и в этом оно первично.

Основные типы идеального:

1)По уровню сознания: индивидуальное и общественное.

2)По направленности: гносеологическое и агсиологическое.

3)По отношению к практике: теоретическое и практическое.

 

 

Научная рациональность.

Познавательная деятельность человека сформировалась задолго до возникновения науки, как специфического способа духовно-практического освоения действительности. Познавательный (когнитивный) элемент включен органически и во все вне научные способы духовной деятельности человека (религиозное, нравственное познание). Сама философия как специфический вид познавательной деятельности не совпадает полностью с наукой. Однако, если в других формах духовной деятельности когнитивная компонента является одной из составляющих процесса освоения мира, то в науке эта когнитивная компонента является основной и доминирующей подчиняющей себе все другие стороны духовной деятельности, поэтому особенности именно познавательной деятельности выступают в науке более рельефно и их изучение позволяет составить более полную картину познавательной деятельности человека в целом.

Специфика научного познания наиболее полно и точно выражается в понятии научной рациональности. В самом общем виде рациональность есть постоянная апелляция к доводам разума, максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений, при принятии решении, касающихся судьбы познавательных рассуждений (утверждений).

Рационализм противостоит с одной стороны эмпиризму, с другой сенсуализму. Различие между этими направлениями состоит в понимании основного источника познания. Для рационализма основным источником является разум, для эмпиризма – чувственный опыт, для сенсуализма - чувственные познавательные способности.

Предпосылками научной рациональности (это связано с особенностями научного познания) является:

1)понятийная деятельность (освоение мира в понятиях, что позволяет науке выполнять основные познавательные функции (описание, объяснение и предсказание явлений определенной предметной области))

2)доказательность

3)системность

В основе доказательности и системности лежит логическая взаимозависимость научных понятий и суждений. 2) и 3), те качества, которые отличают научное познание от обыкновенного.

В истории философии можно выделить ряд этапов в развитии представлений о научной рациональности:

1. Дедуктивистская модель научной рациональности, начиная с античности до начала нового времени. В этой модели научное знание выступает как дедуктивистская упорядоченная система положений в основе, которой лежат общие предпосылки, и все остальные положения выводились из этих общих посылок дедуктивным путем. Эвклид, Аристотель, Декарт.

2. Индуктивистская модель научной рациональности появилась с развития экспериментальных наук. Доминировала 17-19 века. Родоначальник Френсис Бэкон. В этой модели определяющим фактором обоснованности научного знания выступают опыт, факты, полученные в ходе наблюдения и эксперимента, а функции логики состоят лишь в установлении логикой зависимости положений разной общности от фактов. Во второй половине 19 века становится ясно, что индуктивистская логика не имеет надежного обоснования, и поэтому выводы, полученные на ее основе, не имеют вполне доказательного значения.

3. Критический рационализм. Сначала 20 века. Одним из главным идеологом был К. Поппер. Рациональность рассматривается как критическое отношение к результатам научных исследований с одной стороны, научное знание гипотетично – с другой. Оно подвержено ошибкам, которые в процессе научного познания должны элиминироваться (удаляться). «Метод догадок и опровержений». На практике оказался настолько жестким и упрощенным, что ни один реально работающий ученый ни смог по-настоящему следовать этому методу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.098 с.)